Вопрос II. Первые философские (досократические) школы Древней Греции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос II. Первые философские (досократические) школы Древней Греции



Общее понятие досократических философских школ.

а) Первые, досократические философские школы Древней
Греции возникли в VII - -V вв. до н.э. в ранних древнегреческих
полисах, находившихся в процессе становления.

б) Наиболее известные ранние философские школы Древней
Греции:

милетская школа; школа пифагорейцев; школа Гераклита Эфесского; элейская школа; атомисты.

в) Характерные черты досократических философских школ: ярко выраженный космоцентризм; повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; поиск первоначала, породившего все сущее; гилозоизм (одушевление неживой природы); доктринерский (недискуссионный) характер
философских учений.

2) Милетская школа («физики») - Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен.

а) Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в.
до н.э. и получила свое наименование от названия города где она была основана: Милета - крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

б) Философы милетской школы: выступали с
материалистических позиций; занимались не только философией, но и другими науками - точными и естественными; пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа «физиков»); искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес
(примерно 640 - 560 гг. до н.э.) - основатель милетской
школы,
один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: первоначалом всего сущего считал воду («архэ»); представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом - одушевлял все сущее); допускал наличие множества богов; считал центром вселенной Землю; -«точно определил продолжительность года - 365 дней; сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса: первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина). Анаксимен (546 - 526 гг. до н.э.) - ученик Анаксимандра: первопричиной всего сущего считал воздух; выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.); проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») - «душой космоса»; отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Гераклит Эфесский.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н.э.) - древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

первоначалом всего сущего считал огонь;

вывел закон единства и борьбы противоположностей -

ключевой закон диалектики (-наиболее важное философское

открытие Гераклита); считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»); был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос - Мировой Разум;

выступал за материальность человеческой и мировой души; был сторонником чувственного (материали­стического) познания окружающей действительности; движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

Пифагорейцы.

Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI - начало V вв. до н.э.). древнегреческого философа и математика:

первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести, к числу и измерить с помощью числа); выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); считали единицу мельчайшей частицей всего; пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное -нечетное, светлое - темное, прямое -кривое, правое -левое, мужское - женское и др.).

Элеаты.

Элеаты - представители элейской философской школы, существовавшей в VI - V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.24 (0.007 с.)