Категории философии, выдвинутые И. Кантом.
Содержание книги
- Вопрос 1. Вклад мыслителей человечества в историю
- В китайской философии и мифологии.
- Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм.
- Вопрос II. Индийская философия
- Вопрос I. Периодизация и основные черты.
- Вопрос II. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
- Значение деятельности софистов.
- Общее понятие и периодизация философии стоиков.
- Триада» Платона - «единое», «ум», «душа».
- Проблема добра и зла в средневековой геологической философии.
- Онтология (учение о бытии) Фомы Аквинского.
- Прогрессивная арабская философия.
- Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.
- Вопрос II. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
- Вопрос Ш. Социально-политическая философия эпохи Возрождения
- Политическая философия никколо макиавелли.
- Декарт, значение его философии.
- Скандинавская философия эпохи Возрождения и Нового времени.
- Предмет философских исследований Баруха Спинозы.
- Ф. Бэкон - основоположник эмпирического направления в философии.
- Общее понятие философии французского Просвещения и ее основные направления.
- Сенсуализм Кондилъяка (обоснование приоритета чувственного опыта в познании).
- Общее понятие утопическо-соииалистической философии и ее ведущие представители во Франции в
- Основные идеи ведущих, представителей немецкой классической философии.
- Общее понятие и периодизация философии И. Канта, его основные произведения.
- Категории философии, выдвинутые И. Кантом.
- В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи.
- Общее понятие иррационализма. Философия Артура Шопенгауэра.
- Ортодоксально-монархическая и религиозная философия.
- Русская религиозная философия конца XIX и XX вв.
- Естественно-научная философия.
- Вопрос I. Истоки и развитие украинской философии в период Княжеских времен.
- Вопрос III. Киево-Могилянская акдемия - средоточие философской мысли в Украине.
- Пути совершенствования опыта. Идеи социальной реконструкции.
- Гносеология Дж. Дьюи. Проблема идеализма и материализма в познании.
- Общее понятие теологической философии.
- Общее понятие и основные проблемы постпозитивизма.
- Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.
- Философская онтология (учение о бытии)
- З) Следующий шаг на этом пути и был сделан Платоном в
- Бытие есть нечто реально сущее.
- Вопрос II. Философия бытия и небытия
- Вопрос III. Материальное бытие
- Активность субъекта познания.
- Вопрос 1. Научное знание, его Специфика
- Вопрос 2. Структура и уровни научного познания
- Вопрос 2. Система законов мышления.
- NB: Субъект и предикат в теоретической логике называют терминами суждения.
- Вопрос 2. Структура умозаключений.
- Логика и методология проведения конкретно-социологического исследования
а) Понятие категории: большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого высказываниях) предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями).
б) Категориальная градация: таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом. Данными классами являются: количество; качество; отношение; модальность. (То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.)
в) Категориальная структура:
- количества - единство, множество, цельность;
- качества - реальность, отрицание, ограничение;
- отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;
- модальность - возможность и невозможность, существование и не существование, необходимость и случайность.
г) Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру:
- первые две категории каждого из четырех классов - противоположные характеристики свойства класса, третьи - их синтез.
Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез - ограничение и т. д.
- Согласно Канту с помощью категорий - предельно общих
характеристик всего сущего - рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.
7) "Критика практического разума" Канта. Моральный закон (категорический императив).
а) Суть вопроса: Наряду с «чистым разумом» - сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «практический разум», под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении - «Критика практического разума». Главные вопросы «Критики практического разума»: Какой должна быть мораль? Что есть моральное (нравственное) поведение человека?
б) Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам: чистая нравственность - признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное; между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие; мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону. И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства»,
в) В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку (как и он - мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.
8) "Критика способности суждения". Всеобщая целесообразность.
а) Суть вопроса: В своей третьей книге критического периода
- «Критика способности суждения» Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности:
- целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);
- целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл - в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);
- целесообразности духа (наличие Бога).
9) Социально-политические взгляды И. Канта. Суть вопроса:
- Философ считал, что человек наделен изначально злой природой;
- видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);
- был сторонником распространения демократии и правового порядка, во-первых, в каждом отдельном обществе; во- вторых, в отношениях между государствами и народами;
- осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;
- считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.
10) Историческое значение философии Канта. Суть вопроса:
- дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);
- выдвинута идея о наличии границ познавательной
способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»);
- выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления; сформулирован категорический императив - моральный закон;
- выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;
- осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.
|