Логика и методология проведения конкретно-социологического исследования
Содержание книги
- Предмет философских исследований Баруха Спинозы.
- Ф. Бэкон - основоположник эмпирического направления в философии.
- Общее понятие философии французского Просвещения и ее основные направления.
- Сенсуализм Кондилъяка (обоснование приоритета чувственного опыта в познании).
- Общее понятие утопическо-соииалистической философии и ее ведущие представители во Франции в
- Основные идеи ведущих, представителей немецкой классической философии.
- Общее понятие и периодизация философии И. Канта, его основные произведения.
- Категории философии, выдвинутые И. Кантом.
- В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи.
- Общее понятие иррационализма. Философия Артура Шопенгауэра.
- Ортодоксально-монархическая и религиозная философия.
- Русская религиозная философия конца XIX и XX вв.
- Естественно-научная философия.
- Вопрос I. Истоки и развитие украинской философии в период Княжеских времен.
- Вопрос III. Киево-Могилянская акдемия - средоточие философской мысли в Украине.
- Пути совершенствования опыта. Идеи социальной реконструкции.
- Гносеология Дж. Дьюи. Проблема идеализма и материализма в познании.
- Общее понятие теологической философии.
- Общее понятие и основные проблемы постпозитивизма.
- Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.
- Философская онтология (учение о бытии)
- З) Следующий шаг на этом пути и был сделан Платоном в
- Бытие есть нечто реально сущее.
- Вопрос II. Философия бытия и небытия
- Вопрос III. Материальное бытие
- Активность субъекта познания.
- Вопрос 1. Научное знание, его Специфика
- Вопрос 2. Структура и уровни научного познания
- Вопрос 2. Система законов мышления.
- NB: Субъект и предикат в теоретической логике называют терминами суждения.
- Вопрос 2. Структура умозаключений.
- Логика и методология проведения конкретно-социологического исследования
- Гипотезы в КСИ и их проверка.
- Наблюдение и измерение, их статистическая обработка.
- Вопрос 2. Методы структурного анализа коллективов
- Разновидности диалектики и альтернативные методы мышления (метафизика, консерватизм, эволюционизм, релятивизм).
- Концепция детерминизма: однозначный и вероятностный детерминизм, внешние и внутренние казуальные связи, самодетерминация.
- I. Диалектика количественных и качественных изменений. Свойство, качество, мера.
- Эволюция (реформы) и скачки (революция), непрерывность и прерывность в развитии.
- Вопрос 3. Отрицание отрицания
- Лекция 35 сознание (часть i)
- Различия между ними заключаются в наличии или отсутствии схем организации поведения.
- Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.
- Самосознание, его предметность и рефлексивности.
- Функциональные системы (по П.К. Анохину),
- Вопрос 2. Философские и конкретно-научные аспекты проблеммы соотношения биологического и социального в человеке.
- Культурно-исторические типы личности. Типы личности с позиции биологии человека (3. Фрейд, Е. Юнг, Э. Фромм,
- Вопрос 1. Единство и Многообразие мировой истории: природные предпосылки и социальные формы проявления
- Информационную среду следует определять прежде всего как средство коммуникации между людьми.
- Необходимость и случайность в общественном развитии.
Похожие статьи вашей тематики
(КСИ)
План:
Организация и проведение КСИ.
2. Организационно-технический план КСИ.
Вопрос 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КСИ.
Социальная проблема и предмет КСИ
Актуальность и значение данной темы в системе врачебного образования. Предлагаемый теоретический материал имеет общенаучный, общеметодологический характер и может быть использован в технике исследования в любой науке, в том числе и в медицинском исследовании. Понятие "социологическое исследование" вполне может быть заменено понятием "биологическое исследование", "физическое исследование", "клиническое исследование" и т.п.
а) Любой исследователь научной проблемы должен знать, что повод к проведению КСИ — это всегда противоречие в развитии организма, системы (биологической, социальной и т.п.). С поиска этого противоречия начинается и постановка проблемы, собственно-научное исследование.
б) Научная проблема отражает противоречие, ситуацию (медико-биологическую и т.п.) между знанием о потребностях организма (биологического, общественного) и незнанием их реализации. Постановка научной проблемы (в любой науке) — это выход за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено. Научная проблема направлена на приращение знания по исследуемой тематике.
Место и роль программы в КСИ.
а) Студент, молодой ученый часто не знает, с чего начать исследование. Необходимо составить программу исследования. Программа КСИ — это изложение логики и системы методов анализа объекта соответственно решаемым задачам.
б) Программа КСИ — это теоретический документ, отвечающий всем требованиям исследования.
в) Логика КСИ. В логику исследования входят: цель, задачи, выбор методов и процедур по сбору и обработке информации об исследуемом объекте.
г) Цель исследования: это познание свойства, связей и отношений избранного объекта в любой науке (заболевание в биоорганизме, патологические процессы в социоорганизме и т.п.).
Некоторая исходная информация о сущности исследуемого объекта.
Выдвижение гипотезы и определение процедуры и методов дальнейшего исследования на основе теоретической обработки информации.
На основе этих знаний осуществляется разработка практических рекомендаций относительно изучаемого объекта, формулируются новые понятия и теории.
КСИ, как правило, являются комплексными: они решают как практические, так и теоретические проблемы.
Научная и практическая проблема.
а) Часто не знают, где начало, где конец исследования. Решить научную проблему — значить получить новое знание или создать теоретическую модель, идеальную схему, объяс-няющую то или иное явление. На основе этого знания вырабатываются практические рекомендации.
б) "Минным полем" для исследования (особенно начинающего) могут оказаться "мнимые проблемы", которые либо не отражают реальной ситуации, либо слишком широки, и не могут быть решены в принципе или за реальный отрезок времени.
в) Часто в самом начале исследования не всегда удается ясно и четко сформулировать научную проблему. Это не страшно. В этом случае она намечается лишь в самых общих чертах, а при разработке других частей программы ее формулировка уточняется.
Цели и задачи КСИ.
а) Прежде всего определяется цель КСИ, его ориентация, т.е. решаются теоретические или прикладные задачи от чего зависит вся логика КСИ. Программа КСИ должна четко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение каких результатов ориентируется данное исследование.
б) Логика КСИ обусловлена содержанием проблемы, задаваемым центральным вопросом. В теоретически ориентированном КСИ прежде всего решаются теоретические (основные), а затем практические (не основные) задачи, в прикладном КСИ — наоборот.
в) Основные задачи соответствуют цели КСИ. Не основные ставятся для подготовки будущих КСИ и решаются на материале, полученном для поиска ответа на центральный вопрос.
Объект КСИ.
а) Объект КСИ (в социальной системе — это деятельность людей и условия этой деятельности; единица наблюдения — это сами люди.
б) Предмет КСИ — это изучаемая сторона объекта. Одному объекту может соответствовать несколько предметов ис- следования.
в) Объект и предмет КСИ могут совпадать, когда не обходи- мо изучить все стороны объекта.
|