Активность субъекта познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активность субъекта познания.



а) субъект является активной стороной в познавательном
процессе;

б) благодаря активной деятельности субъекта тот или иной фрагмент объективной реальности выступает объектом познания, данным субъекту в формах его собственной деятельности;

в) познание является активным воспроизведением внешнего
мира субъектом;

г) предметы внешнего мира становятся объектами, корда на них направлена деятельность субъекта;

д) человека интересуют предметы внешнего мира как
объекты
его деятельности, подлежащие использованию и преобразованию субъектом..

е) активность субъекта в процессе познания направлена

на создание и управление предметами-посредниками. Например, человек создает приборы, инструменты;

ж) знание человека есть не просто результат воздействия внешнего мира на его сознание, а итог активной познавательной и практически-преобразовательной деятельности самого человека.

Праксеологическая и аксиологическая функции знаний.

а) Познавательное и практическое

важнейшими чертами практики как гносеологии являются:

= целенаправленность;

= предметно-чувственный характер;

- преобразование материальных систем;

практика — активное взаимодействие человека с материальными системами;

практика неотрывна от человека, его целенаправленной деятельности;

практика носит предметно-чувственный характер, она
выделяется из совокупности человеческой деятельности;

практическое взаимодействие человека с объектом характеризуется преодолением сопротивления материального предмета;

практика преобразует материальные системы (изменение
качества систем и подсистем, их ликвидация и разрушение);

конечный результат практики находится в предметно-
объективной сфере и является материализованной целью;

- целенаправленность и преобразование материальныхсистем связаны между собой неоднозначно: результат практической деятельности может не соответствовать поставленной цели;

- практика — это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем;

-различают следующие формы практики:

=общественно-производственная;

= социально-политическая;

= научно-экспериментальная;

= медицинская;

= семейно-бытовая;

- практика бывает (по содержанию и назначению):

= стандартизированная;

= поисковая;

- в зависимости от субъекта деятельности практика
делится на:

— индивидуальную;

= микрогрупповую;

= социальную;

= классовую;

= государственную;

= общественную;

любая практика складывается из следующих элементов:
= субъект практики;

= объект практики;

= цель;

= средства;

= предметная деятельность субъекта;

= результат этой деятельности;

- главные функции практики в отношении познания:
= базисная;

= детерминирующая;

= критериальная;

= целеполагающая;

практика и теория находятся в постоянном взаимоотношении;

= практика служит основанием развития теории, материальной основой развития всего человеческого познания;

практика не мыслима без «теоретического

компонента»;

практика более ограничена, чем хорошая теория, т.к. она «стеснена» материей;

- теория способна предвидеть ход практической деятельности, выдвигать обоснованные цели. Вывод: если практика есть критерий истинности теории, то подлинно научная теория есть критерий правильности практики.

Вопрос 2. ЗНАНИЕ, ОТРАЖЕНИЕ, ИНФОРМАЦИЯ

Общая характеристика.

а) человеческое знание занимало умы ученых в течение многих веков;

б) с появлением кибернетики знание стало предметом математических и инженерно-технических дисциплин;

в) компьютерное моделирование мышления дало мощный толчок исследованиям механизмов познавательной деятельности в рамках когнитивной психологии;

г) в последнее время пристальное внимание стало уделяться такому предмету философии, как знание;

д) слово «знание» стало использоваться в составляющих компьютерных систем (системы, основанные на знаниях; базы знаний и банки знаний);

е) в 80-е годы понятие «знание» потеснило понятиямышления и интеллекта;

- компьютерные системы стали называть искусственным интеллектом;

- с точки зрения искусственного интеллекта, знание - форма представления информации в ЭВМ, которой присущи следующие особенности:

= внутренняя интерпретируемость;

= структурированность;

= связность;

= семантическая метрика;

= активность;

- такое определение знания присуще и крупным блокам человеческих знаний, таким образом знание в компьютерной системе можно рассматривать как модель того или иного фрагмента человеческого знания;

ж) в русле метатехнологического подхода («вопросы технологических проблем и их решений») к знанию возникают проблемы информации и знания как стратегического ресурса развития общества;

именно развитие компьютерной техники способствовало концепции создания «общества основанного на знании»;

подчеркивается значение информационно-знаниевых ресурсов как практически неисчерпаемых, т.к. они основываются на творческо-познавательных способностях людей.

Структура знания: чувственное и рациональное познание, их диалектическая взаимосвязь и единство. — структуру см. в вопросе I.

а) способности к чувственному отражению действительности делятся на 2 вида: чувственно- эмоциональные и чувственно -сенситивные:

«sensitiv» — «воспринимаемый чувтсвами»;

чувственно-сенситивная способностьспособность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств;

однако, чувственное познание не в состоянии раскрыть внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития;

б) рациональное знание - высший этап в развитии познания.
Оно вскрывает главные свойства и признаки предмета;

в) чувственное и рациональное знание едины, они отражают
один и тот же окружающий мир, их общий основой является
практика;

обе ступени познания имеют единую физиологическую основу — нервную систему человека;

логическое мышление невозможно без человеческого познания, т.к. данные органов чувств составляют единственный материал для образования понятий;

так как чувственное и рациональное выступают в единстве, то нельзя пренебрегать ни показаниями чувств, ни выводами разума;

- односторонность понимания процесса познания

приводила к отклонению от истины:

= представители эмпиризма (грёч. - опыт) недооценивают роль абстрактного мышления в познании, они считают, что только чувственный опыт дает человеку истинную картину мира;

= эмпирики утверждают, что в действительности понятиям ничего не соответствует, что они — плод фантазии человека;

= в отличие от эмпириков представители рационализма не верят органам чувств и считают разум, абстрактное мышление единственным источником истинного знания;

= рационалисты недооценивают роль чувственного познания и полагают, что человек способен познать мир чисто интуитивно, вне всякого опыта;

под влиянием практической деятельности у людей механизмы чувственного восприятия существенным образом изменяются;

с другой стороны, для овладения знаниями человек
должен уметь видеть, слышать.

Вывод: диалектический характер предполагает постоянное взаимодействие чувственного и рационального моментов, их взаимную обусловленность, ибо отрыв ведет к искажению познавательного процесса, к отрыву мысли от действительности.

3

Творчество и интуиция.

а) Интуицияэто способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без основания с помощью доказательства.

- интуитивное «видение» совершается случайно, безявной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату;

свойства интуиции:

= неожиданность решения задачи;

= неосознанность путей и средств ее решения;

= непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов;

- виды интуиции:

= техническая;

= научная;

- обыденная;

= врачебная и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.51 (0.012 с.)