Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Активность субъекта познания.
а) субъект является активной стороной в познавательном б) благодаря активной деятельности субъекта тот или иной фрагмент объективной реальности выступает объектом познания, данным субъекту в формах его собственной деятельности; в) познание является активным воспроизведением внешнего г) предметы внешнего мира становятся объектами, корда на них направлена деятельность субъекта; д) человека интересуют предметы внешнего мира как е) активность субъекта в процессе познания направлена на создание и управление предметами-посредниками. Например, человек создает приборы, инструменты; ж) знание человека есть не просто результат воздействия внешнего мира на его сознание, а итог активной познавательной и практически-преобразовательной деятельности самого человека. Праксеологическая и аксиологическая функции знаний. а) Познавательное и практическое — важнейшими чертами практики как гносеологии являются: = целенаправленность; = предметно-чувственный характер; - преобразование материальных систем; — практика — активное взаимодействие человека с материальными системами; — практика неотрывна от человека, его целенаправленной деятельности; — практика носит предметно-чувственный характер, она — практическое взаимодействие человека с объектом характеризуется преодолением сопротивления материального предмета; — практика преобразует материальные системы (изменение — конечный результат практики находится в предметно- - целенаправленность и преобразование материальныхсистем связаны между собой неоднозначно: результат практической деятельности может не соответствовать поставленной цели; - практика — это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем; -различают следующие формы практики: =общественно-производственная; = социально-политическая; = научно-экспериментальная; = медицинская; = семейно-бытовая;
- практика бывает (по содержанию и назначению): = стандартизированная; = поисковая; - в зависимости от субъекта деятельности практика — индивидуальную; = микрогрупповую; = социальную; = классовую; = государственную; = общественную; — любая практика складывается из следующих элементов: = объект практики; = цель; = средства; = предметная деятельность субъекта; = результат этой деятельности; - главные функции практики в отношении познания: = детерминирующая; = критериальная; = целеполагающая; — практика и теория находятся в постоянном взаимоотношении; = практика служит основанием развития теории, материальной основой развития всего человеческого познания; — практика не мыслима без «теоретического компонента»; — практика более ограничена, чем хорошая теория, т.к. она «стеснена» материей; - теория способна предвидеть ход практической деятельности, выдвигать обоснованные цели. Вывод: если практика есть критерий истинности теории, то подлинно научная теория есть критерий правильности практики. Вопрос 2. ЗНАНИЕ, ОТРАЖЕНИЕ, ИНФОРМАЦИЯ Общая характеристика. а) человеческое знание занимало умы ученых в течение многих веков; б) с появлением кибернетики знание стало предметом математических и инженерно-технических дисциплин; в) компьютерное моделирование мышления дало мощный толчок исследованиям механизмов познавательной деятельности в рамках когнитивной психологии; г) в последнее время пристальное внимание стало уделяться такому предмету философии, как знание; д) слово «знание» стало использоваться в составляющих компьютерных систем (системы, основанные на знаниях; базы знаний и банки знаний); е) в 80-е годы понятие «знание» потеснило понятиямышления и интеллекта; - компьютерные системы стали называть искусственным интеллектом; - с точки зрения искусственного интеллекта, знание - форма представления информации в ЭВМ, которой присущи следующие особенности: = внутренняя интерпретируемость; = структурированность; = связность; = семантическая метрика; = активность;
- такое определение знания присуще и крупным блокам человеческих знаний, таким образом знание в компьютерной системе можно рассматривать как модель того или иного фрагмента человеческого знания; ж) в русле метатехнологического подхода («вопросы технологических проблем и их решений») к знанию возникают проблемы информации и знания как стратегического ресурса развития общества; — именно развитие компьютерной техники способствовало концепции создания «общества основанного на знании»; — подчеркивается значение информационно-знаниевых ресурсов как практически неисчерпаемых, т.к. они основываются на творческо-познавательных способностях людей. Структура знания: чувственное и рациональное познание, их диалектическая взаимосвязь и единство. — структуру см. в вопросе I. а) способности к чувственному отражению действительности делятся на 2 вида: чувственно- эмоциональные и чувственно -сенситивные: — «sensitiv» — «воспринимаемый чувтсвами»; — чувственно-сенситивная способность — способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств; — однако, чувственное познание не в состоянии раскрыть внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития; б) рациональное знание - высший этап в развитии познания. в) чувственное и рациональное знание едины, они отражают — обе ступени познания имеют единую физиологическую основу — нервную систему человека; — логическое мышление невозможно без человеческого познания, т.к. данные органов чувств составляют единственный материал для образования понятий; — так как чувственное и рациональное выступают в единстве, то нельзя пренебрегать ни показаниями чувств, ни выводами разума; - односторонность понимания процесса познания приводила к отклонению от истины: = представители эмпиризма (грёч. - опыт) недооценивают роль абстрактного мышления в познании, они считают, что только чувственный опыт дает человеку истинную картину мира; = эмпирики утверждают, что в действительности понятиям ничего не соответствует, что они — плод фантазии человека; = в отличие от эмпириков представители рационализма не верят органам чувств и считают разум, абстрактное мышление единственным источником истинного знания; = рационалисты недооценивают роль чувственного познания и полагают, что человек способен познать мир чисто интуитивно, вне всякого опыта; — под влиянием практической деятельности у людей механизмы чувственного восприятия существенным образом изменяются; — с другой стороны, для овладения знаниями человек Вывод: диалектический характер предполагает постоянное взаимодействие чувственного и рационального моментов, их взаимную обусловленность, ибо отрыв ведет к искажению познавательного процесса, к отрыву мысли от действительности. 3 Творчество и интуиция. а) Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без основания с помощью доказательства. - интуитивное «видение» совершается случайно, безявной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату; — свойства интуиции:
= неожиданность решения задачи; = неосознанность путей и средств ее решения; = непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов; - виды интуиции: = техническая; = научная; - обыденная; = врачебная и т.д.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.51 (0.012 с.) |