Общее понятие и основные проблемы постпозитивизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие и основные проблемы постпозитивизма.



а) Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина - конец XX в.).

б) Его главными представителями считаются К. Поппер
(1902 -1994), Т. Кун (р. 1992).

в) Суть постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки.

г) Главная цель постпозитивизма - исследование не структуры
(подобно неопозитивиствам) научного знания (языка,
понятий), а развитая научного знания.

д) Основные вопросы, интересующие постпозитивистов: как возникает новая теория? как она добивается признания? каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, так и конкурирующих? возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий?

е) Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в
целом, к проблемам познания.

По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и ее всрифицируемостью (возможностью проверки на. фактах опыта), как и нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать псверифицируемые (метафизические ненаучные) проблемы из.философии. Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания. ж) Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма: проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, оказавшихся неистинными фактов); проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий); проблема рациональности (что такое рациональность в науке); проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теорий); проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теорий.

Вопрос VI. Герменевтика

Общее понятие герменевтика.

а) Герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от шимени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником
между богами и людьми - истолковывал волю богов людям
и доносил пожелания людей богам.

б) Основные вопросы герменевтики: как возможно понимание? как устроено бытие, существо которого состоит в понимании?

в) Главная идея гермсневтки: существовать - значит быть
понятым.

г) Предметом исследования, как правило, является текст.

д) К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:
- «герменевтический треугольник» - взаимоотношения

между автором текста, самим текстом и читателем; - «герменевтический круг» - циклический характер процесса понимания.

Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.

2. Содержание основных идей главных представителей герменевтики (Шлейермахера, Хайдеггера, Гадамера, Рикера).

а) Первыми гсрменевтами были средневековые теологи-
схоласты
(Фома Аквинский и другие), которые занимались
«расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных
в тексте Библии.

б) К числу современных философов-герменевтов можно
отнести
Ф. Шлейермахера (1768 - 1834), М. Хайдеггера
(1889 -1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера(р. 1913).

- Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода - грамматический и психологический.

- С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью
второго - «дух автора».

в) Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при
родственности душ автора и читателя.

- Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не останется скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании.

- Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью): дивинации - искусственного «вчувствования», «вживания» в душу автора произведения; сравнения - сопоставления фактов, других
данных.

- Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот.

- Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и
душу автора, текст будет полностью понят.

г) Взгляды раннего Хайдеггера совмещают в себе герменевтику и экзистенциализм и посвящены бытийной (онкологической), а не познавательной (гносеологической) стороне герменевтики.

- Хайдеггер выводит учение об экзэнстипциалах – условиях человеческого существования. Их два - положенность и понимание: положенность - человеческое бытие определено не мышлением, а фактом своего пребывания
в мире (человек вначале «положен», то есть он есть, а уже затем мыслит); понимание - человек обнаруживает,. что он есть, становится понимающим, а понимание – это истолкование и интерпретация (человек истолковывает
свое бытие в мире определённым образом, и данное истолкование есть понимание человеком смысла своей жизни, своего места в мире).

- Человеческое бытие, по Хаидеггеру, визначально герменевтично (основано на понимании).

д) Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы философия с позиций
(гносеологии) перешла на позиции понимания (герменевтики).

- Человеческое существование невозможно без переживания собственного бытия.

- В течение жизни человек, во-первых, накапливает опит (причем большую его часть составляет опыт, наработанный другими поколениями, -«опыт мира»),

во- вторых, вносит свою частицу в «опыт мира».

- Передача «опыта мира» от прошлых поколений к настоящим и от настоящих к будущим осуществляется, главным образом, через книги - тексты, «язык».

- Следовательно, толкование языка текстов, его понимание
должно стать одним из ведущих направлений философии.

 

е) Центральное понятие философии Поля Рикера -
личность.

- Личность - творец всей человеческой культуры.

 

- Цель философии - разработать метод понимания
человеческой субъективности.

- В качестве данного метода Рикер предлагает
«регрессивно-прогрессивный», суть которого в том,
чтобы понимать человека через его три измерения -
прошлое, настоящее, будущее.

- По Рикеру, человеческая личность телеологична -
направлена в будущее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.177.119 (0.085 с.)