Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Текст 3. Государственное экономическое регулирование деятельности предприятийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Функции и инструменты государственного Регулирования Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. В рыночной экономике товарно-денежные отношения охватывают процесс производства и обращения практически всего валового национального продукта. Все хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность путем купли-продажи. В результате пространство производственной и торговой деятельности значительно расширилось. Это объективно требует усиления государственного регулирования, превращает его в общеэкономическую задачу. Повышается роль и ответственность территориальных органов регулирования в формировании региональной политики, решении вопросов экономического и социального развития, информационного и методического обеспечения предприятий. Регулирование – это не вмешательство в деятельность предприятия. Это, прежде всего, постоянное глубокое изучение положения дел в ресторанном хозяйстве, отслеживание происходящих процессов и принятие соответствующих решений на государственном уровне. Практика социально-экономических реформ позволяет сделать вывод о том, что государственное регулирование становится неотъемлемым структурным элементом системы управления, основными признаками которой являются: всеобщая информационная обеспеченность, высокая наукоемкость, международная интеграция, единое экономическое пространство, социальная функция системы, регулируемая обществом. При этом особую значимость приобретают новые методологические и организационные подходы в управлении, планировании социально-экономических процессов. Важен выбор адекватных моделей управления и хозяйствования с учетом экономических, социальных и политических условий в каждой стране, изменений в планировании под воздействием рыночных механизмов. Однако именно потому, что концепция саморегулирования рынка приводит к серьезным деформациям и провалам в экономических и социальных процессах, государство, опираясь на возможность планирования и экономического регулирования, способно возвращать рыночные отношения в режим цивилизованной конкуренции, экономику – в состояние динамичной сбалансированности, потребление наименее защищенных слоев населения – на уровень общественно признанного прожиточного минимума. Известно, что во время экономического кризиса большинство государств, в частности США и Великобритания, значительно усиливают государственное влияние на экономику, стимулирование прогрессивных сдвигов и уменьшают это влияние в периоды стабилизации и роста. Эффективное влияние на экономику государство должно осуществлять в рамках своих функциональных действий с помощью взвешенных методов регулирования, наряду с непосредственно рыночным регулированием используя экономические, правовые и административные рычаги. Экономические и правовые методы регулирования используются в разных сферах управления с целью создания благоприятных условий развития эффективных хозяйственных единиц всех форм собственности. Для этого используются следующие рычаги: налоги, цены, кредиты, тарифы, инвестиции, ценные бумаги, проценты, амортизация, бюджет, резервы, программы, льготы, государственные заказы, субсидии, пошлины и т.д. Административные методы применяют в тех сферах, которые не охватываются рынком, но зависят от него: использование национального богатства, борьба с монополизмом, решение проблем экологии, помощь безработным, выплаты многодетным, гарантированный минимальный заработок, защита национальных интересов во внешнеэкономической деятельности, обеспечение соблюдения правил предпринимательства и финансово-кредитной деятельности. Итак, государство в рыночной экономике выполняет ряд важнейших функций. 1. Создание правовой основы. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности. 2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. 3. Стабилизация экономики, т.е. устойчивое развитие экономики, когда достигаются и поддерживаются на должном уровне основные макроэкономические показатели: объем ВНП и национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др., если государство не будет добиваться стабилизации экономики, это негативно повлияет на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы. Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. 4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий - это обеспечение гарантий всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим. Тем самым государство обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе. 5. Защита конкуренции, которая является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Создание конкурентной среды связано с демонополизацией экономики, проводимой государством. Для создания нормальных условий предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную, научно-техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно-денежную и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы. Фискальная политика государства. Так, во время спада производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных государственных программ, тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. Подъему экономики государство может способствовать и путем сокращения своих доходов, т. е. уменьшая налоги с населения и предприятий. В этом случае у населения повысится спрос на потребительские товары, а у предприятий появится больше возможности для инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и услуг. Система налогообложения должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулирования развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые значительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Снижение государственных расходов в определенных случаях приводит к снижению дефицита госбюджета, а следовательно, к замедлению инфляционных процессов. Под финансово-кредитной политикой понимается целенаправленное управление банковским процентом, денежной массой и кредитами. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, НБУ, который играет главную роль в финансово-кредитной политике, расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам. Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг. При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появляются денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу. Научно-техническая политика. Единая государственная научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии. В настоящее время общепризнанными приоритетными направлениями в развитии науки и техники являются: комплексная автоматизация производства, электронизация народного хозяйства, разработка новых материалов и технология их производства, биотехнология, атомная электроэнергетика и др. Для осуществления единой научно-технической политики государство использует целый ряд средств, основными из которых являются: - достаточное и разумное финансирование сферы образования и академической науки; - осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; - защита конкуренции; - создание таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении всего нового и передового. Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного капитала, но их развитие определяет общие условия воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика). Планирование и регулирование. Прогнозирование, планирование и регулирование являются важнейшими рычагами государства по управлению экономикой страны. С переходом на рыночные отношения роль этих инструментов управления не снижается, а вот методы планирования существенно изменяются.
3.2. Роль прогнозирования и планирования в управлении Предприятиями Жизненный опыт показывает, что плановые и рыночные механизмы не противоречат и не вытесняют друг друга, а как бы кооперируются, перераспределяют свои функции, интегрируя в развивающуюся целостность системы управления, адекватную определенному этапу развития экономики. Этот новый этап хозяйственного механизма известный американский ученый В. В. Леонтьев охарактеризовал как «синтез плана и рынка». Идея синтеза двух типов хозяйственных механизмов получила успешное воплощение в ряде высокоразвитых стран, доказав свою большую жизненность и эффективность. Японские ученые не без основания считают, что Япония обогнала США и страны Западной Европы по темпам развития экономики благодаря прежде всего внедрению планирования в систему ведения хозяйства. По их мнению, достигнутые в экономике результаты следует отнести как за счет плана – 50%, так и за счет рыночных отношений – 50%. Выдающийся японский экономист Сабуро Окита, один из сторонников построения системы управления экономикой на основе хозяйственного механизма «синтез плана и рынка», считает, что бытующее в научной экономической литературе мнение о превосходстве «рыночно ориентированной экономики» над централизованно планируемой … - заблуждение. Проблема состоит в том, чтобы соединить, согласовать, объединить в едином механизме начала этих двух систем, найти эффективный путь комбинирования рыночных механизмов и государственного планирования и регулирования. Именно переход к рыночным отношениям, развитие приватизации заставляет по-новому посмотреть и дать оценку планированию в разрезе: центральные плановые органы – отрасль – предприятие. Центральные органы должны только регулировать процесс производства и реализации товаров, координировать межгосударственные поставки, способствовать эквивалентности обмена, осуществлять контроль за исполнением госзаказов, разрабатывать прогнозы развития народного хозяйства страны. Прогнозирование – это научно обоснованное предвидение динамики экономических и социальных процессов, носящее вероятностный характер и не имеющее директивной силы. В этом коренное отличие прогнозирования от планирования. Прогноз и план дополняют друг друга. Прогнозы предшествуют составлению планов и программ, являясь предварительной стадией их разработки. Прогнозирование существует как в командно-административной, так и в рыночной экономике. Формирование прогнозов обычно происходит на макроуровне. Макроэкономические показатели не носят директивного характера, но вместе с тем служат основой составления всех прогнозов. Макроэкономические прогнозы включают: - состояние финансово-кредитной сферы; - сферы производства; - социальной сферы; - трудовых ресурсов и занятости; - внешнеэкономических связей и ряд других. Экономические прогнозы бывают следующих видов: 1. По масштабу прогнозирования: - макроэкономические (народнохозяйственные); - структурные (народнохозяйственный комплекс); - отраслевые; - региональные; - предприятия. 2. По времени: - оперативные (до 1 месяца); - краткосрочные (до 1 года); - среднесрочные (до 5 лет); - долгосрочные (5-15 лет). Источниками информации для прогнозов являются накопленный опыт, экстраполяция. Процесс разработки прогноза социально-экономического развития носит итеративный характер (итерация – метод последовательных приближений), т.е. на основе данных, которые последовательно уточняются, корректируются. Прогноз разрабатывается, отталкиваясь от общих (макроэкономических) показателей и заканчивается показателями отдельных отраслей. Одновременно разрабатывается встречный прогноз, который начинается с предприятий, отраслей. Встречные данные сопоставляются, вырабатывается единый вариант, который принимается за базу плана, программы или правительственного решения. На основе прогнозов осуществляется плановое регулирование. Плановое регулирование выступает в качестве инструмента реализации экономической и социальной политики. В частности, ежегодно разрабатываются планы социально-экономического развития Украины. Планирование – это процесс формирования целей, определение приоритетов, средств и методов их достижения, завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора всевозможных вариантов развития. Плановое регулирование – главная и решающая форма реализации планомерности. По своему характеру плановое регулирование может быть директивным или индикативным. Директивное планирование характеризуется использованием бюрократических методов управления. Формой ее реализации является, к примеру, государственный контракт, государственный заказ. Государственный контракт является средством обеспечения потребностей потребителей, финансируемых за счет госбюджета, пополнения государственного резерва. При этом государство гарантирует оплату продукции, выполнение работ, предоставление услуг. Государственный заказ является средством стимулирования наращивания производства дефицитной продукции, развития приоритетных отраслей народного хозяйства, выполнения межгосударственных соглашений, экспортных и импортных операций, внедрения технологий и т.д. При этом государство может предоставлять льготы исполнителям, но не обеспечивает финансовыми ресурсами. Индикативное – имеет информационный, ориентировочный характер показателей и характеристик плана. Цель индикативного планирования – государственное воздействие на социально-экономическое развитие. Индикативное планирование представляет собой систему рекомендаций, необязательных для субъектов рыночных отношений, а также средств косвенного воздействия на государственное предпринимательство и разработку целевых комплексных программ. Основные элементы индикативного планирования следующие: - изучение социально-экономических процессов на основе аналитических прогнозных методов, определение конкретных объектов государственного воздействия и выбора путей и средств этого воздействия; - широкое информирование рыночных субъектов о перспективах и прогнозах социально-экономического развития для обеспечения их необходимой ориентации при выборе личных хозяйственных решений; - применение преимущественно косвенных регуляторов и нормативов обязательных для всех субъектов рыночных отношений; - реализация прямого воздействия на социально-экономические процессы преимущественно через средства государственного бюджета. Основу индикативного планирования должны составлять балансовые расчеты, разработка материальных балансов, балансов спроса и предложения, балансов доходов и расходов предприятий и других балансов. Формирование индикативных планов необходимо осуществлять как на макроуровне, так и на микроуровне, на уровне крупных фирм и предприятий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.39 (0.011 с.) |