ТОП 10:

Этапы процесса разработки управленческих решений



 

Процесс решения включает три основные фазы: подготовку, принятие и организацию выполнения.

Фаза подготовки управленческого решения подразделяется на следующие этапы:

- уяснение проблемы – здесь необходимо четко себе представить желаемую ситуацию и трудности, которые связаны с ее достижением. При этом важно четко определить, что можно сделать для решения проблемы внутри системы и что и в какой степени зависит от окружающей среды. К примеру, проблемы: повышение качества продукции и обслуживания, внедрение новых технологий, расширение ассортимента продукции, развитие материально-технической базы и т.д.;

- анализ исходной ситуации – на этом этапе анализируют потенциал организации и состояние окружающей среды на момент принятия решения с точки зрения возможности достижения поставленной цели или получения желаемого результата;

- постановка задачи – это этап, в ходе которого конечную цель подразделяют на этапы ее достижения, а на каждом этапе намечают конкретные задачи, увязанные с конечной целью. При этом особенно важно, чтобы задачи имели количественную определенность и последовательность решения;

- разработка вариантов решения – заключительный этап фазы подготовки управленческого решения. Основное содержание этого этапа состоит в том, что для поставленных задач предполагаются различные варианты решения. К разработке вариантов решения привлекают специалистов. Количество предлагаемых вариантов может быть различным, но каждый должен содержать четкую формулировку задачи, основные этапы ее решения по времени и данные о необходи­мых ресурсах (материальных, трудовых, финансовых), а также возможные последствия осуществления данного варианта.

Фаза принятия решения включает анализ предлагаемых вариантов и выбор оптимального варианта.

Анализ предлагаемых вариантов решения осуществляется обычно руководителем совместно со специалистами и предполагает: во-первых, выбор критериев для сравнения вариантов и расчет эффекта от реализации каждого варианта, и, во-вторых, сопоставление принятых критериальных показателей с аналогичными показателями по каждому варианту.

Выбор оптимального варианта осуществляется обычно руководите­лем по результатам анализа предложенных вариантов. Оптимальный вариант – это наилучший вариант в данных условиях по заданному критерию. Выбор оптимального варианта решения утверждает руководи­тель. Решение формулируется и документально оформляется, фиксирует­ся (т.е. подписывается) руководителем, после чего задания доводятся до непосредственных исполнителей, т.е. осуществляется организация исполнения.

Заключительная фаза принятия управленческого решения: органи­зация выполнения. Эта фаза включает:

- доведение заданий до исполнителей - предполагает, что смысл принятого решения должен быть разъяснен всем исполнителям и перед каждым из них должны быть поставлены конкретные задачи и определены их права, обязанности и функции в исполнении решения,

- этап формирования организационного плана предусматривает четкое определение объема работ по каждой задаче и определение приоритетов, ресурсов и сроков выполнения заданий каждым исполнителем;

- организация контроля за исполнением решения – заключительный этап исполнения решения, который включает текущий и заключительный контроль. Текущий контроль осуществляется на протяжение всей работы по исполнению решения, а заключительный проводится по результатам исполнения и позволяет, с одной стороны, соиз­мерять цели и результаты, а с другой – осуществлять вознаграждения по результатам работы.

Процесс подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений подразделяется на ряд операций и процедур. Операция – это законченное действие, а процедура – набор операций, направленных на решение каких-либо управленческих задач.

В процессе подготовки, принятия решения и организации выполне­ния принимают участие все категории работников аппарата управ­ления: руководители, специалисты и технические исполнители. Однако степень участия их в этом процессе различна. На долю руководителя выпадают сложные творческие операции и процедуры, выполнение которых требует специальных знаний и опыта. Руководитель анализирует исходную ситуацию, рассматривает варианты решения, выбирает оптимальный вариант, т.е. принимает окончательное решение, контролирует выполнение решения и несет ответственность за принятые решения и выполненные действия. Специалисты выполняют, в основном, логические операции процедуры. Они разрабатывают варианты решений, участвуют в анализе этих вариантов, а также, в необходимых случаях, принимают участие в форми­ровании организационного плана и контроля.

Технические исполнители выполняют, в основном, технические операции и процедуры при оформлении решений и организационного плана, а также участвуют в процессе организации контроля.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.74.77 (0.006 с.)