Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы отбора содержания и форм информационно-просветительной деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
21 век открывает перед человеком самые широкие возможности получения информации и удовлетворения своих познавательных интересов (интернет и т.п.), но как бы не раздвигались границы познания, как бы ни обновлялась материально-техническая база информации и просвещения, есть социальные институты, которые издавна занимаются информационно-просветительной деятельностью и будут заниматься ей и в дальнейшем, изменяя формы и методы работы, используя лазерные диски, кассетное кино, механических переводчиков, автоматизированные каталоги и т.д.. Научно-технический прогресс вносит в деятельность этих центров культуры существенные коррективы. Значительно возрастает роль культурно-просветительной деятельности как связующего звена, объединяющего интересы, с одной стороны, организации СКД, как достаточно замкнутой информационной системы, и, с другой стороны, интересы общества в целом, без удовлетворения культурных потребностей которого существование СКУ бессмысленно. Информационно-просветительская деятельность – это целенаправленный процесс: 1. отбора, переработки и передачи информации 2. процесс изучающий сущность, принципы и условия формирования информационной среды 3. процесс, выявляющий закономерности, содержание, формы и методы эффективной организации информационного взаимодействия. Содержание инф-просв деятельности определяется как адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения. Содержание ИПД ориентировано на личность и направлено на развитие природных особенностей человека (здоровье, способности мыслить, чувствовать, действовать, развивать): 1 развитие его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, специалистом в определенной эмоциональной сфере – программа воспитания Петербуржца 2 развитие свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества) Содержание ИПД определяется: 1. культурно-исторической ситуации (становление развития информационного общества) 2. существующая разработанная модель культурного образованного человека. На всех исторических этапах есть своя модель: 1. в античности – спартанская модель 2. в древнем Китае – конфуцианство и т.п. Модель, разработанная советом Европы, включает: 1. политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность участвовать в принятии решений, в функционировании и развитии демократических институтов. 2. межкультурные компетенции, т.е. понимание различий уважения друг друга, диалог культур (формирование развитее толерантности – терпимости) 3. коммуникативной компетенции – культура общения, взаимодействия, использование средств коммуникации как вербальных, так и невербальных 4. компетенция, связанная с возникновение информационного общества, владение новыми технологиями, критическое отношение к СМИ 5. компетенции, связанные с образовательной деятельностью (современный человек включен в систему непрерывного образования) Информационно-просветительную деятельность следует рассматривать как одно из средств формирования гармонично развитой, общественно активной личности. В рамках этой деятельности должно соединяться общее и профессиональное развитие человека, совершенствование его как участника общественного производства, субъекта общественных отношений и духовной жизни общества. В число основных социальных функций информационно-просветительной деятельности входят компенсаторная функция (выполнение недостатков базового образования), адаптирующая функция (оказание человеку помощи в его приспособлении к изменяющейся действительности), креативная функция (обогащение творческих способностей человека, обеспечивающее его более активное включение в деятельность по преобразованию окружающей среды). Информационно-просветительная деятельность учреждений и объединений общественного досуга (например, клубов, Домов творчества юных, парков культуры) не может и не должна копировать систему народного образования с ее предметной организацией процесса распространения научных знаний. Наиболее перспективным здесь представляется комплексный способ организации содержания, суть которого заключается в использовании специально сконструированных популяризаторских программ, объединяющих в себе знания, отобранные не из одной, а из нескольких научных дисциплин. Наиболее ценным в информационно-просветительной деятельности культурно-досуговых учреждений и организаций является то, что они принимают на себя стимулирование, ориентирование и опосредованное руководство процессом культурного самосовершенствования личности. Принципы обора содержания и форм информационно-просветительной деятельности – наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе отбора тех или иных форм информационно-просветительной деятельности и определяющие направленность и характер их содержания. Среди них можно выделить: принцип актуальности, принцип целенаправленности, принцип непрерывности процесса информирования и просвещения, принцип доступности, принцип комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества, принцип развития инициативы и самодеятельности, принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения; принцип преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры, принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей, принцип эстетизации общественной жизни. Сложившаяся в настоящее время социально-культурная ситуация определяет пути обеспечения коренного совершенствования содержания и форм деятельности культурно-досуговых учреждений в области информации и просвещения, которые видятся: · в отказе от сложившейся системы агитационно-пропагандистской работы и переходе к информационно-просветительской деятельности, основанной не на передаче директивных установок, а на удовлетворении, педагогической коррекции и непрерывном возвышении реально проявляемых информационно-познавательных интересов и потребностей разных групп населения (деполитизация, ориентация на личность, на интерес, запрос, социальный заказ, на дифференцированный подход). · в максимальном развитии стабильных форм информационно-просветительской деятельности, обеспечивающих эффективность непрерывного просвещения; · в широком внедрении элементов информирования и просвещения в комплексные формы культурно-досуговой деятельности» · в ориентации центров досуга на приоритет местной информации в системе своей просветительной деятельности. Формы ИПД. Форма – это способ организации содержания. Существуют разные подходы к классификации форм. Выделяют групповые и индивидуальные формы. Исходя из цели и направленности ИПД выделяют группы форм: 1 Формы преимущественно информационного характера (лекция, экскурсия, выставка, презентация, мастер-класс, консультация). Цель- проинформировать аудиторию, сообщить ей сведения, факты о том или ином событии. Целевая аудитория – эпизодическая, смешанная. 2 Формы преимущественно просветительской направленности – абонементные формы, цикловые формы – лектории (лектории в Эрмитаже, в Русском музее и т.п.), чтения (Кантовские чтения, народный или открытый университет, школы (школа молодых мам, школа юннатов и т.п.), семинары, мастер-классы, общественные объединения. Целевая аудитория – постоянная, групповая. Цель – дать систему знаний, расширить кругозор. 3 Формы, активизирующие личность. Все досуговые формы – диспуты, дискуссии, ток-шоу, олимпиада, турниры, смотры, фестивали, ярмарки идей, аукцион знаний. Цель – формирование и развитие социально-культурной активности, познавательская активность личности. Аудитория – постоянная, групповая, целевая. 4 Познавательно-развлекательная форма. Викторины, тематические дискотеки и т.п. Цель – развлекаясь, познавай. Аудитория – смешанная, эпизодическая. Существуют и особенности в выборе тех или иных форм информационно-просветительной деятельности в работе конкретных культурно-досуговых учреждений. Так выбор тех или иных форм в деятельности музеев должны отвечать существенной особенности музейной экспозиции, проявляющейся в том, что она захватывает человека целиком, активизирует все его физические и, в первую очередь, духовные силы и способности, одновременно воздействует на его сознание и эмоциональную сферу. Единство информациооно-логического и эмоционально-образного, достигаемый в условиях особой нравственно-психологической ситуации экскурсии, порождается атмосферой высокой духовности и чувством сопричастности посетителя к непреходящим ценностям культуры. Наиболее эффективной экскурсия представляется тогда, когда после ее окончания разговор продолжается в школах, вузах, воинских частях и тд. Формы культурно-просветительной деятельности музеев, несомненно, должны способствовать пропаганде общественной культуры, стимулировать общекультурное развитие разнообразных групп населения, повышать интерес к музейным экспозициям. С этой целью Русский музей, например, проводи циклы лекций или эпизодических выступлений ведущих специалистов по актуальным проблемам духовной культуры, связанной с профилем музей; народные университеты культуры; передвижные выставки из фондов музей, организацию «дней», «недель», «декад», вытекающих из природы музея областей культуры в культурно-просветительных учреждениях, учебных заведениях, трудовых коллективах и т.д.; семинары, конференции, презентации и иные виды информационно-просветительной деятельности с общественным активом; издание путеводителей, проспектов, альбомов, видеороликов, подготовку информационных страниц в Интернете и иные формы пропаганды музея. С 1991 года в Большом зале Екатерининского дворца проводятся торжественные посвящения в лицеисты, студенты, курсанты; вручаются государственные награды, паспорта, дипломы выпускников учебных заведений, и это свидетельствует о возможности использования музейных помещений не только для экспонирования документов отечественной культуры, но и торжественного чествования современников в этапные моменты их гражданского и профессионального становления и самоутверждения. Придание общественного звучания знаменательным событиям в жизни людей несет в себе двойную пользу: участники торжественных актов сочетают их с осмотром музея, и наряду с этим на всю жизнь сохраняют память о том, что в представляющем национальную святыню растреллиевском Тронном зале их биография переплелась с биографией Отчизны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.209 (0.011 с.) |