Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единый правительственный портал в Сингапуре↑ Стр 1 из 38Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Оглавление Введение. 6 Глава 1. Понятие механизма управления. Информационные процессы в управлении 11 1.1. Системный подход к анализу процессов управления. 11 1.2. Структура системы управления. Место и роль информации в этой структуре. 18 1.3. Единство механизмов управления в природе и обществе. Обобщенная модель структуры управления. 23 1.4. Роль и место человека в структуре управления экономическими системами. Информационная система организации.. 26 Краткое содержание главы 1. 29 Вопросы для повторения. 32 Глава 2. Информационные технологии управления. 34 2.1. Понятие информационной технологии управления. 34 2.2. Типовые информационные технологии.. 41 2.2.1. Информационная технология сбора данных. 41 2.2.2. Информационная технология поддержки управления. 42 2.2.3. Информационная технология автоматизации офисной деятельности.. 45 2.2.4. Информационная технология поддержки принятия решения. 46 2.2.5. Информационная технология поддержки групповой работы.. 48 2.2.6. Информационная технология «виртуальная реальность». 50 2.2.7. Информационная технология экспертных систем.. 51 2.3. Новая информационная технология. 54 2.4. Основные принципы эффективного использования информационных технологий 56 2.5. Тенденции развития информационных технологий.. 60 2.5.1. Первый блок – тенденции глобального уровня. 60 2.5.2. Второй блок – тенденции уровня субъектов экономических отношений.. 60 2.5.3. Третий блок – тенденции уровня человека. 61 2.6. Примеры использования информационных технологий.. 63 Краткое содержание главы 2. 66 Вопросы для повторения. 68 Глава 3. Базовые информационные процессы информационных технологий.. 70 3.1. Сущность информационных процессов сбора данных и средства их автоматизации 70 3.2. Информационные процессы обработки данных. 74 3.2.1. Автоматизированная обработка данных. Централизованная и распределенная обработка данных 74 3.2.2. Логические основы автоматизированной обработки данных. 78 3.3. Информационные процессы накопления и хранения данных. 81 3.3.1. Физические основы накопления и хранения данных. 81 3.3.2. Логические основы накопления и хранения данных. Базы данных. 82 3.4. Информационные процессы отображения и размножения данных. 85 3.4.1. Физические основы отображения данных. 85 3.4.2. Логические основы отображения данных. 88 3.5. Информационные процессы передачи данных. 91 3.5.1. Основные понятия вычислительных сетей.. 91 3.5.2. Аппаратные средства передачи данных. 92 3.5.3. Логические основы передачи данных в компьютерных сетях. 94 Краткое содержание главы 3. 96 Вопросы для повторения. 97 Глава 4. Информационные системы.. 100 4.1. Понятие информационной системы.. 100 4.1.1. Назначение информационных систем.. 101 4.1.2. Структура информационных систем.. 103 4.1.3. Классификация информационных систем.. 106 4.1.4. Связь ИС со структурой управления. 107 4.1.5. Место информационной системы в контуре управления. 109 4.2. Документальные информационно-поисковые системы. Информационные языки 112 4.3. Компьютерные справочно-правовые системы.. 116 4.3.1. История развития информационно-правовых систем.. 116 4.3.2. Характеристики информационно-правовых систем.. 118 Краткое содержание главы 4. 127 Вопросы для повторения. 130 Глава 5. Информационные технологии в управлении предприятием.. 132 5.1. Офисные информационные технологии.. 132 5.1.1. Технологии обработки текстовой информации.. 133 5.1.2. Офисные технологии обработки табличной информации.. 134 5.1.3. Офисные коммуникационные системы и электронные менеджеры.. 135 5.2. Системы автоматизированного документооборота. 137 5.2.1. Обзор систем автоматизации делопроизводства, присутствующих на российском рынке 137 5.2.2. Система делопроизводства "Дело" компании "Электронные офисные системы" 139 5.2.3. Система документационного обеспечения управления "БОСС-Референт" компании "Ай-Ти" 145 5.3. Информационные системы производственного планирования MRP и MRP II 150 5.4. Информационные системы управления предприятием (ERP) 156 5.5. Отечественные системы класса MRP/ERP.. 158 5.5.1. Информационная система управления предприятием "Галактика". 158 5.5.2. Информационная система управления предприятием "Флагман". 160 5.6. Информационные системы и технологии в маркетинге. 168 5.7. Реинжиниринг бизнеса и информационные технологии.. 170 Вопросы для повторения. 175 Глава 6. Информационные технологии в государственном управлении.. 178 6.1. Структура государственного управления в России.. 178 6.2. Направления информатизации России.. 180 6.3. Государственная политика России в области информатизации.. 181 6.4. Проблемы информатизации государственного управления в России.. 185 6.5. Концепция электронного правительства. 188 6.6. Опыт использования информационных технологий в системе государственного управления. Государственная автоматизированная система "Выборы". 193 Краткое содержание главы 6. 198 Вопросы для повторения. 200 Глава 7. Информационные технологии в муниципальном управлении.. 203 7.1. Системное представление управляемой территории.. 203 7.2. Концептуальные основы создания ИС управления муниципальным образованием 213 7.2.1. Функциональные подсистемы.. 213 7.2.2. Обеспечивающие подсистемы.. 215 7.3. Internet-технологии в муниципальном управлении.. 220 7.4. Сферы информатизации МО.. 223 7.4.1. Информационные технологии в административном управлении.. 223 7.4.2. Информационные технологии в жилищно-коммунальном хозяйстве. 224 7.4.3. Информационные технологии в управлении землепользованием.. 225 7.4.4. Комплексная автоматизация управления муниципальным образованием.. 226 Краткое содержание главы 7. 228 Вопросы для повторения. 230 Глава 8. Технология проектирования и внедрения автоматизированных информационных систем 233 8.1. Технология проектирования, разработки и внедрения автоматизированных ИС 233 8.2. Оценка экономической эффективности проектов по внедрению ИС и ИТ. 246 Краткое содержание главы 8. 257 Вопросы для повторения. 259 Библиографический список дополнительно рекомендуемой литературы.. 261 Темы контрольных работ. 263
Введение Имеющие место темпы развития Internet наглядно демонстрируют, насколько стремительно человечество движется к новой стадии своего развития, которую принято называть информационным обществом. Глобальные информационные системы и сети, информационные технологии "de facto" становятся основным фактором развития цивилизации и мирового прогресса, технологической основой новой информационной экономики и информационного общества. Американский социолог, профессор Калифорнийского университета Мануэль Кастельс так характеризует современную экономику. «В последние два десятилетия в мире появилась экономика нового типа, которую я называю информациональной и глобальной, … информациональная – так как производительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этой экономике (будь то фирма, регион, или нация) зависят в первую очередь от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Глобальная - потому, что основные виды экономической деятельности, такие, как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, труд, сырье, управление, информация, технология, рынки) организуются в глобальном масштабе, непосредственно, либо с использованием разветвленной сети, связывающей экономических агентов.»[1] А.И. Ракитов в своей книге "Философия компьютерной революции" выделяет пять функций в структуре человеческой деятельности, выступающих предпосылками развития информационных технологий и возрастания их роли в обществе[2]. Первая функция – функция управления и контроля. Переход человечества к индустриальному обществу привел к невиданному ранее увеличению скоростей всех технологических и социальных процессов и характеризовался неуклонным ростом объемов добываемой и передаваемой информации, появлением новых способов и скачкообразным ростом скоростей передачи информации, ускорением ее обработки, ростом технической оснащенности управленческого труда. Объем операций и процедур, необходимых для выполнения функции управления и контроля, также увеличивался взрывообразно и уже не мог быть реализован в рамках традиционных средств и лежащих в их основе методов и технологий. "Если в 80-е годы все решало качество, а в 90-е – реинжиниринг бизнеса, то ключевая концепция нынешнего десятилетия – скорость".[3] Вторая функция – функция общения, заключающаяся в обмене сведениями, знаниями, необходимыми для обеспечения нормальной жизнедеятельности индивидов и сообществ. Общение – одно из фундаментальных условий бытия человека. При переходе к индустриальному обществу интенсивность общения также изменяется взрывообразно и требует принципиально новых средств общения. Третья функция – функция памяти, в том числе социальной. Она состоит в накоплении и хранении определенно значимой информации, организации ее таким образом, чтобы ею можно было пользоваться по первому требованию в ситуациях, когда это по тем или иным причинам необходимо. Возможности живых существ, включая человека, по объему хранимой информации, скорости ее обработки, передачи и усвоения ограничены биологически. В процессе развития общества человек всегда стремился к преодолению этого недостатка. Письменность, книгопечатание, библиотеки, технические средства – это все искусственные средства общественной и индивидуальной памяти, разработанные человеком. Четвертая функция – совершенствование материального производства. Возникновение современной индустрии, основанной на крайне сложных технологических процессах, сверхскоростных и сверхточных технических устройствах, подвело к черте, за которой традиционные формы участия человека в производстве в силу его физиологической и нейропсихической ограниченности стали просто невозможны. Эта ситуация усугубляется стремительным развитием сверхгигантских производственных, транспортных и коммуникационных систем. В связи с этим к задаче облегчения тяжелого физического труда, решавшейся средствами механизации, добавилась задача замещения человека автоматическими производящими и контролирующими устройствами. Пятая функция – функция познания. Ее назначение заключается в приспособлении человека к социоприродной среде, трансформации ее в соответствии с потребностями и целями индивида и общества. Природа научно–технологического прогресса требует экспоненциального прироста знаний и, следовательно, предъявляет особый запрос к созданию интеллектуальной технологии и целой системы технических средств, позволяющих автоматизировать рутинные познавательные операции. Сама реализация познавательной интеллектуальной функции в новых условиях требует для своего осуществления принципиально новых технико-технологических средств. Без этого невозможна не только экспоненциальная наработка новых знаний, обеспечивающих удовлетворение материальных и духовных потребностей общества, но и интенсивное развитие и наращивание интеллектуальных ресурсов. Обобщая объективные тенденции социально-экономического развития США, американский социолог Дэниел Белл еще в 70-х годах двадцатого века предсказал переход к постиндустриальному обществу. Современная концепция постиндустриального общества базируется на основополагающем принципе, который гласит, что структура общества (институциальная, отраслевая, социальная) определяется господствующей технологией. Информационная революция конца XX века заложила основы новой глобальной технологии – информационной, которая и будет определять трансформацию всех сфер мирового сообщества в новом веке и появление новых форм экономической организации. Роль традиционной индустрии в экономике будет сокращаться при опережающем росте коммуникационных процессов, индустрии знаний. Как отмечается в Российской программе перехода к информационному обществу "Электронная Россия 2002-2010 год", несмотря на высокие темпы развития информационных компьютерных технологий в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества[4]. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами, такими, как кризис экономики, низкий уровень материального благосостояния населения. Вместе с тем недостаточное развитие информационных технологий в России усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования во всех сферах общественного производства. Одним из таких факторов является недостаточный уровень подготовки управленческих кадров в области информационных технологий. Представленное вашему вниманию учебное пособие имеет своей целью помочь студентам–менеджерам в освоении курса "информационные технологии управления". Содержание пособия определяется требованиями Государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к содержанию учебной дисциплины "Информационные технологии управления" специальностей "Менеджмент организаций" и "Государственное и муниципальное управление" и представленными в таблице 1. Таблица 1 Требования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к содержанию дисциплины «Информационные технологии управления»
Различие между экспертной системой (ЭC) и системой поддержки принятия решений (СППР)
Примеры использования информационных технологий Рассмотренная выше типология информационных технологий учитывает уровень значимости составляющих ее информационных процессов в общей структуре и ее место в иерархии уровней управления: операционном, тактическом, стратегическом. Основой ИТ обработки данных являются информационные процессы сбора и накопления данных. Процессы обработки, передачи и отображения информации выполняют, в определенной степени, обеспечивающую функцию. Основная цель данной ИТ – сбор первичных данных при минимальной обработке, обеспечение их накопления, сохранности и целостности с целью последующего использования в ИС более высокого уровня. В рамках этой ИТ формируются различные периодические отчеты, выполняющие в основном контрольную функцию. Пример 1. Объект автоматизации – отдел сбыта продукции. Соответственно, базовым информационным процессом в этой задаче является учет сбыта продукции путем строгой фиксации всех операций, что в терминах рассмотренных выше информационных процессов есть не что иное, как сбор и накопление данных. Фиксируемые хозяйственные операции формализуются и с помощью соответствующих операций ввода заносятся оператором в базу данных. Параллельно решается задача автоматизации выписки сопроводительных документов, таких, как товарно-транспортные накладные, пропуска на вывоз и др. По итогам работы за день (неделю, декаду, месяц, квартал…) могут формироваться различные отчеты о движении продукции, остатках на складе, по которым осуществляется оперативный контроль процесса отгрузки, и т.д. Сам оператор непосредственного отношения к отгрузке не имеет: эти функции выполняют кладовщики. Накопление сведений о хозяйственных операциях осуществляется с целью более глубокой их последующей обработки в бухгалтерском учете, при расчете себестоимости, планировании объемов производства, анализе спроса. Квалификационные требования к персоналу, с точки зрения уровня подготовки в сфере ИТ и предметной области, в ИТ обработки данных, невысоки, поскольку основная функция человека в этой технологии заключается в аккуратной фиксации хозяйственных операций по жестко заданному алгоритму. Функции анализа данных, требующие более высокой квалификации, в этой технологии отсутствуют. Сфера применения этих технологий ограничивается операционным уровнем управления. Само название " информационная технология управления" однозначно определяет цель ее использования – обработку существующей информации системы операционного уровня для получения новой и более качественной информации для целей управления. Базовыми информационными процессами в этой технологии выступают процессы обработки и отображения информации в виде, удобном для восприятия и анализа человеком. При этом используются математические методы сортировки, группировки, суммирования, простейших вычислений, сравнительного (выявление отклонений) и временного анализа (выявление тенденций развития). Полученные данные отображаются в виде итоговых документов – отчетов, таблиц, схем, диаграмм, графиков – на бумажных носителях или устройствах отображения (мониторах, экранах). Наличие формального языка информационных запросов позволяет формировать разнообразные отчеты по запросу с использованием различных процедур обработки данных. Анализ полученной на основе ИТ информации целиком возлагается на человека – менеджера, ответственного за принятие управленческого решения. Технология же ответственна лишь за полноту требуемой информации и ее качество. Следовательно, использование этой ИТ требует, в первую очередь, высокой квалификации менеджера в своей предметной области, умения анализировать предоставленную ему информацию, делать выводы, принимать адекватные управленческие решения. В области использования ИТ высокая квалификация менеджера желательна, но не обязательна. Имеет место безмашинный вариант этой технологии, когда менеджеры, принимающие управленческие решения, анализируют отчеты, предоставленные им на бумажных носителях, не принимая личного участия в их формировании. Очевидно, что такой вариант существенно снижает эффективность использования ИТ, ограничивает ее возможности. Информационные технологии управления используются на тактическом уровне управления. Пример 2. Объект автоматизации – отдел снабжения промышленного предприятия. Базовая информационная технология – ИТ управления процессом закупок (снабжения) с целью обеспечения непрерывного процесса производства и минимизации издержек заготовки и хранения. Базовый информационный процесс – обработка и отображение информации. Исходными данными являются план производства на определенный период, фактические данные (номенклатура выпускаемых изделий, их количество, технологические карты производства), нормативные данные по расходам сырья и материалов на единицу продукции, запасы сырья на складах, находящиеся в процессе транспортировки, и другая информация, необходимая для формирования процесса материально-технического снабжения. Уменьшение запасов материалов на складах влечет за собой риски остановки производства из-за отсутствия каких-либо компонентов, увеличение же влечет за собой рост издержек, связанных с хранением. На основе информационной технологии может формироваться план закупок материалов, учет их движения, контроль исполнения. Информационные технологии поддержки принятия решения имеют еще более высокий "интеллектуальный" уровень. Их задача не только предоставить менеджеру полную информацию для анализа и принятия решения, но и на основе информационных моделей предметной области помочь выработать более рациональное (оптимальное) решение или сравнить эффективность набора альтернативных вариантов управленческих решений. Принципиальное отличие ИТ поддержки принятия решения от технологии управления заключается в глубине и степени обработки информации, основанной на привлечении более широкого спектра данных о состоянии управляемой системы, закономерностях ее поведения в прошлом и настоящем, прогнозировании ее будущего состояния с использованием математических методов оптимизации, линейного и нелинейного программирования, статистики, системного анализа. ИТ поддержки принятия решения требуют от менеджеров глубоких знаний как в области методов управления, так и в области информационных технологий. Однако и в технологиях этого типа окончательное решение и ответственность за него остается за человеком. Пример 3. Объект автоматизации – служба доставки продукции оптовым заказчикам. Базовая ИТ – технология поддержки принятия решения, обеспечивающая решение задачи выбора оптимальной схемы транспортировки продукции от мест производства к местам реализации. Математический метод решения задачи – линейное программирование. В качестве исходных данных используется информация о стоимости перевозок единицы продукции из мест производства в места реализации различными видами транспорта, наличии и количестве видов транспорта, существующих ограничениях по объемам выпуска продукции различными предприятиями, объемах поступивших заказов и т.д. В каждой конкретной ситуации на основе введенных исходных данных методами линейного программирования рассчитывается схема перевозок, минимизирующая транспортные издержки. Краткое содержание главы 2 1. В информационном обществе информация становится стратегическим ресурсом развития. Сегодня "миром владеет" не только тот, кто владеет информацией, но и кто быстрее ее обрабатывает и использует в своей деятельности, т.е. тот, кто владеет современной информационной технологией. Информационная технология (ИТ) – это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества. Целью информационной технологии является производство информационного продукта, обладающего определенной потребительской ценностью. 2. Информационная технология может рассматриваться на трех уровнях: концептуальном, логическом и физическом. На концептуальном уровне в структуре ИТ выделяются наиболее общие ее составляющие: информационные процессы и процедуры их реализации в виде иерархической структуры. Логический уровень предполагает более глубокую формализацию отдельных информационных процессов в представлении конкретной ИТ на уровне описания комплексов взаимосвязанных моделей. Исходя из концептуального представления основных информационных процессов, на логическом уровне разрабатываются информационные модели сбора, накопления, обработки, передачи и отображения данных. Физический уровень раскрывает конкретную программно-аппаратную реализацию данной ИТ. На этом уровне формируются технические требования к средствам автоматизации процессов сбора, накопления, передачи и отображения, данных, классы и технические характеристики вычислительных систем обработки данных, программные средства и программные платформы, с помощью которых должны быть реализованы модели информационных процессов, определенные на логическом уровне. 3. Типовые информационные технологии: технология сбора данных; технология поддержки управления; технология автоматизации офиса; технология поддержки принятия решения; технология поддержки групповой работы; технология «виртуальная реальность»; технология экспертных систем. 4. Выражение "новая ИТ" предполагает использование современных технических и программных средств на всех стадиях обработки информации. Она включает: · новые технологии сбора и хранения данных, основанные на компьютерных технологиях баз данных; · принципиально новые, недоступные ранее технологии обработки информации, основанные на применении микропроцессорной техники; · принципиально новые технологии отображения информации, делающие информационные продукты и технологии массово доступными; · современные средства коммуникаций, до предела интенсифицирующие информационные процессы, исключающие отрицательное влияние пространственной удаленности на информационные процессы; · новые технологии принятия управленческих решений. 5. Шесть принципов эффективного использования информационных технологий: · развитие в области информационных технологий обусловливается потребностями основной деятельности компании, а не технологическими новшествами; · решения о финансировании в области информационных технологий принимаются так же, как и во всех остальных сферах, - исходя из соображений финансовой выгоды; · информационная система имеет простую и гибкую структуру; · любые разработки начинают приносить пользу бизнесу практически с момента внедрения; · проводятся планомерные и постоянные улучшения производительности системы; · отдел информационных технологий хорошо разбирается в бизнесе, а бизнес-подразделения – в информационных технологиях. Важнейшим условием достижения поставленной цели является одновременная реализация этих принципов. 6. Тенденции развития информационных технологий в XXI веке: · Глобализация информационных процессов: изменение роли информации; формирование информационного общества; рост значения Internet; глобализация рынка информационных продуктов и услуг; формирование принципиально новой образовательной среды и информационной среды науки. · Ускорения информационных процессов на уровне субъектов экономических отношений: изменение форм конкуренции; развитие новых бизнес–моделей; интеграция бизнес-функций в одной модели; рост влияния ИТ на организацию; уменьшение горизонта планирования; актуализация информации для управления. · Изменение социокультурной среды на уровне человека под влиянием ИТ: рационализация деятельности человека; расширение свобод и развитие демократии; расширение доступа к информации и образовательным ресурсам. Вопросы для повторения 1. Как вы понимаете информационную технологию? 2. Поясните, в чем различие трех уровней представления информационных технологий? 3. Определите понятие "типовая информационная технология". 4. Охарактеризуйте типовую информационную технологию обработки данных. 5. Охарактеризуйте типовую информационную технологию управления. 6. Охарактеризуйте типовую информационную технологию автоматизации офиса. 7. Охарактеризуйте типовую информационную технологию поддержки принятия решения. 8. Охарактеризуйте информационную технологию поддержки групповой работы. Приведите примеры использования 9. Охарактеризуйте информационную технологию «виртуальная реальность». Приведите примеры использования. 10. Охарактеризуйте типовую информационную технологию экспертных систем. 11. Как вы понимаете новую информационную технологию? В чем ее сущность? 12. Сформулируйте шесть принципов эффективного использования информационных технологий. 13. Чем, по вашему мнению, обусловлено требование комплексности реализации всех шести принципов? 14. Каковы направления современного развития информационных технологий? 15. Сформулируйте основные причины глобализации информационных процессов. 16. Какова роль новых информационных технологий в изменении рыночных отношений на уровне субъектов рынка? 17. Попытайтесь обосновать направления влияния новых информационных технологий на социально-культурную среду существования человека. 18. Назовите и охарактеризуйте средства информационных технологий. 19. Приведите примеры использования новых информационных технологий на уровне деятельности предприятия.
Классификация БД По технологии обработки данных БД подразделяются на централизованные (ЦБД) и распределенные (РБД). Централизованные БД хранятся в памяти одной вычислительной системы или одной вычислительной машины. ЦБД могут использоваться как на локальных вычислительных системах, вычислительных центрах, так и в вычислительной сети. ЦБД с сетевым доступом могут предполагать различные способы обработки хранящихся в них данных различными компьютерами сети: на уровне файлов (файл – серверная архитектура) или на уровне записей (клиент – серверная архитектура). Архитектура БД "Файл-сервер" предполагает лишь централизованное хранение БД на выделенном компьютере в виде совокупности файлов, которые по запросу передаются на рабочую станцию - компьютер пользователя - и там обрабатываются. Архитектура "Клиент-сервер", помимо централизованного хранения данных, предполагает поиск по запросу пользователя необходимых данных (записей) и выполнение основного объема их обработки на сервере сети. На рабочую станцию пользователя передаются уже не файлы, а определенным образом структурированные и обработанные данные. Распределенные базы данных используются в вычислительных сетях. В этой технологии данные располагаются на различных компьютерах сети и могут частично перекрывать и даже дублировать друг друга. По способу доступа к данным различают БД с локальным и удаленным доступом. Доступ к локальной базе данных осуществляется только с того компьютера, на котором она расположена. БД с удаленным доступом предполагают использование их данных с сетевых компьютеров. По логической структуре хранимых данных БД делятся на иерархические, сетевые и реляционные. В иерархической модели представления данных связи между элементами записи описываются с помощью упорядоченного древовидного графа. Сетевая модель данных позволяет учитывать разнообразные взаимосвязи между элементами в виде произвольного графа. Наибольшее распространение на практике получили реляционные базы данных. В соответствии с этой моделью данные представляются в виде совокупности плоских таблиц – отношений. Каждая таблица имеет строки и столбцы. Каждая строка одной таблицы имеют единую структуру и состоит из полей. База данных в свою очередь представляет собой совокупность файлов-таблиц, объединенных между собой информационными связями на уровне отдельных полей или их произвольных комбинаций. 3.4. Информационные процессы отображения Информационный процесс отображения данных является одним из важнейших в информационной технологии. Большая часть информации, получаемой в результате обработки, предназначена для человека и должна быть представлена в удобном для восприятия виде. Несмотря на появление современных средств отображения информации – мониторов, электронных экранов - основным, наиболее удобным для восприятия способом представления данных остается бумажный документ. Ранее уже отмечалось, что все процессы управления документируются. Соответственно, информационные процессы, связанные с подготовкой, накоплением, хранением и передачей данных на бумажных носителях, занимают важное место в деятельности организаций и являются составным элементом информационных технологий. Специализированные технические средства обработки бумажных документов, копирования и размножения относятся к средствам организационной техники[61]. Более подробно остановимся на технологиях отображения текстовой, графической, звуковой и мультимедиа информации в автоматизированных компьютерных системах. Основные понятия вычислительных сетей Ранее было дано определение компьютерной сети в связи с понятием распределенной обработки данных. Но кроме этого компьютерные сети выполняют не менее важную функцию средств коммуникаций, обеспечивающих совместное использование технических, программных средств и данных. Любая коммуникационная сеть передачи сообщений включает три основных компонента: передатчик, коммуникационный канал связи и приемник. Передатчик выполняет функции кодирования информации и преобразования ее к виду (в сигнал), согласованному с физической передающей средой. Приемник выполняет обратные функции преобразования сигнала из линии связи в цифровой код. Для передачи сообщений в вычислительных сетях используют все известные типы каналов связи: телефонные, радио, каналы спутниковой связи. Каждый из них имеет свои физические принципы действия. В локальных вычислительных сетях в качестве передающей среды используется проводная связь: коаксиальный кабель, витая пара проводов, оптоволоконный кабель и радиосвязь. В зависимости от территориальной удаленности компьютеров друг от друга вычислительные сети делятся на три основных класса: глобальные, локальные и смешанные сети. Локальные сети связывают абонентов в пределах небольшой территории, как правило, в пределах одного здания или даже помещения. Протяженность такой сети ограничивается расстояниями в десятки, сотни метров. Это самая распространенная и многочисленная группа вычисли
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.81.186 (0.013 с.) |