Компрессоры КТ-6, КТ-7, КТ-6эл 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компрессоры КТ-6, КТ-7, КТ-6эл



1 - картер, 2 - подшипниковый щит, 3 - противовес, 4 - узел шатунов, 5 - коленчатый вал, 6 - шейка, 7 - подшипник, 8 - фланец, 9 - цилиндр высокого давления, 10 - крышка цилиндра низкого давления, 11 -цилиндр низкого давления, 12 - холодильник, 13 - нагнетательный клапан, 14 - перегородка, 15 - всасывающий клапан, 16 - разгрузочное устройство, 17 - предохранительный клапан, 18 - поршень высокого давления, 19 - палец, 20 - поршень низкого давления

Компрессоры вертикальные, двухступенчатые, трехцилиндровые, поршневые с W-образным расположением цилиндров, система смазки комбинированная. Производительность компрессоров КТ-6 и КТ-7 5,7м3 при 850 оборотах в минуту, компрессора КТ-6эл 2,75м3 при 440 оборотах в минуту.

Компрессор состоит из корпуса (картера) 1, двух цилиндров 11 низкого давления (198мм), имеющих угол развала 120°, одного цилиндра 9 высокого давления (155мм), холодильника 12 радиаторного типа с предохранительным клапаном 17, масляного насоса, двух воздушных фильтров, лопастного вентилятора, сапуна.

Корпус имеет три привалочных фланца для установки цилиндров и два люка для доступа к деталям, находящимся внутри. Сбоку к корпусу прикреплен масляный насос с редукционным клапаном, а в нижней части корпуса помещен сетчатый масляный фильтр. Передняя часть корпуса закрыта съемной крышкой, в которой расположен один из двух шарикоподшипников коленчатого вала 5. Второй шарикоподшипник расположен в корпусе со стороны масляного насоса. Сверху к корпусу крепится сапун.

Все три цилиндра имеют ребра: ЦВД выполнен с горизонтальным оребрением для лучшей теплоотдачи, а ЦНД имеют вертикальные ребра для придания цилиндрам большей жесткости. К верхней части цилиндров крепятся крышки. В крышках цилиндров смонтированы нагнетательные и всасывающие клапаны с разгрузочными устройствами.

Литые чугунные поршни присоединены к верхним головкам шатунов при помощи поршневых пальцев плавающего типа. Для предотвращения осевого перемещения пальцев поршни снабжены стопорными кольцами. Поршневые пальцы ЦНД стальные, пустотелые; поршневые пальцы ЦВД сплошные. На каждом поршне установлены по четыре поршневых кольца: два верхних - компрессионные (уплотнительные), два нижних - маслосъемные. Кольца имеют радиальные пазы для прохода масла, снятого с зеркала цилиндра.

Коленчатый вал компрессора стальной, штампованный с двумя противовесами, имеет две коренные шейки и одну шатунную. Для уменьшения амплитуды собственных колебаний к противовесам 3 винтами прикреплены дополнительные балансиры. Для подвода масла к шатунным подшипникам коленчатый вал снабжен системой каналов.

Узел шатунов состоит из главного 3 и двух прицепных 5 шатунов, соединенных с головкой пальцами 2 и 8, застопоренными штифтами 4.

Главный шатун выполнен из двух частей - собственно шатуна и разъемной головки, жестко соединенных между собой пальцем 2 со штифтом 4. В верхние головки шатунов запрессованы бронзовые втулки. Съемная крышка 11 нижней головки прикреплена к нижней головке четырьмя шпильками, гайки которой стопорятся замковой шайбой. В расточке нижней головки главного шатуна установлены два стальных вкладыша 9 и 10, залитые баббитом. Вкладыши удерживаются в головке за счет натяга и стопорения штифтом. Зазор между шейкой вала и подшипником шатуна регулируется прокладками. Каналы служат для подачи смазки к верхним головкам шатунов и к поршневым пальцам.

1, 2, 8 - пальцы, 3 - главный шатун, 4 - штифты, 5 - прицепной шатун, 6 - втулка, 7 - нижняя головка; 9, 10 - вкладыши, 11 - крышка нижней головки, 12 - стопорный винт, 13 - прокладка, 14 - каналы

Клапанные коробки внутренней перегородкой разделены на две полости: всасывающую (В) и нагнетательную (Н).

К клапанной коробке ЦНД со стороны всасывающей полости прикреплен воздушный фильтр, а со стороны нагнетательной полости - холодильник. Корпус 10 клапанной коробки снаружи имеет оребрение и закрыт крышками. В нагнетательной полости помещен нагнетательный клапан 9, который прижат к гнезду в корпусе с помощью упора 11 и винта 13 с контргайкой. Во всасывающей полости расположен всасывающий клапан 7 и разгрузочное устройство, необходимое для переключения компрессора в режим холостого хода при вращающемся коленчатом вале. Разгрузочное устройство включает в себя упор 5 с тремя пальцами, стержень 4, поршень 2 с резиновой диафрагмой 14 и две пружины 6 и 3.

1, 12 - крышки, 2 - поршень разгрузочного устройства; 3, 6 - пружины, 4 - стержень, 5 - упор разгрузочного устройства, 7 - всасывающий клапан, 8 - ленточная пружина, 9 - нагнетательный клапан, 10 - корпус, 11 - упор, 13 - регулировочный винт, 14 - диафрагма

Всасывающие и нагнетательные клапаны состоят из седла 5, обоймы (упора) 1, большой клапанной пластины 4, малой клапанной пластины 3, конических ленточных пружин 2, шпильки 7 и корончатой гайки 6. Седла по окружности имеют по два ряда окон для прохода воздуха. Нормальный ход клапанных пластин 1,5-2,7мм.

1 - обоймы, 2 - ленточные пружины, 3 - малые клапанные пластины, 4 - большие клапанные пластины, 5 - седла, 6 - корончатые гайки, 7 - шпильки

При достижении давление в ГР 8,5кгс/см2 регулятор давления открывает доступ воздуха из главного резервуара в полость над диафрагмой 14 разгрузочных устройств клапанных коробок ЦНД и ЦВД. При этом поршень 2 переместится вниз. Вместе с ним после сжатия пружины 6 опустится вниз и упор 5, который своими пальцами отожмет малую и большую клапанные пластины от седла всасывающего клапана. Компрессор перейдет в режим холостого хода, при котором ЦВД будет засасывать и сжимать воздух, находящийся в холодильнике, а ЦНД будут засасывать воздух из атмосферы и выталкивать его обратно через воздушный фильтр. Это будет продолжаться до тех пор, пока в ГР не установится давление 7,5кгс/см2, на которое отрегулирован регулятор 3РД. При этом регулятор давления сообщит полость над диафрагмой 14 с атмосферой, пружина 6 поднимет упор 5 вверх и клапанные пластины прижмутся к седлу своими коническими пружинами. Компрессор перейдет в рабочий режим.

Компрессор КТ-6эл при достижении в ГР определенного давления в режим холостого хода не переводится, а отключается регулятором давления АК-11Б.

В процессе работы компрессора воздух между ступенями сжатия охлаждается в холодильнике радиаторного типа.

Холодильник состоит из верхнего 9, двух нижних коллекторов 4 и двух радиаторных секций 1 и 3.

Верхний коллектор перегородками 11 и 14 разделен на три отсека. Секции радиаторов крепятся к верхнему коллектору на прокладках. Каждая секция состоит из двадцати двух медных трубок 8, развальцованных вместе с латунными втулками в двух фланцах 6 и 10. На трубках навиты и припаяны латунные ленты, образующие ребра для увеличения поверхности теплоотдачи.

Для ограничения величины давления в холодильнике на верхнем коллекторе установлен предохранительный клапан 13, отрегулированный на давление 4,5кгс/см2. Фланцами патрубков 7 и 15 холодильник прикреплен к клапанным коробкам первой ступени сжатия, а фланцем 12 - к клапанной коробке второй ступени. Нижние коллекторы снабжены спускными краниками 16 для продувки радиаторных секций и нижних коллекторов и удаления скапливающихся в них масла.

1, 3 - радиаторные секции; 2, 5 - соединительные планки, 4 - нижний коллектор; 6, 10, 12 - фланцы; 7, 15 - патрубки, 8 - трубки, 9 - верхний коллектор; 11, 14 - перегородки, 13 - предохранительный клапан, 16 - спускной краник

Воздух, нагретый при сжатии в ЦНД, поступает через нагнетательные клапаны в патрубки 7 и 15 холодильника, а оттуда - в крайние отсеки верхнего коллектора 9. Воздух из крайних отсеков по 12 трубкам каждой радиаторной секции поступает в нижние коллекторы, откуда по 10 трубкам каждой секции перетекает в средний отсек верхнего коллектора, из которого через всасывающий клапан проходит в ЦВД. Проходя по трубкам, воздух охлаждается, отдавая свое тепло через стенки трубок наружному воздуху.

В то время как в одном ЦНД происходит всасывание воздуха из атмосферы, во втором ЦНД идет предварительное сжатие воздуха и нагнетание его в холодильник. В это же время в ЦВД заканчивается процесс нагнетания воздуха в ГР.

Холодильник и цилиндры обдуваются вентилятором, который установлен на кронштейне и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива, установленного на муфте привода компрессора.

Сообщение внутренней полости корпуса компрессора с атмосферой осуществляется через сапун, который предназначен для ликвидации избыточного давления воздуха в картере во время работы компрессора и предотвращения выброса масла из картера в атмосферу. Сапун состоит из корпуса 1 и двух решеток 2, между которыми установлена распорная пружина 3 и помещена набивка из конского волоса или капроновых нитей. Над верхней решеткой помещена фетровая прокладка 5 с шайбами 4, 6 и втулкой 7. На шпильке 10 шплинтом 11 закреплена упорная шайба 8, пружина 9.

1 - корпус, 2 - решетка, 3 - распорная пружина; 4, 6 - шайбы, 5 - фетровая прокладка, 7 - втулка, 8 - упорная шайба, 9 - пружина, 10 - шпилька, 11 - шплинт

Смазка компрессора - комбинированная. Под давлением, создаваемым масляным насосом, смазываются шатунная шейка коленчатого вала, пальцы прицепных шатунов и поршневые пальцы. Остальные детали смазываются разбрызгиванием масла противовесами и дополнительными балансирами коленчатого вала. Резервуаром для масла служит картер компрессора. Масло заливают в картер через пробку, а его уровень измеряют маслоуказателем. Уровень масла должен быть между рисками маслоуказателя. Для очистки масла, поступающего к масляному насосу, в картере предусмотрен масляный фильтр. Производительность насоса 5л за минуту при 850 оборотах вала.

1 - крышка, 2 - корпус, 3 - фланец, 4 - валик; 5, 9 - пружина, 6 - лопасти, 7 - редукционный клапан, 8 - шаровой клапан, 10 - регулировочный винт, 11 - штифт, 12 - шпилька

Масляный насос приводится в действие от коленчатого вала, в торце которого выштамповано квадратное отверстие для запрессовки втулки и установки в нее хвостовика валика 4. Масляный насос состоит из крышки 1, корпуса 2 и фланца 3, которые соединены между собой четырьмя шпильками 12 и центрируются двумя штифтами 11. Валик 4 имеет диск с двумя пазами, в которые вставлены две лопасти 6 с пружиной 5. Благодаря небольшому эксцентриситету, между корпусом насоса и диском валика образуется серповидная полость.

При вращении коленчатого вала лопасти 6 прижимаются к стенкам корпуса пружиной 5 за счет центробежной силы. Масло всасывается из картера через штуцер А и поступает в корпус насоса, где подхватывается лопастями. Сжатие масла происходит за счет уменьшения серповидной полости в процессе вращения лопастей. Сжатое масло по каналу С нагнетается к подшипникам компрессора.

К штуцеру В присоединена трубка от манометра. Для сглаживания колебаний стрелки манометра 16 вследствие пульсирующей подачи масла в трубопроводе между насосом и манометром помещен штуцер с отверстием диаметром 0,5мм, установлены резервуар 17 объемом 0,25л и разобщительный кран для отключения манометра.

Редукционный клапан, ввернутый в крышку 1, служит для регулировки подачи масла к шатунному механизму компрессора в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, а также для слива избытка масла в картер.

Редукционный клапан состоит из корпуса 7, в котором размещены собственно клапан 8 шарового типа, пружина 9 и регулировочный винт 10 с контргайкой и предохранительным колпачком.

По мере повышения частоты вращения коленчатого вала растет усилие, с которым клапан прижимается к седлу под действием центробежных сил и, следовательно, для открытия клапана 8 требуется большее давление масла.

При частоте вращения коленчатого вала 400об/мин давление масла должно быть не менее 1,5кгс/см2.

В клапанных коробках компрессора КТ-6эл отсутствуют разгрузочные устройства, поскольку этот компрессор не переводится в режим холостого хода, а останавливается. На этом компрессоре не нужен и резервуар для гашения пульсаций стрелки масляного манометра, так как относительно низкая частота вращения коленчатого вала компрессора и валика масляного насоса не дают заметной пульсации стрелки, а вибрация компрессора при такой частоте вращения вала практически отсутствует.

Схема работы компрессора делится на три цикла: всасывание, первая ступень сжатия, вторая ступень сжатия.

всасывание в ЦВД и ЦНД (левый), нагнетание из ЦВД,

нагнетание из ЦНД (правый) сжатие в ЦНД (правый)

При вращении коленчатого вала компрессора в цилиндрах ЦНД происходят попеременные процессы: если в левом цилиндре происходит сжатие и нагнетание воздуха, то в правом цилиндре происходит всасывание воздуха. Затем правый цилиндр ЦНД переходит на нагнетание, а левый цилиндр - на всасывание и т д.

Цилиндры ЦНД толчками попеременно подают сжатый воздух в холодильник. В холодильнике воздух проходит через трубки секций к фланцу всасывания воздуха в цилиндр высокого давления. Одна половина радиатора подключена к левому цилиндру, другая - к правому цилиндру. Клапаны в цилиндрах управляются перепадом давлений. При всасывающем ходе каждого поршня в цилиндрах ЦНД создается разрежение (–0,15÷0,2кгс/см2) и пластины клапанов (наружные и внутренние) атмосферным давлением сжимают пружины и отжимаются от кольцевых шлифованных сёдел и атмосферный воздух заполняет цилиндр. После перемены хода поршня в цилиндре появляется давление, поэтому всасывающие клапаны силой пружин и давлением воздуха из цилиндра прижимаются к кольцевым сёдлам, т е закрываются.

При дальнейшем ходе поршня давление сжимаемого воздуха в цилиндре ЦНД повышается (2,5-4,0кгс/см2) и когда оно превысит давление остаточного воздуха в холодильнике, пластины нагнетательного клапана, наружная и внутренняя, сжимают пружины (три пружины на каждую пластину) и каждая пластина отводится от круглых сёдел. Происходит нагнетание (выталкивание) воздуха из цилиндра в холодильник.

В цилиндре высокого давления при нагнетательном ходе поршня воздух над головкой поршня сжимается и когда оно превысит давление воздуха главного резервуара, пружины пластин сжимаются и пластины отводятся от круглых кольцевых сёдел вверх, пропуская воздух из цилиндра ЦВД в главный резервуар. Происходит нагнетание воздуха в главный резервуар.

После перемены хода поршня давление над ним падает и пластины нагнетательного клапана закрываются. В закрытом состоянии пластины нагнетательных клапанов удерживается пружинами и давлением сжатым воздухом сверху из главного резервуара.

По мере дальнейшего движения поршня вниз в сторону нижней мёртвой точки давление в цилиндре ЦВД над поршнем снижается от величины давления воздуха в главном резервуаре до давления воздуха в холодильнике и при дальнейшем опускании поршня ЦВД давление над ним становится меньшим, чем давление воздуха в холодильнике. Это вызывает отжатие воздухом сверху пластин всасывающего клапана и впуск воздуха из холодильника в цилиндр ЦВД по мере опускания поршня до нижней мёртвой точки, в которой приращение объёма цилиндра прекращается. После заполнения цилиндра ЦВД воздухом, поступившим из холодильника, перепад давлений на пластинах всасывающего клапана исчезает, поэтому пластины силой конических пружин прижимаются к кольцевым седлам, поднявшись вверх.

Далее в нижней мертвой точке ход поршня меняется на противоположный. Объём цилиндра поршнем ЦВД сокращается и поступивший из холодильника воздух в цилиндре ЦВД сжимается. Возрастает давление над поршнем до величины давления воздуха в главном резервуаре, а потом и более, что вызывает отжатие пластин нагнетательного клапана от седел и перепуск сжатого воздуха из цилиндра ЦВД в главный резервуар.

Компрессор К-2

Компрессоры вертикальные, двухступенчатые, трехцилиндровые, поршневые с W-образным расположением цилиндров, система смазки комбинированная. Производительность компрессора К-2 - 2,63м3 при 720 оборотах в минуту.

Компрессор состоит из корпуса 22, двух цилиндров 9 низкого давления и одного 12 высокого давления. На корпусе сверху есть три фланца для крепления цилиндров и один для сапуна 16, с боков два - для крепления крышек со стороны электродвигателя и со стороны масляного насоса, снизу один - для крепления масляной ванны 24, вмещающей 4,5л масла

1, 2 - промежуточные шестерни, 3 - приводная шестерня, 4 - коленчатый вал, 5 - подшипник, 6 - сальник, 7 - корпус насоса, 8 - крышка насоса, 9 - цилиндр низкого давления, 10 - поршень цилиндра низкого давления; 11, 14 - клапанные коробки, 12 - цилиндр высокого давления, 13 - поршень цилиндра высокого давления, 15 - нагнетательный клапан, 16 - сапун, 17 - всасывающий клапан, 18 - палец верхней головки шатуна, 19 - шатун, 20 - противовес, 21 - болт, 22 - картер, 23 - крышка нижней головки шатуна, 24 - масляная ванна, 25 - фильтр

Для лучшей теплоотдачи наружные поверхности цилиндров снабжены кольцевыми ребрами. К фланцам цилиндров прикреплены клапанные коробки 11 и 14, в которых имеется по одному всасывающему 17 и одному нагнетательному 15 клапану.

Клапаны состоят из круглых металлических пластин, прижимаемых к седлу пружинами. Всасывающий клапан открывается внутрь цилиндра, нагнетательный - наружу Клапанные коробки разделены глухой перегородкой на две полости - всасывающую и нагнетательную.

Сапун 16 поддерживает в картере атмосферное давление и предотвращает выброс масла.

Коленчатый вал 4 изготовлен из марганцево-хромистой стали и снабжен противовесами 20, прикрепленными к щекам шпильками.

Верхние головки шатунов 19 неразъемные с бронзовыми втулками, а нижние - разъемные с крышкой 23 и бронзовыми вкладышами, залитыми баббитом. Крышки крепятся к шатунам болтами 21.

Поршни 10 и 13, соединенные с шатунами посредством пальцев 18, отлиты из алюминиевого сплава. На поршни надето по три кольца компрессионных и по два маслосъемных.

Для устранения утечки масла вал 4 с обоих концов уплотнен сальниками, состоящими из резиновой манжеты с металлическим распорным кольцом. Опорные двухрядные роликовые подшипники 5 коленчатого вала размещены в крышках.

Корпус 7 масляного насоса шестеренного типа с промежуточным фланцем и крышкой 8 прикреплен к задней крышке подшипника. Приводная шестерня 3 расположена на коленчатом валу компрессора, а ведущая малая шестерня вместе с промежуточной шестерней - на валу насоса. Масло из ванны поступает к шестеренному насосу по патрубку и через кольцевую выточку и сверления в теле коленчатой вала попадает к шатунным подшипникам, а также к редукционному клапану, который ограничивает давление масла, подаваемого насосом. Хвостовик коленчатого вала закрыт крышкой. В картер заливается 4,5л масла.

Смазка компрессора комбинированная: цилиндры, поршневые кольца и роликовые подшипники смазываются маслом, разбрызгиваемым вращающимися частями компрессора; поршневые пальцы, подшипники шатунов и шейки коленчатого вала - принудительно под давлением, создаваемым масляным насосом. Давление масла у работающего компрессора 2,5-3,5кгс/см2. В случае превышения этого давления срабатывает редукционный клапан, сбрасывая часть масла в картер.

Зимой масло в компрессоре подогревается электронагревателем, питаемым от аккумуляторной батареи электровоза. Спуск масла из ванны и корпуса радиатора производится через отверстия, закрываемые пробками.

Компрессор ПК-5.25

Компрессор ПК-5.25 вертикальный, двухступенчатый, шестицилиндровый, поршневой с V-образным расположением цилиндров, с воздушным охлаждением и промежуточным охлаждением сжатого воздуха в трубчатом холодильнике, система смазки комбинированная. Производительность компрессора ПК 5.25 - 5,25м3/мин при 1450 оборотах в минуту.

Чугунный корпус 4 компрессора служит для крепления на нем узлов и деталей и одновременно является картером, передняя часть корпуса закрыта крышкой 18, в которой установлен один из трех подшипников коленчатого вала. На боковых поверхностях корпуса расположены четыре люка для доступа к деталям, расположенным внутри картера, и прилив для щупа 3.

На дне картера расположены масляный фильтр 11 и электроподогреватель 12.

К корпусу на шпильках прикреплены шесть чугунных цилиндров: три ЦНД 9 и три ЦВД 2. Все цилиндры имеют оребрение для улучшения теплоотдачи. Внутренняя полость корпуса сообщается с атмосферой через сапун 8, аналогичным по конструкции с сапуном компрессора КТ-6, но имеющим меньшие размеры.

1 - клапанная коробка второй ступени, 2 - цилиндр второй ступени, 3 - щуп, 4 - картер, 5 - предохранительный клапан, 6 - промежуточный холодильник, 7 - клапанная коробка первой ступени, 8 - сапун, 9 - цилиндр первой ступени, 10 - воздушный фильтр, 11 - масляный фильтр, 12 - электроподогреватель, 13 - масляный насос, 14 - коленчатый вал, 15 - вентилятор, 16 - стойка вентилятора, 17 - клиновой ремень, 18 - крышка, 19 - палец муфты, 20 - ведомая полумуфта, 21 - ведущая полумуфта, 22 - сливная пробка

Стальной коленчатый вал 14 имеет три шатунные шейки с противовесами и вращается на трех шариковых подшипниках. На каждой шатунной шейке расположено по два шатуна. В торец коленчатого вала запрессована втулка с квадратным отверстием для установки привода масляного насоса. В теле коленчатого вала имеются отверстия для подвода масла к шатунным подшипникам.

Поршни ЦНД изготовлены из алюминиевого сплава, а поршни ЦВД - из чугуна. На каждом поршне установлено по два компрессионных и по два маслосъемных кольца.

К верхним фланцам цилиндров на шпильках прикреплены клапанные коробки 7 первой ступени и клапанные коробки 1 второй ступени, в которых располагаются всасывающий и нагнетательный клапаны. Каждая клапанная коробка разделена перегородкой на всасывающую и нагнетательную полости.

Клапан состоит из двух плит 5 и 2 и двух групп самопружинящих клапанных пластин 3. Плиты соединяются между собой винтом 6 и закрепляются гайкой 7. Шпонки 4 предохраняют пластины от продольного сдвига. Каждая из плит одновременно служит для одной группы пластин седлом, а для другой - ограничителем подъема. Таким образом, одна пара клапанных плит в сборе объединяет всасывающие и нагнетательные клапаны одного цилиндра.

1 - корпус; 2, 5 - клапанные плиты, 3 - клапанные пластины, 4 - шпонка, 6 - винт

При движении поршня вниз пластины всасывающего клапана изгибаются по дуге углублений (гнезд) в нижней плите 5, которые в данный момент являются ограничителями подъема (хода клапана), а пластины нагнетательного клапана прижимаются к нижней плите 5, которая для них в этом случае является седлом. При движении поршня вверх пластины всасывающего клапана прижимаются к верхней плите 2, служащей в данном случае седлом, а пластины нагнетательного клапана изгибаются по дуге углублений (гнезд) в верхней плите 2, которые в этот момент являются ограничителями подъема (хода клапана).

В каждой клапанной коробке ЦНД имеется по 10 всасывающих и нагнетательных пластин, а в клапанной коробке ЦВД - по 4 всасывающих и нагнетательных пластины.

Всасываемый компрессором воздух очищается в воздушных фильтрах 10, соединенных с клапанными коробками 7 ЦНД. Между ступенями сжатия воздух охлаждается в промежуточном холодильнике 6 с предохранительным клапаном 5, отрегулированным на давление 3,5кгс/см2.

Холодильник, клапанные коробки и цилиндры обдуваются вентилятором 15, который установлен на стойке 16 и приводится от коленчатого вала через клиноременную передачу 17.

Подача смазки осуществляется масляным насосом 13, который по конструкции аналогичен масляному насосу компрессора КТ-6, только корпус насоса, лопасти и диски приводного валика выполнены более узкими с целью обеспечения необходимой производительности насоса при частоте вращения коленчатого вала 1450об/мин. Сброс избытка масла через редукционный клапан осуществляется в картер компрессора.

Компрессоры ПК-5.25 оборудованы приводной втулочно-пальцевой муфтой. Между ведущей 21 и ведомой 20 полумуфтами, соединенными пальцами 19, предусмотрен зазор для обеспечения замены клинового ремня 17 вентилятора без нарушения установки компрессора или двигателя.

Компрессоры типа ПК не оборудованы разгрузочными устройствами для перевода в режим холостого хода. Для обеспечения работы компрессоров на тепловозах с приводом от дизеля предусмотрены клапаны холостого хода.

Устройство обеспечивает сообщение напорной магистрали компрессора с главными резервуарами в режиме рабочего хода и с атмосферой в режиме холостого хода.

Регулировочный клапан собран в корпусе 2, клапан холостого хода - в корпусе 1, обратный клапан - в корпусе 6.

При закрытом клапане 4 холостого хода сжатый воздух от компрессора через обратный клапан 5 поступает в ГР. Полость под поршнем 3 сообщена с атмосферой через нижний канал 8 в корпусе 2. При достижении в ГР величины давления, на которую отрегулирована пружина 7, поршень 9 перемещается вправо, разобщая полость под поршнем 3 от атмосферы и через верхний канал 8 сообщая ее с ГР. Поршень 3 перемещается вверх и открывает клапан 4 холостого хода, вследствие чего воздух из компрессора уходит в атмосферу. Одновременно обратный клапан 5 закрывается своей пружиной и перекрывает выход воздуха в атмосферу из ГР.

1 - корпус клапана холостого хода № 527Б, 2 - корпус регулировочного клапана № 525Б, 3 - поршень, клапан холостого хода, 5 - обратный клапан, 6 - корпус обратного клапана № 526, 7 - регулировочная пружина, 8 - каналы, 9 - поршень регулировочного клапана

рабочий ход компрессора холостой ход компрессора

При снижении давления в ГР до определенной величины поршень 9 регулировочного клапана возвращается пружиной 7 в исходное положение, сообщая полость под поршнем 3 с атмосферой через нижний канал 8 в корпусе 2. При этом клапан 4 холостого хода своей пружиной прижимается к седлу, а сжатый воздух от компрессора через обратный клапан 5 начинает поступать в ГР.

Разница давлений рабочего и холостого хода компрессора обеспечивается изменением затяжки регулировочной пружины 7.

Компрессор ЭК-7Б

Компрессоры ЭК-7Б горизонтальные, поршневые, одноступенчатые, двухцилиндровые, система смазки разбрызгиванием. Производительность компрессора ЭК-7Б 0,58м3/мин при 540 оборотах в минуту.

Компрессор состоит из следующих основных узлов: корпуса 1, коленчатого вала 5, блока цилиндров 13, шатунно-поршневой группы 7, 19, клапанной крышки 17 с всасывающей 15 и нагнетательной 16 полостями, вала электродвигателя 23 и двухступенчатого шестеренчатого редуктора 2.

Чугунный корпус компрессора имеет две полости: в левой полости расположен двухступенчатый редуктор, а в правой - коленчатый вал.

Корпус компрессора является основной базирующей деталью, на которой монтируются все остальные узлы и детали. Доступ в корпус осуществляется через окна, закрываемые крышками.

Двухкривошипный коленчатый вал опирается на два радиальных однорядных шариковых подшипника 9, один из которых вмонтирован в горизонтальную расточку торцовой стенки корпуса, а другой - в переднюю крышку подшипника 20. Два горизонтальных шатуна 7 смонтированы на шатунных шейках коленчатого вала. Нижние головки их залиты баббитом и образуют шатунные подшипники с болтами; в верхние головки запрессованы бронзовые втулки для поршневых пальцев 18. На обеих крышках 6 шатунов предусмотрено по одному маслоразбрызгивателю 8, который крепят в разъеме шатуна.

1 - корпус, 2 - блок шестерен, 3 - эксцентриковый вал, 4 - сливная пробка, 5 - коленчатый вал; 6, 10, 17 - крышки, 7 - шатун, 8 - разбрызгиватель; 9, 20 - подшипники, 11 - маслосъемные кольца, 12 - компрессионные кольца, 13 - блок цилиндров, 14 - плита, 15 - всасывающая полость, 16 - нагнетательная полость, 18 - поршневой палец, 19 - поршень; 21, 22 - шестерни, 23 - электродвигатель, 24 - ленточные клапана

Поршни 19 изготовлены из серого чугуна. На каждой головке поршней имеются три ручья: два верхних - для уплотнительных колец 12 и один нижний - для маслосъемного кольца 11; на юбках поршней находятся ручьи для вторых маслосъемных колец. Уплотнительные поршневые кольца для уменьшения выброса масла в магистраль и ускорения процесса приработки выполнены конусными. Установка такого кольца производится торцом меньшего диаметра, на котором нанесена метка «верх», к днищу поршня.

Блок цилиндров 13 выполнен из серого чугуна. Наружная поверхность блока для обеспечения необходимой теплоотдачи сделана ребристой.

Всасывающие и нагнетательные клапаны расположены в одном блоке под крышкой 17 и выполнены в виде самопружинящей, ленточной конструкции. Каждый из клапанов имеет по двенадцать пластин 24: шесть нагнетательных и шесть всасывающих, расположенных между плитами 14. Крышка клапанов 17, выполненная из серого чугуна, крепится через прокладку. Наружная поверхность крышки сделана ребристой. Внутри крышки имеется перегородка, отделяющая всасывающую полость 15 от нагнетательной 16.

Двухступенчатый редуктор 2 предназначен для понижения скорости вращения от электродвигателя 23 к компрессору. Редуктор состоит из шестерни, сидящей на валу 23 электродвигателя, шестерни, расположенной на коленчатом валу 5 компрессора и блока из двух шестерен, вращающегося на эксцентриковой оси 3.

Возможность регулировки зубчатого зацепления при износе зубьев обеспечивается тем, что ось может занимать пять различных положений, для этого на одной из опорных шеек имеется пять отверстий. Фиксация оси в каком-либо положении осуществляется винтом. Для улучшения условий смазывания эксцентриковая ось внутри делается полой с четырьмя сквозными масляными каналами.

Шестерни редуктора частично погружены в масло и смазывают весь редуктор. При вращении коленчатого вала масло из картера захватывается маслоразбрызгивателями 8, укрепленными на шатунах. При этом создается масляный туман, оседающий на рабочих поверхностях трущихся деталей и смазывающий их. Корпус компрессора наполняется маслом до верхнего уровня маслозаливного отверстия. Контроль за уровнем масла производится масляным щупом, на котором имеется риска. Уровень масла ниже этой риски не допускается. На валу электродвигателя установлена маслоотбойная шайба.

Компрессор ЭК7В одноступенчатого сжатия: всасывание и сжатие воздуха происходят в одном цилиндре за два хода поршня. При движении поршней в одном из цилиндров происходит всасывание, а в другом - нагнетание. За один оборот коленчатого вала в каждом цилиндре совершается один полный цикл всасывания и нагнетания. Когда поршень производит всасывание воздуха, всасывающий клапан данного цилиндра открывается, а нагнетательный закрывается.

3.2.

Предохранительные клапаны

Предохранительные клапана выпускают сжатый воздух в случае повышения давления до опасного для прочности ГР уровня при неисправности регулятора.

Предохранительные клапаны № 216 и № Э-216 конструктивно выполнены одинаково и различаются только количеством атмосферных отверстий Ат в корпусе и размерами пружин. Клапаны № 216 устанавливаются между первой и второй ступенями сжатия локомотивных компрессоров и регулируются на давление срабатывания 3,5-4,5кгс/см2, клапаны № Э-216 устанавливаются на нагнетательном трубопроводе или на главных резервуарах и регулируются на срабатывание при давлении превышающем рабочее на 1,0кгс/см2.

Предохранительный клапан № Э-216 имеет корпус 4 с атмосферными отверстиями Ат, на который навернут штуцер 1. В штуцере находится тарельчатый срывной клапан 2 с направляющими ребрами. Клапан 2 имеет две площади воздействия давления: рабочую (малую) поверхность до притирочного кольца и срывную (большую) поверхность до наружной окружности клапана. Клапан 2 нагружен пружиной 3, усилие которой регулируется гайкой 5, закрытой колпачком 6. Отверстия а в колпачке и в корпусе служат для установки пломбы.

Усилием пружины 3 клапан 2 прижат к своему седлу, и давление сжатого воздуха воздействует снизу на рабочую площадь клапана. Как только давление воздуха превысит усилие пружины, клапан 2 немного отойдет от седла, после чего воздух будет уже действовать на срывную (большую) площадь клапана. Сила давления на клапан снизу резко возрастает и он быстро поднимается вверх, выпуская воздух в атмосферу через отверстия Ат в корпусе. Истечение воздуха будет продолжаться до тех пор, пока усилие пружины не превысит силы давления воздуха на срывную площадь клапана 2. После посадки на седло клапан будет надежно удерживаться пружиной в закрытом положении, так как давление воздуха будет распространяться на рабочую (малую) площадь клапана.

предохранительный клапан № 216 предохранительный клапан М

1 - штуцер, 2 - клапан, 3 - пружина, 1 - корпус, 2 - пружина, 3 - клапан,

4 - корпус, 5 - регулировочная гайка, 6 - колпачок 4 - конусный винт, 5 - регулировочный винт

Предохранительные клапаны М устанавливаются на локомотивах чешского производства. Клапан имеет корпус 1, в котором расположен нагруженный пружиной 2 срывной клапан 3 стаканчатого типа. Необходимое усилие пружины обеспечивается регулировочным винтом 5. Клапан 3 имеет рабочую (малую) площадь воздействия сжатого воздуха, равную диаметру седла клапана в корпусе, и срывную (большую) площадь, равную диаметру клапана 3.

Когда сила давления сжатого воздуха на клапан снизу преодолеет усилие пружины, клапан поднимается. При этом воздух в атмосферу будет выпускаться через отверстия Ат в корпусе 1. Одновременно воздух через отверстие а в клапане 3 будет проходить в полость над ним и выходить в атмосферу через отверстие б, сечение которого может регулироваться конусным винтом 4. Момент обратной посадки клапана 3 на седло под действием пружины зависит от соотношения сечений отверстий а и б и величины давления в полости над клапаном. Таким образом, изменяя сечение отверстия б, можно регулировать разницу давлений подъема и посадки клапана. Чем меньше будет открыто отверстие б, тем при меньшей разности давления произойдет посадка на седло клапана 3.

Осмотр и проверку регулировки нагрузки предохранительных клапанов производят не реже 1 раза в 3 месяца и при текущем ТР-3 и капитальном ремонтах локомотивов. При несовпадении сроков периодического осмотра и проверки предохранительных клапанов с постановкой подвижного состава на очередной плановый ремонт разрешается увеличение работы предохранительных клапанов до 10 суток сверх установленного срока.

Обратные клапаны

Обратные клапаны служат для пропуска сжатого воздуха только в одном направлении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 5573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.08 с.)