ТОП 10:

Менеджер, его деятельность и личность



 

Труд менеджера - это труд работника, профессионально занято­го в аппарате управления. Поэтому социально-экономическая природа труда в сфере управления в полной мере характерна и для менеджера.

Менеджер – это профессиональный специалист в области управле­ния, обладающий определенной экономической, технической и психоло­гической подготовкой, необходимой для руководства персоналом.

Программы подготовки менеджеров обычно включают широкий набор дисциплин, обеспечивающих глубокие познания в области макро- и микроэкономики, маркетинга и прогнозирования, финансов и цен, товароведения и логики, внутренней и внешней торговли, а также права, бухгалтерского учета и аудита. Учитывая тот факт, что работа менеджера прежде всего связана с управлением людьми, в процессе подготовки менеджеров особое внимание уделяется изучению социологии и психологии, психологии труда, психологии личности, педагогики и других наук, изучающих человека и межличностные отношения.

Наряду со знаниями, которые могут быть получены в процессе обучения, менеджер должен обладать рядом личностных качеств, таких, как новаторство и целеустремленность, оригинальность в достижении поставленных целей, практичность, деловитость, четкость, смелость и изобретательность. Кроме того, менеджер должен стремиться к доведению начатого дела до конца и к непременному достижению поставленных целей. Наличие специальных знаний и необходимых качеств позволяет менеджеру эффективно выполнять свою работу, основное содержание которой сводится к умению организовать и планировать управленчес­кие решения и обеспечивать их выполнение, а также руководить кол­лективом. При этом менеджер должен уметь общаться с людьми, уста­навливать деловые контакты, побуждать работников к производительной деятельности, находить выход из конфликтных ситуаций. Неотъемлемой обязанностью менеджера является подбор, расста­новка и обучение работников. Он должен быть предельно объективным независимо от своих симпатий. Кроме того, он должен уметь подчи­няться и соблюдать субординацию.

Практическая деятельность менеджера должна осуществляться с учетом национального менталитета. Например, японская и американская модели менеджмента существенно различаются. Так, если в американской модели доминирует индивидуальный характер принятия решений, индивидуальная ответственность, индивидуальный контроль руководи­теля, ориентация управления на отдельную личность, оценка управления по индивидуальному результату, то в японском менеджменте превалируют коллективные мотивации, управленческие решения принимаются на основе коллегиальности, ответственность и контроль носят кол­лективный характер. Управление ориентировано на группы, оценка управления осуществляется по коллективному результату, а труд оплачивается по показателям работы группы.

Если главные качества руководителя в американской модели менеджмента - профессионализм и инициатива, а деловая карьера обусловлена прежде всего личными результатами, то в Японии - умение осуществлять координации действий и контроль, а при продви­жении по службе учитываются возраст и стаж работы.

И, наконец, если для американской модели менеджмента характерны подготовка узкоспециализированных руководителей, преимущественно формальные отношения между руководителем и подчиненными и наем на работу на короткий период, то японскому менеджменту присущи подготовка руководителей универсального типа, личные неформальные отношения между руководителем и подчиненными, а также наличие долгосрочных контрактов при приеме на работу. Во многих крупных японских фирмах действует практика "пожизненного" найма, т.е. каждый работник связы­вает с фирмой свою трудовую деятельность до ухода на пенсию.

Очевидно, что модель менеджмента, создаваемая в нашей стране, не может быть простым копированием американской или японской модели. Она будет эффективна только в том случае, если будет учитывать менталитет нашего народа и основываться на традициях добросовестно­го, честного труда, взаимопомощи.

 

Требования, предъявляемые к личностно-деловым

Качествам менеджера

 

Личностно-деловые качества менеджера в значительной мере предопределяют его опыт и способности. Опыт руководителя формиру­ется в результате его обучения, приобретения практических навыков, умения и привычек. Опыт – это профессиональное мастерство, которое во многом зависит от стажа работы. Опыт определяет прежде всего профессиональную компетентность менеджера, т.е. знание дела. Профессиональная компетентность проявляется в теоретических познаниях в области управления, эконо­мики, права, в аналитических способностях и в способности предвиде­ния перспектив развития руководимого предприятия. Не последняя роль принадлежит педагогическим навыкам и умению объективно оценивать способности подчиненных и поручать им работу, соответствующую их способностям. Важно также наличие трудовых навыков у руководителя.

Опыт предполагает и морально-этическую зрелость руководителя. Это означает прежде всего честность, порядочность, верность данному слову, соблюдение принципов морали и этики, а также развитое чувство ответственности и самокритичность; сознательность, дисциплинированность, соблюдение государственных интересов и интересов коллектива. Однако, даже имея опыт и морально-этичес­кую зрелость, далеко не каждый работник может стать менеджером. Для этого еще необходимы управленческие способности и определенные личные качества.

Управленческие способности – это качества личности, данные от природы. Они не сводятся только к знаниям и навыкам, а предполагают наличие врожденных способностей быть лидером, обладать умением влиять на поведение других людей, т.е. управленческие способности предполагают у менеджеров наличие организаторских способностей и определенных личных качеств.

К организаторским способностям обычно относят:

- четкое определение цели деятельности объекта управления;

- умение планировать свою работу и работу подчиненных, способность координировать деятельность подразделений;

- способность разъяснить задание и проконтролировать его исполнение;

- энергичность, предприимчивость.

К личным качествам менеджера в первую очередь следует отнести коммуникабельность, обаяние, доброжелательность, уравновешенность. При этом одним из основных требований является коммуникабель­ность, т.е. способность к общению, умение устанавливать контакты. Немаловажную роль играет уравновешенность. Общеизвестно, что, например, сангвиники имеют больше шансов стать хорошими менеджера­ми, чем холерики, флегматики или меланхолики благодаря своей уравновешенности.

Руководитель должен стремиться привести предприятие к успеху и осознать, что он не сможет этого добиться в одиночку. Поэтому он должен добиваться доверия своих подчиненных, преодолевать трудности, четко ставя вопросы и решая их.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.004 с.)