Наблюдение и измерение, их статистическая обработка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наблюдение и измерение, их статистическая обработка.



а) Наблюдение в КСИ — это метод сбора первичной инфор­мации об объекте путем непосредственного восприятия (на­пример, его болезни и т.п.) и прямой регистрации всех факторов. Наблюдения характеризуются систематичностью,ипланомерностью и целеустремленностью.

б) Особенности наблюдения — связь наблюдателя с объектом
наблюдения; наличие субъективизма в исследовании (на­пример, врач исходит из своего личного опыта); наличие у
наблюдателя эмоциональности восприятия (психологичес­кое восприятие) врачом своего пациента; сложность по­вторного наблюдения (отсутствие идентичности наблюда­емых факторов).

в) Применение наблюдения. Наблюдение редко бывает основ­ным методом сбора социологической информации и при­меняется наряду с другими методами, когда информация не может быть получена иным способом.

г) Наблюдение используется: как источник информации об
объекте; для построения гипотез; для проверки данных,
полученных другими методами.

д) Этапы наблюдения в КСИ:

Установление объекта и предмета наблюдения, определения цели, постановка задач.

Обеспечение доступа к окружающей среде объекта исследо­вания (возможно заболевание носит социальный характер).

Выбор способа (вида) наблюдения и разработка процедуры на основе предварительного собранного материала.

Подготовка технических документов (во врачебном обследо­вании — результаты всех анализов для истории болезни).

Проведение наблюдений, сбор данных, накапливание инфор­мации, запись результатов наблюдения выполняется в виде: краткой записи (например, в истории болезни); карточек, регистрирую­щих информацию (например, результаты лабораторных обследова­ний больного); протокола наблюдений (возможных консилиумов, консультаций с коллегами); дневника наблюдений (ежедневные за­писи в истории болезни); фотографирование или фотозаписей.

Контроль наблюдения осуществляется разными способами: проведением разговора с участниками ситуации; обращением к до­кументам, связанным с данным событием; верификацией результа­тов.

Отчет о наблюдении должен содержать: тщательную докумен­тацию о времени, месте и обстоятельствах производственного на­блюдения; информацию о роли наблюдателя в коллективе, способе наблюдения; характеристику наблюдаемых лиц; подобное описание наблюдаемых факторов; собственные заметки и интерпретации на­блюдателя.

2. Опрос как метод сбора первичной социальной информации

а) Определение: опрос — это метод сбора первичной вербаль­
ной информации от респондентов, полученными метода­
ми непосредственными — интервью, собеседование или
опосредованным — анкетирование.

б) Основные фразы опроса: а) адаптация с целью создания у
респондента мотивации ответить на вопросы и подготовки
его к исследованию; б) собственно опрос.

в) Типы и виды вопросов: любой исследователь, в том числе
врач, проводя анамнез, должен сгруппировать все свои вопросы в три типа (вида):

— Функционально-психологические вопросы используются
для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а также для снятия нежелательных установок, воз­никающих у респондентов. Например, поступив в палату, новый больной первым делом осведомится у соседей по
койке о том, какой "хороший" или "плохой" врач ведет их
палату. Врач должен быть готов к снятию неадекватного к
себе отношения со стороны своих пациентов.

— Вопросы — фильтры — предназначено для выяснения, от­
носится ли респондент к той группе людей, для которых
предназначен вопрос.

- Контрольные вопросы используются с целью проверки полученных данных.

г) Последовательность вопросов!

Любой исследователь (в том числе врач) должен позаботится о логичности и последовательности задаваемых вопросов. Предлагаем следующую схему:

Первый вопрос — это вопрос — фильтр, который выясняет, осведомлен ли опрашиваемый о проблеме вообще и думал ли он о ней (например, больной о своей болезни).

Второй вопрос — выясняется, как опрашиваемый в общем от­носится к данной проблеме.

Третий вопрос — предназначен для получения ответов по кон­кретным моментам проблемы.

Четвертый вопрос — помогает выяснить причины взглядов опрашиваемого.

Пятый вопрос — направлен на выявление силы этих взглядов, степени субъективной веры, убежденности.

д) Виды и разновидности опроса — анкета и интервью.

Факторы, влияющие на эффективность анкеты:

1 группа факторов — установка респондента относительно це­лей исследования (их значимость в глазах респондента); установка
респондента к организации, проводящей исследование; общие со­циальные установки и ценности ориентации респондента, связанные с его социальным статусом, уровнем развития, степенью социализации.

2 группа факторов — мотивизация респондента дать интересу­
ющую исследователя информацию; общее развитие респондента;
информированность респондента относительно обсуждаемых в исследовании явлений и тем.

— Для эффективности анкеты учитывают следующие требования:

В последние годы в больничных отделениях стал активно использоваться метод анкетного опроса больных. Даже бег­лый взгляд иногда позволяет зафиксировать, что эти анке­ты часто составлены врачами социологически неверно, что сказывается на объективности ответов опрашиваемых. По­этому предлагаем следующий уровень социологических тре­бований:

—все вопросы и высказывания в анкете должны пониматься
и интерпретироваться всеми респондентами одинаково;

—формулировка вопросов должна поддерживать в респонденте мотивизацию дать интересующую исследователя информацию;

—формулировка вопросов должна учитывать возможность
неосведомленность респондентов об интересующем иссле­дователя объекте, а также возможное отсутствие у респон­дента интересующих исследователя мнений и установок;

—формулировка вопросов анкеты должна учитывать то возможное обстоятельство, что часть респондентов неспособно адекватно доминировать переживания и мысли.

в) Возможные ошибки в формировании вопросов анкеты

— ошибки неоднозначной интерпретации вопросов;

— ошибки мотивизации, формулировки вопросов;

— ошибки в информативности респондентов;

— ошибки структурированности вопросов.

г) При интервью соблюдают следующие условия

— место и обстановку проведения интервью (собеседования);

— пол и возраст интервьюера;

— внешний вид интервьюера, его личные качества;

— темп интервью;

— психологическая совместимость интервьюера и респондента;

— регистрация ответов опрашиваемого.

 

ЛЕКЦИЯ 32



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.01 с.)