Направления информатизации России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления информатизации России



Развитие информационного сектора в России осуществляется в двух направлениях: "сверху вниз" и "снизу вверх".

Развитие ИТ "снизу вверх" обусловлено их широким внедрением на уровне субъектов экономики: предприятий, организаций, учреждений, муниципалитетов, отдельных граждан, использующих эти технологии с целью повышения эффективности своей деятельности. В последние годы эти процессы заметно активизировались. Растет парк компьютерной техники, рынок программных средств, развиваются средства телекоммуникаций. Год от года увеличивается парк домашних компьютеров. С другой стороны, спрос на информационные продукты и услуги в свою очередь привлекает все большее число участников в информационную отрасль. Сегмент рынка информационно–коммуникационных средств и программного обеспечения демонстрирует наиболее высокие темпы роста. Быстро растет число пользователей Internet и количество русскоязычных ресурсов в нем. Активно ИТ внедряются в систему образования, появляются новые компьютеризированные формы обучения.

Активно начинают использовать ИТ в управлении и муниципальные образования. Создаются корпоративные сети, включающие информационные ресурсы муниципальных предприятий и организаций, общественных организаций, учебных заведений, центров занятости, учреждений социального обеспечения, других информационных баз данных и поисковых систем.

Процессы развития ИТ "сверху вниз" инициируются органами государственной власти, определяющими требования к информационным потокам на всех уровнях управления, в частности на уровне министерств и ведомств, взаимодействующих как между собой - горизонтальный уровень управления, так и с нижестоящими структурами - вертикаль управления. По этому принципу создаются отраслевые информационные системы, например налоговая, финансовая, пенсионного фонда, службы занятости.

Необходимость интеграции информационных систем и информационных ресурсов в единое информационное пространство требует взаимной увязки их структуры на всех уровнях взаимодействия. Роль государства в решении этой проблемы очень велика. Она заключается в регулировании и координации деятельности всех участников информатизации, создании единой законодательной и нормативно–правовой базы информатизации, обеспечивающей единое правовое и информационное поле для всех участников, в стимулировании активного участия частного сектора экономики, малого и среднего бизнеса в развитии производства и отечественного рынка информационных продуктов и услуг.


6.3. Государственная политика России в области
информатизации

На пороге XXI века Россия вступила на путь построения открытого гражданского общества, интеграции в мировую экономику. Одной из важнейших задач на этом этапе является интеграция России в мировое информационное пространство, реализация которой способна резко повысить эффективность и конкурентоспособность экономики, обеспечить вхождение в состав высокоразвитых стран мира. Реализация этой масштабной задачи невозможна без активного системообразующего участия государства. В то время как развитые страны Европы, Америки, Японии успешно реализовывали принятые ими государственные программы информатизации общества, Россия в условиях тяжелейших экономического, политического и социального кризисов 1990-х годов решала насущные проблемы физического выживания, теряя позиции в информационных технологиях, достигнутые Советским Союзом к началу перестройки. Распад социалистического лагеря с имевшим место разделением труда в области вычислительной техники и коммуникационных средств, затем распад СССР поставили на грань уничтожения отечественную информационную индустрию, отбросив Россию далеко назад от развитых мировых держав.

Понимая, что дальнейшее отставание России в информационной сфере может стать необратимым, президент и правительство страны в последние годы регулярно обращались и обращаются к проблеме информатизации, рассматривая ее как важнейшую составляющую экономического роста и устойчивого развития страны.

Основы государственной политики в этой области были заложены Указом Президента РФ № 170 от 29 января 1994 года "Об основах государственной политики в сфере информатизации" и Концепцией формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренной решением правительства РФ от 23 ноября 1995 года.

В августе 2000 года президент В.В. Путин наряду с руководителями семи ведущих стран мира подписывает Окинавскую хартию глобального информационного общества как будущего человеческой цивилизации. В 2001 году в России принимается концепция правовой информатизации страны[101].

Своеобразной попыткой рывка в информационное будущее, ставшее уже настоящим для развитых стран, становится Федеральная целевая программа "Электронная Россия 2002-2010", призванная ликвидировать отставание России в сфере информационных технологий.

По мнению разработчиков и правительства РФ, "…реализация программы развития и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) позволит

· эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере ИКТ;

· обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости;

· преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития ИКТ;

· обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах".

Единственным основанием оптимистического прогноза реализации программы информатизации российского общества и включения его в мировое информационное пространство является все еще достаточно высокий материально-технический и интеллектуальный потенциал России. В мире достаточно высоко оцениваются российские научные исследования, а интеллектуально-творческий потенциал фундаментальной науки сопоставим только с потенциалом США.

Однако на пути движения России в мировое информационное пространство очень много препятствий и проблем, которые предстоит решать, и основной из них является информационно-технологическая отсталость в области использования информационных технологий и информационных ресурсов в управлении экономикой и обществом. Авторы программы отмечают следующие факторы, "…препятствующие широкому внедрению и эффективному использованию информационных технологий:

· несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных ИКТ;

· недостаточное развитие ИКТ в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами;

· отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли;

· недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ;

· барьеры, возникающие из-за недостатков в регулировании экономической деятельности при выходе российских предприятий и других организаций сферы ИКТ на российский и мировой рынки;

· высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике".

Таким образом, программа "Электронная Россия 2002-2010" призвана коренным образом переломить негативные тенденции в сфере информатизации, преодолеть существующие барьеры и создать эффективную социально ориентированную экономику на основе использования современных технологий, включая информационные.

Для решения поставленных задач в соответствии с программой развития информатизации в России до 2010 года предусматривается реализация мероприятий по девяти основным направлениям.

1. Совершенствование законодательных основ и системы государственного регулирования в сфере информационных компьютерных технологий (ИКТ).

2. Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования ИКТ.

3. Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ.

4. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики.

5. Стимулирование хозяйствующих субъектов к повышению открытости их деятельности.

6. Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.

7. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам.

8. Разработка и создание системы электронной торговли.

9. Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий программы.

Однако по прошествии года реализации программы проявляются тревожные симптомы. Так, участники круглого стола на тему "Современные информационные технологии в сфере государственного управления и правовые проблемы их внедрения"[102], организованного Комитетом Государственной думы по безопасности и журналом "Бизнес и безопасность в России" 8 октября 2002 года, вновь констатировали наличие серьезных проблем в области применения информационных технологий в государственном управлении, в том числе "отсутствие современной и внятной государственной политики в сфере информатизации, создания единого информационного пространства, формирования государственных информационных ресурсов, движения к информационному обществу".


6.4. Проблемы информатизации государственного управления
в России

Сложность решения глобальной задачи информатизации органов государственного управления в России зависит от многих объективных и субъективных факторов. Наиболее значимым фактором, сдерживающим развитие ИТ в управлении, является общее сложное состояние экономики России. Развитие и внедрение современных ИТ требует больших финансовых вложений. Учитывая географическую протяженность России, уровень освоения ее территорий, климатические условия, создание единой коммуникационной инфраструктуры XXI века в рамках всей страны будет иметь колоссально высокую стоимость. Таких средств Россия сегодня не имеет.

Необходимо отметить и технологическую отсталость России в сфере собственного производства элементной базы средств вычислительной техники и коммуникаций. Сегодня основу всей информационной инфраструктуры страны вынужденно составляет зарубежная вычислительная техника, так как Россия не способна самостоятельно производить вычислительную технику такого уровня, которая используется ею во всех сферах деятельности, в том числе в структурах государственного управления. К сожалению, экономика России плохо восприимчива к инновациям, что обусловлено, в частности, слабыми связями науки и производства, низкой долей ассигнований на научные исследования и образование. Для сравнения: доля расходов на образование в бюджете США превышает российский показатель более чем в 2 раза, а бюджет в целом - в 20 раз. За 12 лет с 1985 г. по 1997 г. российские научные учреждения покинули около 2,4 млн. сотрудников[103].

Имеет место и технологическая зависимость России от развитых стран в области поставок операционных систем и современных программных вычислительных платформ. Вся массово используемая вычислительная техника оснащается зарубежными операционными системами от Microsoft, IBM, Novel…

Отмеченные факторы являются очень важными и значимыми с точки зрения информационной безопасности страны. Всякая зависимость от зарубежных компонентов в области информационных систем государственного управления недопустима. Трудно представить, чтобы деятельность органов государственного управления полностью или хотя бы частично зависела от поставок зарубежной техники и программных средств. Кто может гарантировать, что в зарубежных операционных системах и программном обеспечении не содержатся какие-либо компоненты, способные выполнять несанкционированные действия, которые в случае кризисных ситуаций могут использоваться в агрессивных целях? Стоимость сертификации программного обеспечения, которая может дать такую уверенность, по своей стоимости многократно превышает стоимость разработки аналогичных систем.

Важнейшее значение при разработке информационных систем государственного управления должно уделяться и средствам защиты от несанкционированного доступа. Широко известны из прессы случаи, когда хакеры "взламывают" информационные системы банков, органов государственного управления, систем управления военными объектами. Деятельность органов государственной власти связана с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Следовательно, такие системы должны обеспечивать повышенный уровень информационной безопасности.

Это подтверждают и многие статистические данные. В 2000 году было официально возбуждено 436 уголовных дел в сфере компьютерных технологий, что в четыре раза больше, чем в 1999 году. В первом квартале 2000 года было зафиксировано более 200 попыток взлома, в том числе баз и банков данных различных государственных организаций и правоохранительных органов.

Важное значение имеет и уровень готовности персонала к работе в условиях функционирования ИС, степень владения современными информационными технологиями. К сожалению, нужно констатировать, что сегодняшний уровень подготовленности управленцев совершенно недостаточен. Особенно острой эта проблема является для муниципальных образований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.013 с.)