Вопрос I. Истоки и развитие украинской философии в период Княжеских времен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос I. Истоки и развитие украинской философии в период Княжеских времен.



1) Основы и рамки: Украинская философия Княжеских bремен
формировалась в рамках общей духовной культуры
Киевской Руси;

2)Истоки: а) религиозно-мифологические верования славянских
племен Надднепровья, Полесья, Подолья;

антично-византийские взгляды мыслителей после принятия христианства;

3)философская онтология:

а)жизнь древних украинцев проходила в рамках
религиозной мифологии и обрядности;

б) мифы связывали людей с родом, с племенем, с богами (Перун - бог позитивный, Белее - бог негативный, боги по временам года и природным явлениям - Даждьбог, Чернобог);

в) бытие наших предков строилось в соответствии с
определенными понятиями: Доля, Лихо, Беда, Правда,
Кривда, Смерть, Счастье и др.

Nb: Со словами «доля», «счастье», «успех» и т.п., видимо, было связано и слово «Бог». Богатый — тот, кто имеет долю, убогий - не имеет доли, небога - несчастливая, убогая.

4)Философская гносеология:

а) существовал единый, природный космос как мир порядка,
противопоставляемый хаосу: в мифах сопоставляются
«мой мир - чужой мир», «мир культуры, освоенный мир
- мир враждебной и неосвоенной природы».

б)в мифологиии ставился вопрос «почему»: почему
осуществляются изменения в природе, почему человеческое общество именно такое, а не другое и т.п.

в) мифы древних украинцев отражали мироощущение,
мировосприятие окружающих явлений.

г) Этиологизм - сущностная черта мифологического
мышления, где нет резкой грани между природным и
надприродным. Для древних украинцев характерна чувственная выразительность, метафоричность и конкретность.

д) В центре всех украинских мифов был человек:
появившиеся понятия «душа», «дух» выделили человека
среди всех высших сущностей.

5) Появление философского способа мышления связано с:

а) разложением мифологического мировоззрения в связи с
христианизацией Киевской Руси;

б) развитием государственности, науки, культуры, системой
общественных отношений;

в) ликвидацией барьеров между Византией и Европой,
ощущением на просторах Украины различий между Западной и Восточной культурами

г) в Киевской Руси появляются свои философы и
философские произведения:»Повести временных лет»,
«Слово о Законе и Благодати» Иллариона (1037 - 105О), «Зборники Святослава» (1О73 и 1076гг), письмо митрополита Никифора к князю В.Мономаху с философским осмыслением души, философские
исследования епископа XI1 столетия Кирилла Туровского о соотношении души и тела, бессмертия души и воли, один из первых защитников автономной церкви в Киевской Руси митрополит Климент Смолятич дает
философскую интерпретацию текстов Іоанна Дамаскина, глубоко комментирует работы Платона и Аристотеля, исследует проблему соотношения раз ума и чувств, человека и Бога, появляются»Поучения»
В.Мономаха (1096г), ряд статей «Русской Правды» - первописьменного кодекса законов Киевской Руси, поднимаются этико-моральные проблемы, проблемы равенства, справедливости, добра и зла.

д) В XI11 веке орды Батыя полонили Киевскую Русь, наступает упадок культуры, в частности философской. Доминирует исключительно религиозная культура. Однако, несмотря на тяжелые экономические, политические и культурологические условия, философская мысль медленно, но развивается (появляется «Коментована Палея»).

Вопрос II. Антропологически-гуманистическая проблематика в период украинского Возрождения ХV - начала ХV11 веков)

1) Социальная почва:

а) в XVI веке через Чехию и Польшу в Украину проникают гуманистические идеи, способствующие подъему национального самосознания украинцев, их гордости.

б) Потеря государственности болезненно отразилась на всехслоях украинского общества: были отодвинуты от политической жизни украинские магнаты Сангушки, Чарторыйские, Збаразские, Вишневецкие, Заславские,
Острожские и др.

в) Будучи отстраненной от политической власти, украинская элита реализовала свой потенциал в других сферах: князь К.Острожский построил культурно-просветительный центр с библиотекой и новой
литературой, с классами, студентами и преподавателями.

г) В борьбе с засильем католицизма возникают братства - Львовское, в ХV11 веке Галицкое, Винницкое, Киевское, Каменец-Подольское и др. Вокруг них группировались политики, ученые, учителя.

2) Роль церкви:

а) появляются «ученые- книжники», пропагандирующие
православные «благодати».

б) В православной философии развивается концепция «Бог
- человек» и ее преимущества перед католицизмом.

в) Развивается народный эпос, в центре которого народный рыцарь-защитник Украины от национального и экономического гнета.

3) Развитие философской мысли:

а) ХV1-ХV11 века - быстро развивается творчество украинских мыслителей: Герасима Смотрицкого, Ивана Борецкого, Василия Суражского, Лаврентия и Стефания Зызанеев, Ивана Вишенского и др.

б) Философские трактаты И.Вишенского «Извещение краткое о латинскитх прелестях», «Краткословный ответ феодула», «Зачапка мудрого датынянина с глупым русином», «Писание до всех обще в лядской земле живущих», «Послание ко князю Василию Острожскому», «Писание к утекшим от православной веры эпископам», «порада о очищению церкви» проникнуты любовью ко всему украинскому. Появляется «Киево-Печерский
пятерик».

в) философские идеи: антеизм (связь с природой, родной
землей, социадбным окружением). Кордоцентризм
(познание всего сущего сквозь призму сердца).
Экзистенциальные тенденции (углубление во внутренний
мир человека, его неповторимость).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.007 с.)