Предмет философских исследований Баруха Спинозы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет философских исследований Баруха Спинозы.



а) Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 -1677) стал автором
наиболее разработанной, полной и обоснованной
философской системы Голландии нового времени,
последователем Рене Декарта и ярким представителем
европейского рационализма.

б) Предметом философских исследований Спинозы были:

-проблема субстанции;

-теория познания;

-этика

-вопрос соотношения свободы и необходимости.

г) Важная философская заслуга Спинозы - подробная
разработка теории субстанции, в которой рассматривалась
суть бытия. За основу была взята теория о субстанции
Декарта (см. вопрос 27 «Рационалистическая философия
Декарта. Учение о субстанции»), с которой Спиноза был в
целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и
создать собственную, более совершенную.

д) Главным недостатком декартовой теории субстанции
Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость,
которая заключалась в том, что, по Декарту:

-субстанция - это сущность, которая для своего
существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя;
все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего
существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее
сотворены кем-то (чем-то) иным - высшей и
единственной истинной субстанцией - Богом - и в своем
существовании полностью зависит от него;

- отсюда налицо противоречие между независимостью
субстанций от всех других субстанций и одновременной
зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в
отношении существования) от другой субстанции - Бога.

Теория Спинозы о «единой субстанции».

а) Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:

- не существует различия между высшей субстанцией -
Богом и сотворенными им другими субстанциями;

- существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;

- данная субстанция заключает в себе окружающий мир
(Природу) и Бога;

- природа и Бог -едины;

- не существует Бога, находящегося и творящего вне
Природы, возвышающегося над природой;

- Бог внутри Природы;

- только единая Природа-Бог обладает способностью
творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» - единичные вещи; единичные вещи существуют не сами но себе, они являются всего лишь
продлениями - «модусами» единой субстанции - Природы-Бога;

- внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям,
движутся во времени и пространстве, имеют начало и
конец своего существования;

- сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами: существует, самостоятельна и независима от кого-либо; имеет внутреннюю (а не
внешнюю, как модусы) причину самой себя; обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых - мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение - свойства всей субстанции, а не отдельных
модусов, как у Декарта); бесконечна в пространстве и времени; вечна (несотворима и неуничтожима); неподвижна.

6) Теорию субстанции Спинозы можно представить в виде следующей схемы (сравните ее с дуализмом Декарта, вопросом «Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции»).

Трехступенчатая схема теории познания Спинозы.

В гносеологии Спиноза выделяет три ступени познания:

- «познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, - высший вид познания;

- познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный;

- чувственное отражение окружающего мира, согласно Спинозе, полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.006 с.)