ТОП 10:

Социальная ответственность и этика менеджера



Социальные исследования, проведенные в США свидетельствуют, что начинающие бизнесмены стремятся, как правило, прежде всего к деньгам, власти, вещам, усматривая смысл жизни в накопительстве. Столь однобокая устремленность вряд ли может способствовать решению социальных проблем и подрывает сами основы экономики, а следовательно, и коммерческой деятельности. Получение прибыли любой ценой и в короткие сроки стало целью для многих коммерсантов. Об этом, в частности, свидетельствует рост реализации населению недоброкачественных товаров. На страже интересов покупателей стоят законы, общества защиты прав потребителей и в этом случае возникает юридическая ответственность, которую не следует отождествлять с социальной. Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и законодательным нормам, отклонение от которых карается в судебном порядке. Социальная ответственность подразумевает добровольное соблюдение моральных и этических норм или добровольный отклик на социальные проблемы. Например, отчисление части прибыли в благотворительные фонды, оказание помощи малоимущим. Высокий уровень социальной ответственности менеджера создает имидж фирмы и способствует популярности его марки.

Сердцевиной проблемы социальной ответственности является этика человека, его убеждения относительно добра и зла. Менеджер, считающий, что фирма должна максимизировать прибыль любой ценой, вряд ли способен высоко ценить альтруизм, стремиться к соблюдению этичных норм и быть примером для своих подчиненных. Этика не только затрагивает проблему социальной ответственнос­ти, но и должна рассматриваться в широком спектре вариантов поведения руководителей и подчиненных. Более того, с этических позиций должны оцениваться цели и средства, используемые в менеджменте. Американские специалисты в области менеджмента в целях повышения этичности поведения рекомендуют создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий, обучение этическому поведе­нию. Однако согласно опросу общественного мнения в США только 7 % американцев считают, что общий этический уровень в стране повысился, а 65 % – что снизился.

Весьма эффективной оказалась практика японского менеджмента в части формирования и соблюдения этических норм внутри фирмы. В частности, позитивные внутрифирменные моральные нормы и традиции в послевоенной Японии связаны с именем Мацуситы – руководителя одной из крупнейших корпораций мира, который при жизни был назван "гением менеджмента". Мацусита проповедовал "гармонию интересов" труда и капитала во имя процветания страны. Он ввел полный хозрасчет и самостоятельность каждого подразделения предприятия, что создало основу для более рационального использования всех ресурсов. Мацусите принадлежит семь ценностных ориентиров, которые рассматриваются как духовное завещание и ежедневно повторяются служащими его предприя­тий. К этим ценностным ориентирам относятся следующие этические нормы:

- не хитри и будь честным;

- будь хозяином на своем месте;

- не живи вчерашним днем, совершенствуй свои знания;

- относись с уважением и вниманием к окружающим;

- все время помни о внешнем мире, приспосабливайся к законам его развития;

- с благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь – мы все берем у общества в долг;

- не уставай вопрошать, на кого ты работаешь? Ответ только один - на общество.

Мацусита считал, что афоризм "выживает сильнейший", имею­щий хождение в США, не достоин подражания и что подлинное процветание невозможно без процветания ближнего.

На основании многочисленных исследований выделено 18 типичных качеств организатора, семь из которых являются специфическими, т.е. определяют способность или неспособность к организаторской (адми­нистративной) деятельности.

1. Психологическая избирательность – способность наиболее полно и глубоко понимать психологию других людей. Здесь особое место занимает сопереживание тому, что переживают и чувствуют люди.

2. Психологический ум – качество, позволяющее находить наилучшее практическое применение каждому человеку в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей.

3. Психологический такт – способность находить подход к людям при установлении с ними взаимоотношений и взаимодействия.

4. Общественная энергичность – способность "заряжать" энергией других людей, активизировать их.

5. Требовательность к людям.

6. Критичность – способность анализировать отклонения от некото­рой нормы в деятельности и поведении других людей.

7. Склонность к организаторской деятельности.

Для успешного овладения основами организаторской деятельности и для ее осуществления необходимо единство всех качеств.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.006 с.)