10. Каков вклад средневековья в мировую культуру?
- именно тогда сложились современные государства со своими языковыми и национальными культурами;
- к средневековью восходят истоки: парламентской демократии, законодательной деятельности, современной городской жизни, университетов и проч.;
- появилось много изобретений (доменные печи, станки, пушки, механические часы, очки и т.д.);
- рождение Европы в культурно-историческом значении. Христианство стало мостиком между средневековьем и античностью.
Конец средневековья не похож на конец древнего мира – не было ни экономического, ни общественного, ни культурного упадка, шло дальнейшее развитие. Способность к постоянному развитию и совершенствованию – вот важнейшая отличительная черта средневековой Европы, которую она передала Новому времени. Именно это дало возможность Европе вырваться вперед и позже установить своё господство над другими частями света.
г. Москва
№
урока
| Тема урока
| Учебные вопросы
| Учебная
литература
| Наглядность и предполагаемые формы работы
|
| Вводный урок.
| 5. Средневековье как часть всемирной истории.
6. Происхождение понятия «средневековье».
3. Исторические источники, их виды.
| А –сс.6-8;
Б – сс.7-9;
Бр – сс.5-7;
В – сс.7-13;
Г – §1.2, 1.3;
Д – сс.5-11;
К – сс.3-4;
КнЧ- сс.5-8.
| Работа с лентой времени и рабочей тетрадью по истории средних веков (6 класс, Е.А.Крючкова. М.: Просвещение, 1999) – далее (РТ).
|
| Мир к началу средних веков.
Падение Западной Римской империи под ударами варварских племен.
| 5. Мир к началу средних веков.
6. Великое переселение народов.
7. Падение Западной Римской империи.
8. Причины краха Западной Римской империи.
| А - § 1(5);
Б - §§ 3, 4;
Бр - §§ 2 (сс.17-18), 3;
В - § 1(1, 2);
Г - §§ 2.1, 2.3;
Д - §§ 1-2 (сс.21-23);
К - §§ 1, 2 (1);
КнЧ – сс.50-61.
| Повторение материала.
Работа с картой и (РТ).
|
| Кельты.
| 6. Кельты и их прародина.
7. Основные занятия кельтских племен.
8. Общественный строй и верования кельтов.
9. Взаимодействие кельтов с античным миром.
10. Кельты и великое переселение народов.
| (КнЧ) – сс. 18-36.
| Работа с конспектом урока.
|
| Германские племена.
| 6. Расселение германских племен.
7. Занятия германцев.
8. Общественный строй.
9. Быт и верования.
10. Образование первых варварских государств.
| А - § 1;
Б - § 1;
Бр - § 1;
В - § 1 (3);
Г - § 2.2;
Д - §§ 1-2 (сс.18-20), 3 (сс.27-29);
К - § 2;
КнЧ – сс.18-50.
| Работа с картой и (РТ). Составление схемы управления у германских племен.
|
| Образование Франкского
государства.
| 5. Причины образования государства и его определения.
6. Завоевание франками Галлии, образование Франкского королевства.
7. Управление Франкским королевством.
8. Рост владений знати и закрепощение крестьян.
| А - § 2;
Б - § 7;
Бр - § 4;
В - § 1 (4, 5);
Г - § 3.1;
Д - § 3 (сс.25-27);
К - § 3;
КнЧ – сс.62-77.
| Работа с таблицей: «Изменения в управлении франков в начале VI века».
Работа с документом учебника, картой и (РТ).
|
| Образование империи Карла Великого.
| 6. Карл Мартелл, битва при Пуатье. Складывание новой династии.
7. Характеристика Карла Великого.
8. Завоевания Карла Великого, расширение территорий Франкского государства.
9. Управление во времена империи Карла Великого.
5. Складывание феодальных отношений.
Черты раннефеодального государства.
| А - §§ 3, 4, 9;
Б - §§ 14, 15, 16;
Бр - § 5, сс.45-48;
В - § 3, 5;
Г - §§ 3.3 (сс.58-59), 3.4 (сс.61-68);
Д - §§ 3, 4 (сс.30-38), 5 (сс.45-49);
К - § 4, 7;
КнЧ – сс.77-87.
| Составление характеристики Карла Великого. Работа со схемой и картой, документами и иллюстрациями в учебнике.
|
| Распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.
| 5. Верденский договор.
6. Причины распада империи Карла Великого.
7. Начало феодальной раздробленности.
8. Феодальная лестница.
| А - § 5;
Б - § 16;
Бр - 6;
В - § 3;
Г - § 3.4 (сс.68-69);
Д - § 4 (сс.38-39);
К - § 5;
КнЧ – сс.88-105.
| Работа с картой, учебником и (РТ).
|
| Франция, Германия, Италия в IX-XI веках.
| 1. Франция в IX-XI веках.
2. Италия в IX-XI веках.
7. Германия в IX-XI веках.
| А - § 5 (5,6);
Б - § 22;
В - § 4 (3,4);
Г - § 3.6.
| Работа с картой в (РТ) и конспектом урока.
|
| Англия в раннее средневековье.
| 4. Англия и германские племена. Образование государства.
5. Распространение христианства.
6. Нашествие норманнов. Англия в IX-XI
веках.
| А - § 6;
Б - §§ 8, 20;
Бр - § 6;
В - § 1(2);
Д - § 5 (сс.40-45);
КнЧ – сс.105-130.
| Работа с конспектом урока.
|
| Норманнские завоевания. Образование государств на Скандинавском полуострове.
| 6. Норманны: территории расселения, занятия населения.
7. Путешествия и завоевания норманнов.
8. Образование государств на Скандинавском полуострове.
9. Верования норманнов.
5. Культура норманнов.
| А - § 6;
Б - §§ 19, 21;
Бр - § 6;
В - § 4 (1);
Г - § 3.5;
Д - § 4 (сс.39-40);
К - § 6;
КнЧ – сс.130-137.
| Работа с картой в (РТ). Просмотр видеофильма «Норманны». Ответы на вопросы к видеофильму.
|
| Сословия средневекового общества. Духовенство.
| 5. Понятие сословия, три сословия раннего средневековья.
6. Место духовенства в средневековом обществе, его привилегии.
7. Церковная иерархия.
8. Источники доходов церкви.
| А - § 3 (1, 2, 3);
Б - §§ 5, 30;
Бр- §§ 8, 22, 23, сс.32-35, 228-233;
В - §§ 2, 11;
Г - § 4.1;
Д - § 17;
К - §§ 13, 17.
| Работа с новыми понятиями и (РТ).
|
| Средневековое рыцарство.
| 7. Положение рыцарского сословия: собственность, привилегии, феодальная иерархия.
8. Замок – жилище феодала.
9. Рыцарство: этапы становления, посвящение.
10. Вооружение рыцарей.
11. Нравы и обычаи феодалов.
7. Рыцарская культура.
| А - § 7;
Б - §§ 34, 35, 54;
Бр - § 16, 17,сс.145-160;
В - § 12;
Г - § 4.1 (сс.91-97);
Д - § 18;
К - § 14;
КнЧ – сс.137-166, 234-
250, 325-337.
| Работа с новыми понятиями. Заслушивание сообщений учащихся.
|
| Средневековая деревня и её обитатели.
| 6. Роль крестьян в средневековом обществе, деление на свободных и зависимых.
7. Крестьянская община.
8. Натуральное хозяйство, его причины.
9. Крестьянский двор. Жизнь и быт крестьян.
5. Черты феодального общества.
| А - § 8;
Б - §§ 32, 33;
Бр - § 15;
В - § 13;
Г - § 4.1;
Д - § 19;
К - § 15;
КнЧ – сс.353-369.
| Работа с новыми понятиями и конспектом урока.
|
| Культура Западной и Центральной Европы в V-ХI веках.
| 1. Исторические условия развития культу-
ры в странах Западной Европы.
2. Представления средневекового челове-
ка о мире.
3. Каролингское возрождение.
4. Оттоновское возрождение.
| А -§ 9;
Б - § 16;
Бр – сс.45-48;
В - § 5;
Г - §§ 3.4, 3.6;
Д - § 5;
К - § 7;
КнЧ – сс.91-105
| Работа с документами и
иллюстрациями в учебнике.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Образование раннефеодальных государств в Европе
|
|
| Составление таблицы.
Проверочная работа.
|
| Византия в V-XI веках.
| 6. Особенности Восточной Римской империи и причины противостояния варварам.
7. Власть императора в Византии.
8. Внутренняя и внешняя политика Юстиниана.
9. Основные этапы истории Византии в эпоху раннего средневековья.
10. Отличия Византийской империи от
варварских государств.
| А - § 11;
Б - §§ 9, 17;
Бр - §§ 7, 8, сс.83-87;
В - § 6;
Г - § 3.2;
Д - §§ 6-8;
КнЧ – сс.167-175.
| Работа с картой.
Логическое задание: указать отличия Византийской империи от варварских государств.
|
| Культура Византии.
| 6. Византия и античное наследие.
7. Образование и наука в Византии.
8. Отличительные черты византийской архитектуры.
9. Развитие живописи.
5. Жизнь и быт византийцев.
| А - § 12;
Б - §§ 9, 10, сс.83-87;
Бр - § 9;
В - § 7;
Г - § 3.2 (сс.45-47);
Д - § 9
КнЧ - сс.175-184.
| Составление сравнительной таблицы по искусству Византии и античного искусства.
|
| Образование первых славянских государств.
| 5. Расселение славян на территории Европы.
6. Занятия и общественный строй славян.
7. Образование первых государств у славян:
а) Болгарское царство;
б) Великоморавская держава;
в) Чешское королевство;
г) Польское королевство.
4. Общие и отличительные черты в скла-
дывании государств у славян и герман-
цев.
| А - § 10;
Б - §§ 18, 23;
В - § 8;
Г - § 3.2 (сс.50-52);
Д - §§ 7, 8.
| Составление сравнительной таблицы германских и славянских государств. Работа с картой и (РТ).
|
| Арабы в VI-VII веках. Возникновение ислама, образование единого государства
| 6. Природа и занятия населения Аравии.
7. Общественный строй и верования арабов.
8. Необходимость объединения арабов и роль ислама.
9. Возникновение ислама и роль Мухаммеда.
5. Основные обязанности мусульманина.
| А - § 13;
Б - §§ 11,12;
Бр - § 11, сс.102-106;
В - § 9;
Г - § 3.3 (сс.52-56);
Д - § 10;
К - § 27;
КнЧ – сс.184-188.
| Работа с картой и (РТ).
|
| Арабский халифат и его распад.
| 5. Завоевания арабов и причины их успехов.
6. Отношение арабов к покоренным народам.
7. Особенности феодального строя на Ближнем Востоке. Управление Арабским халифатом.
8. Распад Арабского государства и его
причины.
| А - § 14;
Б - § 13;
Бр - 12;
В - § 10 (1, 2);
Г - § 3.3 (сс.56-58);
Д - § 11;
К - § 28.
| Работа с картой и схемой управления в Арабском халифате. Работа с новыми понятиями.
|
| Культура Арабского халифата.
| 8. Причины высокого уровня культуры Арабского халифата.
9. Успехи в ремесле и сельском хозяйстве.
10. Образование и наука.
11. Литература.
12. Быт.
13. Искусство.
7. Вклад арабов в мировую культуру.
| А - § 15;
Б - § 13;
Бр - § 13;
В - § 10 (3, 4, 5);
Г - § 3.3 (сс.60-61);
Д - § 11 (сс.94-96);
КнЧ – сс.188-208, 532-541.
| Просмотр видеофильма «Арабы». Работа с конспектом.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Раннее средневековье».
|
|
| Составление таблицы: «Становление государств в Европе, Византии и у арабов».
|
| Возникновение средневекового города.
| 5. Успехи в хозяйственной жизни в X-XIII вв. Отделение ремесла от сельского хозяйства.
6. Занятия ремеслом и развитие техники.
7. Причины возникновения городов.
8. Происхождение названий средневеко-
вых городов.
| А - § 16;
Б -§ 36;
Бр - § 14, 18;
В - § 14 (1, 2);
Г - § 4.5;
Д - § 15, 20 (сс.156-158);
К - § 16;
КнЧ – сс.221-224.
| Составление логических цепочек. Работа с картой.
|
| Борьба городов с сеньорами.
| 5. Причины борьбы городов с сеньорами.
6. Цели, способы и последствия этой борьбы.
7. Городское самоуправление.
8. Облик города и его население.
| (А) - § 16, 17; (Б) - § 37, 38; (Бр) - § 19, сс.190-195; (В) - § 14 (3, 4, 5); (Г) - § 4.5, 4.8, 4.10, сс.164-168; (Д) - § 20, сс.158-161; (КнЧ) – сс.209-234, 571-591.
| Работа с учебником: анализ документа.
|
| Ремесло в средневековом городе.
| 2. Мастерская ремесленника.
2. Цеховая система и ее задачи.
3. Роль цехов в развитии производства.
| А - § 18;
Бр - § 20;
В - § 15 (1, 2);
Г - § 4.5;
Д - § 20 (сс.161-162);
КнЧ – сс.225-230.
| Работа с текстом в учебнике – цеховой устав. Работа с таблицей.
|
| Средневековая торговля.
| 4. Торговля и ее трудности. Купеческие гильдии.
5. Два района торговли в Европе.
3. Ярмарки и банки.
| А - § 19;
Б - § 38;
Бр - § 21;
В - § 15 (3, 4);
Г - § 4.5;
Д - § 20 (сс.162-165);
КнЧ – сс.223-224.
| Работа с новыми понятиями, (РТ), картой.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Средневековый город».
|
|
| Работа по группам.
|
| Могущество католической церкви. Борьба католической церкви с еретиками.
| 7. Роль церкви в Средние века. Истоки её могущества.
8. Раскол христианства. Отличия католической церкви от православной.
9. Борьба между религиозной и светской властью.
10. Еретичество, его разновидности.
11. Борьба католической церкви с ересью.
6. Нищенствующие ордена.
| А - §§ 20, 21;
Б - §§ 24, 40, 41, 45;
Бр - § 22,23, сс.228-233;
В - §§ 16, 18;
Г - §§ 4.3, 4.4, 4.6, 4.9, 4.11,; 4.12, 4.13;
Д - §§ 16, 21;
К - §§ 11, 12, 17, 20;
КнЧ – сс.265-278.
| Составление таблиц: «Различия между католической и православной церквями», «Основные еретические секты». Работа с новыми понятиями. Заслушивание сообщений учащихся.
|
| Крестовые походы. Причины и участники крестовых походов, их последствия.
| 6. Причины и участники крестовых походов.
7. Первый крестовый поход и образование государств крестоносцев.
8. Последующие походы и их результаты.
4. Духовно-рыцарские ордена.
5. Последствия крестовых походов.
| А - §§ 22, 23;
Б - §§ 25, 27;
Бр - § 24;
В - § 17;
Г - § 4.4;
Д - §§ 22, 23.
К - § 30;
КнЧ – сс.250-264, 278-
307.
| Работа с картой и (РТ). Просмотр видеофильма «Крестовые походы». Ответы на вопросы по видеофильму. Заслушивание сообщений учащихся. Просмотр видеофильма «Фридрих Великий».
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Католическая церковь и крестовые походы».
|
|
| Тестирование.
|
| Образование централизованных государств в Западной Европе. Объединение Франции
| 4. Предпосылки и причины объединения раздробленных государств в единое.
5. Характерные черты единого централизованного государства.
6. Роль французских королей в формировании единого государства во Франции.
| А - § 24;
Б - § 26;
Бр -§§ 28,29, сс.317-318;
В - § 19;
Г - § 4.2 (сс.103-106, 111-112);
Д - § 24;
К – 18.
| Работа с картой и (РТ).
|
| Образование централизованного государства в Англии.
| 6. Англия до норманнского завоевания.
7. Завоевание Англии Вильгельмом.
8. Реформы Генриха II и хартия вольностей.
9. Создание английского парламента.
5. Особенности английского централизо-
ванного государства.
| А - §§ 25, 26;
Б - § 26;
Бр - § 27;
В - § 20;
Г - § 4.2 (сс.106-111);
Д - § 24;
К - § 18;
КнЧ – сс.115-130.
| Просмотр видеофильмов:
«Генрих II», «Ричард Львиное Сердце», «Гастингс», «Эдуард I».
Логическое задание: сравнить процессы образования централизованных государств во Франции и Англии.
|
| Столетняя война.
| 2. Причины Столетней войны, её повод.
2. Особенности воюющих армий.
6. Этапы Столетней войны.
7. Жанна д’Арк.
5. Итоги Столетней войны.
| А - §§ 27, 29;
Б - § 53;
Бр - §§ 31, 32;
В - § 25;
Г - §§ 5.1 (сс.203-207), 5.2 (сс.219-223);
Д - § 25;
К - § 19;
КнЧ – сс.308-353.
| Работа с картой. Составление сравнительной таблицы по противостоящим армиям.
Заслушивание сообщений учащихся. Просмотр видеофильма «Жанна д’Арк».
|
| Восстания в Англии и Франции времен Столетней войны
| 4. Причины восстаний в Англии и во Франции, их участники.
5. Жакерия и восстание Уота Тайлера: сравнительный анализ.
6. Причины поражения и историческое значение восстаний.
| А - §§ 27(5), 28;
Б - §§ 49, 50, 53;
Бр - § 30, сс.285-290;
В - § 24;
Г - § 5.1 (сс.207-215);
КнЧ – сс.337-341, 353-
384.
| Просмотр видеофильма «Восстание Уота Тайлера». Составление сравнительной таблицы восстаний в Англии и Франции.
|
| Завершение объединения Франции в конце XV века.
| 4. Завершение объединения Франции.
5. Складывание централизованного госу-
дарства во Франции.
3. Последствия объединения страны.
4. Особенности образования централизо-
ванного государства во Франции.
| А - § 30 (1, 2, 3);
Б - § 49;
Бр - § 33;
В - § 26 (1, 2);
Г - §§ 5.2 (сс.219-224), 5.3 (сс.236-241);
Д - § 25.
| Работа с картой и над сравнительной таблицей: «Отличие централизованного государства от раздробленного».
|
| Завершение складывания централизованного государства в Англии.
| 4. Война «Алой и Белой Розы» в Англии.
5. Закрепление понятий централизованное и единое государство, его значение.
6. Сравнительный анализ истории Англии и Франции в XI-XV веках.
| А - § 30 (4, 5);
Б - § 49;
Бр - § 33;
В - § 26 (3);
Г - § 5.2 (сс.224-228), 5.3;
Д - § 25.
| Просмотр видеофильмов «Война Алой и Белой роз» и «Генрих VII». Составление
синхронистической таблицы по истории Франции и Англии в XI-XV вв.
|
| Реконкиста и образование централизованного государства на Пиренейском полуострове.
| 5. Мусульманская Испания.
6. Реконкиста.
7. Образование Испанского королевства.
8. Последствия объединения.
| А - § 31;
Б - § 28;
В - § 26 (4, 5);
Г - § 5.2 (сс.230-234);
Д - § 26;
К - § 33;
КнЧ – сс.384-391.
| Работа с картой.
Просмотр видеофильмов «Эскориал» и «Филипп II».
|
| Германия в XI-XV веках. Особенности политического развития немецких земель.
| 6. Причины раздробленности Германии.
7. Борьба императоров и пап за влияние в Италии.
8. Образование Швейцарского Союза.
9. «Золотая булла».
10. Династия Габсбургов в XV-XVI веках.
| А - § 32;
Б - § 46;
Бр – сс.270-274;
В - § 21;
Г - § 5.1 (сс.215-218);
Д - § 27 (212-215);
К - § 21;
КнЧ – сс.392-431.
| Работа с картой и (РТ). Просмотр видеофильма «Габсбурги».
|
| Итальянские города – республики.
| 4. Особенности развития Италии в средние века.
5. Характеристика трёх итальянских городов-республик.
6. Политическая и экономическая борьба
в Италии.
| А - § 33;
Бр – сс. 271-274;
Д - § 28;
К - § 23;
КнЧ – сс.431-441.
| Работа с конспектами и картой. Просмотр видеофильмов «Флоренция» и «Венеция».
|
| Причины и начало гуситского движения в Чехии. Гуситские войны.
| 6. Чехия в XIV веке при Карле IV.
7. Противоречия в Чехии.
8. Недовольство католической церковью.
9. Проповеди Яна Гуса и их роль в борьбе за демократическую церковь.
10. Участники гуситского движения.
11. Начало вооруженной борьбы.
12. Течения в гуситском движении.
13. Крестовые походы против гуситов.
14. Историческое значение гуситского
движения.
| А - §§ 34, 35;
Б - § 52;
Бр – сс. 319-321;
В - § 27 (3, 4, 5);
Г - § 5.2 (сс.228-229);
Д - § 27 (сс.216-219);
КнЧ – сс.441-454.
| Работа с учебником Агибаловой: составление развернутого плана параграфа. Работа с картой и (РТ). Составление таблиц по участникам и течениям гуситского движения.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Образование централизованных государств в Европе»
|
|
| Выделение особенностей в каждом государстве и общих процессов. Проведение контрольной работы.
|
| Завоевание турками - османами Балканского полуострова.
| 1. Образование государства турок-османов. Характеристика их армии.
2. Положение балканских государств.
3. Борьба балканских народов против турок-османов.
4. Падение Константинополя.
| А - § 36;
Б - § 55;
В - § 28;
Г - §§ 5.1 (сс.218-219), 5.2 (сс.234-235);
Д - §§ 32, 33, 36;
К - §§ 31, 32;
КнЧ – сс. 454-462.
| Работа с картой. Просмотр видеофильма «Янычары».
|
| Могущество Османской империи и начало её упадка.
| 2. Дальнейшие завоевания. Складывание Османской империи.
2. Управление империей.
3. Положение покоренных народов, их
борьба.
4. Причины и начало упадка Османской
империи.
| А - § 37;
Б - § 55;
В - § 28;
Д - § 36;
К - § 32.
| Работа с картой и схемой управления в Османской империи.
|
| Образование и наука в XI-XV веках.
| 5. Развитие образования и науки в Европе. Университеты.
6. Развитие философии средневековья.
7. Развитие практических знаний.
8. Технические открытия и изобретения.
| А - §§ 38, 39;
Б - §§ 39, 42, 43;
Бр - § 25, 34, сс.248-252;
В - § 22;
Г - §§ 4.7, 4.8, 4.9, 4.10, 4.14, 5.3 (сс.247-251);
Д - § 30;
К - § 25;
КнЧ – сс.506-525.
| Работа с новыми понятиями. Заслушивание сообщений учащихся.
|
| Средневековая литература. Искусство XI-XIV веков.
Культура раннего Возрождения.
| 7. Героический эпос. Рыцарская, городская и крестьянская литература.
8. Данте Алигьери.
9. Архитектура романского и готического стилей.
10. Особенности скульптуры романского и готического стилей.
11. Живопись.
12. Причины зарождения новой культуры.
13. Понятие «гуманистической культуры».
14. Основоположники Возрождения в литературе.
9. Новые черты в архитектуре и живописи.
| А - §§ 40, 41, 42;
Б - §§ 30, 44;
Бр - §§ 26, 35;
В - §§ 23, 29, 33;
Г - §§ 4.6, 4.14, 5.3 (сс.243-247), 5.4, 6.4;
Д - §§ 29, 31;
К - § 26;
КнЧ – сс.525-531.
| Обобщение знаний, полученных на уроках литературы и истории мировой художественной культуры. Работа с новыми понятиями. Просмотр видеофильма «Культура Возрождения». Ответы на вопросы к видеофильму.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Культура XI-XV веков».
|
|
| Проведение письменной работы и тестирования.
|
| Китай в средние века.
| 5. Основные этапы в истории средневекового Китая.
6. Особенности государственной системы Китая.
7. Земля и её труженики.
4. Культура средневекового Китая.
| А - §§ 43, 44;
В - § 31;
Д - § 13;
К - § 35.
| Задание на выделение особенностей китайской цивилизации.
|
| Индия в средние века.
| 1. Основные этапы средневековой истории Индии и их характеристика.
2. Религиозные верования в Индии.
3. Развитие науки и искусства.
4. Хозяйственно-культурные особенности индийской цивилизации.
| А - § 45;
В - § 30;
Д - § 12;
К - § 34.
| Задание на выделение особенностей индийской цивилизации. Просмотр видеофильма «Тадж-Махал».
|
| Япония в средник века.
| 1. Особенности средневековой японской цивилизации.
2. Переворот «Тайка».
3. Самураи – привилегированное военное сословие Японии.
4. Установление сёгуната.
5. Политический распад Японского государства в XIV-XV веках.
6. Религия средневековой Японии.
| Д - § 14;
К - § 14.
| Задание на выделение особенностей японской цивилизации. Просмотр видеофильма «Самураи».
|
| Государства и народы доколумбовой Америки.
| 5. Природа и коренные жители Америки.
6. Ацтеки.
7. Майя.
4. Инки.
| А - § 46;
В - § 34;
Г - § 6.4 (сс.304-311);
К - § 37;
КнЧ – сс.463-483.
| Просмотр видеофильмов «Цивилизация майя» и «Цивилизация инков». Составление сравнительной таблицы по цивилизациям доколумбовой Америки.
|
| Африка в средние века.
| 1. Два мира одного континента.
2. Влияние арабских завоеваний, ислама на средневековую Африку.
3. Основные государства Западного Судана и Эфиопии.
4. Особенности средневековой истории
Африки.
| А - § 47.
В - § 33;
КнЧ – сс. 483-495.
| Просмотр видеофильма «Африканская цивилизация».
|
| Итоговое повторение по курсу: «История средних веков».
|
|
| Составление таблиц: «Различия между Востоком и Западом в средние века», «Основные события в истории западнохристианской, восточнохристианской и восточных цивилизаций», синхронистической таблицы по средневековью.
|
(А) – Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков, 6 класс. М.: Просвещение, 1996.
(Б) – М.Бойцов, Р.Шукуров. История средних веков. М.: МИРОС, 1994.
(Бр) – М.Ю.Брандт. История средних веков, 6 класс. М.:Дрофа, 2000.
(В) – В.А.Ведюшкин. История средних веков, 6 класс. М.: Просвещение, 2000.
(Г) – А.Я.Гуревич. Д.Э.Харитонович. История средних веков. М.: Интерпракс, 1995.
(Д) – Н.И.Девятайкина и др. История средних веков, 6 класс. М.: Центр гуманитарного образования, 1998.
(К) – С.В.Колпаков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин, С.В.Тырин. История средних веков, 6 класс. М.: Балакс, 1999.
(КнЧ) – История средних веков. Книга для чтения. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.
(РТ) – Е.А. Крючкова. Рабочая тетрадь по истории средних веков, 6 класс. М.: Просвещение, 1999.
В современной школе учитель стоит перед выбором: идти по пути расширения фактологического материала, давая как можно больше сведений о личностях, событиях, датах, или дать сущностную структуру темы, которую в дальнейшем учащиеся должны наполнить содержанием в результате самостоятельной работы с дополнительной литературой (энциклопедии для детей, справочники, книги для чтения, художественная литература, хрестоматии и т.п.).
В настоящее время существует большое количество пособий, тестов, заданий, которые предлагают различные формы контроля знаний учащихся. В основном авторы этих работ идут по пути расширения объема информации, привлечения дополнительных материалов, использования различных типов заданий. При этом зачастую отсутствуют систематизация знаний, выделение главного в огромном потоке информации, взаимосвязь различных фактов и процессов.
В данных дидактических материалах нам хотелось определить понятийный аппарат и тот объем основных знаний, который должен быть усвоен учащимися в процессе изучения определенного исторического этапа.
В этой работе мы предлагаем учителю материалы для использования на уроках по истории средних веков. Они представлены в виде таблиц, схем, учебных задач и заданий, контрольных работ по основным разделам данного курса. При этом нужно учитывать, что невозможно описать сложнейшие процессы только при помощи схем и таблиц. Это основа, которая должна быть наполнена содержанием в ходе творческой работы учителя и учеников.
Данные материалы не являются поурочным планированием и не преследуют цели рассмотрения различных форм и типов уроков. Мы не стремимся к тому, чтобы учитель использовал все предложенные варианты работы. Подходя творчески, каждый учитель самостоятельно сможет определить необходимые ему материалы для работы на уроке, а также дополнить и развить их.
Также данные материалы могут помочь молодым педагогам сориентироваться в обширном потоке информации, выделить главное в уроке, структурировать учебный материал.
В современных условиях, когда в ряде школ стало доступно использование компьютерных технологий в учебном процессе, предлагаемые схемы и таблицы могут быть эффективно использованы учителем для создания мультимедийных презентаций и повышения качества обучения школьников.
[1] Гуманисты – это сторонники идеи, согласно которой, человек – творец своей судьбы, центр мироздания. Среди них были писатели, ученые, художники, музыканты и т.д.