Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторический диктант по теме: «Арабский халифат»

Поиск

 

1. Город, в котором родился Мухаммед. (Мекка)

2. Главная языческая святыня арабов в Мекке. (Кааба)

3. Основатель мусульманской религии ислам и основатель Арабского государства. (Мухаммед)

4. Кто такие бедуины? (кочевники-скотоводы)

5. Что означает слово «ислам»? (покорный богу)

6. Что означает слово «мусульманин»? (человек, покорный богу Аллаху)

7. Главная обязанность мусульманина. (вера в бога Аллаха)

8. Города, главные религиозные центры, места поклонений (Мекка, Медина)

9. Какое событие сыграло решающую роль в объединении арабов, в создании единого государства? (принятие религии ислам)

10. Священная книга мусульман. (Коран)

11. Назвать дату начала мусульманского летосчисления. (622 год)

12. Что означает название «Медина»? (город пророка)

13. Кого мусульмане считают автором Корана? (Аллаха)

14. Как называются правила жизни мусульман? (шариат)

15. Кто такие кадии? (судьи, знатоки Корана)

16. Назовите еще 4 обязанности мусульманина. (5 раз в день молиться, соблюдать пост в рамадан, подавать милостыню, 1 раз совершить паломничество в святые места)

17. Назвать дату основания Арабского государства. (630 год)

18. Что такое «джихад»? (война с неверными)

При рассмотрении новой темы учитель должен обратить внимание учащихся на то, что в завоеванных арабами странах наряду с исламом широко распространяется арабский язык. Он становится языком науки и литературы, недаром его называют «латынью Востока».

 

Вопрос по карте:

Достижения культуры каких народов, населявших Арабский халифат, способствовали высокому уровню развития культуры арабов?

Ответ:

Арабская культура объединила в себе достижения культуры сирийцев, египтян, иранцев, народов Средней Азии.

 

Учащиеся могут отметить в тетради следующие причины высокого уровня культуры арабов:

 

1) В состав Арабского халифата входили древнейшие цивилизации Африки и Азии, а также античного мира.

2) Арабы усваивали достижения покоренных народов и способствовали их распространению.

3) Подъему культуры способствовал хозяйственный подъем.

2.

В ходе беседы можно предложить учащимся вспомнить какие открытия и изобретения арабских ремесленников им известны. В процессе обсуждения учитель дополняет ответы учащихся и приводит примеры, свидетельствующие об успехах арабов в развитии ремесла и сельского хозяйства:

 

- открытие дамасской стали;

- в изготовлении из стали зеркал;

- в изготовлении бумаги;

- в производстве шелка, шерсти, парчи;

- в производстве кожи;

- в производстве сахарного тростника и риса;

- в развитии садового искусства.

 

3.

Образование в учебных заведениях халифата велось на арабском языке.

Оно высоко ценилось и было необходимо для получения государственных должностей.

В Арабском халифате было много школ, образованных людей, ученых. Ни одна страна в Европе не могла соперничать в этом с арабами.

Начальные школы были частными и государственными (бесплатные). При мечетях в больших городах создавались высшие мусульманские школы – медресе.

При дворцах халифов и эмиров жили и работали писатели и ученые.

В городах создавались большие библиотеки, например: Дом мудрости в Багдаде содержал около 400 тысяч томов.

 

Основные открытия и достижения арабских ученых в области науки:

Математика:

- арабские цифры, понятие «ноль» (заимствовали у ученых Древней Индии и способствовали проникновению этих знаний в Европу);

- знали труды Пифагора, Евклида, Архимеда;

- создали алгебру – Аль-Хорезми;

- могли вычислить длину окружности;

- знали число «пи».

Астрономия:

- наличие обсерваторий в крупных городах;

- вычисляли затмения, движение планет;

- приблизительно вычислили окружность земли;

- описали расположение видимых звезд, дали им названия;

- Аль-Бируни (конец Х – начало ХI вв.) – Земля вращается вокруг Солнца.

География:

- Масуди – создал карты известных арабам стран;

- сочинения для купцов, для поиска выгодных рынков;

- описание стран, входящих в состав Арабского халифата;

- делили всю землю на 5 климатических поясов, описывали влияние климата на культурное развитие.

Ботаника: создали первую классификацию растений.

Физика: знали законы оптики.

Химия: умели получать спирт и серную кислоту.

Медицина:

- Ибн-Сина (Авиценна) (конец Х – начало ХI вв.) – создал 100 трудов, основной из которых - «Медицинский канон». Глава науки на Востоке.

- человек заражается через воду и воздух;

- описал признаки многих болезней;

- лекарственные настои на травах и их использование при различных заболеваниях;

- Захария – все знания по медицине свел в единую систему;

- Захравий – хирург – перевел с греческого Гиппократа, его работы легли в основу европейской хирургии.

Философия: Ибн-Рушду (Аверроэс) – научные открытия могут быть неверными с точки зрения религии, но и религиозные догматы могут быть отвергнуты научными открытиями. Наука может признать ложными религиозные догматы. Учение о «двойственной истине».

История:

- прославляла завоевания арабов;

- в кратком виде излагали историю римских, византийских и арабских правителей.

 

Вывод: Арабские науки – мост, соединивший средневековую Европу с античной культурой через Испанию. Арабские науки в то время намного опережали по уровню развития европейские. Труды арабских математиков и астрономов послужили основой для развития средневековой науки Европы.

 

 

4.

В литературе Арабского халифата можно выдели следующие основные жанры:

Ж А Н Р Ы

       
   

 


Эпические Любовная Религиозная Придворная

сказания лирика поэзия поэзия

 

Учитель может использовать на уроке материалы из учебника М.Бойцова, Р.Шукурова «История средних веков». М.: МИРОС, 1994.

 

Из народных сказок наибольшую популярность получил сборник «Тысяча и одна ночь», который включил в себяпредания и легенды многих народов.

Богатая поэзия халифата достигла особенного расцвета в Иране и Средней Азии.

Фирдоуси – поэма «Шах-наме» («Книга царей») – о борьбе иранского народа с завоевателями, содержала призыв к объединению и прекращению междоусобных войн.

 

 

5.

При рассмотрении данного вопроса учитель вместе с учащимися должны отметить, что большое влияние на образ жизни и быт население Арабского халифата оказывал ислам. При дворах эмиров и халифов высоко ценилось умение слагать стихи, музицировать, готовить изысканные блюда. В IХ веке большой известностью в Багдаде, а затем в Кордовском эмирате пользовался певец, музыкант, современник Харун-ар-Рашида – Зирийаб, который основал консерваторию в Кордове и оказал огромное влияние на образ жизни испанских мусульман:

1) ввел правило носить разную одежду в разные сезоны;

2) убедил, что тонкая стеклянная посуда изящней золотой и серебряной;

3) установил строгую последовательность подачи блюд на пирах: супы, мясные блюда, птица, десерт;

4) любовь к купанию в банях. В банях массажисты, лекари, цирюльники;

5) изысканность и утонченность дворцовой культуры, свели воедино античные, византийские и персидские традиции;

6) музыка при дворе (слова «лютня», «гитара», «литавр» имеют арабское происхождение).

 

6.

Особенности развития архитектуры Востока:

 

мечети – мусульманские храмы

Архитектура

дворцы

 

Особенности мечети:

1) квадратные здания с прямой крышей или куполом;

2) украшены не рисунками людей и сюжетами, а орнаментами – арабески;

3) Коран запрещал в мечети изображать людей, Мухаммеда;

4) Колонны не вдоль движения молящихся, а поперек, их много, это серия арок;

5) Нет четкого центра, взгляд перемещается в разных направлениях, создается настроение созерцательности;

6) Нет икон и фресок, святое место – михраб – ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Это место богато украшено резьбой;

7) Рядом с мечетью башни – минареты.

Мечеть в Кордове (VIII в.) имеет 900 колонн, мечеть в Кайруане.

Дворцы: Альгамбра в Гранаде, Львиный дворик в Кордове, Алькасар в Севилье.

 

Демонстрация видеофильма об Альгамбре.

 

Живопись:

       
   


орнаментарные рисунки миниатюры в книгах

в мечетях – арабески (изображали людей – живые,

красочные, динамичные, эмоциональные)

 

7.

Вклад арабов в мировую культуру:

1) Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний (цифры, карты, глобус, медицинские знания и др.).

2) Влияние арабской поэзии на поэтов юга Франции.

3) Отдельные элементы средневековой архитектуры Европы заимствованы от арабов;

4) Арабы – посредники между Западом и Востоком, Античностью и Средневековьем.

 

 

При наличии возможности в целях закрепления изученного материала учитель может провести фронтальный письменный опрос по теме: «Арабы в VI-ХI вв.».

 

“Арабы в VI-XI веках”

I вариант

1. Арабы - кочевники были:

а) воинственными;

б) миролюбивыми землепашцами;

в) выносливыми;

г) строго соблюдали обычаи рода.

 

2. Выберите правильные ответы:

а) ислам способствовал объединению арабских племен в единое

государство;

б) принятие ислама не отразилось на жизни арабских племен;

в) ислам способствовал развитию мировой культуры;

г) ислам способствовал сохранению родо-племенных отношений.

д) ислам не влиял на положение женщины в обществе.

 

3. Соотнесите термины, имена и события:

А) Бедуины; а) родина ислама;

Б) Суры; б) государство арабов;

В) Аравийский полуостров; в) новая религия;

Г) Шариат г) главы в Коране;

Д) Халифат; д) арабские кочевники;

Е) Шииты. е) правила поведения мусульман;

ж) течение в исламе.

Кто он?

а) “Он единственный, он могучий. Не рождал и не был рожден, и не

было никого, подобного ему никогда”.

б) Великий среднеазиатский ученый - астроном, географ, историк.

в) Современник Карла Великого, герой знаменитых сказок “Тысяча

и одна ночь”, правитель Багдадского халифата.

 

5. Соотнесите даты и события:

А) начало VII в.; а) смерть пророка Мухаммеда;

Б) 622 год; б) поражение арабов у города Пуатье;

В) 630 год; в) начало мусульманского летоисчисления;

Г) 632 год; г) образование Арабского халифата;

Д) 732 год. д) начало распада родо-племенных отношений у

арабов;

е) начало вторжения арабов на Пиренеи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 5849; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.34.110 (0.008 с.)