Расширение аналитических возможностей человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расширение аналитических возможностей человека



Применение программных алгоритмов при поиске полезных закономерностей в больших объемах данных называется интеллектуальным анализом данных. Первым серьезным шагом в этом направлении стало создание системы оперативной аналитической обработки (OLAP), которая существенно повышает эффективность обслуживания многих видов запросов. Благодаря ей данные, собираемые ранее только в целях бухгалтерского и финансового учета, стало возможно использовать в моделировании, прогнозировании и принятии решений.

Издательская компания HarperCollins использует OLAP-систему на базе ПК для контроля за ходом книжной торговли в реальном масштабе времени. Это позволяет ей печатать ровно столько экземпляров, сколько требуется дистрибьюторам. Таким образом удается избежать образования в канале сбыта больших товарных остатков, которые пришлось бы потом принимать обратно. После всего лишь года эксплуатации новой системы возврат непроданных экземпляров наиболее популярных изданий HarperCollins сократился с более чем 30% приблизительно до 10%, а за каждым из этих процентов стоят миллионы долларов экономии.

…В числе сложных задач, справляться с которыми помогает интеллектуальный анализ данных, - прогнозирование вероятности покупки клиентом определенного товара на основе его возраста, пола, демографических характеристик и других признаков; выделение групп клиентов, характеризующихся сходным поведением при просмотре информации в сети; выявление предпочтений конкретного клиента с целью предоставления ему индивидуализированного обслуживания; определение времени суток и дней недели, когда наиболее часто посещаются те или иные страницы или наиболее часто поступают обращения по телефону; идентификация товаров, которые часто покупаются вместе.

…В бизнесе интеллектуальный анализ данных наиболее широко применяется в маркетинге, когда компании анализируют свои базы данных для выявления предпочтений клиентов, а затем делают им специальные адресные предложения. Например, авиакомпания American Airlines использует сведения о 26 миллионах участников своей программы для постоянных клиентов – такие, как предпочитаемые ими гостиницы, рестораны и агентства по прокату автомобилей – для разработки адресных маркетинговых компаний, которые уже позволили ей сэкономить на издержках более 100 миллионов долларов.

Экономия получается благодаря созданию более точной модели клиента и уменьшению объемов рассылки. Вот характерный пример. Кампания по продвижению нового вида кредитных карточек методом прямого маркетинга дает обычно эффект в 2% случаев. В 1997 году банк Mellon Bank USA поставил перед собой цель привлечь дополнительно 200 тыс. клиентов. При использовании обычных методов для этого потребовалось бы охватить рассылкой 10 млн. кандидатов. Вместо этого с помощью технологии интеллектуального анализа данных было получено около трех тысяч моделей наиболее вероятных клиентов. Путем дальнейшего уточнения выделили группу моделей, которая, по результатам тестирования, позволяла получить положительный отклик в 12% случаев. Таким образом, для привлечения 200 тыс. новых клиентов оказалось достаточно обратиться с предложениями лишь к двум миллионам человек вместо десяти. Более того, сокращением рекламных издержек выгоды предприятия не ограничились: прибыльность для банка клиентов, привлеченных в результате этой акции, оказалась в среднем втрое выше обычной, поскольку технология интеллектуального анализа позволила найти именно тех людей, чьим нуждам услуги, предлагаемые Mellon Bank, соответствуют наиболее полно.

Билл Гейтс. "Бизнес со скоростью мысли" С. 234-235


Глава 8. Технология проектирования и внедрения
автоматизированных информационных систем

Первое правило для применения любой техники или технологии в бизнесе: автоматизация эффективной операции умножает ее эффективность. А второе: автоматизация неэффективной операции умножает ее неэффективность.

Б. Гейтс

8.1. Технология проектирования, разработки и внедрения
автоматизированных ИС [115]

Процесс разработки и внедрения автоматизированных информационных систем (ИС) представляет собой сложный, достаточно длительный многоэтапный процесс, в реализации которого участвуют специалисты разного профиля. В настоящее время не существует единых стандартов, регламентирующих процесс разработки ИС, обязывающих разработчиков четко следовать определенным, раз и навсегда установленным правилам при реализации проектов. Каждая внедренческая ИТ-компания принимает для себя свой "стандарт" разработки и внедрения, исходя из имеющегося опыта и собственной практики.

Попытаемся сформулировать важнейшие технологические этапы разработки, исходя из понятия ИС и основанных на здравом смысле вопросов.

Первоечто не устраивает в имеющейся системе? Целью разработки и внедрения ИС является повышение эффективности функционирования управляемой системы, преодоление присущих ей ограничений и противоречий, сдерживающих ее дальнейшее развитие. Следовательно, решение о разработке ИС может приниматься лицами, эксплуатирующими систему, исходя из сложившейся неудовлетворенности ее существующим состоянием или стремлением к повышению эффективности ее функционирования, имеющими на это соответствующие полномочия. Например, низкая оперативность деятельности бухгалтерии, несвоевременно предоставляющей управленческие отчеты, отрицательно сказывается на эффективности и оперативности принимаемых управленческих решений. Это, в конечном итоге, снижает эффективность деятельности предприятия в целом и вызывает естественную неудовлетворенность руководства, которое может принять решение о расширении штата сотрудников бухгалтерии или автоматизации бухгалтерского учета.

Второе – в чем заключается проблема? Принятие решения о разработке ИС должно основываться на четком представлении сущности происходящих в рассматриваемой системе процессов, сдерживающих и ограничивающих факторов, о том, что в ее текущем состоянии "нас не устраивает" и требует изменения, замены или совершенствования, что может дать внедрение ИС в устранении существующих противоречий или ограничений. Следовательно, такое решение может основываться лишь на детальном обследовании объекта специалистами той предметной области, которой принадлежит объект автоматизации, и специалистами в области информационных технологий.

Третье – что даст внедрение ИС? Эффективность внедрения ИС должна рассматриваться в экономических категориях – "затраты – результаты". Следовательно, прежде чем принять решение о разработке и внедрении ИС, необходимо на основе проведенного анализа объекта автоматизации получить количественные ответы на вопросы, какой эффект будет получен от внедрения ИС и какие затраты при этом придется нести. Ответ на эти вопросы и позволит принять директору предприятия решение об автоматизации бухучета или о приеме на работу еще одного бухгалтера.

Четвертое – кто будет разрабатывать ИС? Ответ на этот вопрос более значим, чем кажется на первый взгляд. Вариантов ответа три: силами ИТ-специалистов заказчика, силами сторонней специализированной организации и совместными усилиями. Каждый из этих вариантов решения задачи имеет свои преимущества и недостатки.

Реализация проекта автоматизации требует активного участия в работе наряду с ИТ-специалистами специалистов той предметной области, которой принадлежит объект автоматизации. Понятно, что бессмысленно пытаться автоматизировать бухгалтерию, не представляя себе сути процессов учета и не привлекая в состав разработчиков специалистов по бухгалтерскому учету. Одной из вытекающих отсюда проблем является необходимость нахождения и установления "общего языка" между этими специалистами и ИТ-разработчиками. Легче всего такой психологический контакт устанавливается между работниками одного предприятия, когда разработка ИС поручается своим ИТ-специалистам.

Однако у этого варианта реализации проекта много минусов. Содержать штат ИТ-специалистов, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками для самостоятельной разработки ИС, способны лишь немногие предприятия, если они не специализируются на реализации таких проектов для сторонних организаций. Такое положение дел просто экономически нецелесообразно – обеспечивать функционирование существующих и разрабатывать новые ИС – это совершенно разные процессы, требующие различного уровня знаний и квалификации.

Как показывает практика, наилучший эффект достигается в том случае, когда формируется совместная рабочая группа из специалистов заказчика и исполнителя в области автоматизируемых процессов, ИТ-специалистов заказчика, если таковые имеются, и ИТ-специалистов исполнителя.

ИТ-специалисты внедренческой фирмы хорошо разбираются во внедряемых программных комплексах, обладают опытом реализации аналогичных проектов, знакомы с проблемами, возникающими в процессе их реализации. Специалисты заказчика, с другой стороны, наилучшим образом представляют технологию работы, которую предполагается автоматизировать в рамках реализации проекта, и должны будут сопровождать информационную систему после завершения внедрения проекта. Они, в свою очередь, выступают своеобразным психологическим мостиком между персоналом заказчика и сторонними специалистами, снижая высоту «психологического барьера» невосприятия предлагаемых нововведений работниками предприятия, которые будут эксплуатировать информационную систему в последующем.

Участие ИТ-специалистов заказчика на всех этапах реализации проекта важно также и тем, что позволяет им глубже разобраться с возможностями и ограничениями системы, вникнуть в "тонкости" ее эксплуатации, облегчив тем самым последующее сопровождение.

Рекомендуется следующая структура рабочей команды:

· сотрудник заказчика из числа персонала, работающего на данном участке автоматизации. В его обязанности входит консультирование ИТ-специалистов по профессиональным вопросам области автоматизации, контроль исполнения и предварительная приемка работ;

· сотрудники отдела ИТ заказчика, в задачи которых входит освоение технических и программных средств информационной системы, технологий работы в условиях ее функционирования, разработка, адаптация и доводка отдельных проектных решений с учетом специфики предприятия;

· ИТ-специалисты и программисты компании исполнителя, в функции которых входит непосредственное выполнение работ по внедрению, адаптации и доработке проектных решений с учетом конкретных особенностей данного предприятия. Они осуществляют консультирование специалистов заказчика, могут осуществлять обучение персонала заказчика технологиям работы в условиях функционирования ИС.

Пятое – кто будет осуществлять руководство реализацией проекта? Прежде чем ответить на этот вопрос, еще раз необходимо подчеркнуть, что реализация проекта внедрения ИС – это очень дорогостоящее мероприятие, требующее концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Следовательно, общее руководство проектом должно быть поручено лицу, которое уполномочено решать все вопросы, касающиеся ресурсного обеспечения его реализации, без каких-либо ограничений. Таким лицом чаще всего выступает руководитель предприятия или один из его первых заместителей. Рекомендуется многоуровневая организация коллегиальной системы управления проектом.

В соответствии с эти подходом стратегическое управление проектом осуществляется управляющим комитетом в составе руководителя и заместителей руководителя предприятия заказчика, представителей компании исполнителя, уполномоченным решать стратегические проблемы реализации проекта, его финансирование и материально-техническое обеспечение.

На тактическом уровне управление проектом осуществляется рабочим комитетом, состоящим из менеджеров предприятия заказчика и специалистов компании исполнителя, уполномоченным принимать оперативные решения по организации текущей работы, возникающим проблемам, отслеживанию и контролю исполнения плана реализации проекта.

Основная работа по непосредственной реализации проекта возлагается на рабочие группы специалистов, осуществляющих непосредственное выполнение работ по внедрению проекта.

Таким образом, на начальном этапе детально изучается объект автоматизации, формулируются общие требования к ИС, при необходимости проводятся научно-исследовательские работы, связанные с поиском путей и оценкой возможности реализации требований пользователя. В ходе этих работ рассматриваются различные варианты концепции ИС, проводится оценка требуемых для их реализации ресурсов, оценка эффективности, преимуществ и недостатков каждого варианта системы.

В известных методиках разработки ИС этот этап принято называть предпроектным обследованием объекта автоматизации. На его основе принимается окончательное решение о том, "быть или не быть" автоматизации вообще. Решение об автоматизации объекта управления, учитывая высокую стоимость и трудоемкость таких проектов, накладывает большую ответственность на лиц, его принимающих. Например, в случае успеха автоматизации управления, предприятие может получить значительные конкурентные преимущества и соответствующий экономический эффект, а в случае неудачи – поставлено на край гибели. Следовательно, предпроектное обследование является очень важным и значимым этапом, предшествующим началу реальных работ по реализации проекта автоматизации. Именно поэтому его часто называют нулевым этапом проектирования.

После принятия положительного решения о разработке ИС начинается практическая реализация первого этапа – разработка технического задания (ТЗ). ТЗ – это официальный документ, в котором на основе проведенного предпроектного обследования заказчик формулирует основные цели разработки ИС, требования, предъявляемые к ней, ее составу, структуре и функциям, отражает основные исходные данные, необходимые для разработки системы.

При разработке технического задания заказчик формулирует следующие положения:

· общая цель создания ИС, ее структура, состав подсистем и задач;

· требования, предъявляемые к отдельным подсистемам и задачам;

· требования, предъявляемые к информационной базе, программному и техническому обеспечению;

· этапы создания системы и сроки их реализации;

· предварительный расчет затрат на создание ИС и экономической эффективности ее реализации.

Утвержденное техническое задание является основополагающим документом для исполнителя, которым последний должен руководствоваться на всех этапах реализации проекта. В соответствии с ТЗ производится оценка уровня и качества разработки системы при сдаче ее заказчику. Исходя из сущности этого документа, отражающего "видение" будущей системы заказчиком, его разработка является обязанностью заказчика. Однако практика разработки ИС говорит о том, что этот документ предпочтительнее разрабатывать совместными усилиями специалистов заказчика и исполнителя.

В процессе разработки ТЗ могут планироваться и осуществляться научно-исследовательские, конструкторские, проектные работы, направленные на уточнение отдельных положений задания, выявление возможностей их практической реализации.

В техническом задании отражаются следующие разделы:

· введение;

· основания для разработки системы;

· общие положения;

· функциональные компоненты системы;

· обеспечивающие подсистемы;

· организация работ и исполнители;

· этапы разработки и внедрения системы;

· предварительная оценка затрат на создание системы и ожидаемой экономической эффективности ее внедрения.

Непосредственная работа по проектированию системы включает детальную проработку всех компонентов ИС, их функциональное наполнение:

· техническое обеспечение;

· программное обеспечение;

· математическое обеспечение;

· информационное обеспечение;

· организационное обеспечение;

· правовое обеспечение.

На каждом этапе проектирования результаты работ оформляются в виде соответствующих документов, необходимых для дальнейшей реализации проекта и последующих этапов внедрения и эксплуатации информационной системы. Разработанные документы проходят обязательное утверждение заказчиком. Разработка проекта ИС выполняется в основном специалистами фирмы-исполнителя.

Внедрение ИС предполагает выполнение комплекса работ по практической реализации разработанного и утвержденного проекта. В соответствии с проектом развертываются и вводятся в эксплуатацию необходимые технические и программные средства, осуществляется подготовка и обучение персонала, проводится структурная и организационная перестройка работы в условиях функционирования ИС. Этап внедрения завершается принятием нормативного акта, определяющего правовой статус ИС, официально фиксирующего временной момент ввода системы в эксплуатацию и вступления в силу правоотношений "человек – информационная система". В этом отношении очень показательной является рассмотренная выше ГАС "Выборы".

Сопровождение автоматизированной информационной системы предполагает выполнение работ по анализу ее функционирования, выявлению отклонений фактических эксплуатационных параметров от проектных, устранению выявленных недостатков, внесению необходимых изменений в документацию, дальнейшее развитие функциональности. При отсутствии на предприятии собственных ИТ-специалистов эти работы рекомендуется выполнять с помощью специализированной организации.

Процесс разработки и внедрения ИС носит итерационный, возвратно-поступательный характер. В ходе его реализации вполне естественным является возврат на предшествующие этапы с целью изменения или уточнения требований к ИС в целом или отдельным ее элементам, средств и методов их реализации, состава, структуры и функций составляющих ее подсистем.

Примером базовой методологии проектирования является отечественный ГОСТ 34.601-90 "Автоматизированные системы. Стадии создания"[116], введенный в действие с 01.01.1992 г. Этот стандарт носил общий характер и распространялся на автоматизированные системы для различных видов деятельности, в том числе управление. В табл. 11 приведены стадии и этапы создания автоматизированных систем (АС) в соответствии с требованиями этого ГОСТа.


Таблица 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.024 с.)