Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития



Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития

Определение СКД:

a. СКД (в широком) – деятельность человеческого общества по созданию и развитию материальной и духовной культуры.

b. Ариарский: СКД – обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно-целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

c. Литвинцева: СКД – деятельность по созданию, сохранению и дальнейшему развитию ценностей культуры в сфере свободного времени, связанная с созданием благоприятных условий для удовлетворения потребностей, проявлением социальной активности человека и развитием любительского творчества.

Роль СКД в современной жизни общества можно оценить с различных подходов:

a. Аксеологический (ценностный) – отражает ценност и культуры

b. Социологический – выделяет социокультурные субъекты, которые производят или осваивают ценности культуры. То, как ведут себя эти субъекты, отражает духовный уровень жизни общества.

c. Деятельностный – отражает активность деятельности и ее направленность (цель)

 

 

Тенденции развития инфраструктуры социально-культурной сферы в современных условиях.


Инфраструктура – (лат. infraниже, под и лат. structuraстроение, расположение) — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).

Инфраструктура СКД – совокупность различных социо-культурных учреждений, составляющих материальную базу СКД

Функции социально-культурной деятельности

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности. К ним относятся:

1 адаптивно-нормативная функция – хоминизация личности: освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

2 образовательно-развивающая функция – освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности (см. понятия: социализация, инкультурация, индивидуализация);

3 преобразовательно-созидательная функция – вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;

4 эколого-охранительная функция – формирование экологической культуры, сохранение культурного наследия, природной и культурной среды;

5 информационно-просветительная функция – накопление, хранение и распространение информации, культурно-просветительная деятельность, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества XXI века;

6 интегративно-коммуникативная функция – диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;

7 рекреативно-игровая функция – формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.


Составление сметы расходов

4. Постановка мероприятия:

5. Распределение обязанностей среди членов постановочной группы

6. Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов

7. Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)

8. Репетиционный период (подбор участников и распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров)

9. Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку)

10. Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.

 

 

11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.

Педагогика – наука о воспитании, образовании и обучении человека в соответствии с требованиями конкретно исторического этапа общественного развития. Предмет: исследование сущности развития и формирования человеческой личности и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

 

Педагогический процесс: с одной стороны - самодвижение, с другой стороны – управляемый процесс, который происходит через решение бесчисленного ряда педагогических задач, подчинение конечным целям системы воспитания, обучения, и соответствия с ними.

Определение педагогической культурологии – это область науки и социальной практики, которая интегрирует в себе принципы педагогики и культурологии и, опираясь на их взаимовлияние, раскрывает методику историко-культурного просвещения и вовлечения индивида в СКД, способствующую преобразованию знаний о культуре в художественно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни.

 

В.А. Ядов (про использование социологических методов исследования состояния СКД)

Социология – это наука об обществе как целостной социальной системе, ее функционировании и развитии.

Три группы методов сбора информации: изучение документов, наблюдение, опросы

Так же существуют методы обработки и анализа информации, а также комбинированные процедуры, в которых по мере сбора данных осуществляется и их первичный анализ.

1. Анализ документальных источников

Документальной информацией в социологии называются любые сведения, фиксированные в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото или пленке.

По источнику информации документы могут быть:

· первичные

· вторичные (основанные на других документах)

А по статусу

· официальные

· неофициальными (материалы составленные частными лицами или авторство, которых неизвестно)

Документы могут быть источником сведений, в первую очередь, когда нас интересуют нормативные требования.

Важный аспект – оценка достоверности документальных источников, первичные, намного полнее вторичных, а официальные более достоверны.

2 вида работы документом:

1. Обычный, традиционный (внимательное прочтение)

2. Контент-анализ (контент – содержание) или качественно- количественный анализ документов, состоит в выделении определенных смысловых единиц текста с последующим подсчетом частоты использования.

2. Наблюдение

3.Опрос: анкета, интервью (чаще опрашиваются эксперты)

 

ПО ЛЕКЦИЯМ ИВЛЕВОЙ

Методы исследования:

· Теоретические исследование:

¾ Анализ (разложение исследуемого на части, выделение различных признаков)

¾ Синтез (соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое)

¾ Сравнение (это познавательная ориентация, лежащая в основе суждений о сходстве/различии объектов. Выявляются количественные, качественные свойства, происходит их упорядочивание классификация и оценка. Их 3 вида: по одному признаку; однородные явление по нескольким признакам; сравнение различных этапов развития одного явления)

¾ Абстрагирование (один из основных мыслительных операций, позволяющих, мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения, отдельные свойства и т.д.)

¾ Конкретизация (процесс противоположный абстрагированию, нахождение целого, взаимосвязанного, многостороннего, сложного

¾ Обобщение (одна из основных познавательных операций – выделение и фиксация относительно устойчивых и интегративных свойств объектов и их отношения)

¾ Аналогия (знания, которые при рассмотрении какого – то объекта переносятся на менее изученный)

¾ Моделирование

 

· Практическое (имперические) исследование:

 

1. Метод наблюдения – позволяет увидеть все стороны объекта.

Наблюдения обеспечивается:

1 Всегда проводится с заранее поставленной целю

2 Всегда проводится по заранее продуманному ее написанному плану

3 Количество исследование признаков должно быть минимально

Классификация наблюдения:

1 По чистоте – на постоянные, периодические, однократные

2 по объему охвата – на сплошные и выборочные наблюдения

3 по способу получения информации – включенное, скрытое, не включенное, - открытое наблюдение

 

ОПРОСНЫЕ методы (2 и 3)

Опросные методы – наиболее распространенный способ в них три группы вопросов: статусные, фактуальные, мотивационные. По конструкции: открытые, закрытые.

 

2. Устный опрос: беседа и интервью – с целью получить необходимую информацию.

Требования к интервью:

1 Опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным, при этом более понятный вопрос для отвечающего задаем первым, а потом более сложный.

2 Вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными устные вопросы всегда стоит читать с опросного листа дословно следует точно придерживаться порядка вопросов.

 

3. Метод анкетирования

 

4.Метод эксперимента

 

При изучении состояния скд рассматриваются: ресурсная база – органы СКД, кадровые ресурсы, материально-технические ресурсы, нормативно-правовые ресурсы, морально-этические ресурсы, информационно-методические ресурсы, морально-этические ресурсы, информационно-методические ресурсы.

 


Модели коммуникации

Модель Аристотеля – оратор-речь-аудитория

Модель Лассуэлло (кто говорит, что сообщает, кому, по какому каналу, с каким эффектом)

ИСКП – источник - сообщения, канал- получатель

театральная модель Н.Евреинова и П.Ершова;

фольклорная модель В.Проппа;

семиотическая - Ю.Лотмана;

культурологическая - М.Бахтина;

игровая - Й.Хейзинги и др.).

 

Формы работы с семьей

1 Беседы - к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом всспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.

2 Игровые досуговые программы - это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой.

3 Рекреативный семейный отдых - туризм, походы.

4 Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры

5 Семейные сеансы в кинотеатрах

6 Экскурсионная работа - семейное посещение музеев, выставок, памятных мест.

7 Совместное посещение концертов и массовых праздников

8 Семейные коллективы художественной самодеятельности - редко встречающаяся, нон очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.

 

Все они могли бы послужить хорошим шагом на пути формирования здоровой культуры брачно-семейных отношений и воспитания культуры личности ребенка в современной семье.

 

Функции семьи:

1 Социально-биологические отношения - охватывают сферу численности и половозрелости семьи, проблемы рождаемости, планирования потомства, родственных связей, наследования.

2 Хозяйственно-экономические отношения - ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, материальное обеспечение совершеннолетних, распределение обязанностей.

3 Юридические отношения - брак, развод, раздел имущества, содержание детей.

4 Нравственные отношения - любовь и долг, родительская любовь, любовь к детям, мужское и женское достоинство.

5 Психологические отношения - психологическая совместимость, преодоление психологических противоречий.

6 Эстетические отношения - культурная преемственность, эстетика общения, поведения, речи, роли искусства в семье. Семья несет в себе определенные функции:

7 Репродуктивная - воспроизведение потомства

8 Хозяйственно-потребительская - хозяйство, управление семьей

9 Воспитательная - проектирование личности, гражданское воспитание, нравственные качества

10 Восстановительная - взаимное поддержание здоровья, организация отдыха


Виды менеджмента.

1. Производственный менеджмент

2. Снабженческо-сбытовой менеджмент

3. Инновационный менеджмент

4. Маркетинг-менеджмент

5. Менеджмент персонала

6. Финансовый менеджмент

 

СУКАЛО:

Отличие от классического менеджмента- отсутствует категория ПЕРСОНАЛА.

В классическом менеджменте – 1 диспозиция (позиционирование) – руководитель.

В ДО:

1. Куратор –направляющий.

2.Посредник координатора

3.Руководитель ДО

4.Исполнительный директор – наемное лицо, вып. Менеджерские F

5.Компитентный участник

6.Конкультант – в отличие от 2. оказывает услуги на разовой основе.

7.Агент СК изменений – эксперты, идеологи.

 


17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II.
Досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты.

Формы проведения были семейно-общинными, оставаясь такими до начала 20 века.

Досуг крестьян был направлен на восстановление сил после работы и способствовал сохранению родовых традиций.

Время досуговых занятий по прежнему зависело от с-хоз. работ. Наибольшее количество праздников, посиделок, игрищ выпадало на осеннее-зимний период и раннюю весну. Сохранилась традиция пиршеств за общим столом (Древние «Братчины» стали позднее называться «складчинами» и «ссыпчинами», поскольку каждая семья вносила долю продукта в общее застолье). Некоторые формы досуга представляли собой синтез труда и отдыха («помочи», «капустки», «супрядки», «работные» посиделки).

Виды менеджмента.

1. Производственный менеджмент определяет:

оптимальный объем и структуру выпускаемой продукции; используемые технологии; рациональный способ загрузки оборудования; расстановку кадров; управление персоналом; способы разрешения конфликтов;

способы устранения сбоев и неполадок; методы проведения текущего контроля

2. Снабженческо-сбытовой менеджмент включает: организацию подписания хозяйственных договоров;

закупку, доставку и хранение сырья, материалов и комплектующих; хранение и отправку конечной

продукции покупателям.

3. Инновационный менеджмент направлен:

на управление научно-исследовательской деятельностью, прикладными разработками;

создание опытных образцов; внедрение инноваций в производство.

4. Маркетинг-менеджмент занимается:

исследованием рынков; определением существующего и потенциального спроса на продукцию;

разработкой ценовой и рекламной политики предприятия.

5. Менеджмент персонала занимается:

подбором, расстановкой и обучением персонала; определением методов мотивации сотрудников;

созданием благоприятного психологического климата на предприятии; улучшением труда и быта работников; налаживанием и поддержанием отношений с профсоюзами.

6. Финансовый менеджмент управляет:

созданием бюджета и финансового плана организации; формированием и распределением ресурсов фирмы; оценкой сложившегося и перспективного финансового состояния предприятия; принятием мер по укреплению финансового положения организации.

Специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями духовного производства. Продукты такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания, не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, прочтение книг, участие в турпоездке). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления, культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность.

Однако под услугами в сфере культуры нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Это означает, что деньги в этой сфере появляются на основе привлечения средств, вовлечение интересов самых различных сил и инстанций: органов власти ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров.

Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса. Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские.

Задачи менеджмента:

1. Приводит в действие запрос рынка

2. упрорядычивает деятельность фирмы на уровне системы действий (дерево целей)

3. Приводит в соответствие планируемый замысел с ресурсами фирмы

Отличия Менеджмента в сфере культуры от простого:

В СКС он пронизывает разные области деятельности и приобретает специфический оттенок. Он нужен не только для упорядочивания учреждения, но и процесс саморазвития человека (СКД).

 

Учитывая специфику СК продукта результат СКД:

1 Носит духовный характер

2 Нематериальный

3 Технологическая особенность- произвожу и сразу потребляю….

4 Невозможно складировать

5 Невозможность воспроизводства.

 

В зависимости от потребителя мы предлагаем определенный товар:

АКТИВ – реализация

Включен нормально – клиент соучасник.

Плохо включенный – Услуги.

 

Блоки менеджмента СКУ (по Бузине):

Первый блок: логико-мыслительный (1. Целеполагание (миссия, политика) 2. стратегополагание 3 тактический МЖ 4. планирование

Второй блок: организационно-технологический (1. регулирование 2.координирование 3 мотивирование 4 стимулирование 5 контроль

Третий блок: реализационный (1. торговая 2.PR 3 рекламирование 4 позиционирование, имиджирование, брендинг)


Особенности сюжета в ИП

a. всегда логический, не м.б. монтажа;

b. создается при помощи сценарного хода.

Ф-ии сценарного хода в ИП:

1. Формирует сюжет в его логической последовательности;

2. Определяет основной конфликт, следовательно основную игровую цель;

3. Определяет основных героев.

Определение сценарного хода в ИП – это какая-то условность, которая предлагается аудитории в качестве игровой ситуации, и в которой есть угроза досуговым интересам аудитории и ее устранение лежит через игровую деятельность.

Сюжет формирует игровое задание.

Игровые задачи требуют адаптирования игр к игровой ситуации.

 

Особенность композиционного построения (график).


Дополнительно

1. Алгоритм удовлетворения информационно-познавательных потребностей (по К о гану):

d. Осознание потребности в информации

e. Поиск информации

f. Обнаружение информации

g. Селекция (отбор) информации

h. Обработка

i. Осознание

j. Выработка алгоритма поведения

 

2. Методика Щукиной по развитию инф.-познавательных потребностей личности подразумевает следующие ступени развития:

k. Любопытство (цель – выявление ситуационных интересов)

l. Любознательность (цель – закрепить ситуационный интерес и включить в репродуктивную деятельность (повторение)).

m. Собственно познавательная активность (цель – активизировать активность + включить в самостоятельную творческую деятельность)

 


Создание имиджа и одежда

Часть культуры делового общения составляет создание привлекательного имиджа. Обретение профессионального имиджа не самоцель для делового человека, но обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.

"Имидж" это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо. Забота о своем имидже это запечатление его в сознании людей, лучшая самопрезентация.

Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и "звучит". Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая: искусство улыбаться, постановку голоса, технику жестов, мимики и поз. Во многих случаях имидж это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому правильного выбора модели поведения. Чем объективнее представление о своем поведении, основанное на реакции людей, тем действеннее будет стратегия и тактика этого поведения. Моделирование поведения следует понимать как осмысление своих действий в общении. Если эти действия будут заранее просчитаны, а тем более "уложены" в соответствующие модели, деловое общение обойдется для каждого минимальными издержками.

Важную роль в создании имиджа играют эффекты фасцинации и аттракции.

Фасцинауция (очарование, обаяние) словесное воздействие на людей, при котором достигается минимизация потери информации. Посредством искусной речи можно обращать на себя внимание, вызывать к себе доброжелательное расположение.

Аттракция (привлечение, притяжение) визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо в виде проявления к нему симпатии или готовности к общению. Фасцинация и аттракчия на бытовом уровне выражаются в особенностях речи, обращения и внешнего вида.

Одежда

Одежда бизнесмена должна соответствовать месту, времени, характеру события. Главное требование — опрятность и аккуратность.

В процессе подготовки к переговорам следует обратить внимание на выбор делового костюма. Для такого мероприятия больше подойдет однотонный костюм — серый, темносерый, темно-синий. Цвет рубашки и галстука должен гармонировать с тканью костюма. Сорочка должна быть белой или светлой — пестрые или темные не рекомендуются. У галстука желателен графический рисунок. Галстук необходимо аккуратно завязывать, оптимальная его длина — до пояса брюк.

Носить сорочки с короткими рукавами в деловой обстановке также не рекомендуется, поскольку считается элегантным, если манжеты сорочки видны из-под рукавов пиджака примерно на два сантиметра.

В официальной обстановке пиджак всегда застегнут. В застегнутом пиджаке входят в кабинет на совещание, сидят в президиуме или выступают с докладом. Нижнюю пуговицу пиджака не застегивают никогда, Нельзя класть в верхние наружные карманы пиджаков и жакетов ручку, карандаш, очки, расческу и другие предметы так, чтобы они выглядывали наружу.

Со строгими костюмами следует надевать полуботинки или ботинки черного или темно-коричневого цвета. Предпочтение следует отдавать черной обуви, поскольку она гармонирует с костюмом любого цвета. Коричневая обувь подходит к костюмам бежево-коричневой гаммы. К светлому костюму надевают светлую обувь. Цвет мужских носков должен соответствовать цвету надеваемого костюма, быть темнее, чем цвет костюма, но чуть светлее обуви. Костюм деловой женщины за столом переговоров должен. быть функционален, что будет способствовать ходу переговоров. Наиболее популярен классический стиль. Очень короткие юбки и платья с глубоким вырезом нежелательны. Одежда не должна раздражать собеседника, отвлекать от серьезной беседы. В одежде не должно быть ярких цветов, обилия сверкающих нитей. По традиции, основу деловой одежды составляет костюм или платье-костюм, К брючным костюмам и вязанным вещам надо относиться с большой осторожностью. Большое внимание следует уделить выбору украшений. Не рекомендуется носить много украшений, не следует надевать одновременно золотые и серебряные украшения. Бижутерия — только высокого качества, от престижных фирм. Общее же правило заключается в том, что деловой мир во внешнем облике скорее придерживается не моды, а определенного уровня — одеваться так, чтобы не уронить свой престиж. В. этом смысле важно, чтобы одежда и обувь были чистыми и аккуратными.

Рукопожатие

В деловом мире рукопожатие используется не только при приветствии, но также как символ заключения соглашения, знак доверия и уважения к партнеру. Интенсивность и длительность рукопожатия относится к важным компонентам. Так, короткое, вялое рукопожатие и очень сухие руки могут свидетельствовать о безразличии. Влажные руки говорят о сильном волнении.

Чуть-чуть удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой, взглядом демонстрирует дружелюбие, но не стоит слишком 'долго задерживать руку собеседника. Это вызывает ощущение попадания в капкан, что, естественно, вызывает раздражение.

Рука, протянутая для рукопожатия и повернутая тыльной стороной вниз, подчеркивает превосходство. Иногда в рукопожатии участвуют обе руки. Например, правая рука пожимает руку собеседника, а левая охватывает ее с другой стороны. Такое рукопожатие называется “перчаточным”, так как рука оказывается как в перчатке в руках собеседника. Подобного рукопожатия следует избегать при первой встрече. Когда будут установлены дружеские и достаточно неформальные отношения, можно прибегнуть к “перчаточному” рукопожатию.


Сферы ЛСС

a. По Ю.В. Тюшеву

По Евростандарту

 

 


Социально-культурная деятельность в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития

Определение СКД:

a. СКД (в широком) – деятельность человеческого общества по созданию и развитию материальной и духовной культуры.

b. Ариарский: СКД – обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно-целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

c. Литвинцева: СКД – деятельность по созданию, сохранению и дальнейшему развитию ценностей культуры в сфере свободного времени, связанная с созданием благоприятных условий для удовлетворения потребностей, проявлением социальной активности человека и развитием любительского творчества.

Роль СКД в современной жизни общества можно оценить с различных подходов:

a. Аксеологический (ценностный) – отражает ценност и культуры

b. Социологический – выделяет социокультурные субъекты, которые производят или осваивают ценности культуры. То, как ведут себя эти субъекты, отражает духовный уровень жизни общества.

c. Деятельностный – отражает активность деятельности и ее направленность (цель)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 945; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.125 с.)