Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направления информатизации РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие информационного сектора в России осуществляется в двух направлениях: "сверху вниз" и "снизу вверх". Развитие ИТ "снизу вверх" обусловлено их широким внедрением на уровне субъектов экономики: предприятий, организаций, учреждений, муниципалитетов, отдельных граждан, использующих эти технологии с целью повышения эффективности своей деятельности. В последние годы эти процессы заметно активизировались. Растет парк компьютерной техники, рынок программных средств, развиваются средства телекоммуникаций. Год от года увеличивается парк домашних компьютеров. С другой стороны, спрос на информационные продукты и услуги в свою очередь привлекает все большее число участников в информационную отрасль. Сегмент рынка информационно–коммуникационных средств и программного обеспечения демонстрирует наиболее высокие темпы роста. Быстро растет число пользователей Internet и количество русскоязычных ресурсов в нем. Активно ИТ внедряются в систему образования, появляются новые компьютеризированные формы обучения. Активно начинают использовать ИТ в управлении и муниципальные образования. Создаются корпоративные сети, включающие информационные ресурсы муниципальных предприятий и организаций, общественных организаций, учебных заведений, центров занятости, учреждений социального обеспечения, других информационных баз данных и поисковых систем. Процессы развития ИТ "сверху вниз" инициируются органами государственной власти, определяющими требования к информационным потокам на всех уровнях управления, в частности на уровне министерств и ведомств, взаимодействующих как между собой - горизонтальный уровень управления, так и с нижестоящими структурами - вертикаль управления. По этому принципу создаются отраслевые информационные системы, например налоговая, финансовая, пенсионного фонда, службы занятости. Необходимость интеграции информационных систем и информационных ресурсов в единое информационное пространство требует взаимной увязки их структуры на всех уровнях взаимодействия. Роль государства в решении этой проблемы очень велика. Она заключается в регулировании и координации деятельности всех участников информатизации, создании единой законодательной и нормативно–правовой базы информатизации, обеспечивающей единое правовое и информационное поле для всех участников, в стимулировании активного участия частного сектора экономики, малого и среднего бизнеса в развитии производства и отечественного рынка информационных продуктов и услуг. 6.3. Государственная политика России в области На пороге XXI века Россия вступила на путь построения открытого гражданского общества, интеграции в мировую экономику. Одной из важнейших задач на этом этапе является интеграция России в мировое информационное пространство, реализация которой способна резко повысить эффективность и конкурентоспособность экономики, обеспечить вхождение в состав высокоразвитых стран мира. Реализация этой масштабной задачи невозможна без активного системообразующего участия государства. В то время как развитые страны Европы, Америки, Японии успешно реализовывали принятые ими государственные программы информатизации общества, Россия в условиях тяжелейших экономического, политического и социального кризисов 1990-х годов решала насущные проблемы физического выживания, теряя позиции в информационных технологиях, достигнутые Советским Союзом к началу перестройки. Распад социалистического лагеря с имевшим место разделением труда в области вычислительной техники и коммуникационных средств, затем распад СССР поставили на грань уничтожения отечественную информационную индустрию, отбросив Россию далеко назад от развитых мировых держав. Понимая, что дальнейшее отставание России в информационной сфере может стать необратимым, президент и правительство страны в последние годы регулярно обращались и обращаются к проблеме информатизации, рассматривая ее как важнейшую составляющую экономического роста и устойчивого развития страны. Основы государственной политики в этой области были заложены Указом Президента РФ № 170 от 29 января 1994 года "Об основах государственной политики в сфере информатизации" и Концепцией формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренной решением правительства РФ от 23 ноября 1995 года. В августе 2000 года президент В.В. Путин наряду с руководителями семи ведущих стран мира подписывает Окинавскую хартию глобального информационного общества как будущего человеческой цивилизации. В 2001 году в России принимается концепция правовой информатизации страны[101]. Своеобразной попыткой рывка в информационное будущее, ставшее уже настоящим для развитых стран, становится Федеральная целевая программа "Электронная Россия 2002-2010", призванная ликвидировать отставание России в сфере информационных технологий. По мнению разработчиков и правительства РФ, "…реализация программы развития и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) позволит · эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере ИКТ; · обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости; · преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития ИКТ; · обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах". Единственным основанием оптимистического прогноза реализации программы информатизации российского общества и включения его в мировое информационное пространство является все еще достаточно высокий материально-технический и интеллектуальный потенциал России. В мире достаточно высоко оцениваются российские научные исследования, а интеллектуально-творческий потенциал фундаментальной науки сопоставим только с потенциалом США. Однако на пути движения России в мировое информационное пространство очень много препятствий и проблем, которые предстоит решать, и основной из них является информационно-технологическая отсталость в области использования информационных технологий и информационных ресурсов в управлении экономикой и обществом. Авторы программы отмечают следующие факторы, "…препятствующие широкому внедрению и эффективному использованию информационных технологий: · несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных ИКТ; · недостаточное развитие ИКТ в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами; · отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли; · недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ; · барьеры, возникающие из-за недостатков в регулировании экономической деятельности при выходе российских предприятий и других организаций сферы ИКТ на российский и мировой рынки; · высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике". Таким образом, программа "Электронная Россия 2002-2010" призвана коренным образом переломить негативные тенденции в сфере информатизации, преодолеть существующие барьеры и создать эффективную социально ориентированную экономику на основе использования современных технологий, включая информационные. Для решения поставленных задач в соответствии с программой развития информатизации в России до 2010 года предусматривается реализация мероприятий по девяти основным направлениям. 1. Совершенствование законодательных основ и системы государственного регулирования в сфере информационных компьютерных технологий (ИКТ). 2. Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования ИКТ. 3. Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ. 4. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики. 5. Стимулирование хозяйствующих субъектов к повышению открытости их деятельности. 6. Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей. 7. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам. 8. Разработка и создание системы электронной торговли. 9. Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий программы. Однако по прошествии года реализации программы проявляются тревожные симптомы. Так, участники круглого стола на тему "Современные информационные технологии в сфере государственного управления и правовые проблемы их внедрения"[102], организованного Комитетом Государственной думы по безопасности и журналом "Бизнес и безопасность в России" 8 октября 2002 года, вновь констатировали наличие серьезных проблем в области применения информационных технологий в государственном управлении, в том числе "отсутствие современной и внятной государственной политики в сфере информатизации, создания единого информационного пространства, формирования государственных информационных ресурсов, движения к информационному обществу". 6.4. Проблемы информатизации государственного управления Сложность решения глобальной задачи информатизации органов государственного управления в России зависит от многих объективных и субъективных факторов. Наиболее значимым фактором, сдерживающим развитие ИТ в управлении, является общее сложное состояние экономики России. Развитие и внедрение современных ИТ требует больших финансовых вложений. Учитывая географическую протяженность России, уровень освоения ее территорий, климатические условия, создание единой коммуникационной инфраструктуры XXI века в рамках всей страны будет иметь колоссально высокую стоимость. Таких средств Россия сегодня не имеет. Необходимо отметить и технологическую отсталость России в сфере собственного производства элементной базы средств вычислительной техники и коммуникаций. Сегодня основу всей информационной инфраструктуры страны вынужденно составляет зарубежная вычислительная техника, так как Россия не способна самостоятельно производить вычислительную технику такого уровня, которая используется ею во всех сферах деятельности, в том числе в структурах государственного управления. К сожалению, экономика России плохо восприимчива к инновациям, что обусловлено, в частности, слабыми связями науки и производства, низкой долей ассигнований на научные исследования и образование. Для сравнения: доля расходов на образование в бюджете США превышает российский показатель более чем в 2 раза, а бюджет в целом - в 20 раз. За 12 лет с 1985 г. по 1997 г. российские научные учреждения покинули около 2,4 млн. сотрудников[103]. Имеет место и технологическая зависимость России от развитых стран в области поставок операционных систем и современных программных вычислительных платформ. Вся массово используемая вычислительная техника оснащается зарубежными операционными системами от Microsoft, IBM, Novel… Отмеченные факторы являются очень важными и значимыми с точки зрения информационной безопасности страны. Всякая зависимость от зарубежных компонентов в области информационных систем государственного управления недопустима. Трудно представить, чтобы деятельность органов государственного управления полностью или хотя бы частично зависела от поставок зарубежной техники и программных средств. Кто может гарантировать, что в зарубежных операционных системах и программном обеспечении не содержатся какие-либо компоненты, способные выполнять несанкционированные действия, которые в случае кризисных ситуаций могут использоваться в агрессивных целях? Стоимость сертификации программного обеспечения, которая может дать такую уверенность, по своей стоимости многократно превышает стоимость разработки аналогичных систем. Важнейшее значение при разработке информационных систем государственного управления должно уделяться и средствам защиты от несанкционированного доступа. Широко известны из прессы случаи, когда хакеры "взламывают" информационные системы банков, органов государственного управления, систем управления военными объектами. Деятельность органов государственной власти связана с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Следовательно, такие системы должны обеспечивать повышенный уровень информационной безопасности. Это подтверждают и многие статистические данные. В 2000 году было официально возбуждено 436 уголовных дел в сфере компьютерных технологий, что в четыре раза больше, чем в 1999 году. В первом квартале 2000 года было зафиксировано более 200 попыток взлома, в том числе баз и банков данных различных государственных организаций и правоохранительных органов. Важное значение имеет и уровень готовности персонала к работе в условиях функционирования ИС, степень владения современными информационными технологиями. К сожалению, нужно констатировать, что сегодняшний уровень подготовленности управленцев совершенно недостаточен. Особенно острой эта проблема является для муниципальных образований.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.153.178 (0.009 с.) |