Вопрос II. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
Содержание книги
- Основные проблемы, исследуемые философией.
- Вопрос 1. Общее понятие основного вопроса философии, его стороны.
- Вопрос 1. Вклад мыслителей человечества в историю
- В китайской философии и мифологии.
- Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм.
- Вопрос II. Индийская философия
- Вопрос I. Периодизация и основные черты.
- Вопрос II. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
- Значение деятельности софистов.
- Общее понятие и периодизация философии стоиков.
- Триада» Платона - «единое», «ум», «душа».
- Проблема добра и зла в средневековой геологической философии.
- Онтология (учение о бытии) Фомы Аквинского.
- Прогрессивная арабская философия.
- Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.
- Вопрос II. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
- Вопрос Ш. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
- Политическая философия никколо макиавелли.
- Декарт, значение его философии.
- Скандинавская философия эпохи Возрождения и Нового времени.
- Предмет философских исследований Баруха Спинозы.
- Ф. Бэкон - основоположник эмпирического направления в философии.
- Общее понятие философии французского Просвещения и ее основные направления.
- Сенсуализм Кондилъяка (обоснование приоритета чувственного опыта в познании).
- Общее понятие утопическо-соииалистической философии и ее ведущие представители во Франции в
- Основные идеи ведущих, представителей немецкой классической философии.
- Общее понятие и периодизация философии И. Канта, его основные произведения.
- Категории философии, выдвинутые И. Кантом.
- В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи.
- Общее понятие иррационализма. Философия Артура Шопенгауэра.
- Ортодоксально-монархическая и религиозная философия.
- Русская религиозная философия конца XIX и XX вв.
- Естественно-научная философия.
- Вопрос I. Истоки и развитие украинской философии в период Княжеских времен.
- Вопрос III. Киево-Могилянская акдемия - средоточие философской мысли в Украине.
- Пути совершенствования опыта. Идеи социальной реконструкции.
- Гносеология Дж. Дьюи. Проблема идеализма и материализма в познании.
- Общее понятие теологической философии.
- Общее понятие и основные проблемы постпозитивизма.
- Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.
- Философская онтология (учение о бытии)
- З) Следующий шаг на этом пути и был сделан Платоном в
- Бытие есть нечто реально сущее.
- Вопрос II. Философия бытия и небытия
- Вопрос III. Материальное бытие
- Активность субъекта познания.
- Вопрос 1. Научное знание, его Специфика
- Вопрос 2. Структура и уровни научного познания
- Вопрос 2. Система законов мышления.
- NB: Субъект и предикат в теоретической логике называют терминами суждения.
1) Общие замечания:
а) В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления: гуманистическое; неоплатоническое; натурфилософское; реформационное; политическое; социалистически - утопическое.
б) Последние три течения принято объединять под общим названием «социально-политические направления». Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви. Более подробно они описаны в вопросе «Социально-политическая философия эпохи Возрождения».
2) Гуманизм.
а) Исторические рамки и черты:
- Гуманизм как философское (антропоцентрическое) направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия;
- к основным чертам гуманизма относились: антицерковная и антисхоластическая направленность;
- стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
б) опредление: антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; жизнеутверждающий характер и оптимизм.
в) сущность: По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы- гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Ло- ренцо Балла.
г) предстваители:
Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор «Божественной комедии» (им самим названной просто «Комедия», поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте: воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; восхваляет человека; отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания; признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т.
Д.).
- Франческо Петрарка (1304 - 1374) -автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте. Петрарка вносит в литературу, философию, культуру чуждые схоластике идеи: человеческая жизнь дается один раз и уникальна; человек должен жить не для Бога, а для самого себя; человеческая личность должна быть свободной - как физически, так и духовно; человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим; человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал; загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей; человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить; внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
- Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата «О наслаждении как.об истинном благе»: ниспровергал церковные авторитеты; критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность; в центр мироздания ставил человека; верил в возможности человека и его разум; отвергал аскетизм и самоотрешение; призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира; был сторонником равенства мужчины и женщины; высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов, человека.
3) Неоплатонизм.
а) определение: Неоплатонизм - идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.
б) теоретические идеи неоплатонизма:
- противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую
. философскую систему, основанную на идеях Платона;
- предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;
- не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
- призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.
в) представители неоплатонизма:
- Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1494) - попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение «900 тезисов», главные идеи которого заключались в том, чтобы: возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвертым миром» космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским); признать за человеком полную свободу выбора; объединить все философские учения и найти «золотую середину» путем их согласования.
Николай Кузанский (1401 - 1464) был священнослужителем, богословом, однако: придерживался новаторских для своего времени философских взглядов: дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой: не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная - одно и то же); «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности); а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум; исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совладают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино); едины идея и материя; реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность; Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной; Вселенная - это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог - в окружающем мире); бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.); бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания; невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, по не истинному знанию («ученому незнанию»- термин Николая Кузанского).
Nb:Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений - Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.
Натурфилософия.
а) Исторические рамки и основные идеи: В период Позднего Возрождения (XVI - XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи:
- обосновывание материалистического взгляда на мир; стремление отделить философию от теологии;
- формирование научного мировоззрения, свободного от теологии;
- выдвижение новой картины мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
- считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению),
б) Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андресас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
- Андреас Везалий (1514 - 1564) совершил революцию в философии и медицине: материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека; опроверг взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 - 200) - древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных (Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу «О строении человеческого тела», где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Пшеном.
Николай Коперник (1473 - 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия: Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; все космические тела движутся по собственной траектории; космос бесконечен; процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.
Джордано Бруно (1548 - 1600) развил и углубил философские идеи Коперника: Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна; Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; число миров во Вселенной бесконечно; все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое. Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.
Галилео Галилей (1564 -1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: изобрел телескоп и исследовал небесные тела; доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - «моря») на Луне; открыл спутники вокруг других планет; исследовал динамику падения тел; доказал множественность миров во Вселенной; выдвинул методы научного исследования (наблюдение, выдвижение гипотезы, расчеты ее воплощения на практике, экспериментальная (опытная) проверка на практике выдвинутой гипотезы).
|