Принципы отбора содержания и форм информационно-просветительной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы отбора содержания и форм информационно-просветительной деятельности



21 век открывает перед человеком самые широкие возможности получения информации и удовлетворения своих познавательных интересов (интернет и т.п.), но как бы не раздвигались границы познания, как бы ни обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, есть социальные институты, которые издавна занимаются информационно-просветительной деятельностью и будут заниматься ей и в дальнейшем, изменяя формы и методы работы, используя лазерные диски, кассетное кино, механических переводчиков, автоматизированные каталоги и т.д..

Научно-технический прогресс вносит в деятельность этих центров культуры существенные коррективы. Значительно возрастает роль культурно-просветительной деятельности как связующего звена, объединяющего интересы, с одной стороны, организации СКД, как достаточно замкнутой информационной системы, и, с другой стороны, интересы общества в целом, без удовлетворения культурных потребностей которого существование СКУ бессмысленно.

Информационно-просветительская деятельность – это целенаправленный процесс:

1. отбора, переработки и передачи информации

2. процесс изучающий сущность, принципы и условия формирования информационной среды

3. процесс, выявляющий закономерности, содержание, формы и методы эффективной организации информационного взаимодействия.

Содержание инф-просв деятельности определяется как адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения.

Содержание ИПД ориентировано на личность и направлено на развитие природных особенностей человека (здоровье, способности мыслить, чувствовать, действовать, развивать):

1 развитие его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, специалистом в определенной эмоциональной сфере – программа воспитания Петербуржца

2 развитие свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества)

Содержание ИПД определяется:

1. культурно-исторической ситуации (становление развития информационного общества)

2. существующая разработанная модель культурного образованного человека.

На всех исторических этапах есть своя модель:

1. в античности – спартанская модель

2. в древнем Китае – конфуцианство и т.п.

Модель, разработанная советом Европы, включает:

1. политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность участвовать в принятии решений, в функционировании и развитии демократических институтов.

2. межкультурные компетенции, т.е. понимание различий уважения друг друга, диалог культур (формирование развитее толерантности – терпимости)

3. коммуникативной компетенции – культура общения, взаимодействия, использование средств коммуникации как вербальных, так и невербальных

4. компетенция, связанная с возникновение информационного общества, владение новыми технологиями, критическое отношение к СМИ

5. компетенции, связанные с образовательной деятельностью (современный человек включен в систему непрерывного образования)

Информационно-просветительную деятельность следует рассматривать как одно из средств формирования гармонично развитой, общественно активной личности. В рамках этой деятельности должно соединяться общее и профессиональное развитие человека, совершенствование его как участника общественного производства, субъекта общественных отношений и духовной жизни общества. В число основных социальных функций информационно-просветительной деятельности входят компенсаторная функция (выполнение недостатков базового образования), адаптирующая функция (оказание человеку помощи в его приспособлении к изменяющейся действительности), креативная функция (обогащение творческих способностей человека, обеспечивающее его более активное включение в деятельность по преобразованию окружающей среды).

Информационно-просветительная деятельность учреждений и объединений общественного досуга (например, клубов, Домов творчества юных, парков культуры) не может и не должна копировать систему народного образования с ее предметной организацией процесса распространения научных знаний. Наиболее перспективным здесь представляется комплексный способ организации содержания, суть которого заключается в использовании специально сконструированных популяризаторских программ, объединяющих в себе знания, отобранные не из одной, а из нескольких научных дисциплин. Наиболее ценным в информационно-просветительной деятельности культурно-досуговых учреждений и организаций является то, что они принимают на себя стимулирование, ориентирование и опосредованное руководство процессом культурного самосовершенствования личности.

Принципы обора содержания и форм информационно-просветительной деятельности – наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе отбора тех или иных форм информационно-просветительной деятельности и определяющие направленность и характер их содержания. Среди них можно выделить: принцип актуальности, принцип целенаправленности, принцип непрерывности процесса информирования и просвещения, принцип доступности, принцип комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества, принцип развития инициативы и самодеятельности, принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения; принцип преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры, принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей, принцип эстетизации общественной жизни.

Сложившаяся в настоящее время социально-культурная ситуация определяет пути обеспечения коренного совершенствования содержания и форм деятельности культурно-досуговых учреждений в области информации и просвещения, которые видятся:

· в отказе от сложившейся системы агитационно-пропагандистской работы и переходе к информационно-просветительской деятельности, основанной не на передаче директивных установок, а на удовлетворении, педагогической коррекции и непрерывном возвышении реально проявляемых информационно-познавательных интересов и потребностей разных групп населения (деполитизация, ориентация на личность, на интерес, запрос, социальный заказ, на дифференцированный подход).

· в максимальном развитии стабильных форм информационно-просветительской деятельности, обеспечивающих эффективность непрерывного просвещения;

· в широком внедрении элементов информирования и просвещения в комплексные формы культурно-досуговой деятельности»

· в ориентации центров досуга на приоритет местной информации в системе своей просветительной деятельности.

Формы ИПД. Форма – это способ организации содержания. Существуют разные подходы к классификации форм. Выделяют групповые и индивидуальные формы. Исходя из цели и направленности ИПД выделяют группы форм:

1 Формы преимущественно информационного характера (лекция, экскурсия, выставка, презентация, мастер-класс, консультация). Цель- проинформировать аудиторию, сообщить ей сведения, факты о том или ином событии. Целевая аудитория – эпизодическая, смешанная.

2 Формы преимущественно просветительской направленности – абонементные формы, цикловые формы – лектории (лектории в Эрмитаже, в Русском музее и т.п.), чтения (Кантовские чтения, народный или открытый университет, школы (школа молодых мам, школа юннатов и т.п.), семинары, мастер-классы, общественные объединения. Целевая аудитория – постоянная, групповая. Цель – дать систему знаний, расширить кругозор.

3 Формы, активизирующие личность. Все досуговые формы – диспуты, дискуссии, ток-шоу, олимпиада, турниры, смотры, фестивали, ярмарки идей, аукцион знаний. Цель – формирование и развитие социально-культурной активности, познавательская активность личности. Аудитория – постоянная, групповая, целевая.

4 Познавательно-развлекательная форма. Викторины, тематические дискотеки и т.п. Цель – развлекаясь, познавай. Аудитория – смешанная, эпизодическая.

Существуют и особенности в выборе тех или иных форм информационно-просветительной деятельности в работе конкретных культурно-досуговых учреждений. Так выбор тех или иных форм в деятельности музеев должны отвечать существенной особенности музейной экспозиции, проявляющейся в том, что она захватывает человека целиком, активизирует все его физические и, в первую очередь, духовные силы и способности, одновременно воздействует на его сознание и эмоциональную сферу. Единство информациооно-логического и эмоционально-образного, достигаемый в условиях особой нравственно-психологической ситуации экскурсии, порождается атмосферой высокой духовности и чувством сопричастности посетителя к непреходящим ценностям культуры. Наиболее эффективной экскурсия представляется тогда, когда после ее окончания разговор продолжается в школах, вузах, воинских частях и тд.

Формы культурно-просветительной деятельности музеев, несомненно, должны способствовать пропаганде общественной культуры, стимулировать общекультурное развитие разнообразных групп населения, повышать интерес к музейным экспозициям. С этой целью Русский музей, например, проводи циклы лекций или эпизодических выступлений ведущих специалистов по актуальным проблемам духовной культуры, связанной с профилем музей; народные университеты культуры; передвижные выставки из фондов музей, организацию «дней», «недель», «декад», вытекающих из природы музея областей культуры в культурно-просветительных учреждениях, учебных заведениях, трудовых коллективах и т.д.; семинары, конференции, презентации и иные виды информационно-просветительной деятельности с общественным активом; издание путеводителей, проспектов, альбомов, видеороликов, подготовку информационных страниц в Интернете и иные формы пропаганды музея.

С 1991 года в Большом зале Екатерининского дворца проводятся торжественные посвящения в лицеисты, студенты, курсанты; вручаются государственные награды, паспорта, дипломы выпускников учебных заведений, и это свидетельствует о возможности использования музейных помещений не только для экспонирования документов отечественной культуры, но и торжественного чествования современников в этапные моменты их гражданского и профессионального становления и самоутверждения. Придание общественного звучания знаменательным событиям в жизни людей несет в себе двойную пользу: участники торжественных актов сочетают их с осмотром музея, и наряду с этим на всю жизнь сохраняют память о том, что в представляющем национальную святыню растреллиевском Тронном зале их биография переплелась с биографией Отчизны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.009 с.)