I. Диалектика количественных и качественных изменений. Свойство, качество, мера.
Содержание книги
- Предмет философских исследований Баруха Спинозы.
- Ф. Бэкон - основоположник эмпирического направления в философии.
- Общее понятие философии французского Просвещения и ее основные направления.
- Сенсуализм Кондилъяка (обоснование приоритета чувственного опыта в познании).
- Общее понятие утопическо-соииалистической философии и ее ведущие представители во Франции в
- Основные идеи ведущих, представителей немецкой классической философии.
- Общее понятие и периодизация философии И. Канта, его основные произведения.
- Категории философии, выдвинутые И. Кантом.
- В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи.
- Общее понятие иррационализма. Философия Артура Шопенгауэра.
- Ортодоксально-монархическая и религиозная философия.
- Русская религиозная философия конца XIX и XX вв.
- Естественно-научная философия.
- Вопрос I. Истоки и развитие украинской философии в период Княжеских времен.
- Вопрос III. Киево-Могилянская акдемия - средоточие философской мысли в Украине.
- Пути совершенствования опыта. Идеи социальной реконструкции.
- Гносеология Дж. Дьюи. Проблема идеализма и материализма в познании.
- Общее понятие теологической философии.
- Общее понятие и основные проблемы постпозитивизма.
- Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.
- Философская онтология (учение о бытии)
- З) Следующий шаг на этом пути и был сделан Платоном в
- Бытие есть нечто реально сущее.
- Вопрос II. Философия бытия и небытия
- Вопрос III. Материальное бытие
- Активность субъекта познания.
- Вопрос 1. Научное знание, его Специфика
- Вопрос 2. Структура и уровни научного познания
- Вопрос 2. Система законов мышления.
- NB: Субъект и предикат в теоретической логике называют терминами суждения.
- Вопрос 2. Структура умозаключений.
- Логика и методология проведения конкретно-социологического исследования
- Гипотезы в КСИ и их проверка.
- Наблюдение и измерение, их статистическая обработка.
- Вопрос 2. Методы структурного анализа коллективов
- Разновидности диалектики и альтернативные методы мышления (метафизика, консерватизм, эволюционизм, релятивизм).
- Концепция детерминизма: однозначный и вероятностный детерминизм, внешние и внутренние казуальные связи, самодетерминация.
- I. Диалектика количественных и качественных изменений. Свойство, качество, мера.
- Эволюция (реформы) и скачки (революция), непрерывность и прерывность в развитии.
- Вопрос 3. Отрицание отрицания
- Лекция 35 сознание (часть i)
- Различия между ними заключаются в наличии или отсутствии схем организации поведения.
- Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.
- Самосознание, его предметность и рефлексивности.
- Функциональные системы (по П.К. Анохину),
- Вопрос 2. Философские и конкретно-научные аспекты проблеммы соотношения биологического и социального в человеке.
- Культурно-исторические типы личности. Типы личности с позиции биологии человека (3. Фрейд, Е. Юнг, Э. Фромм,
- Вопрос 1. Единство и Многообразие мировой истории: природные предпосылки и социальные формы проявления
- Информационную среду следует определять прежде всего как средство коммуникации между людьми.
- Необходимость и случайность в общественном развитии.
Общая характеристика.
Переход в навое качество.
Эволюция (реформы) и скачки (революция), непрерывность и прерывность в развитии.
II.Единство и борьба противоположностей —источник саморазвития.
Общая характеристика.
Многообразие противоречий и форм, ихразрешение.
Идеалы, компромисс, гражданское согласие, сосуществование, соревнование, конкуренция как формы мирного разрешения противоречий в обществе.
Деструктивные, насильственные методы разрешения противоречий, абсолютизация этих методов в практике большевизма.
III.Отрицание отрицания.
Общая характеристика.
Диалектическое отрицание как синтез, интеграция, «снятие».
Поступательность и цикличность в развитии.
Направленность развития: восходящая и нисходящая ветви развития. Прогресс и его противоположность — застой, кризис, деградация, регресс.
Вопрос 1. ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. СВОЙСТВО, КАЧЕСТВО, МЕРА.
Общая характеристика.
а) Качество — такая определенность предмета, которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипныхс ним предметов.
- Аристотель проанализировал категории качества и обосновал качественный подход к физическому миру;
- представители средневековой схоластики изучали проблему «скрытых качеств»;
-философы — материалисты выделяли «первичные» и «вторичные» качества;
- но одновременно изучался и количественный подход к миру.
б) Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
— Аристотель: «Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых есть по природе что-то одно и определенное нечто»;
-оценка количественных характеристик заключается в выявлении общих свойств «вещей»;
-приведение качественных характеристик предметов к некоторому единству называется измерением;
-в различных разделах науки и практики широко применяются качественные и количественные методы анализа;
в) свойства бывают существенные и несущественные, специфические и неспецифические;
-специфические свойства, присущие данному явлению, характерные для него называют признаками;
- некоторые свойства предмета могут видоизменяться (приобретают или утрачиваются). Эти свойства относят к неспецифическим;
- сходство и различие свойств определяют существование качественно однотипных и разнотипных групп предметов;
г) мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
2. Переход в новое качество.
Закон перехода количественных отношений в качественные выражает взаимосвязь количественных икачественных изменений;
-Энгельс: «... качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом
-могут происходить лишь путем количественного представления либо количественного убавления материи или движения»;
-в предметах происходят постоянные количественные изменения, не меняющие их основных черт, но при достижении границ меры приводят к качественным изменениям;
-Гегель: «кажущееся невинным количественное изменение представляет собой хитрость, за которой улавливается качественное изменение»;
- закон перехода количественных изменений в качественные носит общий философский характер и выполняет мировоззренческую функцию, разрушая чисто количественный механический подход к миру;
- распространенным проявлением этот закона являются многочисленные превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое (из твердого — в жидкое и т.д.)
- закон перехода количественных изменений в качественные показывает сложность, многократность понимания мира.
|