Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Триада» Платона - «единое», «ум», «душа».

Поиск

Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно

Которому все сущее состоит из трех субстанций: «единого»; «ума»; «души».

а) «Единое»:

- является основой всякого бытия;

- не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни
частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);

- есть ничто;

- выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше
всякого ощущения;

первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

б)«Ум»:

- происходит от «единого»;

- разделен с «единым»; противоположен «единому»;

- является сущностью всех вещей;

- есть обобщение всего живого на Земле.

в) «Душа»:

- подвижная субстанция, которая объединяет и связывает
«единое - ничто» и «ум - все живое», а также связывает
между собой все вещи и все явления;

- душа может быть мировой и душой отдельного человека;

- при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут
иметь также вещи и неживая природа;

- душа человека (вещи) есть часть мировой души;

- душа бессмертна: при смерти человека умирает только тело,
душа же, ответив в подземном царстве за свои земные
поступки, приобретает новую телесную оболочку;

- постоянство души и смена телесных форм - естественный
закон Космоса.

4. Гносеология (учение о познании) Платона.

В гносеологии (учении о познании) Платон исходит из

созданной им идеалистической картины мира:

- поскольку материальный мир является всего лишь

отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

- «чистые идеи» невозможно познать с помощью
чувственного познания (такой тип познания дает не
достоверное знание, а лишь мнение - «докса»);

- «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря
высшей духовной деятельности (идеалистическому
познанию);

- высшей духовной деятельностью могут заниматься
только люди подготовленные
- образованные
интеллектуалы, философы, следовательно, только они
способны увидеть и осознать «чистые идеи».

Проблема государства в философии Платона.

а) Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме
государства (что было нетипично для предшественников -
«досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались
поисками первоначала мира и объяснением явлений
окружающей природы, но не общества).

б) Платон выделяет семь типов государства:

- идеальное «государство будущего», которого пока не
существует и в котором отпадет необходимость в
государственной власти и законах, и шесть типов ныне
существующих государств.

- Среди шести существующих типов Платоном
указываются:

 

монархия - справедливая власть одного человека;

тирания- несправедливая власть одного человека;

аристократия - справедливая власть меньшинства;

олигархия - несправедливая власть меньшинства;

демократия - справедливая власть большинства;

тимократия - несправедливая власть большинства, власть
военных, вождей, армии.

Nb: Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются неспра­ведливыми формами государства, а

Демократия - власть большинства -редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

6. Платоновский проект государства.

а) Сущность проекта по Платону:

- все население государства (полиса) делится на три сословия
- философы, воины, работники;

- работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым
физическим трудом, создают материальные блага, могут в
ограниченных размерах владеть частной собственностью;

- воины занимаются физическими упражнениями,
тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае
необходимости - участвуют в военных действиях;

- философы (мудрецы) - разрабатывают философские теории,
познают мир, учат, управляют государством;

- философы и воины не должны иметь частной
собственности;

- жители государства вместе проводят свободное время,
вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

- не существует брака, все жены и дети общие;

- допускается и приветствуется труд рабов, как правило,
варваров, захваченных в плен.

б) В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего
проекта, допустив небольшую частную собственность и личное
имущество для всех сословий, однако другие положения
данного плана были сохранены.

7. Значение философии Платона. Историческое значение философии Платона:

собрание

впервые философом оставлено целое

фундаментальных произведений; положено начало идеализму как крупному философскому
направлению (так называемая «линия Платона» -
противоположность материалистической «линии
Демокрита»);

впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т. д.;

- были заложены основы понятийного мышления,
произведена попытка выделить философские категории
(бытие - становление, вечное - временное, покоящееся -
движущееся, неделимое - делимое и др.);

- была создана философская школа (Академия),
просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие
видные последователи Платона (Аристотель и др.).

8. Академия Платона.

а) Суть вопроса: Академия Платона - религиозно-философская
школа, созданная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и
просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н. э.).

б) Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии
являлись:

- Аристотель (учился у Платона, основал собственную
философскую школу -Ликей),

Ксенокрит,

- Кратет,

- Аркесилай,

- Клитомах Карфагенский,

- Филон из Ларисы (учитель Цицерона).

в) Академия была закрыта в 529 г. византийским императором
Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако
за свою историю успела добиться того, что платонизм и
неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской
философии. Вопрос VI. Философия Аристотеля

1. Этапы творчества Аристотеля и его основные
произведения.

а) Даты жизни и творчества: Аристотель (384 - 322 гг, до
н.э.) •- древнегреческий философ классического периода, ученик
Платона, воспитатель Александра Македонского.

б) В своей философской деятельности Аристотель прошел
три основных этапа:

- 367 - 347 гг. до н.э.' (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего
возраста, в Академии Платона и был его учеником (до
момента смерти Платона);

- 347 - 335 гг. до н.э. (12 лет) - жил и работал в Пелле - столице
Македонского государства по приглашению царя Филиппа;
воспитывал Александра Македонского;

- 335 - 322 гг. до н. э. - основал собственную философскую
школу - Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней
до своей смерти.

в) К наиболее известным произведениям Аристотеля
относятся:
«Органон», «Физика», «Механика»,
«Метафизика», «О душе», «История животных»,
«Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская
по-лития», «Поэтика».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.253 (0.011 с.)