Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Платона. Философский диалог.

Поиск

Платон (427—347 гг до н.э.) был столь мудр, столь одарен многогранными талантами, совершенен в интеллектуаль­ном и физическом плане, что греки назвали его «божественным».

Род Платона принадле­жал к богатой афинской аристократии. Все его родственники, люди незаурядные, знатные, влиятельные, находились в гуще политической жизни Афин. Платон полу­чил первоклассное образование. Платон вбирал мудрость разных мыслителей, но всего более Сократа.

Видимо, воодушевленный примером Сократа, Платон решил сделать собственные идеи достоянием широкого круга. В 387 г. он основал философскую школу, кото­рая располагалась к северо-западу от Афин в роще, считавшей­ся посвященной местному мифическому герою Академу. Отсюда и произошло название школы Платона: Академия для Платона, у которого не было семьи, Академия была родным домом.

Но Платон, натура деятельная, не за­мыкался в науке и преподавании. Его идеи питались не умозре­ниями, а вырастали из щедрых жизненных впечатлений. Он был неутомим в странствиях, в чем, пожалуй, мог соперничать с Геродотом

НАСЛЕДИЕ ПЛАТОНА. От Платона до нас дошло 41 сочине­ние, которые обнимают широкий круг проблем. Все они, за исключением «Апологии Сократа», написаны в форме диалога. Это — литературный жанр, сложившийся благодаря Платону. Он строится как столкновение двух точек зрения: одну, близкую к взглядам автора, выражает Сократ, или друг мудрец, другую — его ученик Платон придавал диалогу внутреннюю напряжен­ность, показывал драму идей, их борьбу. В диалогах очерчива­лись характеры его участников. Платон как бы оттачивал на на­ших глазах свою аргументацию. Диалоги Платона являются сочинениями философскими, политическими и художественными одновременно.

«Апология Сократа», произведение художественно яркое, по­строено как выступление Сократа на суде, выдержанное в духе лучших ораторских традиций, как убежденная м достойная за­щита своего учения, своих идей от несправедливых обвинений.

В извечном спо­ре о том, что первично, бытие или сознание, Платон исходил из первичности сознания. Основой его философской системы яв­ляется теория идей

Платон критически от­носился к афинской демократии, к принципу народовластия, который нередко абсолютизировался. В известном диалоге «Государство» Платон предлагает свою схему справедливого общественного устройства. Руководство в таком государстве возлагается на философов, охрана порядка — на стражей или воинов, а добывание материальных благ — на ре­месленников или земледельцев. Каждое из этих трех сословий должно заниматься своими делами: управлять, охранять и сози­дать. И, соответственно, обладать своей добродетелью: мудро­стью, мужеством и послушанием. У руля правления в совершенном государстве стоят аристо­краты.

В диалогах Платона «Федр», «Пир», «Федон» анализируется природа искусства, кото­рое философ рассматривал как «подражание» вещам. Сами же вещи он считал «подражанием идеям». Таким образом, искусство осмыслялось им как «подражание подражанию». Платон был убежден, что искусство призвано служить этическим целям, по­могать воспитанию граждан. Считал поэтов людьми «боговдохновенными», служителями божества. Полагал, что государство призвано заботиться об искусстве, помогающем создать высокую нравственную атмосферу.

Важнейшая сто­рона наследия Платона — проблемы этики. Первостепенной была нравственность, а она определялась такими качествами, как благочестие, мужество, скромность, образованность, духов­ность.

Размышлениям о природе любви посвящено знаменитое со­чинение Платона «Пир»,

Эстетика Аристотеля.

Аристотель родился (384 г. до н.э.) и умер в один год с Демосфеном (322 г. до н.э.). Он был уроженцем Се­верной Греции, городка Стагира на полуострове Халкидике, принадлежал семье знатной и образованной. Семнадцатилетний Аристотель уехал в Афины и стал там учеником Платона в его Академии. Великий учитель обрел в нем ученика, не уступавшему ему в талантах. Восемнадцать лет набирался Аристотель знаний под началом «божественного» Платона. пока не возвратился в Стагиру, приняв приглашение царя Филиппа взять на себя роль воспитателя Александра Маке­донского, которому было в то время 13 лет. В течение 7 лет Аристотель не только приобщал будущего великого полководца к основам многих наук, но и стремился нравственно на него воз­действовать. Переехав в 335 г в Афи­ны, он открыл по примеру Платона, ученика Сократа, собст­венную философскую школу. Школа эта располагалась в гимназии в Ликее, в роще, по­священной Аполлону Ликейскому. Отсюда и пошло современ­ное название «лицей», обозначающее школу продвинутого типа, специализирующуюся на преподавании какой-то одной отрас­ли: гуманитарной, естественнонаучной, математической.

Аристотель трудился едва ли не во всех известных тогда на­учных областях, о чем говорят названия его трудов: «Метафизи­ка» (в 13 книгах), «Этика» (в 10 книгах), «Риторика» (в 3 кни­гах), «Физика» (в 8 книгах), «О душе» (в 3 книгах), «О животных» (в 10 книгах), «О небе», «Метеорология», «Полити­ка» и др

ФИЛОСОФСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ. Важную роль игра­ли и труды Аристотеля по вопросам философии. Он не сомне­вался в том, что мир этот — реален, а потому критиковал «идеи» Платона, своего учителя. Однако он не стал и материа­листом. В своих воззрениях он находился как бы между идеа­лизмом и материализмом Демокрита.

По убеждению Аристоте­ля, жизнь — это деятельность, активность; только в них назна­чение человека. Высшее благо для людей — счастье и блаженство. Человеческая деятельность должна быть разумной, направленной на благо. Если сущность человека — его душа, то счастье — в активности души, работе мысли, в творческом про­цессе, в неутомимом познании. Таков был сам Аристотель!

Он — один из основоположников эстетики, науки о сущности творческой деятельности, ее главных закономерно­стях. С наибольшей отчетливостью взгляды Аристотеля на этот вопрос сфор­мулированы в его классическом труде «Поэтика», а также в книге «Риторика».

Трактат «Поэтика», этот вклад в мировую эстетическую мысль, дошел до нас в очень не­полном виде. В первой части формулировалось коренное положение эсте­тики Аристотеля, его теория подражания («мимесиса»), составля­ющая сущность любого вида искусства. Процесс этот связан с познанием жизни. Он носит творческий характер, т.е. связан с воспроизведением чего-то нового, доселе неизвестного. В этом главное отличие творчества от практиче­ской деятельности.

Специфика искусства раскрывается Аристотелем при выяв­лении различия между поэтом и историком. Аристотель утверждает, что искусство (или поэзия) «философичнее» истории. Оно открывает какие-то глубинные закономерности жизни. Поэт пишет об общем. Историк — о конкретном, единичном. Поэзия философичнее и серьезнее истории, ибо поэзия говорит об общем, история — о единичном».

УЧЕНИЕ О ТРАГЕДИИ. Сердцевина «Поэтики», той ее части, где речь идет о словесном искусстве, — это учение Аристотеля о трагедии. Он вошел в историю эстетической мысли как теоре­тик трагического искусства. Аристотель выделяет признаки тра­гедии, дает ставшее хрестоматийным определение: «Трагедия есть воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего определенную величину, (воспроизведение) услаж­дающей речью, различными ее видами отдельно в различных частях, — воспроизведение действием, а не рассказом, произ­водящее посредством сострадания и страха катарсис подобных аффектов».

Далее Аристотель характеризует особенности, составляющие специфику трагедии.

Прежде всего, пафос трагедии определяется предметом «важ­ным и законченным», иначе говоря, значительной темой. Она должна быть произведением «определенного объема», что дик­туется законами сцены, возможностями не чтения, а именно сценического воплощения. Далее, в трагедии «подражание» осу­ществляется действием. Оно проявляется в поступках героев, ко­торым необходимо обладать определенным характером и обра­зом мыслей, ибо от них зависят «удача или неудача». Важнейший элемент трагедии — «услащенная речь», т.е. речь, имеющая «ритм, гармонию и напев». Необходима для трагедии мысль, т.е. умение говорить существенное и уместное в речах. То же относится к «убранству зрелища», к музыкальной части, к декорациям, костюмам. Непременное качество трагедии — це­льность и одновременно острый драматизм действия, запечат­левшего «перелом от несчастья к счастью или от счастья к не­счастью».

КАТАРСИС И СПОРЫ О НЕМ. Наконец, Аристотель рассуж­дает о воздействии трагедии на зрителя «посредством сострада­ния и страха, очищения подобных чувств». Говоря о «трагиче­ском очищении», Аристотель ввел термин катарсис. Однако не предложил для него точного, исчерпывающего разъяснения.

Существует несколько теорий и точек зрения: нравственная (катарсис воспитывает зрителя); психиатрическая (он облегчает душу); медицинская (оказывает исцеляющее действие); интел­лектуальная (избавляет от ошибочного, помогает принять пра­вильное решение).

В трагедии Аристотель выделял шесть главных элементов, пе­речисленных в таком порядке: фабула; характеры; мысли; сло­весное выражение; музыкальная композиция; сценическая обста­новка. Заметим, что содержанию, пафосу отводилось первое место. Им подчинялась форма произведения.

В трактате «Риторика» Аристотель обсуждает проблемы ора­торского искусства, а также стиля, главное достоинство которо­го — ясность. Он рассматривал изобразительные средства язы­ка, природу метафор, эпитетов и сравнений, разработал основные принципы стилистики в ее классической форме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.198 (0.008 с.)