Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.



а) Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы,, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

- уникальность человеческой личности, глубина его чувств,
переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

- разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

- проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью принебрегает человеком, подавляет его «Я»);

- проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);

- проблема бессмыленности жизни;
- проблема внутреннего выбора;

- проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я»,
так и внешнего - места в жизни.

4. Философия Сьореиа Кьеркегора - зарождение
экзистенциализма.

а) Основателем экзистенциализма считается датский
философ Сьорен Кьеркегор (1813-1855).

б) Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов – сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания - и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?

в) Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я».

г) Философом были выделены понятия:

- Неподлинное существование - полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного
призвания;

- подлинное существование - выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.

д) Подлинное существование и есть экзистенция. В своем
восхождении к подлинному существованию человек проходит
три стадии:
эстетическую; этическую; религиозную.

- На эстетической стадии жизнь человека определяется
внешним миром. Человек «плывет по течению» и стремится
только к удовольствию.

- На этической стадии человек делает сознательный выбор,
осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.

- На религиозной стадии человек глубоко осознает свое призвание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием па пути человека. С этого момента и до конца
своих дней человек «несет свой крест» (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.

е) Лучшими представителями экзистенциализма XX в.,
собственно создавшими его, были: Карл Ясперс (1883-1969);
Жан-Поль Сартр (1905 - 1980); Альбер Камю (1913 -1960);
Мартин Хайдсггср (1889 - 1976).

Философия К. Яспера.

а) Карл Ясперс (1883 -1969) - немецкий философ - был одним
из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX
в. (в книге «Психология мировоззрений», вышедшей в 1919
году - после окончания первой мировой войны).

б) Согласно Ясперсу человек обычно живет «заброшенной»,
не имеющей большого смысла жизнью - «как все». При этом
он даже не подозревает о том, кто он такой в
действительности, не знает своих скрытых способностей,
возможностей, подлинного «Я»,

в) Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые
качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные
ситуации
-между жизнью и смертью, особо важные для
человека, его дальнейшей судьбы.

г) С этого момента человек осознает себя и становится самим
собой, он соприкасается с трансцедетпалъностъю - высшим
бытием.

д) Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена
к трансцеденции - к полному раскрепощению энергии и
пониманию некого высшего абсолюта.

е) Человек приближается к транцеденции, абсолюту,
высвобождает энергию, осознает себя через так называемые
«шифры» трансцедентального: эротику, секс; единство
себя с собственным внутренним миром (согласие с собой);
свободу; смерть - конечность бытия.

Философия Ж. П. Сартра.

а) Основная проблема экзистенциональной философии Жана-
Поля
Сартра (1905 - 1980) - проблема выбора.

б) Центральным понятием сартровской философии
является «для-себя-бытнс».

- «Для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира.

Однако полностью осознать себя человек может только
через «для-другого-бытие» -различные взаимоотношения с другими людьми.

- Человек видит И воспринимает себя» через отношение к
нему
«другого».

в) Важнейшее условие жизни человека, ее «стержень»,
основание активности - свобода.

- Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти,
экстремальные ситуации, жизненно важные для человека
проблемы).

- Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным
выбором.

- Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

- Вся жизнь - цепочка различных «маленьких жизней»,
отрезков разного бытия, связанная особыми «узлами» -
экзистенциональными решениями. Например: выбор
профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение
изменить профессию, решение принять участие в борьбе,
пойти на войну и т. д.

- По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать
из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любих обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

г) Вместе с проблемой свободы возникает проблема
ответственности.

- Человек ответственен за все, что он совершает, за самого
себя («Все, что со мной происходит, - мое»).

- Единственное, за что человек не может отвечать, - это за
свое собственное рождение.

- Однако во всем остальном он полностью свободен и
должен ответственно распоряжаться свободой, особенно
при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

Философия А. Камю.

а) Альбер Камю (1913 -1960) сделал главной проблемой своей
экзистенциональной философии проблему смысла жизни.

б) Главный тезис философа - жизнь человека в сущности
бессмысленна.

- Большинство людей живет своими мелкими заботами,
радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год
и не придает своей жизни целенаправленного смысла.

- Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию,
мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди
(куда они изо всех сил идут) - смерть, Ничто.

- Смертны все - и наполняющие жизнь смыслом, и не
наполняющие.

- Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая
оснований).

в) Камю приводит два главных доказательства
абсурдности, безосновательности жизни:

- соприкосновение со смертью - при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство - теряет свою актуальность и
кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

- соприкосновение с окружающим миром, природой
- человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой»).

- В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

Философия М. Хайдеггера.

а) Мартин Хайдеггер (3889 - 1976) занимался разработкой
самих освов экзистенционалистического понимания
предмета и задач философии.

б) Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек
сам себя относит, наполненность бытия человека
конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что
есть для него сущее.

в) Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется
философом «бытие в мире»). В свою очередь, «бытие в
мире» состоит из:

-«бытия с другими»;

«бытия самого себя».

г) «Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его
полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в
«такого, как есть». «Бытие самого себя» одновременно с
«бытием с другими» возможно только при отличии «Я» от
других.

- Следовательно, человек, желая остаться самим собой,
должен противостоять «другим»» отстаивать свою
идентичность.
Только в этом случае он будет свободен.

- Отстоять свою идентичность в поглощающем человека

окружающем мире -главная проблема и забота человека.

 

Будущее экзистенциализма.

а) Философия экзистенциализма очень популярна в
современной Западной Европе и актуальна для нее.

б) В настоящее время наблюдается тенденция Смещения центра
тяжести философских исследований на проблемы человека,
его жизни в окружающем мире, поиска самого себя,
сохранение уникальности, смысла жизни.

в) Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы)
может стать основным вопросом философии в будущем,
отодвинув па второй план проблему первичности и
отношений материи и сознания.

 

Раздел III



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.019 с.)