Поведение каждого человека предопределено Аллахом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведение каждого человека предопределено Аллахом



1) идея бессилия человека перед Аллахом;

2) требование терпения и покорности власти и знати;

3) оправдание неравенства;

4) призыв к священной войне с неверными – джихад (газават).

В заключение учитель вместе с учащимися выявляют сходство ислама с иудаизмом и христианством как веры в одного бога, но отмечают различия в обрядах, догмах, укладе жизни.

Ислам не только вера, но и образ жизни, система ценностей (многие из них совпадают с христианскими – не убий, не укради, не лги, уважай родителей и т.д.).

5.

На основе Корана были разработаны правила поведения мусульманина – шариат («правильный путь»), среди которых выделено 5 столпов веры (работа с учебником М.Ю.Брандта с.94):

1) произнесение вслух символа веры;

2) ежедневное пятикратное богослужение (намаз);

3) пост в священный месяц рамадан;

4) раздача милостыни;

5) паломничество в священный город Мекку (хадж).

В Коране также были закреплены следующие правила:

- запрет ростовщичества;

- обязанность платить налоги и долги;

- осуждение присвоения чужого имущества;

- запрет пить вино и есть свинину, играть в азартные игры;

- господство мужчины в семье;

- закрепление многоженства.

После смерти пророка в исламе утвердится еще одно правило – обязанность мусульманина защищать ислам в священной войне с неверными. В дальнейшем это сыграет важную роль в истории арабов. Учитель может провести аналогию с современностью, подчеркнув при этом, что ислам не призывает к войне с неверными, а возникшие в исламе различные религиозные течения (например ваххабизм) стремятся использовать это правило для достижения своих целей.

В середине VII века при халифе Али (двоюродный брат Мухаммеда) в стране вспыхнули междоусобные войны, приведшие к расколу в исламе и образованию двух основных течений:

 

Основные течения ислама

       
   


Шииты Сунниты

- Признают только Коран. - Признают Коран и Сунны.

- Имам – глава государства. - Халиф – глава государства.

- Имамами могут быть только - Халиф может избираться

потомки Али (Мухаммеда) по мусульманской общиной.

наследству.

 
 

 


Карматы – движение крестьян и ремесленников.

- Все религии равны.

 

 

Домашнее задание:

Учебники:

(А) - § 13; (Б) - §§ 11,12; (Бр) - § 11, сс.102-106; (В) - § 9; (Г) - § 3.3, сс.52-56; (Д) - § 10;

(К) - § 27; (КнЧ) – сс.184-188.

Рабочая тетрадь: задания 45-47.

 

Урок 20: «Арабский халифат и его распад».

 

Цель урока: Раскрыть характерные черты феодального строя на Ближнем Востоке, определить основные причины распада Арабского халифата.

 

План изучения нового материала:

1. Завоевания арабов и причины их успехов.

2. Отношение арабов к покоренным народам.

3. Особенности феодального строя на Ближнем Востоке. Управление Арабским халифатом.

4. Распад Арабского государства и его причины.

 

1.

Проводя проверку знаний учитель актуализирует знания, полученные учащимися на предыдущем уроке, а также использует вопросы к § 11 учебника М.Ю.Брандта.

При изучении новой темы можно использовать работу с контурной картой в рабочей тетради Е.А.Крючковой с.30 или в атласе по истории средних веков. В процессе рассмотрения данного вопроса учащиеся определяют основные направления завоеваний арабов и составляют в тетради следующую опорную схему:

Завоевания арабов в VII-VIII веках:

           
     
 

 


Западная Европа Византия Азия

Пиренейский п-ов (Испания) Сирия Иран

Балеарские ос-ва Палестина Ирак

о. Сардиния Египет Закавказье

о. Сицилия Северная Африка Средняя Азия

о. Кипр часть Индии

юг Апеннинского п-ова Иранское нагорье

о. Крит

 

Причины успехов арабов:

1) Фанатизм арабов. Ислам – цементирующая сила армии.

2) Особенности раннего ислама – он был понятен покоренным народам.

3) Высокие воинские качества арабов и многочисленность их войска.

4) Внутренние противоречия в покоренных странах.

5) Истощение Ирана и Византии во взаимных войнах.

 

2.

В ходе изучения отношения арабов к покоренным народам учащиеся могут самостоятельно выделить характерные черты политики арабов на завоеванных территориях.

 

Политика арабов

первоначально (в период завоеваний) после покорения

- все платили поземельный налог; - земля – собственность государства;

- не заставляли принимать ислам; - внедрение ислама;

- те, кто не приняли ислам – платили - внедрение арабского языка;

подушную подать; - управление в руках арабов;

- жили по законам своей веры; - тяжелые налоги.

- мусульмане освобождались от налогов.

 

Таким образом, в течение VII - первой половины VIII вв. возникло огромное государство – Арабский халифат, территория которого простиралась от берегов Атлантического океана, до границ Индии и Китая. Его столицей стал город Дамаск.

 

3.

Столицей халифата с 661 по 750 годы являлся город Дамаск, а с 762 года, при Аббасидах стал г.Багдад, который дал название государству арабов – Багдадский халифат. Расцвет этого государства был связан с легендарным халифом Харун-ар-Рашидом (766-809 гг.).

Система управления Арабским халифатом:

 
 


Халиф вся полнота власти

(преемник пророка)

 

духовный правитель светский правитель

 
 


Везир

Верховный кадий Эмиры

(правители провинций)

Правительство

кадии в провинциях

и городах

       
 
 
   

 

 


На основе этой схемы учитель вместе с учащимися выделяют основные особенности феодального строя арабов:

1) Собственник всей земли – государство и его глава – халиф.

2) Налог с земли поступает в казну халифа.

3) В руках халифа светская и духовная власть.

4) Религиозный характер государства (теократия, жизнь по законам шариата).

Халиф – заместитель, преемник пророка.

 

4.

Переходя к изучению четвертого вопроса, учащимся предлагается высказать свои мнения в отношении причин распада Арабского халифата. При этом учитель способствует актуализации их знаний о причинах распада империй Александра Македонского и Карла Великого. Обобщая ответы учащихся, учитель выделяет причины распада Арабского халифата:

1) огромная территория, множество народов, культур, языков – трудно удержать власть;

2) восстания покоренных народов;

3) стремление эмиров к самостоятельности;

4) наемное войско, которое по своей воле возводило и свергало халифов, что приводило к политической нестабильности;

5) раскол ислама на два течения: шииты и сунниты.

 

Работая с картой, учащиеся называют основные государства, возникшие в результате распада Арабского халифата.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.017 с.)