Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декарт, значение его философии.

Поиск

а) Основоположником рационализма считается Рене
Декарт (1596 - 1650)
-видный французский философ и
ученый-математик.

б) Заслуги Декарта в философии:

- обосновал ведущую роль разума в познании;

- выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

- стал автором теории дуализма, чем попытался
примирить материалистическое и идеалистическое
направление в философии; выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях»

2) Доказательство Декартом первичности разума по
отношению к бытию и познанию - главной идеи
рационализма.

а) Логика доказательства Декартом идеи о том, что в основе бытия и познания лежит разум:

- в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.),

но в абсолютно любом явлении и любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.). Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

Nb: Сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит.

- мыслить может реально существующий человек.

Nb»: Следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания.

- поскольку мышление - это работа разума, то в основе
бытия и познания может лежать только разум.

Nb: В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю. следовательно, я существую».

3) Учение Декарта о субстанции.

а) онтологическая парадигма: изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее

понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В

качестве такового философ выводит понятие субстанции.

NЬ:Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего

существования ни в чем, кроме самого себя.

- таким качеством (отсутствие необходимости для своего
существования ни в чем, кроме самого себя)
обладает
только одна субстанция и ею может быть только Бог,
который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ,
является источником и причиной всего. Будучи Творцом,
Бог создал мир, также состоящий из субстанций.
Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи,
идеи) также обладают главным качеством субстанции -
не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме
самих себя.

Nb: Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по
отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции
- Богу они производим, вторичны и зависят от него (поскольку
сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два
рода: материальные (вещи); духовные (идеи).

Декарт выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение - для материальных; мышление - для духовных.

Nb: Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком - протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойствоммышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления - чувства, желания, ощущения.) Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций - материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Nb: Человек - единственное существо, в котором соединяются и существуют и материальная, и духовная субстанции, что позволило ему возвыситься над природой.

Nb: В целом учение Декарта о субстанции можно выразить идеей дуализма.

Дуализм Декарта.

а) логика дуализма:

- если человек совмещает в себе две субстанции, то он
дуален (т.е. двойственен);

с точки зрения дуализма для Декарта бессмысленным становится и "основной вопрос философии " - спор о том, что первично - материя или сознание.

б) материя и сознание соединяются только в человеке, а
поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две
субстанции - материальную и духовную), то ни материя,
ни сознание не могут быть первичны
-они существуют
всегда и являются двумя различными проявлениями единого
бытия.

5) Дедукция - как научный метод Декарта.

а) суть идеи: применение в теории познания научных методов физики, математики и иных наук, чтобы значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс {по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»).

б) в качестве данного научного метода предлагается
дедукция
(но не в строго математическом смысле - от общего
к частному, а в философском):

- смысл философского гносеологического метода
Декарта в том, чтобы в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получать (выводить) новые, также достоверные
знания; только используя дедукцию как метод разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. в) Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:

- допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;

- сложную проблему расчленять на отдельные, более
простые задачи;

- последовательно переходить от известных и доказанных
вопросов к неизвестным и недоказанным;

- строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

6) Учение о "врожденных идеях" и цели философии.

а) суть данной теории:

- большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах;

- данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны.

Nb: Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

б) данные идеи могут быть двух видов - понятия и суждения

- примеры врожденных понятий: Бог (существует);
«число» (существует), «воля», «тело», «душа»,
«структура» и т. д.;

- примеры врожденных суждений: «целое больше своей
части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя
одновременно быть и не быть»;

в) Декарт был сторонником не отвлеченного, а
практического познания.

Целями познания являются:

- расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

использование этих знаний для извлечения

максимальной выгоды из природы для человека;

изобретение новых технических средств;

усовершенствование природы человека;

конечная цель познания - господство человека над

природой.

Лекция 13

Философия Нового времени.

План:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.170 (0.008 с.)