Значение мифа и обряда в становлении словесного искусства. Мифология. Основные циклы и сюжеты древнегреческих мифов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение мифа и обряда в становлении словесного искусства. Мифология. Основные циклы и сюжеты древнегреческих мифов.



Ямбы и элегии в древнегреческой поэзии.

Само слово "лирика" не принадлежит античной эпохе, оно появилось во времена александрийских филологов, заменив собою более ранний термин «мелика» (от "мелос" — «песня»). Лирикой назывались те песни, которые исполнялись под аккомпанемент лиры (или других струнных инструментов). Когда сейчас говорят о греческой лирике, то включают в это понятие еще несколько сходных жанров, например, элегию - песню под звуки флейты.

Следуя античной классификации, различают: 1) элегию, 2) ямб и 3) мелику, или лирику в тесном смысле слова; мелика бывает монодическая (сольная), и хоровая. Различия всех жанров вроде бы кажутся чисто внешними, но на самом деле имеют глубокое историческое основание. Эти виды лирики возникали из различных типов фольклорной песни, получали свое литературное развитие в разных областях Греции и в различной классовой обстановке, каждый жанр имел свою тематику, свои стилистические и стиховые особенности и сохранял даже диалект той области, в которой он впервые литературно оформился. Жанры развивались самостоятельно и очень редко скрещивались между собой.

Элегия и ямб созданы в Ионии, они являются наиболее простыми видами лирики и слабее, чем другие виды, связаны с музыкой.

Элегией в Малой Азии назывался плач, причитание над умершим; исполнялся родственниками умершего или профессиональными плакальщиками в сопровождении флейты. Хоть элегии и вышли из плачей, но обязательного скорбного характера они не имеют. Обычно это лирическое стихотворение наставительного содержания, заключающее в себе побуждения и призывы к важному и серьезному действию, размышления, афоризмы и т. п. Элегии пелись на пирах и народных сходках. Формальным признакоми элегии является размер - в данном случае это элегический дистих, сочетание гексаметра и пентаметра (простейшая строфическая форма). Скорее всего, это мелодическое построение было свойственно старинному плачу, а литературная элегия переняла его, так же как и аккомпанемент флейты. Следы былого траурного характера элегии сохранились и в использовании элегического размера для стихотворных надписей на надгробных плитах («эпиграмма», т. е. «надпись»), но по содержанию литературная элегия вышла далеко за рамки плачей.
Представители жанра: Каллин (VII в. до н.э., Малая Азия), Тиртей (VII в. до н.э., Спарта), Солон (VII-VI в. до н.э., Афины), Феогнид (VI в. до н.э., Мегара).

Ямб генетически связан с земледельческой культовой поэзией. Типа как в советское время студенты ездили в колхоз и пели там матерные частушки, так и в Древней Греции. Для земледельческих праздникаов плодородия были характерны разгул, перебранка и сквернословие, раздавались насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Песни эти назывались ямбами; они служили также и фольклорным средством общественного порицания. Все эти черты народного ямба (сатирический и обличительный характер, персонально заостренная издевка) сохранились в литературном ямбическом жанре. Постепенно ямб стал орудием выражения личных чувств и средством полемики по общественным вопросам.
Внешним признаком ямбического жанра опять-таки служит стихотворный размер: ямб или хорей.
Представители жанра: Архилох (VII в. до н.э., о. Парос), Гиппонакт (VI в. до н.э., Малая Азия), Семонид Аморгский (VII-VI в. до н.э., о. Аморг).

Иногда авторами ямбов и элегий были не профессиональные певцы, а видные политические деятели своей эпохи (например, Солон).


Философия Платона. Философский диалог.

Платон (427—347 гг до н.э.) был столь мудр, столь одарен многогранными талантами, совершенен в интеллектуаль­ном и физическом плане, что греки назвали его «божественным».

Род Платона принадле­жал к богатой афинской аристократии. Все его родственники, люди незаурядные, знатные, влиятельные, находились в гуще политической жизни Афин. Платон полу­чил первоклассное образование. Платон вбирал мудрость разных мыслителей, но всего более Сократа.

Видимо, воодушевленный примером Сократа, Платон решил сделать собственные идеи достоянием широкого круга. В 387 г. он основал философскую школу, кото­рая располагалась к северо-западу от Афин в роще, считавшей­ся посвященной местному мифическому герою Академу. Отсюда и произошло название школы Платона: Академия для Платона, у которого не было семьи, Академия была родным домом.

Но Платон, натура деятельная, не за­мыкался в науке и преподавании. Его идеи питались не умозре­ниями, а вырастали из щедрых жизненных впечатлений. Он был неутомим в странствиях, в чем, пожалуй, мог соперничать с Геродотом

НАСЛЕДИЕ ПЛАТОНА. От Платона до нас дошло 41 сочине­ние, которые обнимают широкий круг проблем. Все они, за исключением «Апологии Сократа», написаны в форме диалога. Это — литературный жанр, сложившийся благодаря Платону. Он строится как столкновение двух точек зрения: одну, близкую к взглядам автора, выражает Сократ, или друг мудрец, другую — его ученик Платон придавал диалогу внутреннюю напряжен­ность, показывал драму идей, их борьбу. В диалогах очерчива­лись характеры его участников. Платон как бы оттачивал на на­ших глазах свою аргументацию. Диалоги Платона являются сочинениями философскими, политическими и художественными одновременно.

«Апология Сократа», произведение художественно яркое, по­строено как выступление Сократа на суде, выдержанное в духе лучших ораторских традиций, как убежденная м достойная за­щита своего учения, своих идей от несправедливых обвинений.

В извечном спо­ре о том, что первично, бытие или сознание, Платон исходил из первичности сознания. Основой его философской системы яв­ляется теория идей

Платон критически от­носился к афинской демократии, к принципу народовластия, который нередко абсолютизировался. В известном диалоге «Государство» Платон предлагает свою схему справедливого общественного устройства. Руководство в таком государстве возлагается на философов, охрана порядка — на стражей или воинов, а добывание материальных благ — на ре­месленников или земледельцев. Каждое из этих трех сословий должно заниматься своими делами: управлять, охранять и сози­дать. И, соответственно, обладать своей добродетелью: мудро­стью, мужеством и послушанием. У руля правления в совершенном государстве стоят аристо­краты.

В диалогах Платона «Федр», «Пир», «Федон» анализируется природа искусства, кото­рое философ рассматривал как «подражание» вещам. Сами же вещи он считал «подражанием идеям». Таким образом, искусство осмыслялось им как «подражание подражанию». Платон был убежден, что искусство призвано служить этическим целям, по­могать воспитанию граждан. Считал поэтов людьми «боговдохновенными», служителями божества. Полагал, что государство призвано заботиться об искусстве, помогающем создать высокую нравственную атмосферу.

Важнейшая сто­рона наследия Платона — проблемы этики. Первостепенной была нравственность, а она определялась такими качествами, как благочестие, мужество, скромность, образованность, духов­ность.

Размышлениям о природе любви посвящено знаменитое со­чинение Платона «Пир»,

Эстетика Аристотеля.

Аристотель родился (384 г. до н.э.) и умер в один год с Демосфеном (322 г. до н.э.). Он был уроженцем Се­верной Греции, городка Стагира на полуострове Халкидике, принадлежал семье знатной и образованной. Семнадцатилетний Аристотель уехал в Афины и стал там учеником Платона в его Академии. Великий учитель обрел в нем ученика, не уступавшему ему в талантах. Восемнадцать лет набирался Аристотель знаний под началом «божественного» Платона. пока не возвратился в Стагиру, приняв приглашение царя Филиппа взять на себя роль воспитателя Александра Маке­донского, которому было в то время 13 лет. В течение 7 лет Аристотель не только приобщал будущего великого полководца к основам многих наук, но и стремился нравственно на него воз­действовать. Переехав в 335 г в Афи­ны, он открыл по примеру Платона, ученика Сократа, собст­венную философскую школу. Школа эта располагалась в гимназии в Ликее, в роще, по­священной Аполлону Ликейскому. Отсюда и пошло современ­ное название «лицей», обозначающее школу продвинутого типа, специализирующуюся на преподавании какой-то одной отрас­ли: гуманитарной, естественнонаучной, математической.

Аристотель трудился едва ли не во всех известных тогда на­учных областях, о чем говорят названия его трудов: «Метафизи­ка» (в 13 книгах), «Этика» (в 10 книгах), «Риторика» (в 3 кни­гах), «Физика» (в 8 книгах), «О душе» (в 3 книгах), «О животных» (в 10 книгах), «О небе», «Метеорология», «Полити­ка» и др

ФИЛОСОФСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ. Важную роль игра­ли и труды Аристотеля по вопросам философии. Он не сомне­вался в том, что мир этот — реален, а потому критиковал «идеи» Платона, своего учителя. Однако он не стал и материа­листом. В своих воззрениях он находился как бы между идеа­лизмом и материализмом Демокрита.

По убеждению Аристоте­ля, жизнь — это деятельность, активность; только в них назна­чение человека. Высшее благо для людей — счастье и блаженство. Человеческая деятельность должна быть разумной, направленной на благо. Если сущность человека — его душа, то счастье — в активности души, работе мысли, в творческом про­цессе, в неутомимом познании. Таков был сам Аристотель!

Он — один из основоположников эстетики, науки о сущности творческой деятельности, ее главных закономерно­стях. С наибольшей отчетливостью взгляды Аристотеля на этот вопрос сфор­мулированы в его классическом труде «Поэтика», а также в книге «Риторика».

Трактат «Поэтика», этот вклад в мировую эстетическую мысль, дошел до нас в очень не­полном виде. В первой части формулировалось коренное положение эсте­тики Аристотеля, его теория подражания («мимесиса»), составля­ющая сущность любого вида искусства. Процесс этот связан с познанием жизни. Он носит творческий характер, т.е. связан с воспроизведением чего-то нового, доселе неизвестного. В этом главное отличие творчества от практиче­ской деятельности.

Специфика искусства раскрывается Аристотелем при выяв­лении различия между поэтом и историком. Аристотель утверждает, что искусство (или поэзия) «философичнее» истории. Оно открывает какие-то глубинные закономерности жизни. Поэт пишет об общем. Историк — о конкретном, единичном. Поэзия философичнее и серьезнее истории, ибо поэзия говорит об общем, история — о единичном».

УЧЕНИЕ О ТРАГЕДИИ. Сердцевина «Поэтики», той ее части, где речь идет о словесном искусстве, — это учение Аристотеля о трагедии. Он вошел в историю эстетической мысли как теоре­тик трагического искусства. Аристотель выделяет признаки тра­гедии, дает ставшее хрестоматийным определение: «Трагедия есть воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего определенную величину, (воспроизведение) услаж­дающей речью, различными ее видами отдельно в различных частях, — воспроизведение действием, а не рассказом, произ­водящее посредством сострадания и страха катарсис подобных аффектов».

Далее Аристотель характеризует особенности, составляющие специфику трагедии.

Прежде всего, пафос трагедии определяется предметом «важ­ным и законченным», иначе говоря, значительной темой. Она должна быть произведением «определенного объема», что дик­туется законами сцены, возможностями не чтения, а именно сценического воплощения. Далее, в трагедии «подражание» осу­ществляется действием. Оно проявляется в поступках героев, ко­торым необходимо обладать определенным характером и обра­зом мыслей, ибо от них зависят «удача или неудача». Важнейший элемент трагедии — «услащенная речь», т.е. речь, имеющая «ритм, гармонию и напев». Необходима для трагедии мысль, т.е. умение говорить существенное и уместное в речах. То же относится к «убранству зрелища», к музыкальной части, к декорациям, костюмам. Непременное качество трагедии — це­льность и одновременно острый драматизм действия, запечат­левшего «перелом от несчастья к счастью или от счастья к не­счастью».

КАТАРСИС И СПОРЫ О НЕМ. Наконец, Аристотель рассуж­дает о воздействии трагедии на зрителя «посредством сострада­ния и страха, очищения подобных чувств». Говоря о «трагиче­ском очищении», Аристотель ввел термин катарсис. Однако не предложил для него точного, исчерпывающего разъяснения.

Существует несколько теорий и точек зрения: нравственная (катарсис воспитывает зрителя); психиатрическая (он облегчает душу); медицинская (оказывает исцеляющее действие); интел­лектуальная (избавляет от ошибочного, помогает принять пра­вильное решение).

В трагедии Аристотель выделял шесть главных элементов, пе­речисленных в таком порядке: фабула; характеры; мысли; сло­весное выражение; музыкальная композиция; сценическая обста­новка. Заметим, что содержанию, пафосу отводилось первое место. Им подчинялась форма произведения.

В трактате «Риторика» Аристотель обсуждает проблемы ора­торского искусства, а также стиля, главное достоинство которо­го — ясность. Он рассматривал изобразительные средства язы­ка, природу метафор, эпитетов и сравнений, разработал основные принципы стилистики в ее классической форме.

Поэзия Горация.

Квинт Гораций Флакк ((ЗшпШз Ногагшз Иассиз) был на пять лет моложе Вергилия, с которым его свя­зывала дружба, что отнюдь не частое явление в литературной среде, где обычно царит замаскированное или явное соперни­чество. Гораций ро­дился в 65 г до н.э. в Южной Италии в провинции Апулия в городке Венусия. в Афинах, Гораций, как и некоторые его соотечественники, совершенствовался в искус­ствах и науках, занимался поэзией, штудировал философию, прежде всего эпикурейскую и стоическую.

Гораций дебютировал книгой, названной им «Эпо­ды». в которую вошло 17 стихотворе­ний. Слово эпод — греческое, буквально означает припевы. Так называлось в античной литературе стихотворение, написанное в перемежающемся ритме; нечетные стихи — дактилические, четные — ямбические.

В 30-е годы Гораций выступает также в другом лирическом жанре — сатир, выпустив две книги произ­ведений такого рода. Само латинское слово «сатира». У Горация очевидны переклички с Луцилием. Для такого чуткого к слову мастера, как Гораций, было очевидно, что Луцилий не­достаточно шлифовал свой слог. Гораций же являл пример мас­тера слова.

В отличие от Луцилия Гораций не просто обличает. Он фило­софствует. Предается медитациям. Размышления на нравствен­но-этические темы определяют тональность многих сатир Гора­ция, склонного с «улыбкою истину молвить».

вы­смеивает скупость, Иронизирует Гораций и над гуляками группа сатир, утверждающих нравственные ценности В сатирах, как, впрочем, и в других жанрах, находит выра­жение жизненная философия Горация.

Еще один лирический жанр, в кото­ром работал Гораций, — послания Он трудился над ними в последние годы жизни. Они образуют две книги: в пер­вую входят двадцать посланий, во вторую — три. «Послания» Горация отличны от сатир. Они носят более лич­ный, субъективный характер, ибо построены как доверительный обмен мнениями с близкими по духу людьми. Поэт пишет о себе, своем образе жизни, привычках, отношениях с друзьями, покровителями, такими, как Меценат и Август В «Посланиях» заметно смягчена критика общественных и человеческих поро­ков. Главное для Горация поиски положительных начал в жизни.

Оды составляют наибо­лее весомую часть наследия Горация. Он обратился к ним, уже испытав себя в жанре эподов и сатир. Сам Гораций называл свои лирические стихотворения «песнями» (carmina); позднее его комментаторы стали называть их одами, имея в виду их вдохновенный, торже­ственный характер. Оды собраны в четырех книгах: в первой — 38 од, во второй — 20, в третьей — 30, в четвертой — 15. В не­которых одах Гораций продолжает традиции Пиндара. Но более близка ему ранняя греческая лирика таких поэтов, как Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт. В частности, он использует характер­ные для них стихотворные размеры.

Горацию принадлежит термин, выражающий суть его жизненной философии: «золотая середина». В ней — точное выражение его нравст­венно-этической позиции. Поэт не приемлет крайностей, утвер­ждает здравый смысл, склоняется к среднему пути. Для него уме­ренность и рассудительность — самая надежная линия. Философия «золотой середины» органически сопряжена со стоическим жизнеощущением.

Любовь занимает огромное место в по­эзии Горация. Поэту, не обремененному семейными узами, полная свобода позволяла отдавать щедрую дань чувственным наслаждениям. Но и в этой сфере, во всяком случае если не в жизни, то в стихах, он, в духе своей философии, остается при­верженным чувству меры. Любовная лирика Горация имеет своим адресатом многих женщин. Как правило, они гетеры, игравшие не последнюю роль в личной жизни римской аристократии и художественной богемы. на любовной лирике Горация лежит печать известной рассудочности, холодноватости.

Один из важнейших вопросов — от­ношение к греческим образцам. Еще в одном из посланий к Ме­ценату Гораций иронизирует над бездумными копированием всего греческого. В послании к Писонам он рекомендует твор­чески осваивать опыт эллинов.

Образцы нам — творения греков.

Ночью и днем листайте вы их неустанной рукою.

Творчество Овидия.

Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. — 18 г. н.э.) родился в небольшом городке Сульмон, в горной мест­ности к северу от Рима.

Наследие Овидия представлено 8 книгами, запечатлевшими основные этапы его жизни и творческих исканий. При этом поэт не повторяется, всякий раз осваивает новые формы. Вер­шиной его творчества остаются «Метаморфозы».

В ранних стихах заметен мотив шутливой игры.

В истории римской поэзии эпический жанр представлен двумя «вершинными» произведениями: это «Энеида» Вергилия и «Метаморфозы». Книга Овидия, его наиболее масштабное произведение, отлична по характеру от шедевра Вергилия. Вме­сте с тем опыт автора «Энеиды» Овидий, конечно же, учитывал. Общее у них — это эпический размах. Но Овидий был далек от того, чтобы сочинить национальную героическую поэму по примеру Вергилия; она не отвечала его творческой индивидуа­льности. Подвиги на поле брани не были его стихией. Но то, что он написал, было не менее весомо.

. «Метаморфозы» — это обширное произведе­ние, написанное дактилическим гекзаметром, объемом около 12 тысяч стихов, составляющих 15 книг. «Метаморфозы», буква­льный смысл: превращения. Перед нами примерно 250 мифов, увлекательных и многокрасочных, о различных превращениях людей, мифологических героев, зверей в растения, камни, звез­ды, в различные предметы. Работе над этим сочинением Ови­дий отдал почти семь лет и успел завершить труд как раз в ка­нун злосчастной ссылки.

Работая над своей поэмой, погружаясь в библиотечные фолианты, консультируясь с учеными филоло­гами, поэт овладел целым сводом знаний по мифологии. Осо­бенно полезны оказались для него сочинения греческих авто­ров, по большей части эллинистической эпохи, предлагавших обработки легендарно-мифологических сюжетов. Подлинная энциклопедия мифов, им накопленная, — это не только сокровищница сюжетов. В пестрых, красочных сюжетах заключался общечеловеческий смысл. За легендой и сказкой просвечивала правда человеческих индивидуальностей и отношений.

Многие сюжеты были хорошо знакомы его совре­менникам, находились «на слуху». Овидий не просто стремился их воспроизвести. Он их эстетически преображал, придавал им наглядность, красочность и достоверность.

«Фастами» называлась книга, в которой римские жрецы отмечали праздничные и непраздничные даты, а

также дни, посвященные отдельным богам, торжествам и т.д. Работая над «Фастами», Овидий творил в русле официальной идеологии Августа, который, будучи избран верховным жрецом в 13 г. до н.э. заботился о сохранении и закреплении римской религиозной обрядности, возрождении «славы предков». Свою книгу Овидий намеревался посвятить принцепсу.

Книга — своеобразный месяцеслов; поэт успел написать шесть частей из задуманных двенадцати, в каждой из которых характеризуется один месяц.

«СКОРБНЫЕ ЭЛЕГИИ». Общая тональность поздних стихов — грустная. В них — настроения тоски, горечи, постоянно упо­минаются слезы, нескрываемая душевная боль. Одна из глав­ных внутренних тем — страдания, выпавшие на долю изгнан­ника. Другая тема связана с фигурой Ав­густа. Поэт приторно льегив по отношению к императору, не­истощим в эпитетах, относящихся к мудрости принцепса, его величию, заслугам перед Римом.

 


Творчество Апулея.

Язык Апулея не отличается чистотой и, кроме того, тяжёл и высокопарен; он любит злоупотреблять эпитетами и странными сопоставлениями. Творчество Апулея многообразно: философские и естественнонаучные сочинения, поэтические произведения разных жанров, романы, повести, новеллы. К сожалению, сохранилось лишь шесть его произведений: роман "Метаморфозы", "Апология, или о магии", сборник отрывков из речей "Флориды", "О божестве Сократа", "О Платоне и его учении", "О Вселенной". И каждое произведение является ярким свидетельством приверженности автора к идеям платонизма.

 

Значение мифа и обряда в становлении словесного искусства. Мифология. Основные циклы и сюжеты древнегреческих мифов.

Значение мифа и обряда в становлении словесного искусства.

Становлению риторики как науки и искусства способствовал ряд объективных и субъективных причин. Возведение в культ словесности и устной речи характерен даже для зарождающейся эллинской цивилизации. Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты занимают значительное место в устной фольклорной традиции различных народов. Мифологические мотивы сыграли большую роль в генезисе литературных сюжетов, мифологические темы, образы, персонажи используются и переосмысляются в литературе почти на всём протяжении её истории. В греческой мифологии имеются два божества устной речи – Аполлон, бог поэтов, и Гермес Логий («Словесный»), бог ораторов. Гермес создал лиру, которую он затем подарил Аполлону - в этом историки усматривают доказательство того, что ораторское искусство первично по отношению к поэтике. Гермес (в римской мифологии - Меркурий) – бог торговли и красноречия. Дары эллинских богов – вокально-ораторская культура и физическая культура, постановка голоса и хорошая тренировка мышц – это главные символы античного красноречия. Гермес в мифах выполняет функцию посредника между богами и людьми, между миром жизни и миром смерти, и в этом проявляется представление об основополагающей для человеческой цивилизации роли слова.

В процессе превращения мифа в сказку происходит десакрализация, деритуализация, отказ от этиологизма и замена мифического времени неопределённо-сказочным, замена первичного добывания культурным героем различных объектов их перераспределением (привилегированными объектами добывания оказываются чудесные предметы и брачные партнёры), сужение космических масштабов до семейно-социальных. Брачные связи в мифах были только средством для получения поддержки со стороны тотемных зверей, духов-хозяев и т. п. существ, представляющих природные силы, а в сказках они становятся главной целью, так как повышают социальный статус героя.

В отличие от мифа, в котором прежде всего отражаются ритуалы инициации, в сказке отражены многие элементы брачных обрядов. Волшебная сказка своим излюбленным героем выбирает социально-обездоленного (сиротку, падчерицу).

Русский фольклорист Н. Познанский, изучавший народные заговоры, писал, что словесная часть заговора (содержащая в себе мифологические отрывки) «развивается из колдовского действия». В марксистской литературе ту же точку зрения защищали И. И. Скворцов-Степанов и особенно обстоятельно Ю. П. Францев. Францев попытался наметить стадии развития мифа, отправляясь от культового или магического обряда: «Первоначально словесная часть обряда, по-видимому, была незначительна... (подражательные и эмоциональные выкрики). Затем словесная сторона начинает разрастаться, становясь как бы пояснением совершаемого ритуала... Постепенно словесная часть начинает играть всё большую роль, она перерастает в песню или речитатив, сопровождающий обряд. Обряд может развиться в тесной связи с развивающимся словесным текстом в своеобразную религиозную драму... С другой стороны, и словесное пояснение может превратиться в самостоятельное повествовательное произведение - миф, который будет читаться в ходе исполнения обряда».

Античная (точнее - греческая) мифология, несмотря на её чрезвычайное богатство, даёт мало примеров связи с обрядовой жизнью греков. Прямая и очевидная связь с обрядностью проявляется главным образом в мифах о божествах и полубожествах - покровителях тайных культов: Деметре и её дочери Коре (Персефоне) - покровительницах земледелия и покровительницах знаменитых Элевсинских мистерий; Дионисе, возглавлявшем посвящённые ему полутайные культы, а также всенародные праздники, великие и малые дионисии; об Орфее, легендарном поэте, певце, основателе и покровителе секты орфиков; о загадочных кабирах, чей тайный культ существовал на Самофракии; о столь же загадочных куретах, тельхинах, дактилях. Наконец, указание на связь мифа с обрядом можно видеть в рассказах о подвигах героев - Геракла, Тесея и др., где попутно упоминается об учреждении героем в память о его подвиге - Олимпийских, Истмийских, Немейских и др. игр (вначале они были не спортивными соревнованиями, а, видимо, обрядовыми действами).

Мифология.

Мифология ориентирована на преодоление фундаментальных антиномий человеческого существования, на гармонизацию общества, личности и природы. В сознании первобытного коллектива мифология доминирует. Следствием неспособности человека выделить себя из окружающего мира и синкретичности первобытного мышления, его слитности с эмоциональной, аффективной сферой стало метафизическое сопоставление природных и культурных (социальных) объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в т. ч. одушевление фрагментов космоса. Мифологическое мышление характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличием к противоречию и т.п. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов. Рациональный принцип объяснения вещи и мира в целом заменялся в мифологии рассказом о происхождении и творении. В пределах мифа обычно оказывались совмещенными диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего или будущего) аспекты, но при этом время мифологическое, т.е. раннее (сакральное), и текущее, последующее (профанное), резко разграничивалось. Мифологическое событие отделено от настоящего момента большим временным интервалом и воплощает собой не просто прошлое, но особое время первотворения, первопредметов и перводействий. Все, что происходило в мифическом времени, приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для последующего воспроизведения. Таким образом, моделирование оказывается специфической функцией мифа. Мифологическое отношение к миру выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах и т.п.). Миф и обряд в архаических культурах составляли известную целостность (мировоззренческую, функциональную, структурную), являя собой как бы два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный, «теоретический» и «практический». Еще на ранних стадиях развития мифология соединяется с религиозно-мистическими обрядами и становится существенной частью религиозных верований. Будучи нерасчлененным, синтетическим единством, мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических теорий, различных форм искусства, что осложняет задачу размежевания мифологии и близких к ней по жанру и времени возникновения форм словесного творчества: сказки, героического эпоса, легенды, исторического предания. Мифологическая основа прослеживается и в более позднем, «классическом» эпосе. Через сказку и героический эпос с мифологией оказывается связанной литература.

Основные циклы и сюжеты древнегреческих мифов.

 

Воспевания человека и его мира как одна из ведущих тем античной литературы.
Самые известные циклы древнегреческих мифов: троянский, фиванский, об аргонавтах.

 

Фиванский цикл объединяет мифы о царе Эдипе, Антигоне, о неудачном походе Алкмеона и успешном походе Эпигонов (потомков) против Фив, о гибели Алкмеона, проклятого своей матерью. Все эти мифы связаны с легендарным «семибрамным» городом Фивы, который был важным политическим центром Древней Греции.

Троянский цикл мифов своими корнями достигает в III-II тысячелетие до н.э. Древнегреческие певцы - аеды и рапсоды - из уст в уста, из поколения в поколение передавали песни о событиях легендарного прошлого в Ионии, о походе на Трою, или Илион (отсюда название «Илиады» Гомера). Эти песни знала вся Эллада. На их основе возникали художественные произведения, где история приобретала черты легенды. Мифы троянского цикла нашли отображение еще и в трагедиях Софокла, Еврипида, в поэмах римских поэтов Вергилия и Овидия.

Мифологической основой Троянской войны стала месть Менелая за похищение у него жены - прекрасной Елены. В мифе «Елена, дочь Зевса и Леды» рассказывается, что ни одна из смертных женщин не могла сравниться с ней красотой. Немало женихов приходили сватать Елену, но ее отец не решался отдать дочь за кого-то из героев: он боялся, что другие из зависти к счастливцу начнут с ним борьбу и возникнут большие распри. В конце концов, хитроумныйгерой Одиссей дал совет Тиндарею: пусть прекрасная Елена решит сама, чьей женой она хочет стать. А все женихи пусть поклянутся в том, что никогда не возденут они оружия на того, кого выберет Елена мужем, а всеми силами будут помогать ему, если позовет он их в беде себе на помощь. Послушался Тиндарей совета Одиссея. Все женихи присягнули, а Елена выбрала одного из них, и этим избранником был Менелай. Он и вступил в брак с прекрасной Еленой, а после смерти ее отца стал царем Спарты. Но не ведал Менелай, сколько бед принесет ему брак с прекрасной Еленой. Таким образом, согласно мифу, война против Трои началась из-за Елены, которую похитил Парис у Менелая. Итак, красотавозникает в мифе как высочайшая ценность.

 

 

ЦИКЛ АРГОНАВТОВ

 

[Содержание совокупности мифов, положенных в основу трагедий этого

цикла, составляло путешествие греческих героев во главе с Ясоном на корабле

"Арго" в Колхиду за золотым руном; помощь, оказанная им колхидской царевной

Медеей, и история дальнейших взаимоотношений Ясона и Медеи. Что же касается

самого золотого руна, то оно оказалось в Колхиде при следующих

обстоятельствах. У орхоменского царя Афаманта было двое детей от первого

брака - Фрикс и Гелла; его вторая жена Ино вздумала их извести. Детей спас

баран, с помощью которого они бежали из Орхомена. Переправляясь через

пролив, отделяющий Европу от Азии, Гелла упала в воду и утонула (отсюда

название Геллеспонт); Фрикс же благополучно добрался до Колхиды (фр. 4) и

здесь принес барана, ставшего по воле богов златорунным, в жертву, а шкуру

его отдал местному царю Ээту.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.069 с.)