Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия информатизации общества

Поиск
Положительные последствия Отрицательные последствия
Культура и общество
Свободное развитие индивида Информационное общество Социализация информации Коммуникативное общество Преодоление кризиса цивилизации «Автоматизация» человека Дегуманизация жизни Технократическое мышление Снижение культурного уровня Лавина информации Элитарное знание (поляризация) Изоляция индивида
Политика
Расширение свобод Децентрализация Выравнивание иерархии власти Расширенное участие в общественной жизни Снижение свобод Централизация Государство-«надзиратель» Расширение государственной бюрократии Усиление власти благодаря знаниям Усиление манипуляции людьми
Хозяйство и труд
Повышение продуктивности Рационализация Повышение компетентности Увеличение богатства Преодоление кризиса Экономия ресурсов Охрана окружающей среды Децентрализация промышленности Новая продукция Улучшение качества Диверсификация продукции Новые профессии и квалификации Возрастающая сложность жизни Обострение промышленного кризиса Концентрация Подверженность кризисам Стандартизация Массовая безработица Новые требования к мобильности трудящихся Дегуманизация труда Стрессы Деквалификация Исчезновение многочисленных профессий
Международные отношения
Национальная независимость Шанс на развитие у стран третьего мира Улучшение обороноспособности страны Усиление взаимозависимости Технологическая зависимость Уязвимость Усиление опасности новой войны из-за обновлений военных систем

Примеры использования информационных технологий

Рассмотренная выше типология информационных технологий учитывает уровень значимости составляющих ее информационных процессов в общей структуре и ее место в иерархии уровней управления: операционном, тактическом, стратегическом.

Основой ИТ обработки данных являются информационные процессы сбора и накопления данных. Процессы обработки, передачи и отображения информации выполняют, в определенной степени, обеспечивающую функцию. Основная цель данной ИТ – сбор первичных данных при минимальной обработке, обеспечение их накопления, сохранности и целостности с целью последующего использования в ИС более высокого уровня. В рамках этой ИТ формируются различные периодические отчеты, выполняющие в основном контрольную функцию.

Пример 1. Объект автоматизации – отдел сбыта продукции. Соответственно, базовым информационным процессом в этой задаче является учет сбыта продукции путем строгой фиксации всех операций, что в терминах рассмотренных выше информационных процессов есть не что иное, как сбор и накопление данных. Фиксируемые хозяйственные операции формализуются и с помощью соответствующих операций ввода заносятся оператором в базу данных. Параллельно решается задача автоматизации выписки сопроводительных документов, таких, как товарно-транспортные накладные, пропуска на вывоз и др. По итогам работы за день (неделю, декаду, месяц, квартал…) могут формироваться различные отчеты о движении продукции, остатках на складе, по которым осуществляется оперативный контроль процесса отгрузки, и т.д. Сам оператор непосредственного отношения к отгрузке не имеет: эти функции выполняют кладовщики. Накопление сведений о хозяйственных операциях осуществляется с целью более глубокой их последующей обработки в бухгалтерском учете, при расчете себестоимости, планировании объемов производства, анализе спроса. Квалификационные требования к персоналу, с точки зрения уровня подготовки в сфере ИТ и предметной области, в ИТ обработки данных, невысоки, поскольку основная функция человека в этой технологии заключается в аккуратной фиксации хозяйственных операций по жестко заданному алгоритму. Функции анализа данных, требующие более высокой квалификации, в этой технологии отсутствуют. Сфера применения этих технологий ограничивается операционным уровнем управления.

Само название " информационная технология управления" однозначно определяет цель ее использования – обработку существующей информации системы операционного уровня для получения новой и более качественной информации для целей управления. Базовыми информационными процессами в этой технологии выступают процессы обработки и отображения информации в виде, удобном для восприятия и анализа человеком. При этом используются математические методы сортировки, группировки, суммирования, простейших вычислений, сравнительного (выявление отклонений) и временного анализа (выявление тенденций развития). Полученные данные отображаются в виде итоговых документов – отчетов, таблиц, схем, диаграмм, графиков – на бумажных носителях или устройствах отображения (мониторах, экранах). Наличие формального языка информационных запросов позволяет формировать разнообразные отчеты по запросу с использованием различных процедур обработки данных.

Анализ полученной на основе ИТ информации целиком возлагается на человека – менеджера, ответственного за принятие управленческого решения. Технология же ответственна лишь за полноту требуемой информации и ее качество. Следовательно, использование этой ИТ требует, в первую очередь, высокой квалификации менеджера в своей предметной области, умения анализировать предоставленную ему информацию, делать выводы, принимать адекватные управленческие решения. В области использования ИТ высокая квалификация менеджера желательна, но не обязательна. Имеет место безмашинный вариант этой технологии, когда менеджеры, принимающие управленческие решения, анализируют отчеты, предоставленные им на бумажных носителях, не принимая личного участия в их формировании. Очевидно, что такой вариант существенно снижает эффективность использования ИТ, ограничивает ее возможности. Информационные технологии управления используются на тактическом уровне управления.

Пример 2. Объект автоматизации – отдел снабжения промышленного предприятия. Базовая информационная технология – ИТ управления процессом закупок (снабжения) с целью обеспечения непрерывного процесса производства и минимизации издержек заготовки и хранения. Базовый информационный процесс – обработка и отображение информации. Исходными данными являются план производства на определенный период, фактические данные (номенклатура выпускаемых изделий, их количество, технологические карты производства), нормативные данные по расходам сырья и материалов на единицу продукции, запасы сырья на складах, находящиеся в процессе транспортировки, и другая информация, необходимая для формирования процесса материально-технического снабжения. Уменьшение запасов материалов на складах влечет за собой риски остановки производства из-за отсутствия каких-либо компонентов, увеличение же влечет за собой рост издержек, связанных с хранением.

На основе информационной технологии может формироваться план закупок материалов, учет их движения, контроль исполнения.

Информационные технологии поддержки принятия решения имеют еще более высокий "интеллектуальный" уровень. Их задача не только предоставить менеджеру полную информацию для анализа и принятия решения, но и на основе информационных моделей предметной области помочь выработать более рациональное (оптимальное) решение или сравнить эффективность набора альтернативных вариантов управленческих решений.

Принципиальное отличие ИТ поддержки принятия решения от технологии управления заключается в глубине и степени обработки информации, основанной на привлечении более широкого спектра данных о состоянии управляемой системы, закономерностях ее поведения в прошлом и настоящем, прогнозировании ее будущего состояния с использованием математических методов оптимизации, линейного и нелинейного программирования, статистики, системного анализа. ИТ поддержки принятия решения требуют от менеджеров глубоких знаний как в области методов управления, так и в области информационных технологий. Однако и в технологиях этого типа окончательное решение и ответственность за него остается за человеком.

Пример 3. Объект автоматизации – служба доставки продукции оптовым заказчикам. Базовая ИТ – технология поддержки принятия решения, обеспечивающая решение задачи выбора оптимальной схемы транспортировки продукции от мест производства к местам реализации. Математический метод решения задачи – линейное программирование. В качестве исходных данных используется информация о стоимости перевозок единицы продукции из мест производства в места реализации различными видами транспорта, наличии и количестве видов транспорта, существующих ограничениях по объемам выпуска продукции различными предприятиями, объемах поступивших заказов и т.д.

В каждой конкретной ситуации на основе введенных исходных данных методами линейного программирования рассчитывается схема перевозок, минимизирующая транспортные издержки.


Краткое содержание главы 2

1. В информационном обществе информация становится стратегическим ресурсом развития. Сегодня "миром владеет" не только тот, кто владеет информацией, но и кто быстрее ее обрабатывает и использует в своей деятельности, т.е. тот, кто владеет современной информационной технологией. Информационная технология (ИТ) – это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества. Целью информационной технологии является производство информационного продукта, обладающего определенной потребительской ценностью.

2. Информационная технология может рассматриваться на трех уровнях: концептуальном, логическом и физическом.

На концептуальном уровне в структуре ИТ выделяются наиболее общие ее составляющие: информационные процессы и процедуры их реализации в виде иерархической структуры.

Логический уровень предполагает более глубокую формализацию отдельных информационных процессов в представлении конкретной ИТ на уровне описания комплексов взаимосвязанных моделей. Исходя из концептуального представления основных информационных процессов, на логическом уровне разрабатываются информационные модели сбора, накопления, обработки, передачи и отображения данных.

Физический уровень раскрывает конкретную программно-аппарат­ную реализацию данной ИТ. На этом уровне формируются технические требования к средствам автоматизации процессов сбора, накопления, передачи и отображения, данных, классы и технические характеристики вычислительных систем обработки данных, программные средства и программные платформы, с помощью которых должны быть реализованы модели информационных процессов, определенные на логическом уровне.

3. Типовые информационные технологии: технология сбора данных; технология поддержки управления; технология автоматизации офиса; технология поддержки принятия решения; технология поддержки групповой работы; технология «виртуальная реальность»; технология экспертных систем.

4. Выражение "новая ИТ" предполагает использование современных технических и программных средств на всех стадиях обработки информации. Она включает:

· новые технологии сбора и хранения данных, основанные на компьютерных технологиях баз данных;

· принципиально новые, недоступные ранее технологии обработки информации, основанные на применении микропроцессорной техники;

· принципиально новые технологии отображения информации, делающие информационные продукты и технологии массово доступными;

· современные средства коммуникаций, до предела интенсифицирующие информационные процессы, исключающие отрицательное влияние пространственной удаленности на информационные процессы;

· новые технологии принятия управленческих решений.

5. Шесть принципов эффективного использования информационных технологий:

· развитие в области информационных технологий обусловливается потребностями основной деятельности компании, а не технологическими новшествами;

· решения о финансировании в области информационных технологий принимаются так же, как и во всех остальных сферах, - исходя из соображений финансовой выгоды;

· информационная система имеет простую и гибкую структуру;

· любые разработки начинают приносить пользу бизнесу практически с момента внедрения;

· проводятся планомерные и постоянные улучшения производительности системы;

· отдел информационных технологий хорошо разбирается в бизнесе, а бизнес-подразделения – в информационных технологиях.

Важнейшим условием достижения поставленной цели является одновременная реализация этих принципов.

6. Тенденции развития информационных технологий в XXI веке:

· Глобализация информационных процессов: изменение роли информации; формирование информационного общества; рост значения Internet; глобализация рынка информационных продуктов и услуг; формирование принципиально новой образовательной среды и информационной среды науки.

· Ускорения информационных процессов на уровне субъектов экономических отношений: изменение форм конкуренции; развитие новых бизнес–моделей; интеграция бизнес-функций в одной модели; рост влияния ИТ на организацию; уменьшение горизонта планирования; актуализация информации для управления.

· Изменение социокультурной среды на уровне человека под влиянием ИТ: рационализация деятельности человека; расширение свобод и развитие демократии; расширение доступа к информации и образовательным ресурсам.

Вопросы для повторения

1. Как вы понимаете информационную технологию?

2. Поясните, в чем различие трех уровней представления инфор­мационных технологий?

3. Определите понятие "типовая информационная технология".

4. Охарактеризуйте типовую информационную технологию обра­ботки данных.

5. Охарактеризуйте типовую информационную технологию управ­ления.

6. Охарактеризуйте типовую информационную технологию авто­матизации офиса.

7. Охарактеризуйте типовую информационную технологию под­держки принятия решения.

8. Охарактеризуйте информационную технологию поддержки групповой работы. Приведите примеры использования

9. Охарактеризуйте информационную технологию «виртуальная реальность». Приведите примеры использования.

10. Охарактеризуйте типовую информационную технологию экс­пертных систем.

11. Как вы понимаете новую информационную технологию? В чем ее сущность?

12. Сформулируйте шесть принципов эффективного использо­вания информационных технологий.

13. Чем, по вашему мнению, обусловлено требование комплекс­ности реализации всех шести принципов?

14. Каковы направления современного развития информацион­ных технологий?

15. Сформулируйте основные причины глобализации информа­ционных процессов.

16. Какова роль новых информационных технологий в измене­нии рыночных отношений на уровне субъектов рынка?

17. Попытайтесь обосновать направления влияния новых ин­формационных технологий на социально-культурную среду существо­вания человека.

18. Назовите и охарактеризуйте средства информационных тех­нологий.

19. Приведите примеры использования новых информационных технологий на уровне деятельности предприятия.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 942; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.89 (0.01 с.)