Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплексная оценка состояния здоровья детей. Методики оценки физического и нервно-психического развития.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для оценки состояния развития нервной системы используются жалобы и расспрос (матери, а в старшем возрасте и ребенка); объективные методы — осмотр и наблюдение, ощупывание и определение кожной чувствительности, определение тонуса, силы и возбудимости мышц, координации движений и рефлексов; лабораторно-инструментальное исследование. Жалобы. Они могут отсутствовать, особенно в раннем возрасте. После года мать часто отмечает отставание в развитии или обращает внимание на беспокойное поведение ребенка. Головные боли, головокружения и рвота, которые не облегчают состояние больного. Расспрос. установить факторы, влияющие на формирование нервной системы внутриутробно (патология беременности, питание, заболевания, профессиональные вредности и привычные интоксикации матери — алкоголизм, курение и др.), интранатально (асфиксия, внутричерепная родовая травма) и в первые месяцы и годы жизни (заболевания, нарушения вскармливания и режима, культура воспитания и ухода и т. д.); сроки развития статических и моторных функций, появления условных связей, речи; поведение в семье и коллективе; особенности сна, учебной и внеучебной нагрузки, развлечений; реакцию на повышение температуры и характер течения заболеваний. Осмотр и наблюдение. оцениваются поведение и реакция ребенка на окружающее (бессознательное или коматозное состояние, безразличие, сонливость, апатия, страх, возбуждение, эйфория и др.), настроение, выражение лица и мимика, жесты, координация движений при раздевании и т. д. Одновременно выявляются признаки гидроцефалии, микроцефалии, болезни Дауна, парез лицевого нерва, судорожные состояния, карпопедальный спазм и «рука акушера» (при спазмофилии), тремор, нистагм, гиперкинезы (при хорее), мышечные атрофии и т. д. При менингите имеет значение положение ребенка — вынужденное, с запрокинутой головой и согнутыми, приведенными к животу ногами. Координация движений оценивается как при осмотре, так и при проведении координационных проб у более старших детей (коленно-пяточная, пальценосовая, пальцевые и мимические). Мышечный тонус определяется по положению ребенка в постели или сидя, а также при пассивных движениях. Возбудимость мышц (механическая и электрическая) изменяется при спазмофилии.
Ощупывание кожи и подлежащих нервных стволов и мышц. Этот метод исследования помогает уточнить кожную чувствительность, для определения которой применяют также слабые уколы специальной иглой. У детей до 7 — 8 лет исследование поверхностной чувствительности малоинформативно, а глубокой — практически невозможно. Исследование рефлексов. У детей раннего возраста исследование рефлексов имеет ряд особенностей. Начинается оно с выявления врожденных безусловных, ранних и поздних надсегментарных рефлексов. Затем согнутым пальцем или специальным резиновым молоточком определяются сухожильные рефлексы. У детей до 2 лет они оживлены, неравномерны, имеют широкую зону. В этом же возрасте нормальными являются рефлексы Бабинского и Россолимо, до 6 мес появляющиеся даже спонтанно и свидетельствующие лишь о недостаточной зрелости нервной системы. После 2 лет эти симптомы - патология. Кожные рефлексы определяются у детей так же, как и у взрослых, обычно они бывают слабыми. Подошвенный рефлекс появляется только после 1,5 — 2 лет. Рефлексы со слизистой оболочки (корнеальный, глоточный) у детей непостоянны, неравномерны, могут отсутствовать или быть повышенными как у здоровых, так и у детей с неврастеническими реакциями.Висцеральные и вегетативные рефлексы (глазосердечный, солнечного сплетения, зрачковый, пиломоторный, дермографизм) аналогичны таковым у взрослых, но определяются обычно менее отчетливо. Наименьшее применение в педиатрической практике имеет дермографизм. У детей с дистрофией и сухой кожей он почти не проявляется. Красный стойкий дермографизм указывает на снижение сосудистого тонуса и возможную ваготонию. Он наблюдается при острых инфекциях (менингит, кишечный токсикоз), может быть при экссудативно-ката-ральном диатезе, рахите. Белый дермографизм свидетельствует о повышении сосудистого тонуса и симпатикотонии. Смешанный или валикообразный дермографизм — результат вегето - сосудистой дистонии, важными признаками которой являются также повышенная потливость ладоней, стоп, подмышечных впадин и акроцианоз. Лабораторно-инструментальные исследования. Эти исследования включают спинальную и вентрикулярную пункцию с последующим клиническим и биохимическим анализом спинномозговой жидкости, рентгенографию черепа и позвоночника, пневмоэнцефалографию и трансиллюминацию черепа и электрофизиологические методы исследования (миография, эхо-, электро-, реоэнцефалография), а также исследования зрительного и слухового анализаторов.
Спинальная пункция у детей (чаще до 3 лет) производится в положении ребенка на боку с максимальным сгибанием головы и приведением нижних конечностей к животу. Прокол делают между остистыми отростками III и IV или IV и V поясничных позвонков. Применяются не только специальные иглы, но и обычные для внутривенных инъекций, но обязательно с мандреном. Вентрикулярную пункцию производят через большой родничок. В норме жидкость вытекает каплями под давлением 100 — 200 мм вод. ст. Она бесцветна (у новорожденных может быть слегка ксантохромной), прозрачна, содержит 10—15 (до 1 года) или 1 — 15 (после 1 года) лимфоцитов, 0,16 — 0,33 г/л белка (у новорожденных — 0,33 — 0,48 г/л) и 0,45 — 0,65 г/л сахара (у новорожденных — 0,55 — 0,75 г/л). Рентгенография черепа и позвоночника и пневмоэнцефало-графия производятся и оцениваются так же, как у взрослых. При необходимости в условиях нейрохирургического стационара детям проводятся и другие контрастные исследования (вентрикуло-, ангио- и миелография).Трансиллюминация черепа производится детям первых месяцев жизни в темной комнате любым тубусным источником света мощностью 100 Вт и более с системой конвергирующих линз и резиновым кольцом в конце объектива. Прикладывание объектива к частям черепа здорового ребенка дает яркий светящийся круг от лампы диаметром 1,5 — 2 см. При увеличении количества интрацеребральной жидкости (внутренняя гидроцефалия) отмечается резкое уменьшение кольца свечения, при наружной гидроцефалии — увеличение диаметра кольца свечения до 5 —6 см. При субдуральной гематоме наблюдается менее интенсивное свечение в острой фазе с появлением более яркого при рассасывании крови, при гидранэнцефалии — широкое свечение низкой интенсивности по всему своду черепа. Все виды электрофизиологического исследования производятся с теми же целями и теми же способами, что и у взрослых. Офтальмологическое исследование глазного дна- признаки повышения внутричерепного давления при гидроцефалии, объемных и спаечных процессах в мозге. Отоскопическое исследование
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.130.151 (0.012 с.) |