Логика и методология проведения конкретно-социологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логика и методология проведения конкретно-социологического исследования



(КСИ)

План:

Организация и проведение КСИ.

2. Организационно-технический план КСИ.

Вопрос 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КСИ.

Социальная проблема и предмет КСИ

Актуальность и значение данной темы в системе врачебного образования. Предлагаемый теоретический материал имеет общена­учный, общеметодологический характер и может быть использован в технике исследования в любой науке, в том числе и в медицинском исследовании. Понятие "социологическое исследование" вполне может быть заменено понятием "биологическое исследование", "фи­зическое исследование", "клиническое исследование" и т.п.

а) Любой исследователь научной проблемы должен знать, что
повод к проведению КСИ — это всегда противоречие в
развитии организма, системы (биологической, социальной
и т.п.). С поиска этого противоречия начинается и поста­новка проблемы, собственно-научное исследование.

б) Научная проблема отражает противоречие, ситуацию (ме­дико-биологическую и т.п.) между знанием о потребностях
организма (биологического, общественного) и незнанием
их реализации. Постановка научной проблемы (в любой
науке) — это выход за пределы изученного в сферу того,
что должно быть изучено. Научная проблема направлена на
приращение знания по исследуемой тематике.

Место и роль программы в КСИ.

а) Студент, молодой ученый часто не знает, с чего начать
исследование. Необходимо составить программу исследо­вания. Программа КСИ — это изложение логики и систе­мы методов анализа объекта соответственно решаемым за­дачам.

б) Программа КСИ — это теоретический документ, отвечаю­щий всем требованиям исследования.

в) Логика КСИ. В логику исследования входят: цель, задачи,
выбор методов и процедур по сбору и обработке информации об исследуемом объекте.

г) Цель исследования: это познание свойства, связей и отно­шений избранного объекта в любой науке (заболевание в биоорганизме, патологические процессы в социоорганизме и т.п.).

Некоторая исходная информация о сущности исследуемого объекта.

Выдвижение гипотезы и определение процедуры и методов дальнейшего исследования на основе теоретической обработки информации.

На основе этих знаний осуществляется разработка практичес­ких рекомендаций относительно изучаемого объекта, формулиру­ются новые понятия и теории.

КСИ, как правило, являются комплексными: они решают как практические, так и теоретические проблемы.

Научная и практическая проблема.

а) Часто не знают, где начало, где конец исследования. Ре­шить научную проблему — значить получить новое знание
или создать теоретическую модель, идеальную схему, объяс-­няющую то или иное явление. На основе этого знания вы­рабатываются практические рекомендации.

б) "Минным полем" для исследования (особенно начинающего) могут оказаться "мнимые проблемы", которые либо
не отражают реальной ситуации, либо слишком широки, и
не могут быть решены в принципе или за реальный отрезок времени.

в) Часто в самом начале исследования не всегда удается ясно
и четко сформулировать научную проблему. Это не страшно. В этом случае она намечается лишь в самых общих чер­тах, а при разработке других частей программы ее форму­лировка уточняется.

Цели и задачи КСИ.

а) Прежде всего определяется цель КСИ, его ориентация, т.е.
решаются теоретические или прикладные задачи от чего
зависит вся логика КСИ. Программа КСИ должна четко
отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на по­лучение каких результатов ориентируется данное исследо­вание.

б) Логика КСИ обусловлена содержанием проблемы, задаваемым центральным вопросом. В теоретически ориентированном КСИ прежде всего решаются теоретические (основные), а затем практические (не основные) задачи, в прикладном КСИ — наоборот.

в) Основные задачи соответствуют цели КСИ. Не основные ставятся для подготовки будущих КСИ и решаются на ма­териале, полученном для поиска ответа на центральный вопрос.

Объект КСИ.

а) Объект КСИ (в социальной системе — это деятельность
людей и условия этой деятельности; единица наблюдения
— это сами люди.

б) Предмет КСИ — это изучаемая сторона объекта. Одному
объекту может соответствовать несколько предметов ис­-
следования.

в) Объект и предмет КСИ могут совпадать, когда не обходи-
мо изучить все стороны объекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.031 с.)