Факторы инфраструктуры региона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы инфраструктуры региона



К отраслям инфраструктуры региона относятся:

рыночная инфраструктура;

мониторинг окружающей природной среды;

здравоохранение;

наука и образование;

культура;

торговля;

общественное питание;

транспорт и связь;

пригородное сельское хозяйство;

строительство;

жилищно-коммунальное хозяйство;

бытовое обслуживание;

промышленность.

Факторы микросреды фирмы

Непосредственное прямое влияние на работу фирмы оказывают ее конкуренты, а также предприятия, организации и учреждения, поставляющие фирме ресурсы, информацию, приобретающие у нее товар, оказывающие финансовые и другие прямые услуги.

Мероприятия по реализации стратегических факторов конку­рентных преимуществ в области микросреды фирмы должен разрабатывать ее персонал.

Перечисленные в табл. 5.1 факторы микросреды тоже отно­сятся к окружению фирмы. Однако конкурентоспособность вы­пускаемого товара в значительной мере определяется конкурен­тоспособностью проектно-конструкторской и технологической документации, технологий, системы менеджмента, персонала фир­мы. В совокупности эти компоненты составляют "процесс" в системе, они будут рассмотрены в последующих темах настоя­щего курса, либо в курсах "Инновационный менеджмент", "Ме­неджмент качества", "Производственный менеджмент", "Управ­ление персоналом".

 

 

Таблица 8.1

Факторы и показатели микросреды фирмы

 

Факторы микросреды Показатели (операции), факторы микросреды
   
1. Конкуренты фирмы и ее поставщиков 1.1. Анализ качества, цен и конкурентоспособ­ности товаров конкурентов 1.2. Анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов 1.3. Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов 1.4. Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов  
2. Контактные аудитории 2.1.Анализ отношения к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств мас­совой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др. 2.2. Разработка мероприятий по улучшению отношений с контактной аудиторией
3. Маркетинговые посредники 3.1. Анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров 3.2. Налаживание контактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др.) 3.3. Установление связей с кредитно -финансовыми учреждениями
4. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности 4.1. Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности 4.2. Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы фирмы 4.3. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

 

Конкурентным преимуществом (КП) называют те характеристики товара, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.

Различают две группы факторов превосходства:

внутреннее преимущество – раскрывается в виде превосходства фирмы по издержкам производства. Это превосходство, основанное на издержках, создают ценность для покупателя только за счет уменьшения себестоимости. Здесь проявляется «закон опыта».

внешнее превосходство – соотносит отличительные качества товара, которые образуют ценность для покупателей.

Эти факторы выражают рыночную силу фирмы, которой можно воспользоваться:

повышая цену;

дифференцируя свою марку.

Расширенная концепция соперничества была предложена Портером в 1982 году. Она имеет вид схемы:

 


Рис. 8.7. Расширенная концепция соперничества

 

8.6 Преимущество по издержкам

Приобретение рыночной силы посредством успешной дифференциации товара – один из путей достижения конкурентного преимущества. Второй путь – доминирование по издержкам благодаря лучшей производительности и управлению издержками. Снижение издержек может быть обеспечено несколькими путями. Было замечено, что в отраслях с большой долей ручного труда, т.е. там, где добавленная стоимость составляет значительную долю суммарных издержек, имеется возможность снижения издержек по мере накопления опыта производства товара. Это снижение издержек обусловлено тем, что рабочие улучшают свои приемы работы, фирма осваивает новые производственные процессы, совершенствует концепцию товара и т. д.

Существование этого “процесса обучения” было обнаружено Райтом (Wright, 1936) и Бостонской консалтинговой группой (Boston Consulting Group, 1968). В конце 60–х годов эта группа (БКГ), подтвердила существование эффекта опыта применительно к очень большой группе различных товаров и на этой основе вывела закон, известный как закон опыта. Этот закон, оказавший огромное влияние на стратегии, избранные рядом фирм, представляет и формализует на уровне фирмы то, что экономисты изучают на обобщенном уровне: повышение производительности труда.

 

Рис. 8.8. Пример кривой опыта

 

Определение закона опыта

Стратегическая важность закона опыта обусловлена тем, что он позволяет предсказывать эволюцию издержек не только для собственных товаров, но и для товаров конкурентов. Закон опыта утверждает, что “издержки на единицу продукции при получении добавленной стоимости применительно к стандартному товару, изморенные в постоянных денежных единицах, уменьшаются на фиксированный процент при каждом удвоении продукции”.

Это определение требует ряда уточнений.

- Термин “опыт” приобретает здесь вполне конкретное значение: суммарное число произведенных единиц товара, а не годы, в течение которых выпускается товар.

- Не следует поэтому путать рост выпуска за определенный период с возрастанием опыта. Опыт растет и при застое или спаде производства.

- Закон опыта не относится к законам природы и не является неотвратимым; это лишь наблюдение, статистически подтвержденное для некоторого числа ситуаций, но не для всех. Издержки не снижаются сами по себе, если их не снижают. Речь, следовательно, идет о волюнтаристском законе.

- Эффект опыта касается лишь издержек, связанных с получением добавленной стоимости, т.е. находящихся под контролем фирмы: издержек обработки, сборки, сбыта и обслуживания. Напомним, что добавленная стоимость равна разности между ценой продажи и материальными издержками; следовательно, издержки на получение добавленной стоимости – это себестоимость минус материальные издержки.

- Издержки должны измеряться в постоянных денежных единицах, т.е. должны быть очищены от инфляционных эффектов.

- Эффект опыта всегда наибольший в фазах жизненного цикла нового товара, соответствующих введению товара на рынок и росту; последующие улучшения становятся пропорционально все более слабыми.

На практике часто в качестве базовых издержек используют суммарные издержки на единицу продукции (себестоимость), поскольку они более доступны. Вносимая при этом погрешность не слишком велика, если издержки на получение добавленной стоимости составляют значительную долю себестоимости, а издержки на первичные материалы также имеют тенденцию к снижению по мере приобретения опыта.

Источники эффекта опыта

Многие факторы вносят вклад в снижение издержек при движении по кривой опыта. Речь идет об улучшениях, вносимых в производственный процесс как результат обучения, реализуемого по мере роста суммарного объема выпуска. Эйбелл и Хэммонд (Abell and Hammond, 1979) выявили шесть различных источников опыта.

- Эффективность ручного труда: повторно выполняя определенное задание, рабочие приобретают сноровку, овладевают новыми приемами, находят кратчайшие пути, повышающие эффективность.

- Специализация по видам и методам работы. Специализация повышает производительность выполнения задания.

- Новые производственные процессы. Технологическая инновация, например роботизация или компьютерное управление, может стать важным источником снижения издержек.

- Эффективное использование оборудования. Плановая производительность оборудования может быть повышена благодаря новаторским подходам, найденным по мере накопления опыта.

- Изменения в использовании ресурсов. Приобретя опыт, изготовитель часто может перейти на более дешевые ресурсы, например набрать менее квалифицированный персонал или применить автоматизацию.

- Новая концепция товара. Получив хорошее представление о том, чего ожидают от товара, фирма часто может переработать его, например чтобы потреблять меньше ресурсов.

Все эти факторы всегда находятся под прямым контролем фирмы. Это составная часть общей политики повышения производительности, цель которой выпускать тот же товар с меньшими издержками или выпускать улучшенный товар с эквивалентными издержками. “Сам по себе” опыт не дает снижения издержек, а скорее обеспечивает возможности для их снижения. Дело руководства фирмы не упустить эти возможности.

В какой мере эффект опыта отличается от эффекта масштаба? Это разные эффекты, даже если на практике их и трудно различить. Их главные отличия в следующем.

- Эффект масштаба обусловлен размером операции, тогда как эффект опыта проявляется со временем. Именно временная составляющая различает эти эффекты. Путаница возникает из-за того, что по мере накопления опыта могут увеличиваться и масштабы.

- Второе различие в том, что эффекты масштаба проявляются всегда: деление постоянных затрат на большее число единиц товара обязательно означает снижение затрат на единицу товара. Выигрыш на издержках в результате опыта не проявляется спонтанно: он есть результат согласованных усилий по снижению издержек.

Важно различать между собой эффект опыта и эффект масштаба производства. Эффект масштаба производства проявляется всегда, т.е. во времени, а эффект опыта является результатом согласованных действий по снижению издержек.

На практике принято исходить из удвоения продукции. Тогда отношение . Если предположить, что постоянная ε известна, ε= -0,51457.

себестоимость

 

 

 

50 49

34,5

 

 

Q

1 2 4 8

 

Рис. 8.9. Эффект опыта

 

График показывает:

если фирма правильно реализует эффект опыта, то:

при выпуске max Q она будет иметь минимальные издержки;

ее доля на рынке расширяется, причет наиболее эффективно в начальный момент – проникновение;

именно в начальный период проникновение продукции фирмы важно определить цену проникновения на фиксированном уровне:

 

 
 


себестоимость,

цена

а b

Рпроникн.

 

 

себестоимость

 

Q план. Q прогноз. Q

 

Рис. 8.10. Эффект опыта

 

Анализ исследований кривой опыта показал, что темп снижения издержек на единицу товара варьирует от отрасли к отрасли: для автомобильной промышленности он равен 12%; для цветных телевизоров – 15%; для сталелитейной и смежных отраслей – 20%; для производства полупроводников и интегральных схем – 40% (Thompson, 1981).

Значение эффектов опыта для конкретной фирмы зависит не только от наклона присущей ей кривой опыта, но также и от скорости, с которой она приобретает опыт. Следовательно, способность снижать издержки будет выше в секторах с высокими темпами роста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.02 с.)