Римская лирическая поэзия. Новое представление о человеке и мире его чувств в лирике катулла. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Римская лирическая поэзия. Новое представление о человеке и мире его чувств в лирике катулла.



Гай Валерий Катулл родился в Вероне в 87 г. до н.э. В Риме он оказался душой кружка молодых поэтов, которых Цицерон назвал «неотериками», т.е. «новыми поэтами», или «модернистами»; в него входили Вале­рий Катон, Гельвий Цинна, Корнелий Непот. Катулла, самую ко­лоритную фигуру этого кружка, любили за дружелюбие, откры­тость и остроумие.

Неотерики были во многом новаторами, они внесли свежую струю в римскую поэзию. Реформировали поэтический язык, придав ему живость и гибкость, избавив от тяжеловесности и высокопарности. Определяющим в художественном миросознании неотериков были неприятие окружающего мира, официального общества города-государства и интерес к человеку в мире его личных чувств и ощущений, поднятых тем не менее до высот истинно гражданской жизни. Этот момент - гражданственность личных переживаний - составил в поэзии неотериков то новое, что существенно отличает их творчество от поэзии александринизма и греческой лирики раннеклассической поры, где личное отъединялось от общественного и противопоставлялось ему. Поэзия личных чувств ввела в римскую литературу нового героя, потребовала освоения малых жанровых форм и усовершенствования стихотворного размера. Новым героем стали лирическое "я" автора или персонажи греческих мифов, избранные по принципу наиболее внутреннего соответствия лирическому герою и вставленные в сюжет, где объектом повествования оказывалась сфера личных человеческих чувств и переживаний. Соответственно жанровыми формами, наиболее излюбленными неотериками, оказались эпиграммы-инвективы; элегии, передающие личные человеческие чувства любовной печали, радости, заботы; свадебные песни (эпиталамы} с подчеркнутым ощущением земной пламенной страсти; небольшие эпические поэмы на мифологический сюжет (эпиллии), где сам мифологизм служит оправданием и - вместе - примером истинности духовных коллизий, затронутых автором; и, наконец, небольшие по объему и разнообразные по стиховому размеру произведения, выполняющие роль посвятительных надписей, дружеских и любовных посланий, стихотворений на случай. Освоение новых для римской литературы жанров привело к разработке новой стиховой и стилистической системы, свойственной неотерикам.


Лучшее у Катулла — его цикл, посвященный Лесбии. Глубокие пережива­ния, вызванные отношениями с Лесбией, побудили Катулла за­думаться о сущности любви, о ее природе.М.Л. Гаспаров заметил: «Значение Катулла в римской поэзии — не в том, что он страстно любил свою Лесбию и с непосредст­венной искренностью изливал свой пыл в стихах. Оно в том, что Катулл первый задумался о своей любви и стал писать не о жен­щине, которую он любит, а о любви как таковой». У Катулла любовь — это пе­реживание, сопряженное с работой ума и сердца, душевными исканиями, захватывающими поэта безраздельно.

Катулл дал неподвластный времени образец интимной ли­рики.

Вместе с тем в поэзии Катулла заключено собственное, далекое от общепринятого, представление поэта о мире и человеке, и суть этого представления - в единении личных и общественных начал, в восприятии мира и во взглядах на мир. Утверждается особая ценность человеческой личности, и герой поэзии Катулла предстает и человеком и гражданином одновременно и в равной мере. Для героев Катулла любовь означает слияние гражданских устремлений с велением сердца, жизнь для другого человека и в другом.

 

Поэзия Горация.

Квинт Гораций Флакк ((ЗшпШз Ногагшз Иассиз) был на пять лет моложе Вергилия, с которым его свя­зывала дружба, что отнюдь не частое явление в литературной среде, где обычно царит замаскированное или явное соперни­чество. Гораций ро­дился в 65 г до н.э. в Южной Италии в провинции Апулия в городке Венусия. в Афинах, Гораций, как и некоторые его соотечественники, совершенствовался в искус­ствах и науках, занимался поэзией, штудировал философию, прежде всего эпикурейскую и стоическую.

Гораций дебютировал книгой, названной им «Эпо­ды». в которую вошло 17 стихотворе­ний. Слово эпод — греческое, буквально означает припевы. Так называлось в античной литературе стихотворение, написанное в перемежающемся ритме; нечетные стихи — дактилические, четные — ямбические.

В 30-е годы Гораций выступает также в другом лирическом жанре — сатир, выпустив две книги произ­ведений такого рода. Само латинское слово «сатира». У Горация очевидны переклички с Луцилием. Для такого чуткого к слову мастера, как Гораций, было очевидно, что Луцилий не­достаточно шлифовал свой слог. Гораций же являл пример мас­тера слова.

В отличие от Луцилия Гораций не просто обличает. Он фило­софствует. Предается медитациям. Размышления на нравствен­но-этические темы определяют тональность многих сатир Гора­ция, склонного с «улыбкою истину молвить».

вы­смеивает скупость, Иронизирует Гораций и над гуляками группа сатир, утверждающих нравственные ценности В сатирах, как, впрочем, и в других жанрах, находит выра­жение жизненная философия Горация.

Еще один лирический жанр, в кото­ром работал Гораций, — послания Он трудился над ними в последние годы жизни. Они образуют две книги: в пер­вую входят двадцать посланий, во вторую — три. «Послания» Горация отличны от сатир. Они носят более лич­ный, субъективный характер, ибо построены как доверительный обмен мнениями с близкими по духу людьми. Поэт пишет о себе, своем образе жизни, привычках, отношениях с друзьями, покровителями, такими, как Меценат и Август В «Посланиях» заметно смягчена критика общественных и человеческих поро­ков. Главное для Горация поиски положительных начал в жизни.

Оды составляют наибо­лее весомую часть наследия Горация. Он обратился к ним, уже испытав себя в жанре эподов и сатир. Сам Гораций называл свои лирические стихотворения «песнями» (carmina); позднее его комментаторы стали называть их одами, имея в виду их вдохновенный, торже­ственный характер. Оды собраны в четырех книгах: в первой — 38 од, во второй — 20, в третьей — 30, в четвертой — 15. В не­которых одах Гораций продолжает традиции Пиндара. Но более близка ему ранняя греческая лирика таких поэтов, как Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт. В частности, он использует характер­ные для них стихотворные размеры.

Горацию принадлежит термин, выражающий суть его жизненной философии: «золотая середина». В ней — точное выражение его нравст­венно-этической позиции. Поэт не приемлет крайностей, утвер­ждает здравый смысл, склоняется к среднему пути. Для него уме­ренность и рассудительность — самая надежная линия. Философия «золотой середины» органически сопряжена со стоическим жизнеощущением.

Любовь занимает огромное место в по­эзии Горация. Поэту, не обремененному семейными узами, полная свобода позволяла отдавать щедрую дань чувственным наслаждениям. Но и в этой сфере, во всяком случае если не в жизни, то в стихах, он, в духе своей философии, остается при­верженным чувству меры. Любовная лирика Горация имеет своим адресатом многих женщин. Как правило, они гетеры, игравшие не последнюю роль в личной жизни римской аристократии и художественной богемы. на любовной лирике Горация лежит печать известной рассудочности, холодноватости.

Один из важнейших вопросов — от­ношение к греческим образцам. Еще в одном из посланий к Ме­ценату Гораций иронизирует над бездумными копированием всего греческого. В послании к Писонам он рекомендует твор­чески осваивать опыт эллинов.

Образцы нам — творения греков.

Ночью и днем листайте вы их неустанной рукою.

Творчество Овидия.

Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. — 18 г. н.э.) родился в небольшом городке Сульмон, в горной мест­ности к северу от Рима.

Наследие Овидия представлено 8 книгами, запечатлевшими основные этапы его жизни и творческих исканий. При этом поэт не повторяется, всякий раз осваивает новые формы. Вер­шиной его творчества остаются «Метаморфозы».

В ранних стихах заметен мотив шутливой игры.

В истории римской поэзии эпический жанр представлен двумя «вершинными» произведениями: это «Энеида» Вергилия и «Метаморфозы». Книга Овидия, его наиболее масштабное произведение, отлична по характеру от шедевра Вергилия. Вме­сте с тем опыт автора «Энеиды» Овидий, конечно же, учитывал. Общее у них — это эпический размах. Но Овидий был далек от того, чтобы сочинить национальную героическую поэму по примеру Вергилия; она не отвечала его творческой индивидуа­льности. Подвиги на поле брани не были его стихией. Но то, что он написал, было не менее весомо.

. «Метаморфозы» — это обширное произведе­ние, написанное дактилическим гекзаметром, объемом около 12 тысяч стихов, составляющих 15 книг. «Метаморфозы», буква­льный смысл: превращения. Перед нами примерно 250 мифов, увлекательных и многокрасочных, о различных превращениях людей, мифологических героев, зверей в растения, камни, звез­ды, в различные предметы. Работе над этим сочинением Ови­дий отдал почти семь лет и успел завершить труд как раз в ка­нун злосчастной ссылки.

Работая над своей поэмой, погружаясь в библиотечные фолианты, консультируясь с учеными филоло­гами, поэт овладел целым сводом знаний по мифологии. Осо­бенно полезны оказались для него сочинения греческих авто­ров, по большей части эллинистической эпохи, предлагавших обработки легендарно-мифологических сюжетов. Подлинная энциклопедия мифов, им накопленная, — это не только сокровищница сюжетов. В пестрых, красочных сюжетах заключался общечеловеческий смысл. За легендой и сказкой просвечивала правда человеческих индивидуальностей и отношений.

Многие сюжеты были хорошо знакомы его совре­менникам, находились «на слуху». Овидий не просто стремился их воспроизвести. Он их эстетически преображал, придавал им наглядность, красочность и достоверность.

«Фастами» называлась книга, в которой римские жрецы отмечали праздничные и непраздничные даты, а

также дни, посвященные отдельным богам, торжествам и т.д. Работая над «Фастами», Овидий творил в русле официальной идеологии Августа, который, будучи избран верховным жрецом в 13 г. до н.э. заботился о сохранении и закреплении римской религиозной обрядности, возрождении «славы предков». Свою книгу Овидий намеревался посвятить принцепсу.

Книга — своеобразный месяцеслов; поэт успел написать шесть частей из задуманных двенадцати, в каждой из которых характеризуется один месяц.

«СКОРБНЫЕ ЭЛЕГИИ». Общая тональность поздних стихов — грустная. В них — настроения тоски, горечи, постоянно упо­минаются слезы, нескрываемая душевная боль. Одна из глав­ных внутренних тем — страдания, выпавшие на долю изгнан­ника. Другая тема связана с фигурой Ав­густа. Поэт приторно льегив по отношению к императору, не­истощим в эпитетах, относящихся к мудрости принцепса, его величию, заслугам перед Римом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.008 с.)