Гносеология Дж. Дьюи. Проблема идеализма и материализма в познании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гносеология Дж. Дьюи. Проблема идеализма и материализма в познании.



а) Рассматривая проблему познания, Джон Дьюи также проявляет философское новаторство. Из общего массива накопленных знаний, опыта Д. Дьюи выделяет различные типы знания:

- «эпистеме» - достоверное знание, проверенное теорией и практикой (опытом);

- «докса» - недостоверное знание (догадки, мнение) людей,
которые неспособны подняться до подлинного знания.

Nb:Данные виды знания являются результатом двух типов познания: непосредственного, чувственного -доступно «сем, но недостоверно, дает поверхностное знание («докса») вследствие того, что окружающий мир изменчив и неустойчив;

- созерцание чистых идей - доступно немногим, однако, поскольку «чистые идеи» устойчивы, постоянны и универсальны, они дают достоверное знание - «эпистиме».

б) Следуя Платону, Дьюи считает, что:

- чувственное знание свойственно людям, занятым физическим трудом и, как правило, не имеющим образования, - рабочим, крестьянам, торговцам и т. д.;

-. высшая духовная деятельность (духовное познание через созерцание чистых идей) свойственна людям специально подготовленным, очень образованным и не занятым физическим трудом.

в) В связи с тем, что исторически труд людей делился на низкую физическую деятельность и высшую духовную, то соответственно выделилось два типа мировоззрения (и познания): материалистическое; идеологическое. Спор
между материализмом и идеализмом (мировоззрением, способом познания) был актуален и существовал тогда, корда имело место разделение труда на грубую физическую деятельность и высшую духовную. По мере стирания грани
между физическим и умственным трудом, их сближения конфликт между материализмом и идеализмом будет сглаживаться, уменьшаться. В будущем, по Дьюи, когда умственный труд сольется с физическим и грань между ними исчезнет, будет исчерпан конфликт между материализмом и идеализмом. Но поскольку именно умственный труд побеждает, поглощает физический (а не наоборот) и в конечном итоге одержит окончательную победу, то и идеализм одержит окончательную победу над материализмом и станет основным мировоззрением и способом познания. Пока же указанного процесса не произошло, необходимо использовать и идеалистический, и материалистический cпособы познания, но поскольку высшая умственная деятельность постепенно вытесняет грубый физический труд, то, «uспользуя оба типа познания (как идеалистический, так и материалистический), уклон следует делать в пользу идеалистического.

г) Разработав теорию научного метода и учение о проблематической ситуации, Дьюи делает еще одно философское открытие. Поскольку-достоверное знание и правильное использование научного метода приводит к превращению проблематической ситуации в решенную, то данная ситуация приобретает иное качество. Следовательно, познание приводит к качественному изменению объекта познания, познание изменяет само существование предмета познания.

 

 

7) Социальная философия Дьюи. Проблема морали.

а) Особое место в своем творчестве Д. Дьюи уделяет
проблеме морали и социальной философии.

б) Можно выделить следующие положения учения Дьюи о
морали и общественной жизни:

- не существует единственно возможного «высшего
блага», к которому должно стремиться человечество;

- существует плюрализм целей и благ;

- цели и блага не могут быть абстрактны, они конкретны;
основными благами являются здоровье, богатство,

честь, доброе имя, дружба, высокая оценка со стороны общества, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность;

- и большинство людей стремится к указанным благам,
причем не к данным благам вообще, а к конкретному
размеру указанных благ;

- достижение любого блага есть изменение в качестве
опыта; следовательно, сам рост является во всех случаях
главной моральной целью;

моральные заповеди (не убий, не укради и т. д.) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкретном случае; демократия является наиболее оптимальной формой человеческого общежития;

- лозунг «цель оправдывает средства» неправилен по
своей сути и должен быть отвергнут;

- цели должны соответствовать средствам, а средства - целям; применение неблаговидных средств обязательно приведет к качественному изменению целей (цели придух в соответствие со средствами);

- демократия должна отказаться от насилия, войны и использовать только мирные средства (это же касается и всего человечества);

- общество нуждается в сглаживании социальных противоречий, социальной реконструкции; основной рычаг социальной реконструкции - применение научных методов и высоких технологий в образовании и морали,

Вопрос II. Психоанализ

Общее понятие психоанализа.

Психоанализ - направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Основателем психоанализа считается австрийский ученый – психиатр Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом: бессознательного - особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание; реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты. Отрицательные эмоции, нереализованные желания - все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде «случайных», спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, «странностей».

Особая форма жизни бессознательного - сны. По Фрейду, сны -это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

2. Общее понятие бессознательного и реакции вытеснения. Фрейдом выделяются две схемы психики:

топографическая; динамическая.

При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание - небольшой кабинет, куда периодически «вызываются» посетители: мысли и желания человека..Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть «ненужных посетителей» прорывается в кабинет - в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.

«Оно» - мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека. «Я» - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики. «Сверх-Я» - давящая и влияющая на личность внешняя реальность, «внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, культурные традиции. «Я» пытается подчинить себе «Оно». Это редко удается сделать. Обычно «Оно» в скрытых или открытых формах подчиняет «Я». Фрейд сравнивает «Я» со всадником и лошадью: всадник («Я») с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но
лошадь («Оно») - сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе.' В некоторых случаях всадник вообще терцет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, кудаона его повезет. Также «Сверх-Я» - нормы и запреты – часто подчиняет «Я». Таким образом, «Я» человека (по Фрейду -
«несчастное человеческое Я») испытывает мощное давление с трех сторон: бессознательного - «Оно»; внешнего мира; норм, запретов - «Сверх-Я»; и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

3. Топографическая и динамическая схемы психика,
выдвинутые Фрейдом.

а) Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят
и направляют психикой человека, являются:

- удовольствия - психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

- вытеснение - психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные).

б) Вытесненные в бессознательное, не прошедшие «цензуру»
желания, мысли подвергаются сублимации преобразованию в другие «разрешенные» типы социальной деятельности и культурного творчества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.006 с.)