Назначает Издает Главно- Верховный Принимает 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назначает Издает Главно- Верховный Принимает



чиновников и законы командующий судья иностранных

военачальников послов

Контролирует

сбор налогов и

распоряжается казной

Титул василевса не в полной мере наследственный. Императора выбирает сенат, армия и народ.

В Византии существовал сенат (синклит), в который входили не только знатные, но и талантливые, образованные люди.

Лесть, интриги, заговоры были широко распространены при его дворе. Из 109 императоров только 34 умерли своей смертью.

Особенности Византийской церкви:

1) глава церкви – патриарх Константинопольский;

2) его назначает и смещает император;

3) византийская церковь не имела обширных земельных владений и богатств, ими одаривал и лишал император;

4) церковь не обладала независимостью от императорской власти;

5) церковная жизнь подчинена государственным интересам.

Позиция василевса сыграла важную роль в разделе церкви на Западную и Восточную, между которыми велась борьба за влияние на народы, принимающие христианство.

3.

Одним из выдающихся правителей Византийской империи является Юстиниан (527-565 гг.) – при нем Византия достигла вершины своего могущества. (Личность в истории: сообщения учащихся о Юстиниане).

Обобщая сообщения учащихся, учитель может выделить основные направления внутренней и внешней политики императора Юстиниана.

Внутренняя политика Юстиниана:

- поддерживал церковь;

- гонения на язычников и иудеев;

- составление кодекса законов (работа с учебником М.Ю.Брандта с.59 и с документом на с.63);

- уменьшение количества провинций;

- сосредоточение в руках правителей провинций гражданской и военной власти;

- подавление восстания «Ника» в 532 году;

- ведение больших строительных работ (храм Святой Софии, дворцы, храмы, дороги, мосты).

-

Внешняя политика Юстиниана:

- главная задача – вернуться к границам бывшей Римской империи;

- использование для этого любых способов (дипломатия, подкуп, убийства, войны, использование междоусобиц);

- укрепление оборонительных рубежей;

- войны с персами, арабами, болгарами (работа с картой: какие земли завоевал, какие государства покорил, какие бывшие Римские государства не вошли);

- оживленная торговля с другими странами.

 

 

Вопрос: Какие успехи были достигнуты?

Ответ: Расширил территории, упорядочил законодательство, вел большие строительные работы расцвет империи.

 

Вопрос: Какой ценой они были достигнуты?

Ответ: Казна пуста, государственные бумаги в беспорядке, недовольство населения, тревожат неприятели.

В процессе обсуждения учитель может предложить учащимся дать оценку личности Юстиниана.

4.

Основные этапы истории Византии в эпоху раннего средневековья.

В VI веке на территорию Византийской империи вторглись славяне. К концу этого века империя пришла со следующими итогами:

- территории Византийской империи сокращаются;

- на севере Балканского полуострова образовалось Болгарское царство;

- происходит распространение византийской культуры и религии;

- переход от завоеваний к обороне своих границ.

Следующий период в истории Византийской империи с VII-VIII века – период упадка:

- в VII веке – вторжение арабов;

- территории государства сокращаются втрое (работа с картой);

- резко уменьшается число городов;

- сокращается число рабов и колоннов;

- территория государства разделена на военные округа – фемы (вместо провинций);

- усиливается роль свободных крестьян, обязанных нести военную службу.

Одним из ярких правителей этого периода являлся византийский император Лев III Исавр (717-741 гг.), который остановил продвижение арабов и поддержал иконоборцев (в 730 году запретил культ икон).

Иконоборчество – религиозное движение, сторонники которого боролись с почитанием икон, выступали против церкви, монастырского землевладения.

Борьба иконоборцев и иконопочитателей.

В 843 году культ икон был восстановлен.

Конец IX-XI века – период нового подъема и расцвета Византии. Вершины своего могущества империя достигает в период правления Василия II Болгаробойцы (976-1025 гг.), который окончательно завоевал территорию Болгарского царства и укрепил власть правителя.

5.

В заключительной части урока учащиеся самостоятельно должны сформулировать основные отличия Византийской империи от варварских государств (работа с учебником М.Ю.Брандта сс.66-67):

- государя и жителей связывает не клятва личной верности, а подчинение подданных государству;

- существует мощный аппарат государственного управления;

- чиновники назначаются императором и получают жалование;

- подчинение нижестоящих вышестоящим;

- строгое наказание за неисполнение обязанностей;

- специальное ведомство отвечало за сбор налогов;

- образцом для подражания служили византийские дипломаты;

- сильная тайная полиция;

- продажность чиновников;

- византийская империя избежала феодальной раздробленности.

Домашнее задание:

Учебники:

(А) - § 11; (Б) - §§ 9, 17; (Бр) - §§ 7, 8, сс.83-87; (В) - § 6; (Г) - § 3.2; (Д) - §§ 6-8;

(КнЧ) – сс.167-175.

Рабочая тетрадь: задания на сс.27-29.

Урок 17: «Культура Византии».

 

Цель урока: Раскрыть исторические условия, способствовавшие высокому уровню культурного развития Византии в период раннего средневековья. Познакомить учащихся с достижениями византийского искусства и отметить вклад Византии в мировую художественную культуру.

 

План изучения нового материала:

1. Византия и античное наследие.

2. Образование и наука в Византии.

3. Отличительные черты византийской архитектуры.

4. Развитие живописи.

5. Жизнь и быт византийцев.

 

Организация учебно-познавательной деятельности:

Изучая вопросы развития культуры в эпоху Средневековья, учитель может использовать на уроке современные компьютерные технологии и Интернет-ресурсы. В целях лучшего усвоения учащимися нового материала возможно создание презентации на основе материалов данного урока.

 

1.

Во вступительном слове учитель отмечает, что античные традиции в Византии не прерывались, но отношение к ним менялось. В отличие от Западной Римской империи Византия не была разрушена варварами и следовательно не пережила культурного упадка. Она становится наследницей культурных достижений античного мира и Древнего Востока.

 

Вопрос:

В чем выражалось влияние античности на культуру Византии?

 

В своих ответах учащиеся должны отметить следующие факторы:

- греческий язык – государственный язык;

- на нем обучались в школе по греческому образцу;

- изучали античную литературу, науки, историю, философию и гордились этим;

- сохранились старинные рукописи;

- развлечения: ипподром, театр, бани;

- врачевание;

- академии в Афинах, Александрии.

 

Учитель делает вывод, что постепенно античное язычество вытесняется христианским богословием.

 

Опорная схема на доске:

Но

античное язычество христианское богословие

         
 
   
 
   

 


вытесняет

 

Христианство – душа византийской культуры.

 

2.

Образование в Византийской империи играло важную роль и определяло положение человека в обществе. Система образования была светской, учились все, кто мог и хотел.

 

частные

Начальные школы светские

государственные (бесплатные)

 

Религиозное образование церковные и монастырские школы.

 

В 425 году – образование Константинопольского университета.

В VI веке – создание академии в Афинах;

С VII-VIII веков – усиливается влияние церковной и монастырской культуры.

 

Наука:

- сохранение античных математических знаний – Пифагор, Евклид, Архимед;

- в IX веке Лев Математик заложил начала алгебры, являлся автором светового телеграфа и различных автоматических устройств во дворце (водяной двигатель);

- учебные пособия по медицине;

- химия: древние рецепты стекла, красок, лекарств;

- изобретение т.н. «греческого огня»;

- география: карты и планы городов;

- история: в IV веке Евсевий Кесарийский написал «Церковную историю» (объединил историю евреев с историей Ближнего Востока и античного мира всемирная история. Цель истории – распространение христианства); Прокопий Кесарийский – «История войн», «Тайная история».

 

3.

В ходе изучения вопроса о развитии византийской архитектуры учитель может обратить внимание учащихся на различия между античными и византийскими храмами. При этом целесообразно актуализировать знания учащихся об особенностях античного зодчества.

 

 

Составление учащимися в тетради сравнительной таблицы:

Античный храм Византийский храм
Жилище бога. Место молитв и совершения обрядов.
Праздники и жертвоприношения у храма. Все обряды внутри храма.
Внешняя красота. Внутренняя простота. Внешняя простота. Внутренняя красота.
Прямоугольный с двускатной крышей. Крестово-купольный (купол на возвышении – барабане).

 

 

Схема христианского храма:

 

 
 

 


неф и

п к

р о а

и н л

Запад т неф о т Восток

в с а

о т р

р а ь

неф с

 
 

 


Рассматривая схему христианского храма, учитель подчеркивает, что тяжесть купола держится на арках столбов и парусах (треугольники, образуемые большими арками). Множество окон придает храму впечатление легкости и воздушности. Архитектура позаимствована из римской базилики.

При изучении этого вопроса можно использовать сообщения или компьютерные презентации учащихся о Софийском соборе Константинополя (архитекторы: Анфимий, Тралл, Исидор, освещен в 537 году).

 

 

4.

В византийской живописи наблюдается сохранение античных традиций в создании мозаик и фресок.

В храмах было всё тщательно продумано для воздействия на верующих: мраморный пол, великолепные одежды священников, гармоничное пение, торжественные церемонии. Храм – образ мира, в нем единство пространства и времени. Строгие правила в размещении сцен – каноны. Чем важнее сцена, тем она размещается выше и ближе к алтарю. Купол – небесный свод – изображение Христа. В алтаре – Богоматерь (связь бога и человека). На 4-х парусах – 4 евангелиста. На иконостасе – изображение земной жизни Богоматери и Христа. Ниже – пророки, апостолы, мученики веры, цари, епископы. На стенах – сцены из Библии. На Западе – картина страшного суда. В храме нет разрыва земли и неба.

Новым в византийской живописи является иконопись.

Икона – «образ на доске».

Каноны определяли пропорции, размеры глаз, плоскостное, бестелесное, духовное изображение.

 

Сравнительная схема на доске:

Античность Византия

       
   


Красота тела Душевная красота

Обнаженность Греховность плоти (тела)

Объем Плоскостное изображение

 

Одним из ярчайших шедевров живописи византийской эпохи является икона Владимирской богоматери.

 

 

5.

При рассмотрении пятого вопроса учитель предлагает учащимся познакомиться с особенностями жизни и быта византийцев (работа с учебником М.Ю.Брандта с.74 – город Константинополь, дополнительный материал на сс.74-75).

 

В заключение учащиеся должны отметить характерные черты Византийской империи:

- многоязычная империя, греческий язык – язык общения;

- жизненный контраст низов и верхов;

- преобладание деревенского населения над городским;

- в сравнении с Западной Европой городское население больше;

- неприятие жителей городов деревенскими и наоборот;

- патриархальная семья (большая с авторитетом старшего), ранние браки, ранний труд;

- много праздников: церковные, государственные (основание города и день рождение императора);

- развитое чувство превосходства над другими народами, вера в собственную исключительность.

 

Для закрепления полученных знаний по истории средневековой Византии учитель может использовать фронтальный письменный опрос учащихся.

\

 

 

“Византийская империя в VI - XI веках”

I вариант



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.182.35 (0.057 с.)