Востока (ислам). Что общего ? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Востока (ислам). Что общего ?



А) Запад; а) строили мечети;

Б) Восток. б) священная книга - Библия;

в) строили церкви;

г) религия укрепляла власть правителя;

д) священная книга - Коран;

е) религия духовно объединяла людей;

ж) основание монастырей;

з) наличие сословия “которое молится”.

Домашнее задание:

Учебники:

(А) - § 15; (Б) - § 13; (Бр) - § 13; (В) - § 10 (3, 4, 5); (Г) - § 3.3, сс.60-61; (Д) - § 11, сс.94-96;

(КнЧ) – сс.188-208, 532-541.

 

 

Урок 22: Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Раннее средневековье».

 

Цель урока: На основе изученного материала систематизировать и обобщить особенности образования государств у разных народов Западной Европы и Азии в период раннего средневековья. Сформировать представления учащихся об основных чертах феодальных отношений на Западе и Востоке.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое средневековье, его хронологические рамки и этапы?

2. Какой этап средневековья мы завершили изучать, его хронологические рамки?

3. Какие основные проблемы мы изучали в этом разделе?

а)образование варварских государств;

б) складывание феодальных отношений.

4. Какие варварские племена заселяли Западную Европу? Укажите их общие черты?

5. Назовите основные причины образования раннефеодальных государств?

6. Когда и какие государства образовались у германских племен? (работа с картой)

7. Когда и какие государства образовались у славянских племен? (работа с картой) В чем их отличие от германских?

8. Когда образовалось государство у арабов и чем оно отличалось от европейских?

9. Что во всех государствах сыграло важную роль в объединении и укреплении государственной власти? В ходе обсуждения учитель подчеркивает, что все эти народы перешли от первобытно-общинного строя к раннефеодальному государству, минуя рабовладельческие отношения.

10. Чем от государств Западной Европы отличалась Византия?

11. Почему эти государства называем раннефеодальными?

12. Назовите черты раннефеодальных отношений.

13. Что такое феод (бенефиций, вотчина)?

14. Кто такие сеньоры и вассалы?

15. Что такое феодальные крестьянские повинности? Каких видов они были?

16. Чем определялось положение человека в средневековом обществе?

17. Какие основные сословия раннефеодального общества нам известны? Их отличия друг от друга.

18. Почему феодальные отношения прогрессивней рабовладельческих и первобытных?

19. Какова судьба раннефеодальных государств в IX-XI веках?

20. Доказать неизбежность феодальной раздробленности.

21. Назовите основные достижения в области развития науки и искусства в эпоху раннего средневековья?

В целях закрепления полученных знаний целесообразно составить сравнительную хронологическую таблицу:

«Становление государств в Европе, Византии и у арабов»

Век Западная и Центральная Европа Византия Арабский халифат
VI в. Образование ранних германских государств. Принятие христианства. Расцвет при Юстиниане – образцовая империя. Разложение первобытнообщинных отношений.
VII в. Образование Болгарского государства. Завершение великого переселения народов. Борьба со славянами и арабами, потеря части территории. Образование Арабского государства, принятие ислама, начало завоеваний.
VIII в. Наступление норманнов в Северной Европе. Перелом в борьбе с арабами. Образование Арабского халифата. Раскол ислама.
IX в. Складывание и распад империи Карла Великого. Образование Киевской Руси, Великоморавского государства. Распространение славянской письменности. Новый подъем. Распад Халифата. Образование Кордовского эмирата, Багдадского халифата, государств Тахиридов, Идрисидов, Аглабидов.
X в. Образование Священной Римской империи Оттоном I. Образование государств в Скандинавии и Британии, Польского и Чешского королевств. Расцвет. Византия избежала феодальной раздробленности Феодальная раздробленность.
XI в. Феодальная раздробленность в государствах Западной Европы. Образование Венгерского государства. Расцвет. Покорение Болгарского царства. 1055г. – завоевание турками-сельджуками.

 

В заключение учитель вместе с учащимися должен отметить, что несмотря на падение Западной Римской империи, завоевавшие ее германские племена сумели образовать несколько самостоятельных государств. Вершиной этого процесса стало образование империи Карла Великого. Возникновение в Европе государств норманнов, славян способствовало распространению феодальных отношений.

В восточной части Средиземноморья сохранилась часть Римской империи, которая продолжительное время оставалась сильной и богатой державой. Именно Византия становится центром распространения христианства и других культурных традиций античности.

Возникновение в VII веке Арабского халифата привело к глобальным изменениям на политической карте мира и распространению новой мировой религии – ислама.

Несмотря на различия в укладе жизни, традициях, религии, эти государства прошли схожие этапы развития и становления раннефеодальных отношений. К ХI веку практически все страны Западной и Центральной Европы, Арабский халифат вступили в стадию феодальной раздробленности. Лишь Византия сумела избежать этого процесса.

В эпоху раннего средневековья в результате взаимодействия античного и варварского миров закладывались основы средневековой культуры.

Домашнее задание:

Закончить работу по заполнению сравнительной хронологической таблицы: «Становление государств в Европе, Византии и у арабов»

 

Урок 23: «Возникновение средневекового города».

 

Цель урока: Раскрыть основные причины возникновения городов как центров развития ремесла и торговли. Показать роль крестьян и ремесленников в возникновении общественного разделения труда между городом и деревней.

 

План изучения нового материала:

1. Успехи в хозяйственной жизни в X-XIII вв. Отделение ремесла от сельского хозяйства.

2. Занятия ремеслом и развитие техники.

3. Причины возникновения городов.

4. Происхождение названий средневековых городов.

 

1.

В начале урока учитель предлагает учащимся вспомнить какие города эпохи Древнего мира им известны. Что стало с городами, возникшими в период существования Римской империи?

Далее учитель может предложить решить учебную задачу.

Вопрос:

Почему именно в ХI веке начинается стремительный рост числа городов?

 

Обобщая ответы учащихся, на доске изобразить логические схемы, раскрывающие причинно-следственные связи между успехами в развитии сельского хозяйства, ремесла и ростом числа городов.

 

Логическая схема на доске:

Влияние успехов в сельском хозяйстве на рост числа городов

 

Прекращение Успехи в сельском хозяйстве:

набегов варваров Рост - освоение новых земель (1/2 лесных

населения массивов к концу 15 в., осушение

Борьба церкви в Европе болот, оросительные каналы);

с войнами (нач.VIII в. – 27 млн.чел. - лемех с отвалом;

нач.ХIIв.- 48 млн.чел. - колесный плуг;

нач.ХIVв.- 73 млн.чел.) - борона с железными зубьями;

- изобретение хомута – перенос

тяжести с шеи на грудь;

- трехпольная система;

- ветряные мельницы;

- использование навоза для

удобрения.

 

 

Последствия:

 
 


Увеличение производства сельскохозяйственных продуктов

 
 


Появление излишков

 

Часть населения стала заниматься ремеслом и торговлей

 

Отделение ремесла от сельского хозяйства

 

Увеличение обмена

 
 


Развитие торговли

 

Появление рынков

 
 


Возникновение городов

 

В процессе создания логической схемы необходимо обратить внимание учащихся на значение понятий:

Ремесло – ручное производство орудий труда и предметов быта.

Рынок: - место постоянной торговли;

- система прочных торговых связей.

2. Логическая схема на доске:

Влияние успехов в развитии ремесел на рост числа городов

 

Успехи в развитии ремесел:

- активное строительство церквей;

- применение подъемных механизмов;

- доменные печи;

- гончарный круг и печи для обжига;

- горизонтальный ткацкий станок;

- верхнебойное колесо.

 

Последствия:

Рост производительности труда

 

Появление товаров

 

Необходимость обмена.

 

Возникновение городов

 

 

3.

Подводя итог обсуждению, учитель делает вывод о том, что повлияло на рост числа средневековых городов в ХI-ХIII вв.:

 

сельском хозяйстве Невозможность

Успехи в хозяйстве совмещения

ремесле труда

Появление городов, Отделение ремесла

как центров ремесла от сельского хозяйства

и торговли

Города возникали там, где было удобно и безопасно: у стен замков и монастырей, на холмах, в излучинах рек, на перекрестке торговых дорог, у бродов и мостов, в морских гаванях, на местах римских развалин. Это отразилось на их названиях.

Происхождение названий городов:

- Сан, Сен, Сент, Санкт – от «святой» – у монастырей (Сент-Жермен, Сан-Джиминьяно);

- Берг – на горе, холме (Нюрнберг);

- Бург – от «укрепление», «крепость» (Эдинбург, Страсбург, Миддельбург);

- Бридж, Брюке – от «мост» (Кембридж, Саарбрюкен);

- Форд, Фурт – от «брод» (Оксфорд, Швайнфурт);

- Порт – в гавани (Ньюпорт);

- Честер, Кастер – военный лагерь римлян (Манчестер).

Для закрепления полученных знаний учащимся предлагается выполнить задание 74 на сс.43-44 в рабочей тетради Е.А.Крючковой: из перечня названий городов (Франкфурт-на-Майне, Трир, Санкт-Галлен, Фрейбург, Павия, Кельн, Сент-Омер, Милан, Марсель, Любек, Бордо, Оксфорд, Лион, Сен-Кантен, Кембридж, Равенна) выбрать те из них, которые возникли в период средневековья, и те, которые существовали с античных времен. Кроме того, используя карту, учащиеся могут самостоятельно дополнить этот список названиями известных им городов.

Домашнее задание:

Учебники:

(А) - § 16; (Б) -§ 36; (Бр) - § 14, 18; (В) - § 14 (1, 2); (Г) - § 4.5; (Д) - § 15, 20, сс.156-158; (К) - § 16; (КнЧ) – сс.221-224.

 

Урок 24: «Борьба городов с сеньорами».

 

Цель урока: Раскрыть причины и последствия борьбы городов с сеньорами. Отметить особенности борьбы жителей городов за независимость. Сформировать представление учащихся о составе городского населения и городском самоуправлении.

 

План изучения нового материала:

1. Причины борьбы городов с сеньорами.

2. Цели, способы и последствия этой борьбы.

3. Городское самоуправление.

4. Облик города и его население.

 

1.

В начале урока учитель обращает внимание учащихся на то, что средневековые города возникали на землях королей и других светских и духовных феодалов. «Нет земли без сеньора».

Большинство городских жителей находились в поземельной, личной и судебной зависимости от сеньора.

 

ремесленники (- оброк;

Н - барщина)

А

Сеньор - Л купцы (- обязаны давать деньги взаймы;

хозяин города (X-XI века) О - платили подать за землю;

Г - налоги с торговых договоров)

И

мелкие торговцы (- пошлина – торговый налог;

- штрафы за обман покупателей)

 

 
 


С Е Н Ь О Р

 
 

 


Устанавливает В его руках Возглавляет Ведает Может взять

пошлины за городское городской чеканкой в лавке то,

провоз товаров управление суд монет что понравилось

 

2.

В этих условиях горожане стремились добиться превращения сеньориального города в вольный с предоставлением личной свободы для его жителей. Подъем освободительного движения в странах Западной Европы наблюдается в ХII-ХIII веках.

 

 

сократить поборы

Цели борьбы

городов с сеньорами получить торговые привилегии

стремление к самоуправлению

 

Вопрос:

Какие формы принимала борьба средневековых городов за свою независимость?

Ответ:

Преобладали две основные формы борьбы: выкуп и военные действия.

 

Способы выкуп личная свобода горожан

борьбы Последствия хартия вольности

(XII-XIV вв.) война городское самоуправление

 

«Городской воздух делает свободным».

 

В ходе изучения материала учитель дает определения основных терминов и понятий:

Хартия - грамота, дававшая или подтверждавшая те или иные права городов. Предоставлялась сеньорами или королем, который, как правило, поддерживал горожан в борьбе с сеньорами.

Коммуна – город, освободившийся от власти сеньора;

- независимый город, имеющий собственное самоуправление.

Примеры: Милан, Флоренция, Гамбург, Генуя, Кёльн.

Городская республика – форма правления, устанавливаемая в городах, добившихся независимости, где жителям удавалось ограничить власть городской знати, а самоуправление было выборным.

 

3.

Схема городского самоуправления:

 
 


Глава Городского Совета

(мэр – Англия, Франция;

бургомистр – Германия)

 
 


- устанавливает местные налоги;

- руководит рынком;

Городской Совет - надзирает за порядком;

- издает местные законы.

 

           
     


Суд Казна Войско

           
     

 


4.

Учитель может предложить учащимся самостоятельно ознакомиться с материалом об облике средневекового города и социальном составе его населения (учебник М.Ю.Брандта § 19 сс.172-174, 190-193).

 

Важнейшим результатом борьбы горожан за независимость явилось формирование нового городского сословия, объединявшего наиболее состоятельную часть жителей города.

 

 

Состав городского населения:

 
 


Патриции – городская знать

Городское (купцы, владельцы городских земель и больших домов)

сословие держали в своих руках управление городом

(бюргеры –Германия;

буржуа – Франция)

Цеховые мастера и мелкие торговцы –

владельцы мастерских и лавок

 
 

 


Городские бедняки -

«вечные подмастерья», нищие, чернорабочие

 
 


Вывод: Горожане были свободными, но не равными между собой.

 

Домашнее задание:

Учебники:

(А) - § 16, 17; (Б) - § 37, 38; (Бр) - § 19, сс.190-195; (В) - § 14 (3, 4, 5); (Г) - § 4.5, 4.8, 4.10, сс.164-168; (Д) - § 20, сс.158-161; (КнЧ) – сс.209-234, 571-591.

 

Урок 25: «Ремесло в средневековом городе».

Цель урока: Сформировать представления учащихся о признаках городского ремесла, раскрыть особенности и значение цеховой организации в жизни средневекового города. Способствовать осмыслению учащимися различий в положении зависимых крестьян и городских ремесленников в средневековом обществе.

 

План изучения нового материала:

1. Мастерская ремесленника.

2. Цеховая система и ее задачи.

3. Роль цехов в развитии производства.

1.

Учитель может использовать различные формы проверки знаний учащихся:

1) беседа по вопросам в конце параграфа;

2) работа с историческим документом о восстании в Кёльне (учебник М.Ю.Брандта сс. 174-175);

3) индивидуальные задания учащимся по карточкам (например: составить рассказ о жизни средневекового города, используя иллюстрации);

4) письменная работа у доски по основным терминам изучаемой темы.

В процессе изучения новой темы учитель обращает внимание учащихся на определение понятия ремесло, которое рассматривается как мелкое ручное товарное производство, основанное на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта.

В ходе беседы учителем вместе с учащимися выделяются основные отличительные черты ремесленной мастерской:

 

Мастерская ремесленника

               
       
 
 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.109 с.)