Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия Платона. Философский диалог.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Платон (427—347 гг до н.э.) был столь мудр, столь одарен многогранными талантами, совершенен в интеллектуальном и физическом плане, что греки назвали его «божественным». Род Платона принадлежал к богатой афинской аристократии. Все его родственники, люди незаурядные, знатные, влиятельные, находились в гуще политической жизни Афин. Платон получил первоклассное образование. Платон вбирал мудрость разных мыслителей, но всего более Сократа. Видимо, воодушевленный примером Сократа, Платон решил сделать собственные идеи достоянием широкого круга. В 387 г. он основал философскую школу, которая располагалась к северо-западу от Афин в роще, считавшейся посвященной местному мифическому герою Академу. Отсюда и произошло название школы Платона: Академия для Платона, у которого не было семьи, Академия была родным домом. Но Платон, натура деятельная, не замыкался в науке и преподавании. Его идеи питались не умозрениями, а вырастали из щедрых жизненных впечатлений. Он был неутомим в странствиях, в чем, пожалуй, мог соперничать с Геродотом НАСЛЕДИЕ ПЛАТОНА. От Платона до нас дошло 41 сочинение, которые обнимают широкий круг проблем. Все они, за исключением «Апологии Сократа», написаны в форме диалога. Это — литературный жанр, сложившийся благодаря Платону. Он строится как столкновение двух точек зрения: одну, близкую к взглядам автора, выражает Сократ, или друг мудрец, другую — его ученик Платон придавал диалогу внутреннюю напряженность, показывал драму идей, их борьбу. В диалогах очерчивались характеры его участников. Платон как бы оттачивал на наших глазах свою аргументацию. Диалоги Платона являются сочинениями философскими, политическими и художественными одновременно. «Апология Сократа», произведение художественно яркое, построено как выступление Сократа на суде, выдержанное в духе лучших ораторских традиций, как убежденная м достойная защита своего учения, своих идей от несправедливых обвинений. В извечном споре о том, что первично, бытие или сознание, Платон исходил из первичности сознания. Основой его философской системы является теория идей Платон критически относился к афинской демократии, к принципу народовластия, который нередко абсолютизировался. В известном диалоге «Государство» Платон предлагает свою схему справедливого общественного устройства. Руководство в таком государстве возлагается на философов, охрана порядка — на стражей или воинов, а добывание материальных благ — на ремесленников или земледельцев. Каждое из этих трех сословий должно заниматься своими делами: управлять, охранять и созидать. И, соответственно, обладать своей добродетелью: мудростью, мужеством и послушанием. У руля правления в совершенном государстве стоят аристократы. В диалогах Платона «Федр», «Пир», «Федон» анализируется природа искусства, которое философ рассматривал как «подражание» вещам. Сами же вещи он считал «подражанием идеям». Таким образом, искусство осмыслялось им как «подражание подражанию». Платон был убежден, что искусство призвано служить этическим целям, помогать воспитанию граждан. Считал поэтов людьми «боговдохновенными», служителями божества. Полагал, что государство призвано заботиться об искусстве, помогающем создать высокую нравственную атмосферу. Важнейшая сторона наследия Платона — проблемы этики. Первостепенной была нравственность, а она определялась такими качествами, как благочестие, мужество, скромность, образованность, духовность. Размышлениям о природе любви посвящено знаменитое сочинение Платона «Пир», Эстетика Аристотеля. Аристотель родился (384 г. до н.э.) и умер в один год с Демосфеном (322 г. до н.э.). Он был уроженцем Северной Греции, городка Стагира на полуострове Халкидике, принадлежал семье знатной и образованной. Семнадцатилетний Аристотель уехал в Афины и стал там учеником Платона в его Академии. Великий учитель обрел в нем ученика, не уступавшему ему в талантах. Восемнадцать лет набирался Аристотель знаний под началом «божественного» Платона. пока не возвратился в Стагиру, приняв приглашение царя Филиппа взять на себя роль воспитателя Александра Македонского, которому было в то время 13 лет. В течение 7 лет Аристотель не только приобщал будущего великого полководца к основам многих наук, но и стремился нравственно на него воздействовать. Переехав в 335 г в Афины, он открыл по примеру Платона, ученика Сократа, собственную философскую школу. Школа эта располагалась в гимназии в Ликее, в роще, посвященной Аполлону Ликейскому. Отсюда и пошло современное название «лицей», обозначающее школу продвинутого типа, специализирующуюся на преподавании какой-то одной отрасли: гуманитарной, естественнонаучной, математической. Аристотель трудился едва ли не во всех известных тогда научных областях, о чем говорят названия его трудов: «Метафизика» (в 13 книгах), «Этика» (в 10 книгах), «Риторика» (в 3 книгах), «Физика» (в 8 книгах), «О душе» (в 3 книгах), «О животных» (в 10 книгах), «О небе», «Метеорология», «Политика» и др ФИЛОСОФСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ. Важную роль играли и труды Аристотеля по вопросам философии. Он не сомневался в том, что мир этот — реален, а потому критиковал «идеи» Платона, своего учителя. Однако он не стал и материалистом. В своих воззрениях он находился как бы между идеализмом и материализмом Демокрита. По убеждению Аристотеля, жизнь — это деятельность, активность; только в них назначение человека. Высшее благо для людей — счастье и блаженство. Человеческая деятельность должна быть разумной, направленной на благо. Если сущность человека — его душа, то счастье — в активности души, работе мысли, в творческом процессе, в неутомимом познании. Таков был сам Аристотель! Он — один из основоположников эстетики, науки о сущности творческой деятельности, ее главных закономерностях. С наибольшей отчетливостью взгляды Аристотеля на этот вопрос сформулированы в его классическом труде «Поэтика», а также в книге «Риторика». Трактат «Поэтика», этот вклад в мировую эстетическую мысль, дошел до нас в очень неполном виде. В первой части формулировалось коренное положение эстетики Аристотеля, его теория подражания («мимесиса»), составляющая сущность любого вида искусства. Процесс этот связан с познанием жизни. Он носит творческий характер, т.е. связан с воспроизведением чего-то нового, доселе неизвестного. В этом главное отличие творчества от практической деятельности. Специфика искусства раскрывается Аристотелем при выявлении различия между поэтом и историком. Аристотель утверждает, что искусство (или поэзия) «философичнее» истории. Оно открывает какие-то глубинные закономерности жизни. Поэт пишет об общем. Историк — о конкретном, единичном. Поэзия философичнее и серьезнее истории, ибо поэзия говорит об общем, история — о единичном». УЧЕНИЕ О ТРАГЕДИИ. Сердцевина «Поэтики», той ее части, где речь идет о словесном искусстве, — это учение Аристотеля о трагедии. Он вошел в историю эстетической мысли как теоретик трагического искусства. Аристотель выделяет признаки трагедии, дает ставшее хрестоматийным определение: «Трагедия есть воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего определенную величину, (воспроизведение) услаждающей речью, различными ее видами отдельно в различных частях, — воспроизведение действием, а не рассказом, производящее посредством сострадания и страха катарсис подобных аффектов». Далее Аристотель характеризует особенности, составляющие специфику трагедии. Прежде всего, пафос трагедии определяется предметом «важным и законченным», иначе говоря, значительной темой. Она должна быть произведением «определенного объема», что диктуется законами сцены, возможностями не чтения, а именно сценического воплощения. Далее, в трагедии «подражание» осуществляется действием. Оно проявляется в поступках героев, которым необходимо обладать определенным характером и образом мыслей, ибо от них зависят «удача или неудача». Важнейший элемент трагедии — «услащенная речь», т.е. речь, имеющая «ритм, гармонию и напев». Необходима для трагедии мысль, т.е. умение говорить существенное и уместное в речах. То же относится к «убранству зрелища», к музыкальной части, к декорациям, костюмам. Непременное качество трагедии — цельность и одновременно острый драматизм действия, запечатлевшего «перелом от несчастья к счастью или от счастья к несчастью». КАТАРСИС И СПОРЫ О НЕМ. Наконец, Аристотель рассуждает о воздействии трагедии на зрителя «посредством сострадания и страха, очищения подобных чувств». Говоря о «трагическом очищении», Аристотель ввел термин катарсис. Однако не предложил для него точного, исчерпывающего разъяснения. Существует несколько теорий и точек зрения: нравственная (катарсис воспитывает зрителя); психиатрическая (он облегчает душу); медицинская (оказывает исцеляющее действие); интеллектуальная (избавляет от ошибочного, помогает принять правильное решение). В трагедии Аристотель выделял шесть главных элементов, перечисленных в таком порядке: фабула; характеры; мысли; словесное выражение; музыкальная композиция; сценическая обстановка. Заметим, что содержанию, пафосу отводилось первое место. Им подчинялась форма произведения. В трактате «Риторика» Аристотель обсуждает проблемы ораторского искусства, а также стиля, главное достоинство которого — ясность. Он рассматривал изобразительные средства языка, природу метафор, эпитетов и сравнений, разработал основные принципы стилистики в ее классической форме.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.66.30 (0.009 с.) |