![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философская онтология (учение о бытии)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лекция 21 «Проблема бытия в истории философии и науки» План: I. Бытие как философская проблема Этапы развития философской онтологии Вопрос I. Бытие как философская проблема Конкретно-истерический способ бытия.—Танатология.—Тропы бытия: был или иметь; бытие как самореализация бытие как долженствование. — Возникновение и внутренвдя логика развития проблемы бытия. — Парадокс Парменида: «Сущее есть, несущего нет».—Бытие как трансцендирование (Платон).—Раntо гei — бытие как становление. — Бытие как реальный процесс жизнедеятельности. 1) Личиостно-индивидуальный смысл проблемы бытия. а) Актуальность проблемы: -Проблема бытия во все времена была исходной для философов всех школ и направлений (изучавших как безличные всеобщие первоначала, так и смысл и разнообразие окружающего мира); - Бытийственные проблемы стоят в центре современной жизнедеятельности человечества, указывая смысложизненные ориентации философии: экологическая катастрофа, научно-технический прогресс, ядерная угроза. Nb: Проблематичность бытия постигается не только в его процессуальном измерении, но и дискретно (сиюминутно распадаясь на индивидуальные события, обнажая напряженность реального существования). nb: Однако строгая упорядоченность и размеренность существования, унифицированный резким, рациональная целесообразность не есть ключ к разгадке смысложизненной тайны бытия. Бытие как единообразие и монотонность, организация типологически идентичного,- — сложная проблема, а не идеал бытия, б) Историко-философский экскурс: - Гегель в качестве выхода авторитетно видел надличностный идеал миросозерцания - уход в бытие, в повседневные заботы и интересы, самодовольство мнений и постижение всеобщего через идеалы и желания. - М. Хайдеггер, с не меньшей убедительностью заявил, что исследование бытия предпочтительно начинать с анализа его как «заурядной повседневности», «ощущения радикального затруднения жизнью». - У Маркса дефиниция бытия однозначна: «Бытие в) Бытие как система «хаос-порядок»: Э. Шредингер (физик-теоретик) тайной бытия живого считает процесс упорядочивания - уменьшения энтропии. Все живое снижает собственную энтропию, укрощает хаос, извлекает упорядоченность из окружающей среды, в отличие от «естественного стремления вещей приближаться к хаотическому состоянию». Живой организм как бы «питается отрицательной энтропией, поддерживая себя на постоянном и достаточно низком уровне энтропии».
Вл. Соловьев, наш соотечественник, предельным основанием и целью человеческого бытия провозглашает добро, творимое каждый раз во имя спасения души. Конкретно-исторический способ бытия. а) Проблема бытия — это панорамное видение мира от имени вечности, в ракурсе личностного измерения. б) Мир не удовлетворяет человека, и он своим действием решает изменить его (но не от хаоса к еще большему хаосу, а от хаоса - к порядку). в) Бытие заключается в том, что эту логику предстоит строить каждому живущему на протяжении всей его жизни. В. Шекспиру принадлежит совершеннейшая формула человеческого бытия «Быть иль не быть, — вот в чем вопрос». Танатология а) Определение: конечность человеческого бытия встает в б) Искусство больше придавало значения проблеме ухода из в) Религиозное толкование смерти лишает ее трагизма г) И если в 17 столетии принц датский Гамлет размышляет над Переведенное на русский язык произведение американского философа, социолога и психоаналитика Э. Фромма (1900 — 1980) «Иметь или быть?»; Появляются исследования французского философа Г. Марселя (1889— 1973) «Быть и иметь»;. - Б. Штеемина «Обладание и бытие». Сами названия симптоматичны: сопоставляются две несоизмеримые ценности - бытийственная, связанная с абсолютной ценностью жизни, и вещистская, уводящая в дурную бесконечность товаров.
д) Онтологический аспект проблемы. На первый взгляд Материализм в этом отношении весьма реалистичен: В обществе товарного производства, где товар является критериальной единицей измерения прогресса, не может быть альтернативы. Однако смысл бытия не в обладании. Чем ничтожней твое бытие, чем меньше проявлений находит твоя действительная жизнь, тем большую значимость приобретает имущество, чужая, отчужденная жизнь. Однако роскошь такой же порок, как и нищета. И цель человека не обладать многим, а быть многим. Великие учителя Будда и Иисус учат, что не обладание имуществом приблизит человека к счастью. В Евангелии от Луки сказано «что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе». Эрих Фромм на стороне первого способа ориентации на бытие. Но как врач-психоаналитик, наблюдающий за больным миром, существующим в извечной дихотомии Восток — Запад, с рационально-прагматистской ориентацией Запада и созерцательно-символистской Востока, вынужден сделать иной вывод «Обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера» Ориентация на бытие как на подлинную ценность предполагает такой способ существования, при котором человек «счастлив, продуктивно использует свои способности, пребывает в единении со всем миром». Она означает жизнелюбие и подлинную причастность к миру. Фромм интересен особым ракурсом постановки проблемы, е) Гносеологический аспект проблемы: В целом же для европейской традиции характерны поиски ответа на вопрос с предварительной апробацией его в методологическом ключе. Наиболее зрелую рефлексивную форму ответа на этот вопрос предложил Гегель. Он считал, что начало постижения бытия должно быть чем-то достоверным, созерцанием абсолютно истинного. Поэтому он предлагает начать с «чистого бытия», т.е. мыслить бытие как «неопределенную простую непосредственность, как Я = Я, как абсолютную индифферентность или тождество» При таком определении бытие абсолютно или, иначе, абсолютное есть бытие. ж) Концепция Парменида. Приведенные примеры - это пройденный в истории философии первый этап трактовки бытия элеатами как вечного, неизменного, всегда себе равного Единого. Из этой позиции вытекал и знаменитый парадокс Парменида: «Сущее есть, не-сущего — нет; бытие есть — небытия — нет». И все бытие «отовсюду замкнуто». Сущее понималось как вечное, однородное, беспредельное в пространстве и времени. -Парменид указывает на невозможность для мысли о бытии не иметь соответствующего ей объекта, на необходимость тождества мысли и бытия. В этом суть знаменитого парменидовского афоризма. «Быть и знать — одно и то же» Содержание мысли и предмет, на который направлена мысль, одно и то же. Мысль есть всегда мысль о предмете, предметность мысли обусловлена бытием. Небытие не может быть предметом мысли, оно немыслимо, невыразимо, и, значит, в качестве объективной данности небытия нет. Пармеиидовский путь бытия как бы уничтожает небытие, обрекает его «на забвение». Но удалось ли предать «небытие» забвению?
-В парадоксе Парменида фиксируется первоначальное убеждение человека в том, что мир есть, он существует «здесь» и «теперь». Но как только эта уверенность укрепляется, тут же чередой встают многие вопросы: если мир есть здесь, то есть ли он везде мир един или их множество мир изменчив или постоянен, конечен или бесконечен? Люди рождаются, живут и умирают. Суть жизни — в переходе не из небытия в бытие, а из бытия в небытие. Старо как мир суждение: «Все, что имеет начало — имеет конец, все, что рождается — должно умереть ----- таков непреложный закон бытия». Поэтому утверждение Парменида: «Сущее есть, несущего — нет», «Бытие есть, небытия — нет», — не могло надолго задержать греческую мысль. В решении вопросов о конечности и бесконечности мира, принципах его строения и характере изменения философы пошли разными путями. -По мнению М. Хайдеггера, у греков вообще всякая речь о «бытии» и о «есть» движется в русле обязывающего для мысли определения бытия как «присутствия».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.43.143 (0.013 с.) |