Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие информационной технологии управленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Уточните значение слов, и вы избавите человечество от большей части его заблуждений. Рене Декарт Следуя совету великого математика, определимся с понятием, вынесенным в подзаголовок данной главы. Семантическая сущность категории «информационная технология управления», заключается в симбиозе образующих ее фундаментальных научных понятий технологии, информации и управления, о содержании которых до сих пор спорят ученые и философы. Не претендуя на истину в последней инстанции, изложу свою точку зрения на содержание данных понятий[21] с позиций кибернетического подхода к управлению. Как уже отмечалось выше, феномен управления долгое время считался присущим исключительно сознательной деятельности человека и рассматривался в двух аспектах: управление производством и другими сферами экономики (менеджмент) с одной стороны и сложными техническими системами с другой. В основе методов исследования и разработки систем управления техническими средствами лежат точные количественные математические методы. Кибернетический подход, постулирующий единство, всеобщность и универсальность механизма управления в природе и обществе позволил распространить математические методы на сферу управления социально-экономическими системами. Говоря об управлении, основоположник кибернетики Норберт Винер предсказывал: «Мы стоим перед лицом социальной силы, несущей неслыханные возможности»[22]. Основываясь на обобщенном понятии механизма управления, рассмотренном в главе 1, определим понятие управления следующим образом. У правление – это непрерывное внешнее воздействие на объект управления со стороны субъекта управления, обеспечивающее либо сохранение основных свойств, либо развитие (движение) объекта в требуемом направлении в соответствии с заданной целью. Для определения формы и степени воздействия на объект управления субъект управления должен "знать": · текущее состояние объекта управления; · желаемое состояние объекта управления в соответствии с целью функционирования системы; · законы функционирования системы, позволяющие прогнозировать ее поведение при выработке управляющего воздействия; · закон управления в виде правил выработки и реализации управляющего воздействия. Субъект управления отслеживает параметры состояния объекта управления с помощью "чувствительных" элементов (датчиков, измерителей), фиксируя их значения в различные моменты. Здесь мы приходим к наиболее распространенному определению информации в управлении, как "сведений об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний"[23],[24]. Одной из существенных сторон информации является ее неразрывная связь с материальным носителем, его структурой. Информация неотделима от материального носителя и фиксируется путем изменения внутренней структуры последнего. Учитывая многообразие материальных носителей, информация может храниться в самых разнообразных формах и ее можно рассматривать с сугубо формально-структурной точки зрения, называемой синтаксической. И не только рассматривать, но и преобразовывать из одной формы в другую, передавать по каналам связи, то есть обрабатывать. При таких преобразованиях информации ее смысловое содержание несущественно. Информацию, рассматриваемую в этом контексте, принято называть данными. Необходимо отметить, что данные объективны, они существуют независимо от воспринимающего их субъекта в форме определенной структуры материального носителя. Информация всегда играла решающую роль в деятельности человека. Однако в информационном обществе, идущем на смену индустриальному, роль информации существенно меняется. Информация, в отличие от материальных и сырьевых ресурсов, становится неисчерпаемым стратегическим ресурсом развития общества, а ее производство – важнейшей задачей человечества. По образному выражению Филипа Эванса и Вустера Томаса[25], «информация и средства ее доставки – это «клей» - на котором держится структура бизнеса» и добавлю от себя, мир людей и вещей в целом. В уже цитированной выше работе, А.И. Ракитов замечает, что "…для современной стадии развития цивилизации объем знаний, необходимый для обеспечения технических и технологических инноваций, должен расти экспоненциально. Так, для увеличения материального производства в два раза необходимо четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации. В этих условиях информация, обеспечивающая жизненно и исторически важные направления деятельности человека, превращается в наиболее ценный продукт и основной товар, суммарная стоимость которого постепенно приближается к суммарной стоимости продуктов материального производства, а в недалеком будущем должна ее превзойти". Понятие технологии не менее фундаментально и многозначно. Считается, что этот термин впервые был использован в химии для обозначения процессов получения новых веществ в результате химических реакций (химическая технология), затем распространился на сферу инженерных знаний, а в последние годы широко используется практически во всех сферах деятельности человека. В Большой Советской Энциклопедии технология определяется как «совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, строительстве и т.д. …научная дисциплина, разрабатывающая такие приемы и способы… сами операции добычи, обработки, переработки, хранения, которые являются составной частью производственного процесса… описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др. …». В трактовке политехнического словаря технология – это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, применяемых в процессе производства, для получения готовой продукции… наука о способах воздействия на сырье, материалы и полуфабрикаты соответствующими орудиями производства. Вот еще несколько определений этого понятия. «Технология – совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства»[26]. «Технология - совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала, изделия»[27]. В переводе с греческого технология ("techne") дословно - искусство, мастерство, умение. И это далеко не все трактовки технологии. Однако даже приведенные определения показывают, что рассматриваемое понятие трактуется достаточно широко: · как совокупность «методов, способов, приемов» воздействия «на сырье, материалы, полуфабрикаты» с целью «изменения состояния, свойств, формы» в процессе получения «готовой продукции»; · как «совокупность знаний умений и навыков», которые, могут быть отвлечены от разработчика, формализованы, зафиксированы на материальных носителях и передаваться от поколения к поколению, от одного хозяйствующего субъекта к другому, от социума к социуму; · как «наука о способах воздействия на сырье, материалы и полуфабрикаты соответствующими орудиями производства». · как процесс, «как сами операции добычи, обработки, переработки, хранения», которые являются «составной частью производственного процесса…». Попытаемся выделить общие свойства технологии. В первую очередь отметим, что всякая технология подразумевает под собой некоторый целенаправленный процесс, сознательно организуемый человеком. Цель технологии – удовлетворение человеческих потребностей путем производства товаров, услуг, всего, что обладает потребительской ценностью. В качестве носителя технологии выступает человек. Носитель технологии, это тот, кто реализует технологию, знает как, каким способом, какими средствами, инструментами организовать процесс преобразования исходных ресурсов, чтобы в итоге получить нечто новое, или нечто нового качества, удовлетворяющее определенные потребности. И не только знает, но и умеет реализовать свое знание, то есть обладает практическими навыками организации и осуществления этого процесса. Последнее близко к английскому know-how, буквально – «знаю как», обозначающему документально оформленные и охраняемые законодательством технические знания, опыт, навыки, секреты производства, передача которых оговаривается при заключении лицензионных соглашений и др. договоров[28]. Важным в понятии технологии является также ее опосредованность средствами: техникой, инструментами, программными средствами. В технологии как процессе можно выделить следующие составные элементы: · носитель технологии; · исходные ресурсы, подвергающиеся преобразованию, то есть что преобразуется; · средства воздействия на исходные ресурсы, с помощью чего осуществляется процесс; продукт, получаемый в результате практической реализации технологии; · совокупность методов, способов, приемов преобразования исходных ресурсов Учитывая сказанное, определим технологию как процесс преобразования исходных ресурсов с помощью соответствующих средств соответствующими методами, приемами, направленный на получение нового продукта для удовлетворения потребностей человека. Под процессом в общем случае понимается «последовательная смена каких-либо явлений, состояний...; совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата» [29]. Для технологии как процесса характерна массовость, воспроизводимость[30], результативность, строгая последовательность реализации операций во времени и пространстве, гарантирующих достижение требуемого результата с определенными количественными и качественными характеристиками. Как понятие она носит системный характер и, с одной стороны, является отражением процессов разделения труда, требования согласованности и координации деятельности в процессе труда, в рационализации поведения человека, его стремлении добиваться поставленной цели с минимальными затратами. С другой стороны, технология – есть формализованное знание о том, как добиться результата, какие средства и практические навыки и умения необходимы для организации и реализации соответствующего процесса. В этом отношении технология неразрывно связана со знанием и процессом обучения, опосредована уровнем развития общественного знания, науки, ее развитие стимулируется потребностями людей и общества в целом. Отмеченные свойства технологии наиболее ярко отражаются на примере технологии материального производства. Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый как совокупность средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала в соответствии с замыслом, то есть целью человека. Применяя разные технологии к одному и тому же материалу, можно получить разные продукты, или разное качество продуктов, так как технология изменяет первоначальное состояние материала. В отвлеченном от разработчика виде технология выступает в роли особой системы знаний, умений и навыков, зафиксированных на материальных носителях, благодаря чему ее можно передавать (транслировать) от поколения к поколению, от социума к социуму, от одного хозяйствующего субъекта к другому. Синтезируя понятия информации и технологии определим информационную технологию следующим образом. Информационная технология (ИТ) – это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки, хранения, передачи и отображения данных для получения информации нового качества. Целью информационной технологии является производство информационного продукта, обладающего определенной потребительской ценностью. Информационная технология управления направлена на производство новой информации о состоянии управляемого объекта и воздействующей на него внешней среды для последующего ее использования человеком в процессе управления. ИТ, как и всякая другая технология, представляет собой четко регламентированную систему операций над исходными данными, сформулированную с определенной степенью детализации, реализация которых гарантирует получение требуемой пользователем информации заданного качества. Учитывая практически неограниченные сферы применения, очень трудно, да, наверно, и невозможно представить единую информационную технологию, пригодную на все "случаи жизни". В различных областях применения информационным технологиям присущи свои отличительные особенности. Технологии, ориентированные на использование в определенной предметной области, называют базовыми информационными технологиями. Информационная технология может рассматриваться на трех уровнях: концептуальном, логическом и физическом[31]. На концептуальномуровне в структуре ИТ выделяются наиболее общие ее составляющие: информационные процессы, процедуры, операции. Информационный процесс – это совокупность операций по преобразованию информации. Различают следующие виды преобразований[32]: · содержательное (семантическая обработка, в результате которой получается новая информация); · преобразование формы (например, кодирование, декодирование); · преобразование в пространстве и времени (например, передача данных, хранение). Исходя из общего понятия ИТ, можно выделить в ее составе следующие наиболее общие информационные процессы: сбор, накопление, обработка, обмен (передача) и отображение. В свою очередь, в процессе сбора информации выделяются такие наиболее общие процедуры, как идентификация, измерение, привязка ко времени[33], подготовка (структурирование), ввод, и т.д. (рис. 6). Логический уровень предполагает более глубокую формализацию отдельных информационных процессов в представлении конкретной ИТ на уровне описания комплексов взаимосвязанных моделей. Исходя из концептуального представления основных информационных процессов, на логическом уровне разрабатываются информационные модели сбора, накопления, обработки, передачи и отображения данных. Так, например, информационная модель сбора данных на логическом уровне должна включать описание конкретной структуры собираемых данных, их типа, взаимосвязей, способов идентификации, измерения и кодирования. Физический уровень раскрывает конкретную программно–аппаратную реализацию данной ИТ. На этом уровне формируются технические требования к средствам автоматизации процессов сбора, накопления, передачи и отображения данных, классы и технические характеристики вычислительных систем обработки данных, программные средства и программные платформы, с помощью которых должны быть реализованы модели информационных процессов, определенные на логическом уровне.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.188 (0.012 с.) |