Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Собственники занимают не платят существует к ним нельзяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
земли государственные налоги специальный применять должности суд для феодалов телесные наказания
Во время обсуждения привилегий феодалов целесообразно повторить с учащимися основные понятия: феодальная лестница, сеньор, вассал, их обязанности. Важно подчеркнуть, что отношения держались на условиях вассального договора, в них торжествовала сила, которая была важнее верности. 2. Рассматривая вопрос о жилище феодала учитель может использовать рисунки в учебнике М.Ю.Брандта сс.146-147 и задание 60 в рабочей тетради Е.А.Крючковой на с.37. Также, учитель может дать опережающее задание учащимся подготовить сообщения о замках средневековья. При этом учащиеся могут использовать дополнительную литературу: История средних веков.6 класс: книга для чтения под редакцией В.П.Будановой (сс.137-156), Энциклопедия для детей (издательство «Аванта+»), т.1, «Всемирная история». Вопросы для обсуждения: 1) Где и когда появились первые замки на территории Европы? 2) В каких местах предпочитали возводить свои замки феодалы? 3) Какой материал использовали при сооружении замков? 4) С какой целью возводились замки? 5) Назовите основные части замков феодала. 6) Кто осуществлял управление хозяйственной жизнью в замке? 7) Назовите художественные произведения, в которых дается описание средневекового замка.
3. Европейское рыцарство возникло в IX веке. Стать рыцарем было не так просто.
Три ступени воспитания рыцарей: 1) с 7 до 14 лет – паж; 2) с 15 до 20 лет – оруженосец; 3) в 21 год – рыцарь.
Порядок посвящения в рыцарство: несколько дней поста покаяние в грехах всю ночь молится
баня, белая рубаха благославление в церкви священником, поучение
одевают кольчугу и мантию с гербами посвящение
одевание доспехов, шпор чтение законов чести три удара мечом.
Рыцарь служит Богу, женщине и королю. 4. В ходе работы над вопросом о вооружении рыцаря целесообразно обратить внимание учащихся на то, как с развитие ремесла и усовершенствованием техники меняется облик рыцарей, их доспехи и оружие. Для закрепления материала можно сравнить изображения рыцарей ХI и ХIV веков в полном боевом облачении (задание 61 в рабочей тетради Е.А.Крючковой на с.38).
Раннее средневековье Позднее средневековье
5. Рассказ учителя о нравах и обычаях рыцарства может быть построен по плану: - рыцарский турнир – способ поддержания формы в мирное время (правила, награда); - охота, пиры; - кодекс рыцарской чести: а) верность; б) доблесть; в) следование долгу и слову чести; г) храбрость; д) стремление к славе, подвигу; е) щедрость; ж) помощь слабым и бедным; з) исполнение христианских заповедей; и) куртуазность – искусство придворного поведения, умение держать себя в обществе дам; к) поклонение прекрасной даме. При этом необходимо обратить внимание учащихся на несоответствие кодекса рыцарской чести и истинного поведения рыцарей.
6. Вопрос о рыцарской культуре можно предоставить учащимся для самостоятельного изучения. Рекомендуемая литература: История средних веков. 6 класс: книга для чтения под редакцией В.П.Будановой сс.157-166 («Принцесса Греза»). При этом следует обратить внимание учащихся на понятия: Трубадуры – южнофранцузские (провансальские) поэты, воспевавшие любовь к прекрасной даме и рыцарскую доблесть. Труверы – те, кто записывал древние и сочинял новые поэтические сказания о подвигах героев («Песнь о Роланде», «Рыцари Круглого стола и король Артур»). Миннезингеры – немецкие поэты, воспевавшие, подобно провансальским, любовь и доблесть рыцарей. Менестрели – бродячие певцы, исполнявшие песни о любви и подвигах рыцарей. Дополнительно учащиеся могут ознакомиться с материалами о рыцарской геральдике (девизы и гербы). На основе полученных знаний учитель может предложить учащимся в качестве домашнего задания создать свой рыцарский герб с девизом и представить его на следующем уроке. Домашнее задание: Учебники: (А) - § 7; (Б) - §§ 34, 35, 54; (Бр) - § 16, 17,сс.145-160; (В) - § 12; (Г) - § 4.1, сс.91-97; (Д) - § 18; (К) - § 14; (КнЧ) – сс.137-166, 234-250, 325-337.
Урок 13: «Средневековая деревня и её обитатели».
Цель урока: Способствовать формированию представлений учащихся об условиях жизни и труда крестьян. Раскрыть сущность натурального хозяйства и причины его господства в период раннего средневековья. Способствовать пониманию учащимися роли крестьянской общины в средневековом обществе. План изучения нового материала: 1. Роль крестьян в средневековом обществе, деление на свободных и зависимых. 2. Крестьянская община. 3. Натуральное хозяйство, его причины. 4. Крестьянский двор. Жизнь и быт крестьян. 5. Черты феодального общества.\
1. В начале урока учитель может актуализировать знания учащихся, полученные ими на предыдущих уроках, о трех сословиях средневекового общества. Делая переход к рассмотрению третьего сословия, учитель обращает внимание учащихся на определение крестьянина средневековья. Крестьянин – человек, пользующийся землей, работающий на себя и феодала, исполняющий феодальные повинности. Учитель отмечает, что крестьяне составляли основную массу населения средневекового общества. Они выполняли конкретную роль в обществе - кормили короля, феодалов, духовенство, горожан. В отличие от рабов, они были заинтересованы в результатах своего труда, имели свой дом, орудия труда, личную собственность. Только часть урожая они отдавали государству или феодалу.
прав нет Крестьянин одни обязанности! Или пользуется землей имеет свой дом, орудия труда, хозяйство не знатный Крестьянин несет повинности кормит всех живет общиной бесправный КРЕСТЬЯНЕ Свободные Зависимые (сервы) - платили только небольшой оброк - личная зависимость; за пользование землей; - могли покидать господ только с - всегда могли уйти из феодальной их разрешения; вотчины; - феодал мог заставить их выполнять - лично свободны; любую работу; - зависят только поземельно. – главная повинность - барщина (3-4 дня в неделю); - собственность господина являлась не только земля, но и имущество; - даже женился с согласия сеньора, уплатив определенную сумму; - не могли уйти в монастырь.
Повинности – это принудительные обязанности крестьян. БарщинаОброк (даровые работы (доля продуктов своего труда, крестьян в хозяйстве которую крестьянин должен был феодала) отдать феодалу) Натуральный Денежный 2. Крестьянская община играла важную роль в средневековом обществе. Учитель может выделить основные характерные черты и функции крестьянской общины: - жители одной или нескольких деревень; - во главе выбранный староста; - совместное пользование лугами, лесами, пастбищами и водами; - распределяла повинности между крестьянами; - круговая порука, взаимопомощь; - насильственный севооборот, регулировала порядок использования надельной земли; - имела общую казну; - решала все вопросы жизни в деревне; - общие праздники. 3. Натуральное хозяйство – это такой тип хозяйства, в котором почти всё необходимое для жизни производилось внутри поместья, продукты и вещи производились не для продажи, а для собственного потребления и содержания феодалов. Причины господства натурального хозяйства: 1) у крестьян не было денег для покупок; 2) крестьянам нечего было продать – лишь бы себя прокормить; 3) в соседних деревнях производили то же самое; 4) если и были города, то маленькие – в них не так много покупателей.
При этом учитель отмечает, что крестьянам всё равно приходилось выменивать либо покупать отдельные виды товаров (например, соль). Поэтому полного господства натурального хозяйства не было. 4. В ходе рассмотрения вопроса о жизни и быте крестьян целесообразно обратить внимание учащихся на следующее:
У каждой крестьянской семьи свой двор – усадьба
дом сарай хлев огород сад амбар др.хоз. постройки
Дом – деревянный, узкие окна без стекол, соломенная крыша, пол из глины. В доме – одна комната на всех, стол и лавки, сундуки, открытый очаг. Пища – каша, хлеб, овощи, сыр, бобы, рыба, мясо по праздникам, вино, пиво. Одежда – самотканая из льна и шерсти. - женщины – туника с широкими рукавами и рабочая блуза; - мужчины – рубаха и полотняные штаны, кафтан на праздники. Труд – с утра до ночи. Барщина 3-4 дня в неделю. Работа ручная. Переработка сельхозпродуктов и заготовка на зиму. Работа на своём поле, в огороде и саду. Собирательство в лесу. Домашние ремесла. Содержание домашнего скота (дело женщин). Праздники – церковные (пасха) и народные (приход весны, свадьбы). Религиозные представления – сочетание христианства с язычеством. Неграмотность. Суеверия. Магия. Образ жизни, традиции и поверья крестьян как самого многочисленного сословия средневековья наложили неизгладимый отпечаток на всю средневековую цивилизацию. 5. В заключение урока учитель может предложить учащимся на основе полученных знаний самостоятельно выделить черты феодального общества. Обобщая их ответы, учитель отмечает: Черты феодального общества: 1. Это аграрное общество – главное богатство – земля, главное занятие – сельское хозяйство. 2. Собственниками земли являлись светские и духовные феодалы. 3. Существование сеньориально-вассальных отношений. 4. Власть феодалов над крестьянами. 5. Сословие, которое трудится и всех кормит – крестьяне, бесправно. 6. Крестьяне пользовались землей, за что несли феодальные повинности. 7. Господство натурального хозяйства. 8. Это общество сословно и иерархично. 9. Хозяйство и сельскохозяйственная техника развивались медленно. Домашнее задание: Учебники: (А) - § 8; (Б) - §§ 32, 33; (Бр) - § 15; (В) - § 13; (Г) - § 4.1; (Д) - § 19; (К) - § 15; (КнЧ) – сс.353-369.
Урок 14: «Культура Западной и Центральной Европы В V-XI веках»
Цель урока: Раскрыть исторические условия, способствовавшие культурному развитию в странах Западной Европы в период раннего средневековья, и влияние античной культуры на неё. Познакомить учащихся с важнейшими достижениями искусства Каролингской и Оттоновской империй.
План изучения нового материала: 1. Исторические условия развития культуры в странах Западной Европы. 2. Представления средневекового человека о мире. 3. Каролингское возрождение. 4. Оттоновское возрождение.
1. Мир варваров – суровый и полный опасностей – отличался от античного. Но тем не менее, варвары испытывали восхищение перед величием Римской империи. Разрушив Западную Римскую империю, они использовали многие достижения античной цивилизации и испытывали сильное влияние христианской церкви.
культура культура варварские Древних Рима стран Западной традиции и и Греции Европы (V-XI вв.) обычаи (государства остготов, христианство вестготов, франков, язычество англо-саксов, лангобардов)
2. Локальный, замкнутый характер средневекового общества сформировал своеобразные представления людей об окружающем мире: а) Земля – диск, покрытый небом; б) Время не представляет ценность; в) Основа календаря – церковные праздники. Представления о мире были неточные. Основным средством передвижения являлась лошадь, расстояния измерялись неделями, месяцами. Кругозор ограничивался предметами местности проживания. Узнавали о мире от купцов. Много фантазии. Сведения о географии черпали из библейских легенд. Центром мира считали Иерусалим – это Святая земля. Центр Вселенной – Земля. Небо - твёрдая сфера. Часы были изобретены в XIII веке. До этого время узнавали по солнечным и водяным часам, по свечам, звону колоколов. Календарей не было. Мало кто знал месяц, год. Люди точно не знали своего возраста. Новый год начинался в разных странах по-разному. Человек Средневековья всю свою жизнь стоял перед нелегким выбором между душой и телом, адом и раем. Вся его жизнь была постоянной борьбой между добродетелью и пороком, добром и злом. Основной центр христианской культуры в период раннего средневековья – монастырь. Один из первых монастырей появился в VI веке – монастырь Монтекассино, основанный Бенедиктом Нурсийским. Основными заповедями монахов были: «Молись и трудись и не имей ничего», «Занимайся науками». Монастыри были островками культуры в море неграмотности. Здесь трудились самые образованные люди средневековья: - тяжелый труд по хозяйству; - изучали латинские и греческие книги; - переписывали книги; - занимались науками; - вели записи основных событий – хроники; - обучали детей. В V-VIII веках на территории бывшей Западной Римской империи возникли государства германских племен. Тогда же произошло обращение варварских племен в христианство. Всё это нашло отражение в искусстве. Стали возводиться каменные христианские храмы, в которых появились изображения святых и христианская символика. Наивысшего расцвета культура раннего средневековья достигла в период правления императора Карла в Каролингской империи (начало IX века), Оттона I в Священной Римской империи (Х век).
3. Подъем культуры в империи Карла Великого, связанный с обращением к традициям античности, называют «Каролингским возрождением». Образование: 1) указ о создании школ при монастырях; 2) указ об обязательном обучении детей свободных людей; 3) организация школы при дворе императора для подготовки грамотных чиновников. В школах обучали «семи свободным искусствам»:
Ступени школьного образования II (квадривиум – 4 науки) математика, геометрия I (тривиум – 3 науки) астрономия, музыка грамматика риторика (искусство красноречия) диалектика (умение логически мыслить)
Для письма ученики использовали восковые дощечки и заостренные металлические палочки. Центром образования и культуры в империи Каролингов был город Аахен. В этом городе были возведены: - королевский дворец; - административные здания; - монастыри; - храмы (Аахенская капелла – от латинского capella – «часовня»). Аахенская капелла – двухэтажное здание (32 м): первый этаж олицетворял землю, а второй – небо. Здесь хранились собранные драгоценные христианские реликвии. В 814 году здесь был похоронен Карл Великий.
При дворе императора в 794 году была основана «Дворцовая Академия». «Дворцовая Академия» – это кружок ученых при дворе императора Карла Великого, которые читали, обсуждали произведения древних авторов, сочиняли стихи, переводили книги. Членами «Дворцовой Академии» были: - Алкуин – (англосакс) поэт, ученый, автор «Жития святых», учебников по математике, философии, грамматике и др.наукам; - Павел Диакон – (лангобард) известный средневековый историк; - Теодульф – (гот) испанский поэт и философ; - Эйнгард – франкский историк, автор «Жизнеописания Карла Великого»; - Ангильберт – франкский поэт. «Академия» стала островком учености в суровом и беспокойном мире.
4. После распада империи Карла Великого, в восточной части империи германские земли объединились и в 936 году саксонский герцог Оттон I заложил основы Священной Римской империи германской нации. В 962 году прошло коронование его в Риме.
Римская Оттоновская Каролингская империя империя империя (античная («Оттоновское («Каролингское культура) возрождение») возрождение»)
«Оттоновское возрождение» – расцвет культуры на рубеже тысячелетий в период правления Саксонской династии в Священной римской империи.
Характерные черты «Оттоновского возрождения»: 1) распространение образованности среди высших слоёв германского общества; 2) строительство новых церквей и монастырей; 3) расцвет искусства книжной миниатюры; 4) зарождение средневековой скульптуры; 5) открытие школ не только при монастырях, но и при соборах в епископских городах; а) подготовка образованных чиновников; б) развитие светских наук; в) прообраз будущих университетов.
Тем не менее, «Оттоновское возрождение» было еще более локальным, чем Каролингское. Его представители пребывали лишь при дворе и монастырях. Все попытки возродить традиции античной культуры в ранее средневековье оказались нереализованными. Основными причинами этого были: 1) господство ненаучного мировоззрения у большинства народов, населявших Западную Европу; 2) локальный характер Возрождения; 3) стремление христианской церкви уничтожить многие памятники античной культуры как символы язычества; 4) тяжелые условия жизни вынуждали людей больше заниматься физическим, нежели умственным трудом.
Домашнее задание: Учебники: (А) - § 9; (Б) - § 16; (Бр) – сс.45-48; (В) - § 5; (Г) - §§ 3.4, 3.6; (Д) - § 5; (К) - § 7; (КнЧ) – сс.91-105.
Урок 15: Повторительно-обобщающий урок по теме: «Образование раннефеодальных государств в Европе»
Вопросы для повторения: 1. Какие варварские племена вы знаете? 2. Какие народы входили в германские и кельтские племена? 3. Каким общественным строем они жили до встречи с Западной Римской империей? 4. Как завоевание Западной Римской империи изменило их образ жизни? - рост знати; - рост неравенства; - образование государств; - принятие христианства; - складывание феодальных отношений. 5. Какие племена, когда и какие государства создали? Работа над таблицей:
6. Все эти государства были раннефеодальными. Объясните значение этого понятия. Назовите основные черты раннефеодального государства.
В качестве дополнительного материала учитель также может использовать схему, в которой рассматриваются темпы развития феодальных отношений в странах Западной Европы и факторы, оказавшие влияние на этот процесс. Феодальные отношения развивались: Быстро Медленно
Там, где римское и Там, где преобладало Там, где влияние римского варварское начала римское начало начала было слабым уравновешивались
Северо-Восточная Галлия Италия Британия, Германия, Скандинавия VIII-IX века конец Х века конец XI-XII века
Феодальные отношения утвердились
Проверочная работа по теме: «Образование раннефеодальных государств в Европе»
1. Назовите германские племена. 2. Феод – это … 3. Назовите кельтские племена. 4. Какие племена были исконными жителями Британии? 5. Под влиянием каких варварских племен в Британии возникло государство и когда? 6. Каких британских королей Вы знаете? 7. Кто такие норманны? 8. Какие государства были созданы в Европе норманнами? 9. Средневековье начинается с эпохи … 10. Древний мир и Средние века разделяет символическая дата - … 11. Самым большим германским государством являлось … 12. Великое переселение народов началось в … и закончилось в … 13. Первая династия франков называлась … 14. Карл Мартелл разбил арабов при … в … году. 15. Династия Каролингов ведет начало с … 16. Германцы жили первобытным строем? (Да или Нет). 17. Германцы селились в городах до V века? (Да или Нет). 18. У германцев было много богов? (Да или Нет). 19. Теодорих – король остготов? (Да или Нет). 20. У германцев была письменность? (Да или Нет). 21. Готы первыми среди германцев приняли христианство? (Да или Нет). 22. Франкское государство расположено на территории бывшей римской провинции Галлия? (Да или Нет). 23. Италия была завоевана лангобардами в VI веке? (Да или Нет). 24. Карл Великий стал императором в: а) 814 году; б) 800 году; в) 790 году. 25.Империя Карла Великого была разделена в: а) 814 году; б) 860 году; в) 843 году.
Урок 16: «Византия в V-XI веках».
Цель урока: Выявить особенности Восточной Римской империи и причины длительного ее процветания, показать характерные черты императорской власти и византийской церкви, способствовать пониманию учащимися основных отличий Византийской империи от варварских государств.
План изучения нового материала: 1. Особенности Восточной Римской империи и причины противостояния варварам. 2. Власть императора в Византии. 3. Внутренняя и внешняя политика Юстиниана. 4. Основные этапы истории Византии в эпоху раннего средневековья. 5. Отличия Византийской империи от варварских государств.
1. В качестве дидактического материала можно использовать следующую схему на доске: «варвары» Западная Римская империя гунны, германцы (Рим) Римская империя 395г. Восточная Римская империя! славяне VI в. (Константинополь) арабы VII в.
Организация учебно-познавательной деятельности: Повторение основных дат: 330, 395, 476 года н.э. Вопрос по карте: Какие государства и народы входили в состав Восточной Римской империи? Вопрос для обсуждения: Почему византийцы называли себя ромеями, а державу Ромейской? (название Византия появляется с XV века - после падения империи). Составление учащимися схемы в тетрадях:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.189.253 (0.013 с.) |