Вопрос 1. Единство и Многообразие мировой истории: природные предпосылки и социальные формы проявления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Единство и Многообразие мировой истории: природные предпосылки и социальные формы проявления



1. Общая характеристика. а) История человечества — это история множества народов и государств, стран и регионов; история борьбы классов и государств, войн и революций.

— Перед исторической наукой стоит первостепенная
задача:
описание реального многообразия истории с именами, датами и событиями. Однако эту задачу невозможно решить без каких-либо обобщений.

- Обобщения требуют определенной методологии, разрабатываемой философией.

— В свое время Гегель разграничил эмпирическую и «философскую» историю. По его мнению «философскую» историю должен интересовать разум в ней. Это выражение означает идею закономерностей истории, которые
выявляются в результате анализа конкретной истории.

— Философское познание тесно взаимосвязано с историческим, поэтому их противопоставлять нельзя.

В процессе анализа истории философской и общественной мысли в области единства и многообразия истории выделяются 2 мнения:

= разработка философско-исторических проблем на основе признания общечеловеческого единства всемирной истории;

= разработка философско-исторических проблем на основе отрицания общечеловеческого единства всемирной истории, б) Формы проявления единства исторического процесса.

—Единство исторического процесса все в большей степени становится видимой чертой наличного бытия истории:

— = установление многообразных экономических, культурных и других связей между странами;

= развитие товарно-денежных отношений;

= вовлечение большинства стран в механизм действия

капиталистической экономики.

—В динамическом взаимодействии находяться экономические и культурные отношения между народами и государствами.

—Всестороннее развитие связей усиливает интергативные
процессы в обществе,

—В результате формируется взаимозависимый, во многом
целостный мир.

в) Причины и факторы многообразия истории.

—Многообразие исторического процесса существует во времени и пространстве:

—во времени оно выражается различными историческими этапами, формациями и эпохами;

= в пространстве реальное многообразие социальной жизни, одним из источников которого является неравномерность исторического развития.

—Эта неравномерность проявилась в период неолита, когда происходил переход некоторых племен от охоты и собирательства к земледелию.

—Земледелие открыло ом возможность ведения оседлого образа жизни, создание запасов пищи, что дало этим племенам преимущество в выживании.

—Выделению земледельческих, племен из остальных способствовало влияние природных условий. Исходя из этого, можно сказать, что природные условия один из существенных факторов многообразия истории.

—Разнообразие исторического процесса проявляется и в неравномерности развития производственных сил. Каждая последующая формация развивается на порядок быстрее предшествующей.

—Как фактор разнообразия истории, кроме природной среды выступаетобщественная среда, которая оказывает сильное влияние на характер исторического прогресса. Например, из некапиталистического

характера развития остальные народы, минуя целые формационные периоды выходят на социалистический.

Таким образом, объективная логика всемирной истории совпадает с реальным историческим процессом лишь в общин закономерностях, но расходится в большом количестве деталей с конкретным ходом событий.

2. Многовариантность общественного развития.

а) Основа существования и развития общества.
Такой основой является
материальное производство, которое подчинено закону соответствия производственных отношений производительным силам. В определенной общественно-экономической формации существовал свой, присущий только этой формации способ производства. Как только производственные отношения входили в противоречие с производительными силами, так происходила смена общественно-экономической формации. Этим объясняется многовариантность общественного развития.

б) Родоплеменной строй. Община.

- В этот период отсутствовало распределение между
разными социальными структурами функций производства и средств материального и социального обеспечения человека.

- Человек отождествлял себя с родом. В результате сложилась примитивная сплоченность. Она и сделала родоплеменной коллектив первой производительной силой.

- Однако в производительных силах произошла революция: люди стали производить не только орудия труда, но и средства существования. В результате этой революции на смену родоплеменного строя пришла община,

- Отдельный человек относился к земле как к средству производства данной общины. Вне общины он никто. Со временем общинная собственность начинает разрушаться. Благодаря этому разрушению возникает
общественное разделение труда, источник получения средств к существованию. Начинает формироваться частная собственность.

— Таким образом, в результате неолитической революции появились:

= общественное разделение труда;

= прибавочный продукт;

= собственность.

Данная революция привела к возникновению эксплуататорского классового общества, в} Рабство и крепостничество.

— В этот период существовали два способа производства

- рабовладельческий и феодальный и две формы эксплуатации ^-рабство и крепостничество.

— При рабстве и крепостничестве существовала жесткая форма прямого насилия в связи с тем, что ни раб, ни крестьянин не были заинтересованы в своем труде.

— Хотя эксплуатация и делает труд напряженным, но одновременно она освобождает часть членов общества от материального производства и тем самым отделяет умственный труд от физического, и в то же время в сфере
труда происходит отделение ремесла от земледелия, города
от деревни. Это обусловило дальнейший прогресс
производительных сил.

—В результате новые производственные отношения открыли путь для развития производительных сил, однако в докапиталистическом обществе развитие последних происходило в рамках тех обстоятельств, что используемые средства труда могли приводиться в действие отдельными людьми,

г) Промышленная революция и капитализм.

— Второй великой революцией в производственных силах
является переход от орудий ручного труда к машинам.

— С появлением машин в процесс производства внедряется наука, которая помогает создавать новые средства труда. Машина выступает средством труда, требующим сознательного применения естествознания.

Машинное производство с научными знаниями создали
революционный технический базис.

Социально-экономической формой становлення машинного производства являются производственные отношения, основанные на эксплуатации собственником средств труда.

— Несмотря на то, что буржуазные производственные отношения дали мощный толчок развитию производительных сил, противоречие капитализма состоит в том, что, оставаясь обществом, основанным на частной собственности, капитализм придает самому процессу производства общественный характер, так как машинное производство предусматривает с одной стороны -объединение людей в производственном процессе, а с другой стороны широкое разделение труда в масштабах общества, д) Социалистические производственные отношения.

— При социализме производственные отношения исключают частную собственность, эксплуатацию человека человеком. - — Социалистические производственные отношения базируются на общественной социалистической собственности на средства производства, что приводит к возникновению отношений социального равенства.

—Эти отношения подчиняют экономику сознательному плановому регулированию, направленному на обеспечение потребностей и интересов трудящихся.

— Однако и при социализме возникли противоречия в процес се производства: производительные силы стали термозит производственные отношения. Таким образом, каждая общественно-экономическая формация вносит новизну в процесс производства, изживая предыдущую и являясь основой для формирования последующей.

Вопрос 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (Д.БЕЛЛ, Ф.МАКЛУП, М.ПОРАТ, ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН, О.ТОФФЛЕР, Р.ТИБАЛЬД)

Общая характеристика

а) В своей работе «Культурные противоречия капитализма» Д. Белл исследовал идею постиндустриализма и пришел к выводу, что эта идея «ограничена специфическими изменениями в технико-экономической организации»:

—он оказал генетическую преемственность между идеей постиндустриализации и концепцией информационного общества;

—выделил параметры постиндустриального общества, имеющие отношение к анализу телекоммуникаций;

- Д. Бем положил информационный фактор в центр своей концепции «постиндустриального общества».

б) В 60-е годы Ф. Маклуп ввел понятие «индустрия знания». Эта мысль приобрела статус «зонтиковой фразы», охватившей систему образования, медиа, библиотек, институтов и т.п.

—Ф. Маклуп выступил с идеей сделать индустрию информации и сервис главной и центральной силой экономической системы и расширения ее в Больших масштабах.

в) Далее экономист Марк Порат взял тезис Ф. Мак лупа о том, что доминирующие направления американской экономики должны включать деятельность, основанную на информационных отношениях:

—М. Порат предложил поделить информационную экономику на две части:

= первичный сектор —управляющий производителями и распространителями информации в рамках рынка;

= вторичный сектор -- состоящий из частных и общественных бюрократов, управляющих и регулирующий экономику.

Это различие способствует распознаванию последствий бюрократической деятельности как отличия от факторов рыночного порядка в информационном окружении.

г) Исследованием некоторых этих последствий занимался теолог Тейяр де Шарден,

Он указал на творческий характер будущого информационного общества. Этот творческий характер будет носить название «расширенное состояние», в котором повседневная мысль и деятельность будут
вызывать сильную жажду открытий и тем самым влиять на общество.

Вследствие этого станут происходить творческие изменения:

= прогрессивная замена лшстерскш лабораториями;

= преобразование производства в результате научных исследований;

— научные исследования станут главным принципом реального существования человечества.

д) Идеи Тейяр де Шардена продолжил О. Тоффлер.

— Он отметил, что «технологический императив является движущей силой поступательного развития общества, определяющего его социальный облик».

— Масштабы глобальных изменений приведут к бесполезности рассмотрения через щелку идеологических штампов, идущих еще с 40-х годов: новое общество выходит из старого беспрепятственно и бесконфликтно.

— Он развил идею будущего всемирного общества, связав его с инфоноосферой.

е) К научному обсуждению этой проблемы подключился Р.
Тибальд.

— Он отметил, что «мы уже вступили в коммуникационную эру,' так как значительная часть нашего общества уже вовлечена в коммуникационную деятельность».

— Указывая на историческое место Запада в мировом развитии, Р. Тибальд отметил, что ключ от формулы выживания Запада находится в адаптации к новым реалиям, таким, как усиление коммуникационного начала в общественной жизни.

Он дал определение коммуникации; коммуникация процесс эффективного обмена идеями между индивидами и процесс существования вообще.

— Он отмечал, что человечество находится в состоянии «чрезвычайно динамичных изменений и обв’язано сосредоточить свое внимание на том, каким образом можно реализовать возможности новой коммуникационной эры,
избежав при этом грозящих опасностей».

ж) Еще в древности в сознании людей возникло деление на «мы» и «они», на «мое» и «чужое». Но в те времена мысль о единстве человечества не возникала.

Благодаря великим географическим открытиям, развитию мореплавания и торговли расширился кругозор европейцев и обнаружилось, с одной стороны наличие общин черт у разных народов, а с другой глубокие различия в культуре, нравах, образе жизни, религии, социальном слое и др.

Появились теории, в которых одни ветви развития.. противопоставлялись другим. Основной смысл этих теорій заключается в самобытности развития данной страны или народа, их «непохожести» на других.

— В I половине XX века на основе данных противопоставлений возникла теория «локальных культур «О. Шпенглера и концепция «множественности цивилизаций» А. Тойнби. Они не признавали существование одной истории человечества, разделяли ее на большое количество самостоятельных направлений. А за основу исходных предпосылок истории принимали духовные ценности или религиозные системы:

= идея О. Шпенглера заключалась в том, что каждаякультура живет, подчиняясь только ей при сущим принципам и ценностям и проходит периоды возникновения, расцвета, старения и гибели, а история в целом есть сосуществование и смена различных культур;

=А. Тайной выделил в истории множество локальних цивилизаций, создающихся творческим меньшинством и проходящих ряд этапов своего жизненного цикла вплоть до дезинтеграции. Но он предполагал, что в будущем возможно достижение единства человечества в сфере духа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.028 с.)