Методы организации социально-культурной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы организации социально-культурной деятельности




МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.

1. Методы формирования общественного сознания:

- информирование;

- разъяснение;

- комментирование;

- обобщение;

- внушение;

- заражение;

- убеждение.

2. Методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности:

- включение в различные формы непрерывного просвещения;

- привлечение к разным видам любительского творчества;

- упражнение;

- приучение к выполнению общественно культурных функций;

- самоорганизация;

- самоуправление;

- самообразование;

- самообслуживание;

- игра и т.д.

3. Методы стимулирования социально-культурной активности: - положительный пример:

- соревнование;

- требование;

- общественное мнение;

- поощрение;

- перспектива;

- критика и самокритика.

 


5.1. Средства социально-культурной деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию

Средства культурно-досуговой деятельности – это духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечение их в мир культуры в процессе досуговой деятельности.

К ведущим средствам можно отнести: живое слово, искусство, образ, средства массовой информации, средства наглядной агитации и пропаганды, книги, музыкальные инструменты, технические средства, звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная и иная аппаратура и т.д. Эти средства используются на всех уровнях деятельности, составляющих структуру досуга: от уровня развлечения до уровня общественных, общекультурных потребностей, одним из проявлений которого является праздничный досуг.

Средства культурно-досуговой деятельности должны обеспечивать педагогическую инструментовку различных форм общественно-организованного свободного времени, эффективно использоваться в информационно-просветительной, художественно-массовой и зрелично-игровой деятельности, осуществлять идейно-эмоциональное воздействие (живое слово) и т.п.

Социально педагогические критерии к средствам культурно-досуговой деятельности соотносятся с критериями, предъявляемыми к культурно-досуговой деятельности в целом. Это:

1 критерий социально значимой направленности культурно-досуговой деятельности;

2 критерий соответствия методики работы современным требованиям обеспечения педагогического влияния на сознание, поведение и отношения людей в условиях свободного времени;

3 критерии преемственности, систематичности и последовательности культурно-досуговой деятельности;

4 критерий стимулирования культурной деятельности самого человека, включенности личности в различные формы культурно-досугового творчества;

5 формирование и развитие умений и навыков рационально строить свой досуг;

6 саомвыражения и самоутверждения личности в сфере свободного времени;

7 критерий удовлетворенности духовных интересов и потребностей разных групп населения;

8 критерий соответствия половозрастным, социальным и иным особенностям группы, по отношению к которой используется данное средство.

Социально-педагогические критерии эффективности использования средств культурно-досуговой деятельности должны способствовать реализации функций досуга, которую определяют как развивающую, предполагающую вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения, развитие художественного, технического и других видов любительского творчества, обеспечение личностно значимого общения, реализация компенсаторных возможностей свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждения, самореализации своих творческих потенций.

Социально-педагогические критерии эффективности средств культурно-досуговой деятельности отражают:

1 результативность воздействия на нравственный облик и развитие личности, проявляющуюся в изменении ее сознания, поведения и деятельности;

2 гармоничность включения людей в процесс непрерывного просвещения, различные виды творчества и рациональный отдых;

3 соответствие содержания и процесса социально-культурной деятельности современным принципам общественной организации досуга.


5.2. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II.
Во время правления Екатерины 2, историки справедливо выделяют два момента:

a. эпоха глазами современников и конкретные результаты ее деятельности,

b. сказавшиеся и на последующем развитии страны.

Карамзин восторгался блестящими успехами правления но и отметал и «некоторые пятна»:

a. «нравы более развратились в палатах и хижинах»,

b. «правосудие не цвело в сие время»,

c. «в самых государственных учреждениях видим более блеска, нежели основательности»,

d. «у нас были академии, высшие училища, народные школы, умные министры, приятные светские люди, герои, прекрасное войско, знаменитый флот и великая монархиня»,

e. но он же с горечью отмечает отсутствие «хорошего воспитания, твердых правил и нравственности в гражданской жизни».

· «Ассамблеи» в эпоху Екатерины 2 стали уступать место:балам по случаю больших торжеств или семейных событий, маскарадам, званым ужинам.

· С конца 18 века стали возникать клубные формы досуга:(Английские клубы, Благородное собрание, Императорский яхт-клуб).

· Начало 19 века стало временем развития салонов и кружков различной направленности. Салоны более походили на гостевые вечера с обязательным присутствием хозяина (хозяйки), четким сценарием, концертной программой. Кружки же объединяли дворян по интересам.

· Появились первые музеи (Эрмитаж в Зимнем Дворце), публичные театры, организовывались художественные выставки.

При ней закладываются культур. Традиции русского дворянства, основанные на синтезе эстетич., нравств, физического воспитания. формируется «Кодекс чести». Изучение культурных традиций русского дворянства особенно актуально сейчас, их воспитание, манеры.

Появляется система женского образования –Воспитательный дом для благородных девиц.

При Ек 2 выросли дворяне с обостенным чувством собственного достоинства.

 

К началу 19 века в дворянских домах стали собираться личные библиотеки, дворяне читали переводные романы или сами брались за перо. «Домашние «образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов. Альбомы пополнялись сочинениями гостей, родственников. Именно домашние формы творчества создали основу для салонов и кружков. В круг чтения дворян входили также газеты и журналы.

Прически и одежда при дворе строго регламентировались.

 

Со времен петровских ассамблей остро встал вопрос об организационных формах светской жизни.

a. Внутренняя организация бала делалась задачей исключительной культурной важности, так как была призвана дать формы общению «кавалеров» и «дам», определить тип социального поведения внутри дворянской культуры. Это повлекло за собой: ритуализацию бала,: создание строй последовательности частей. Возникла грамматика бала, а сам он складывался в некоторое целостное театрализованное представление, в котором каждому элементу соответствовали типовые эмоции, фиксированные значения, стили поведения.

b. Роль «организованной дезорганизации» принял на себя маскарад.

«Как форма дворянского празднества, маскарад был замкнутым и почти тайным весельем. публично проводились такие маскарадные ряженья

Некоторое время Екатерина уделяла и картам. Они служили посредниками в общении; в частности, карточный стол сблизил императрицу и приглашенного во дворец Потемкина

Без карт обойтись было невозможно ни на малых куртагах (приемах), ибо знать, сформировавшаяся в елизаветинские времена, не мыслила без них досуга, ни тем более на больших, где присутствовали послы зарубежных держав.

 

 

6.1. Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино и телевидения).


Медиакультура – это процесс восприятия, понимания, критического осмысления массмедиа.

Медиаграмотность – показательный уровень критического отношения, умение анализировать, читать медиатексты, должен владеть медиаязыком.
Актуальность: изменение восприятия современным человеком мира через телевизор и кино. В реальной жизни нет нелогичности, монтажа. В ТВ нет выбора, куда смотреть. ТВ и Кино разрушают логику взаимосвязи явлений.

 

ТВ и Кино – это средства. И «+» и «-» в зависимости от цели. Их «+» роли:

1. Социализация 2. Развития личности 3. Медиаобразование.

Концепции медиаобразования (по Шарикову): 1. Аналитическая – разрабатывает теории 2. ритического мышления 3. Практическая 4. Эстетическая 5. Культурологическая – помогает понять медиатекст, развить вкус.

 

Главные этапы МО:

1. Получение знаний

2. Развитие восприятия медиатекстов

3. Развитие креативных практических умений на материале медиа

У фильма 2 цели:

1. Действовать на эстестическое восприятие зрителя

2. Развитие воображения и фантазии

Хороший зритель (Усов, Некрасова):

1. Имеет знания об искусстве

2. Имеет творческое отношение

3. Способен сопереживать

4. Умеет воспринимать

Кинофестивали – мощный институт формирования зрительской культуры.

Цели КФ – всегда социально-значимые.

Проблема КФ – мало интерактива. (Исключения: ИзоЛента, Мультиматограф)

 

Медиаобразование (media education) - процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

Содержание медиаобразования: основы искусствоведения в медиасфере (виды и жанры медиа, функции медиа в социуме, язык медиа, история медиакультуры и т.д.), сведения об основных областях применения теоретических знаний (профессиональные средства массовой информации, любительская медиасфера, каналы распространения медиа, киноклубные движения в медиасфере, учреждения досуга, образовательные учреждения и т.д.), практические творческие задания на медиаматериале;

Методы медиаобразования (methods of media education) - способы работы педагога и ученика, при помощи которого достигаются цели мдиаобразования.

Типичные методы: словесные (рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающий диалог, обсуждение, анализ, дискуссия и т.д.), наглядные (просмотр аудиовизуального материала), репродуктивные, исследовательские, эвристические, проблемные, игровые (моделирование художественно-творческой деятельности создателей медиатекста, импровизация и др.). Данные методы основаны на следующих дидактических принципах: социокультурное развитие творческой личности в процессе обучения, научность, систематичность и доступность обучения, связь теории с практикой, наглядность, активность аудитории, переход от обучения к самообразованию, связь обучения с окружающей действительностью, положительный эмоциональный фон, учет индивидуальных особенностей учащихся.

 

Роль кино и телевидения в медиакультуре:

1 Социализация

2 Развитие личности

3 Медиаобрзование - 7 концепций (подходов) к изучению:

1. Аналитическая (разрабатывается теория формирования критического мышления)

2. практическая (для практической деятельности этих ресурсов)

3. Эстетическая + культурологическая (помогают школьникам понять язык медиакультуры, медиатекстов, развивает вкус)….. и др.

 

Этапы медиаобразования:

1) получение знаний

2) развитие восприятия медиатекстов (критически-образно)

3) развитие креативных практических умений на материале медиа

 

Кино: пример о фестивалях – отсутствие социально-культурной работы (мастер-классы, обсуждения, обратная связь) со зрителями. (Фестивали: Каннский, Берлинский, Венецианский, Оскар, Сан-Себастьянский, Московский и др.)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.031 с.)