Вопрос 3. Отрицание отрицания
Содержание книги
- Предмет философских исследований Баруха Спинозы.
- Ф. Бэкон - основоположник эмпирического направления в философии.
- Общее понятие философии французского Просвещения и ее основные направления.
- Сенсуализм Кондилъяка (обоснование приоритета чувственного опыта в познании).
- Общее понятие утопическо-соииалистической философии и ее ведущие представители во Франции в
- Основные идеи ведущих, представителей немецкой классической философии.
- Общее понятие и периодизация философии И. Канта, его основные произведения.
- Категории философии, выдвинутые И. Кантом.
- В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи.
- Общее понятие иррационализма. Философия Артура Шопенгауэра.
- Ортодоксально-монархическая и религиозная философия.
- Русская религиозная философия конца XIX и XX вв.
- Естественно-научная философия.
- Вопрос I. Истоки и развитие украинской философии в период Княжеских времен.
- Вопрос III. Киево-Могилянская акдемия - средоточие философской мысли в Украине.
- Пути совершенствования опыта. Идеи социальной реконструкции.
- Гносеология Дж. Дьюи. Проблема идеализма и материализма в познании.
- Общее понятие теологической философии.
- Общее понятие и основные проблемы постпозитивизма.
- Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.
- Философская онтология (учение о бытии)
- З) Следующий шаг на этом пути и был сделан Платоном в
- Бытие есть нечто реально сущее.
- Вопрос II. Философия бытия и небытия
- Вопрос III. Материальное бытие
- Активность субъекта познания.
- Вопрос 1. Научное знание, его Специфика
- Вопрос 2. Структура и уровни научного познания
- Вопрос 2. Система законов мышления.
- NB: Субъект и предикат в теоретической логике называют терминами суждения.
- Вопрос 2. Структура умозаключений.
- Логика и методология проведения конкретно-социологического исследования
- Гипотезы в КСИ и их проверка.
- Наблюдение и измерение, их статистическая обработка.
- Вопрос 2. Методы структурного анализа коллективов
- Разновидности диалектики и альтернативные методы мышления (метафизика, консерватизм, эволюционизм, релятивизм).
- Концепция детерминизма: однозначный и вероятностный детерминизм, внешние и внутренние казуальные связи, самодетерминация.
- I. Диалектика количественных и качественных изменений. Свойство, качество, мера.
- Эволюция (реформы) и скачки (революция), непрерывность и прерывность в развитии.
- Вопрос 3. Отрицание отрицания
- Лекция 35 сознание (часть i)
- Различия между ними заключаются в наличии или отсутствии схем организации поведения.
- Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.
- Самосознание, его предметность и рефлексивности.
- Функциональные системы (по П.К. Анохину),
- Вопрос 2. Философские и конкретно-научные аспекты проблеммы соотношения биологического и социального в человеке.
- Культурно-исторические типы личности. Типы личности с позиции биологии человека (3. Фрейд, Е. Юнг, Э. Фромм,
- Вопрос 1. Единство и Многообразие мировой истории: природные предпосылки и социальные формы проявления
- Информационную среду следует определять прежде всего как средство коммуникации между людьми.
- Необходимость и случайность в общественном развитии.
Общая характеристика.
а) Закон отрицание отрицания фиксирует объективно противоречивую форму развития закономерного последовательного процесса, включающего моменты относительной повторяемости и цикличности;
- формула «отрицание отрицания» говорит об отрицании как объективном необходимом моменте изменяющейся действительности;
- К. Фишер: «противоречие есть первое отрицание, а разрешение его (отрицание) есть второе отрицание». Здесь три момента налицо: исходное состояние тождества, слитности противоположностей — стадия развитого противоречия (отрицательность) - разрешение противоречия (отрицание отрицания);
- закон отрицания отрицания раскрывает необходимую связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том; что новое качество отбрасывает старое и вместе с ним включает в себя в преобразованном виде некоторые положительные его стороны, моменты;
Таким образом, сформулируем суть закона отрицания отрицания: развитие носит противоречивый, спиралевидный характер, оно происходит таким образом, что на определенных его этапах повторяются на качественно новой основе некоторые особенности пройденных ступеней.
2. Диалектическое отрицание как синтез, интеграция, «снятие».
а) Отрицание — есть результат движения объективных противоречий. Отрицание с точки зрения материалистической диалектики — переход вещи в новое качество, обусловленных развитием свойственных ей внутренних и (или) внешних противоречий;
б) отрицание фиксирует действенный процесс качественного изменения системы и его результат.
в) Основные значения термина «диалектическое отрицание»:
- конкретно реализующийся акт преобразования нечто в существенно иное в процессах природы, общества и человеческого мышления в отличие от формально - логической операции отрицания;
- интегрированная совокупность абстрактно - всеобщих мотивов реального отрицания;
- противоположность метафизическому пониманию отрицания.
г) Виды диалектического отрицания:
—деструктивное отрицание;
—«снятие»;
—трансформация;
=деструкция — прекращение существования данного конкретного объекта, его небытие в качестве целостной системы;
= «снятие» — диалектическое отрицание, при котором переход из одного состояния в другое сопровождается включением в состав нового качества некоторых элементов и звеньев ее структуры; — проявление снятия обнаруживается во взаимодействии основных форм движения материи на уровне отдельных сфер объективной действительности; = Трансформация — есть модификация «снятия»: трансформацию используют при анализе качественных изменений материальной системы, при которой сохраняется ее основа.
Поступательность и цикличность в развитии.
а)реальным примером «отрицания отрицания» в обществе и природе является «спиралевидные» процессы, которые включают в себя цикличность, относительную повторяемость и поступательность; цикличность формирования и гибели, рождения и смерти проявляется во всех процессах природных и общественных явлений;
б) идея цикличности была дополнена идеей поступательности, прорыва, преодоления исходного уровня бытия;
- в материалистической диалектике отношение противоположностей объясняется не просто как чередование нарушений и восстановлений их равновесия, а как их асимметрия, приводящая к направленному поступательному изменению, развитию;
- развитие — процесс длительных, накапливающихся, необратимых изменений сложных системных объектов в больших интервалах времени; — в процессе развития последовательно сменяют друг друга фазы, ступени процесса, закономерно изменяется уровень организованности системы.
|