Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Завоевание Западной Римской империиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Использование римских достижений
Варвары – язычники христианизация составила основу à варваров à европейской Римляне – христиане сблизила средневековой цивилизации 3. Приступая к рассмотрению вопроса о падении Западной Римской империи, учитель может активизировать знания учащихся, полученные ими из курса истории древнего мира. В этих целях могут быть использованы сведения об основных событиях, связанных с гибелью Западной Римской империи: 410 г. – завоевание Рима вестготами – Аларих. (работа с документом – учебник М.Ю.Брандта, сс. 21-22) - выяснение причин гибели Рима. 451 г. – борьба с гуннами в Галлии – Атилла. (Каталунская битва). 455 г. – разграбление Рима вандалами – Гейзерих. 476 г. – завоевание Рима остготами – Одоакр. (борьба Теодориха с Одоакром за власть. 493 г. – победа Теодориха). 4. На основе восстановленных в памяти событий с помощью учителя учащиеся должны выделить основные причины падения Западной Римской империи: - Рим был силен пока воевал с варварами на их земле. Он столкнулся с натиском всего мира варваров. - шла борьба между Восточной и Западной Римскими империями, в которую они вовлекали варваров; - восстания в провинциях; - восстания рабов и разорившихся крестьян; - борьба императоров за власть (с 455 по 476 гг. сменилось 10 императоров); - ослабление армии из-за разорения крестьян и предательства наемников. Домашнее задание: Учебники: (А) - § 1(5); (Б) - §§ 3, 4; (Бр) - §§ 2, сс.17-18, 3; (В) - § 1(1, 2); (Г) - §§ 2.1, 2.3; (Д) - §§ 1-2, сс.21-23; (К) - §§ 1, 2(1); (КнЧ) – сс.50-61.
Урок 3: «Кельты».
Цель урока: Раскрыть исторические условия, способствовавшие формированию уникальной культуры самых древних европейских варварских народов – кельтов, как могущественного и сильного противника римлян. Отметить роль древней кельтской культуры в формировании варварских государств на территории Европы.
План изучения нового материала: 1. Кельты и их прародина. 2. Основные занятия кельтских племен. 3. Общественный строй и верования кельтов. 4. Взаимодействие кельтов с античным миром. 5. Кельты и великое переселение народов.
1. Кельты – варварские племена, населявшие территорию Западной и Центральной Европы в последние века до н.э.; покорены римлянами в I веке н.э. галлы («петухи» – носили яркие одежды, красили волосы) (территория Франции) бритты Кельты скотты (Британия) (впервые упоминает аквитаны Геродот) гельветы (Франция и Северная Италия) эдуи
Версии: Галлия (историки древнего мира) Прародина кельтов: Побережье Северного моря (историки древнего мира) Территория между Рейном и Дунаем (современные историки) Римские историки оставили нам описание кельтов (галлов): Сварливы, заносчивы. Голос звучит резко и угрожающе. Храбры и безрассудны. Многие правители того времени, в том числе и римские, содержали на службе кельтских воинов – наемников. Кельты закалены морозом и непрестанным трудом. Отличались физической силой и великолепно владели оружием. У кельтов было много племен, которые воевали друг с другом, жили достаточно обособленно на больших пространствах, покрытых реками и лесами. Кельты не смогли сплотиться в единый союз и создать своё государство. Эти племена вели оседлый образ жизни. Земля и скот – являлись признаками богатства. Подлинными центрами политической, хозяйственной и религиозной жизни были оппидумы, которые имели черты средневекового города. Оппидум – укрепленное место. Это военная крепость, центр отдельного племени, центр ремесла и торговли. В самом оппидуме нет четкой планировки. Дома из дерева и камня четырехугольной формы. В городе был рынок, найдены монеты. Ю.Цезарь писал, что у кельтов в Галлии было 12 оппидумов, 400 деревень и отдельные дома-фермы.
2. скотоводство (коровы, овцы, козы, свиньи, лошади) земледелие (ячмень, пшеница, рожь, лен) Занятия охота – любимое занятие кельтов ремесло (гончарное дело, ткачество, обработка металлов) торговля (с Грецией, Римом)
3. Общественный строй кельтов – переход от родоплеменного к раннефеодальному, этап разложения первобытнообщинных отношений. У кельтов выделилась племенная знать. Об этом свидетельствуют раскопки археологов, обнаруживших богатые погребения. Кельты хоронили умерших в полном воинском снаряжении, со щитом, мечом, в шлеме, с колесницей и пищей. Этот факт также свидетельствует о вере кельтов в загробную жизнь, которую они рассматривали как продолжение земной. Вера в бессмертие души была тем единственным, что объединяло все кельтские племена. У каждого племени были свои боги. Самый почитаемый - Дите – «прародитель кельтов». Ударное ядро войска – дружина. Велика власть вождя – царя и племенной знати. В прошлое отошли народное собрание и совет старейшин. Все дела вершило собрание знати и богатых, которое собиралось нерегулярно. Знатный и богатый человек мог содержать собственное войско, у знати была личная дружина. В Галлии наряду с личными земельными владениями людей существовала общинная собственность на пастбища и леса, но по-настоящему независимых общинников было не много. Налоги и долги привели к образованию неимущей группы населения. Они искали покровительства у богатых людей. У кельтов сохранялось рабство. Рабы были из военнопленных. Их нередко использовали как домашнюю прислугу. Иногда, их по обычаю отпускали на волю. По мнению Г.Ю.Цезаря в Галии существовало только два класса людей, которые пользовались известным значением и почетом: 1) друиды – представители аристократии, посвятившие себя культу; 2) всадники – аристократы, посвятившие себя оружию. Друиды возглавляли религиозную жизнь, обладали большим политическим и юридическим авторитетом. Они были не просто жрецами, а той объединяющей силой, которая могла ослабить внутриобщинные распри. И сейчас в ирландском языке слово «друид» означает – колдун. Друиды были высшими авторитетами в вопросах языческой веры, выступали хранителями многовековых знаний. Друиды могли отлучить от культа за непослушание целое племя. Они исполняли функции верховного суда, который мог рассматривать конфликты между племенами. Приговор их суда был окончательным, они приводили в исполнение даже смертные приговоры. Друиды взяли на себя воспитание молодежи. Чтобы стать друидом нужно было учиться 20 лет. Друиды пользовались привилегиями: - не платили налогов; - освобождались от военной службы. У друидов была своя иерархия, но они не были замкнутой кастой. Они пополнялись представителями знатных семей. Сами друиды могли жениться, иметь детей, владеть имуществом, активно вмешиваться в политическую жизнь, выполнять дипломатические миссии, участвовать в сражениях.
4. Поиск плодородных земель и богатства привел кельтов к завоеваниям. Основу войска кельтов составляла пехота, вооруженная копьем с длинным наконечником (до 50 см), мечом и большим щитом. IV век до н.э. – век триумфа кельтов. 390 г. до н.э. – нашествие галлов (кельтов) на Рим. Кельты заняли огромные территории современных: - Франции; - Северной Италии; - южной части Германии; - северо-запада Испании; - Швейцарии; - Австрии; - Бельгии; - Чехии; - части Болгарии; - часть Британского острова; - часть Малой Азии. Образование Римской республики и завоевания римлян привели к тому, что часть кельтских племен, населявших Предальпийскую Галлию оказалась покорена римлянами. Железные легионы Цезаря и его преемников положили конец неповторимому миру кельтов. Галлия и другие территории, населенные кельтами, стали римскими провинциями. Таким образом, к I веку до н.э. Рим вытеснил кельтов отовсюду. Часть племен покинула эти территории, а другая – была ассимилирована римлянами. Однако, непокорные кельты Британии (бритты и скотты) не вошли в состав римских владений и сохранили свои земли на северо-западе Британии (в Шотландии, Ирландии, Уэльсе). На этих землях кельтам удалось сохранить свою культуру, отстоять свой мир как перед англо-саксами, так и под ударами норманнов.
5. В эпоху Средневековья часть кельтских племен участвовала в великом переселении народов, которое повлияло на весь варварский мир. Кельтская культура - таинственная и мистическая - оказала влияние на развитие культуры и становление средневековой Европы: - кельтская металлургия заложила основы средневековой металлургии; - сохранились древние городские центры кельтов; - религиозные праздники оказали влияние на христианскую церковь; - использовались изобретения кельтов (например, замок); - воинственный дух кельтов повлиял на военные традиции в странах Западной Европы. Просмотр видеофильма «Кельты» из серии «Времена и войны». Вопрос к видеофильму: Почему кельты потерпели поражение в борьбе с Римской империей? Ответ: 1) отсутствие единого государства; 2) межплеменная борьба; 3) военное превосходство римлян. Вывод: Несмотря на широкое расселение кельтов на территории Западной Европы и сравнительно высокий уровень их культурного развития, эти племена так и не смогли создать единого государства, как это характерно для многих других варварских народов. Их военные походы лишь условно можно назвать завоеваниями, поскольку на новых землях кельты не стремились подчинить себе местное население, а отчасти сливались с ним, отчасти предпочитали мирное сосуществование и никогда не имели подобия государственного и политического центра. Домашнее задание: Учебники: (КнЧ) – сс. 18-36. Урок 4: «Германские племена».
Цель урока: Сформировать у учащихся первоначальные представления об особенностях общественного строя, быта и верований германцев. Определить основные территории расселения германских племен и причины образования первых варварских государств.
План изучения нового материала: 1. Расселение германских племен. 2. Занятия германцев. 3. Общественный строй. 4. Быт и верования. 5. Образование первых варварских государств.
1. В начале урока учитель может обратить внимание учащихся на письменные исторические источники, повествующие о германцах: - Цезарь. «Записки о галльской войне»; - Тацит. «Германия», «Анналы», и др.
Для определения территории расселения германских племен до I в. н.э. учащимся предлагается работа с атласом. Учителю следует отметить, что они заселяли в основном северные области Европы: Скандинавский п-ов, побережье Балтийского моря, район реки Рейн. В I веке н.э. происходит переселение германских племен на юго-запад Европы в более теплые области. В целях актуализации пройденного на предыдущем уроке материала учитель может предложить для обсуждения вопрос о причинах, которые вынуждали германцев переселяться. В III в. н.э. германские племена селились в римских провинциях и служили в римской армии. Для формирования у учащихся представления о внешнем виде германцев возможно использовать работу с текстом документа в учебнике (например, в учебнике М.Ю.Брандта - на стр.15), и предложить ответить на вопросы к нему.
2. Изучение вопроса о занятиях германцев возможно предложить учащимся для самостоятельной работы с учебником. Обобщая их ответы, учитель должен выделить следующие основные занятия германцев: 1) Скотоводство (коровы, лошади, свиньи, овцы), разведение кур, уток, гусей; 2) Земледелие: подсечное à пашенное (двуполье). Выращивали: просо, овес, ячмень, рожь, пшеница, огородные культуры: бобы, горох, чечевица, капуста, свекла, морковь, салат, чеснок и т.д., лен. 3) Охота; 4) Рыболовство; 5) Собирательство; 6) Ремесло; 7) Война. При этом, учитель обращает внимание учащихся на влияние природно-климатических условий на занятия человека, а также отмечает, что германцы не только брали от природы всё в готовом виде (присваивающий тип хозяйства), но и научились воспроизводить сами (производящий тип хозяйства).
3. При рассмотрении вопроса о развитии общественных отношений у германских племен учитель может использовать опорную схему на доске:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.152 (0.009 с.) |