Вопрос I. Периодизация и основные черты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос I. Периодизация и основные черты.



1) Общее понятие и периодизация древнегреческой
философии.

а) Древнегреческой называется философия (учения,
школы), выработанная греческими философами,
проживавшими на территории современной Греции, а также
в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-
государствах) Малой Азии, Средиземноморья,
Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах
Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия
Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с
древнегреческой, либо объединяется с ней под общим
названием «античная философия»,)

б) Древнегреческая (античная) философия в своем развитии
прошла четыре основных этапа:

- демократический - VII - V вв. до н.э.;

- классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н.э.;

- эллинистический - конец-IV - II вв. до н.э.;

- римский -1 в. до н э. - V в. н. э.

2) Краткая характеристика этапов (периодов)
древнегреческой философии.

а) Досократический период - деятельность так называемых философов- «досократиков»:

милетской школы - «физиков» (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);

- Гераклита Эфесского;

- элейской школы; атомистов (Демокрита, Левкиппа);

- некоторых иных философов.

б) Основные проблемы, которыми занимались
«досократики»: объяснение
явлений природы, сущности
Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего
сущего. Метод философствования - декларирование
собственных взглядов, превращение их в догму.

в) Классический (сократический) период -время расцвета
древнегреческой философии (совпавшее с расцветом
древнегреческого полиса), К данному этану относятся:

- философско-просветительская деятельность софистов;

- философия Сократа;

- зарождение «сократических» школ;

- философия Платона;

- философия Аристотеля.

2) Гносеологические аспекты:

а) Философы сократического (классического) периода также
пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако
сделали это глубже «досократиков»:

- меньше уделяли внимания поиску первоначала; допускали
участие богов и идей в создании природы и Космоса;

- выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего
(Платон - автор учения о «чистых идеях», предшествующих
реальному миру и воплощением kорых стал реальный мир);

- положили начало спору между материализмом и идеализмом;
проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;

- перешли от декларативно-догматического метода
философствования к диалогическо-доказательственному;

- внесли вклад в развитие логики;

- вели практическую философско-просветительскую
деятельность (софисты и Сократ).

б) Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и
образования крупных государств в Азии и Африке под властью
греков и во главе с соратниками Александра Македонского и
их потомками) характерно:

распространение антиобщественной философии киников;

зарождение стоического направления философии;

деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея, Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;

философия Эпикура и пр. в) Отличительные черты эллинистической философии: кризис античных моральных и философских ценностей; снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;

отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

признание высшим благом - счастья и удовольствия отельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур). 4) Наиболее известными философами римского периода являлись:

Сенека; Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.

Для философии римского периода было характерно:

- взаимовлияние древнегреческой и древнеримской
философии
(древнегреческая философия развивалась в рамках
римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в
то время как древнеримская философия вырастала на идеях и
традициях древнегреческой);

- фактическое слияние древнегреческой и древнеримской
философии в одну - античную философию;

- влияние на античную философию традиций и идей философии
покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

- близость философии, философов и государственных
институтов
(Сенека воспитывал римского императора Нерона,
Марк Аврелий сам являлся императором);

- небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

- повышенное внимание к проблемам человека, общества и
государства;

- расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли
и поведение человека);

- расцвет стоической философии, сторонники которой видели
высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии
личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то
есть невозмутимости);

- преобладание идеализма над материализмом;

- более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

- повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

- рост влияния на философию идей христианства и
раннехристианских ересей;

- постепенное слияние античной и христианской философии, их
превращение в средневековую теологическую философию.

5) Особенности древнегреческой (античной) философии:
а) материальной основой
расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);

6) древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а.философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;

в) стержневая идея - космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);

г) на поздних этапах - смешение космоцентрюма и антропоцентризма
(в основе которого были проблемы человека);

д) допускалось существование богов;

е) древнегреческие боги были частью природы и близки людям;.человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

ж) были заложены два направления в философии -
идеалистическое («линия Платона») и материалистическое
(«линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в Досократический период - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в эллинистический -материалистическое, в римский - идеалистическое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.178.60 (0.027 с.)