Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.

Поиск

 

Й. Хейзинга, подробно изучив природу, значение, онтологию игры в истории человечества, пишет: "...Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания, ибо культура предполагает известное самоограничение и самообладание, известную способность не видеть в своих собственных устремлениях нечто предельное и высшее, но рассматривать себя внутри определенных, добровольно принятых границ".

 

Игра - организация мнимой ситуации, в которой действуют реально, используя свои знания, умения, опыт, но по установленным правилам, сообразно своей роли в игре. Любовь человека к игре, стремление войти в игровую ситуацию - мощная мотивация, так как обусловлена потребностью в творческо-преобразовательной деятельности. В игре можно показать себя, померяться силами, чему-то научиться, приобрести опыт, вступить в то общение, которое в обычной жизни не удается. Умение играть - показатель культуры человека и общества в целом.

Определение игры – это совокупность, каких то норм и правил, необходимых реквизитов и аксессуаров, которые нужны для организации игровой деятельности.

 

Подходы к природе игры:

Г. В. Плеханов связывает происхождение игры с магико-культовыми потребностями, с трудовыми процессами; английский философ Г. Спенсер расценивает игру как проявление “избытка сил”; австрийский психолог К.Бюлер видит причину игры в функциональном удовольствии, а З.Фрейд рассматривает игру как реализации вытесненных из жизни желаний и т.п.

Е.А.Аркин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин выработали подход к игре как явлению, имеющему социально-историческую природу. В частности, детские игры рассматриваются ими как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

 

Игра – выполнение игровых заданий на конкурсной основе. Это понятие пассивное.

Игровая деятельность- это эмоциональные, интеллектуальные и физические усилия направленные на достижение игровой задачи (то есть это понятие активное).

Признаки игровой деятельности:

27 она не продуктивна

28 добровольна

29 проходит по определенным правилам

30 связана с эмоциональным, интеллектуальным и физическим напряжением (в нем содержится удовольствие от игры). Оно должно быть адекватно аудитории (если конкурсы слишком простые, аудитория не играет).

 

Структура игры, характеризующие ее как универсальное понятие.

1 игровой контекст, включающий: игровую зону (реальную или психологическую); время и пространство, в границах которых осуществляется игровое действие. Контекст игры это, по словам М. М. Бахтина, атмосфера быстрых и резких перемен, риска и свершений.

Игра создает новую модель мира, приемлемую для ее участников. В рамках этой модели задается новая воображаемая ситуация, изменяются семантические смыслы предметов и действий, часто "спрессовывается" время, до краев наполняясь интеллектуальными и эмоциональными событиями. Чтобы возник и начал жить новый игровой мир, должны совпасть векторы устремлений, желаний, творческих возможностей играющих людей. На развитие мира игры действуют и другие факторы: владение игроками техникой игры, понимание ими своего места в реальном и игровом мире, отношения окружающих к личности и к самой игре, культурная ситуация в целом, влияющая на положение игры и игровых сообществ.

2 Правила игры, которые, по словам А. Г. Асмолова, "можно считать полномочными представителями тенденции к устойчивости, стабильности, повторяемости жизни". И тут же он добавляет, что тем не менее "никакие правила, принятые в игре, не дают возможности предсказать все ходы, все возможные варианты, т.е. получается, что игра – это одновременно как бы и хранилище норм, сберегающих устойчивость бытия, и школа социализации, готовности к непредсказуемости жизни". С одной стороны, игра представляет собой жесткую структуру, так как она требует от участников обязательного соблюдения правил, определяющих ее ход. А с другой правила игры, ограничивая степени свободы, допускают, однако, разнообразные импровизации и вариативность поведения. Таким образом, игра образует противоречивое единство свободы и необходимости, заданности и гипотетичности, жесткости игровых обстоятельств и условности поведенческих границ.

3 сюжет (сценарный ход. В качестве сценарного хода выступают часто два приема: путешествие и раскалдовывание / освобождение),

4 риск – он повышает ситуацию азарта,

5 выигрыш (нет игры без выигрыша, это может быть не материальная выгода; большинство игр носит состязательный характер, награда за выигрыш – приз)

6 азарт,

7 игровая роль.

 

Игра выступает в самых разнообразных проявлениях (М. С. Каган)

1 активность природы, не зависимая человека (играют волны, ветер свищет);

2 специальная деятельность человека (игра актера, игра спортсмена и т.п.);

3 развитие физических и творческих сил человека (игра воображения художника, конструктора, гонщика и т.п.);

4 самостоятельная форма деятельности (суть ее собственно игра: игра в биллиард, игра в шахматы, деловая игра и пр.).

 

Существует ряд видов игровой деятельности:

а) спортивные, способствующие развитии физических и интеллектуальных сил человека;

б) ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т.п.;

в) художественные, природы, настроение и пр.;

г) дидактические, формирующие навыки;

д) деловые, воссоздающие предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделирующие систему отношений, характерных для определенного вида деятельности;

е) военные, прогнозирующие ход сражения.

Психолого - педагогические возможности игры:

1 социализация личности,т.е. принятие индивидом норм и ценностей общества.

2 развитие навыков межличностного общения

3 активизация учебного процесса и профессиональной подготовки (так называемые «деловые игры»).

4 Коррекция поведения и физического развития личности

5 Диагностика психического и профессионального развития личности

 

Функции игры (каждая игра многофункциональна):

1 Игра интенсифицирует его познавательные, творческие, коммуникативные силы; имеет группообразующий и сплачивающий характер. Ролевая игра — эффективное средство корректировки своего и чужого опыта, я-образа и я-концепции. Это свидетельствует о том, что с помощью игры можно делится опытом.

2 Характеристики игры: развлекательность, зрелищность, эмоциональность, расслабление и т.д. Т.е. можно утверждать, что она в полной мере реализует функцию рекреации.

3 Развитие личности: научить творчески мыслить, активно действовать, развить особые умения, такие как общительность и коммуникабельность, способность принятия творческих решений, организаторские умения, способность проявлять инициаливу, раскрытие своих скрытых талантов и способностей, и многое другое. Прелести игры состоит в том, что каждому участнику необходимо проявить многие личностные качества: волю, риск, настойчивость, находчивость и др. Этим игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится проявлять те же самые свойства. В то же время игра создает ситуацию быстро меняющейся смены психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание, нетерпение, напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д.

4 Такие ситуации не только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией.

5 Профилактики конфликтов – в таком аспекте как соревновательность.

6 Играя вместе люди лучше узнают друг друга, выстраивают модели поведения и общения друг с другом, безусловно, выполняя различные игровые задания выделяются лидеры, способные увлечь за собой людей.

 

Существуют общие требования к играм, выполняемые на определенных этапах их организации и провидения.

 

1. Формулировка педагогической цели, которая в свою очередь определяет форму, характер и содержание избираемой игры. Игра может быть использована как педагогический прием для выработки или развития тех или иных качеств, умений и навыков. Кроме того, игра может использоваться, как собственно дидактическая, нацеленная на восприятие и закрепление нового знания, проверку и ознакомление со способами реализации этого знания как в художественной действительности, так и в повседневной жизни.

2. Определение темы и названия игры. На втором этапе организации игр формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить в данных условиях с данной аудиторией (учитывая возраст и количество играющих, их психологические и физические особенности, уровень общего развития, знания, умения, навыки и уровень интереса к данному виду художественной деятельности.)

Формулировка и решение поставленных задач должны быть нацелены на формирование у детей направленности на социальные ценности. Ибо именно направленность, характеризующаяся доминирующими у индивида интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, указывает на социальную активность.

3. Осуществление подготовки к игре (ее название, игровое оборудование, место проведения, состав аудитории и временные рамки игры).

4. Осуществление игрового действия (знакомство с правилами игры, краткая характеристика хода игры и соблюдение условий ее проведения).

 

Успешное применение игры происходит лишь при соблюдении ряда условий: игра должна несет положительный эмоциональный заряд в самых разнообразных игровых ситуациях; в ней должны быть задействованы все участники мероприятия и осуществляться сменность ролей играющих; она должна предусматривать преодоление определенных трудностей, усложняющихся в процессе игры; в игру необходимо вводить элемент состязательности.

5. Анализ полученных итогов и оценка результатов. В качестве критериев оценки результатов выступают:

а) выполнение условий проведения игры;

б) соблюдение основных требований, предъявляемых к игре;

в) степень решения поставленных задач;

г) уровень достижения поставленной цели.

В процессе исторического развития детского досуга накоплен огромный арсенал форм игровой деятельности:

1 Игра-путешествие

2 Игра-викторина

3 Игра-инсценировка

4 Игра-импровизация

5 Игра-фантазия

6 Игра-диспут

7 Сюжетно-ролевая игра

8 Игра-драматизация

9 Игры

10 Подвижные игры

 

Массовая работа детских досуговых учреждений строится на основе использования всего многообразия игровых форм..

В качестве критериев оценки результатов выступают: а) выполнение условий проведения игры; б) соблюдение основных требований, предъявляемых к игре; в) степень решения поставленных задач; г) уровень достижения поставленной цели. Оценка этих параметров, охарактеризованных выше, определит педагогическую результативность игры в целом.

Таким образом, социализация детей, подростков и юношества в процессе досуговой деятельности осуществляется тем успешнее, чем активнее используется игра как метод воздействия. Игра в руках опытного педагога является тем инструментом, с помощью которого осуществляется изящный переход от детского любопытства, удовольствия и, даже может быть каприза, к целенаправленной и систематической творческой деятельности по социализации.


26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.

Самодеятельность- это деятельность, совершаемая человеком по внутренней потребности в реализации себя, своих сил и способностей, потребностей познать мир и воплотить себя в деяниях.

Объединения возникли, живут, испытывают кризисы – это развивающийся живой социальный механизм.

 

Этапы развития:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 6202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.65 (0.01 с.)