Западно-Франкское Лотарингия Восточно-Франкское 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западно-Франкское Лотарингия Восточно-Франкское



королевствокоролевство

(будущая Франция) (будущая Италия) (будущая Германия)

       
   


Правящие династии Правящие династии

Каролинги Капетинги Каролинги Саксонская династия

 

с 987 года – Роберт Гуго Капет с 919 года – Генрих Саксон

Отметив основные изменения в политической карте Западной Европы в IХ веке нужно подвести итог и дать определение политической раздробленности.

Политическая раздробленность – это распад единого государства на несколько самостоятельных территорий.

2.

При рассмотрении второго вопроса в тетрадях учащиеся должны отметить:

Основные причины распада империи Карла Великого (работа с учебником М.Ю.Брандта на с.50):

- империя создана силой оружия, такое государство не могло долго сохраняться;

- завоеванные народы продолжали жить своими обычаями, у них сохранились

свой язык и культура;

- между ними не было хозяйственных связей, господствовало натуральное

хозяйство;

- пока знать нуждалась в захватах, она поддерживала центральную

королевскую власть;

- для принуждения крестьян нужны были собственные силы;

- раздел или борьба между наследниками.

 

Раздробленность - закономерный процесс (везде те же причины):

 

Укрепление собственности Господство натурального хозяйства

феодалов на землю (всё необходимое создается внутри него)

       
   

 


Стремление к самостоятельности Отсутствие хозяйственных связей между

областями, объединенными силой оружия

 


Нужда феодалов в собственных силах и средствах

для подчинения зависимых крестьян

 
 


Раздробленность

 

3.

В ходе обсуждения учитель обращает внимание учащихся на то, что феодальная раздробленность имеет не только отрицательные последствия, но и положительно влияет на развитие хозяйственной и культурной жизни образовавшихся государств.

Последствия раздробленности:

Положительные Нейтральные Отрицательные
- подъем в хозяйстве; - успехи в развитии местной культуры. - слабость королевской власти; - независимость феодалов; - организация феодалов в виде феодальной лестницы. - междоусобные войны, гибель людей; - ослабление страны перед внешними врагами.

4.

Переходя к рассмотрению феодальной лестницы, учитель может актуализировать знания учащихся, предложив им ответить на следующие вопросы:

1. Как в условиях раздробленности можно было защищать свои территории и вести войны с другими государствами?

2. Как более крупный феодал мог привлечь на свою сторону более мелких феодалов?

Вассально-сеньориальные отношения:

 

Король – верховный сюзерен

 
 


сеньоры графы,

герцоги

 

бароны,

маркизы

вассалы

рыцари

 
 


Феод – земля, дававшаяся за службу в фактически наследственное владение.

Сеньор – лицо, предоставляющее феод.

Вассал – лицо, получившее феод.

 

ОБЯЗАННОСТИ

       
   


сеньороввассалов

- предоставить феод; - служба в войске;

- защитить от врагов; - участие в суде сеньора;

- покровительство. - охрана замка сеньора;

- выкуп сеньора из плена;

- помощь деньгами.

 

В основе вассалитета лежало наделение землей. На земле работали крестьяне, которые платили ренту – часть произведенного ими продукта, которую присваивал землевладелец. Землевладельцы ренту не платили.

Несмотря на раздробленность, королевская власть по-прежнему сохранялась. Титул императора постепенно утратил своё значение, однако крупным феодалам будет необходима власть короля для решения своих споров и защиты своих интересов. Но попытка возродить Западную Римскую империю, предпринятая Карлом I, закончилась неудачей.

Домашнее задание:

Учебники:

(А) - § 5; (Б) - § 16; (Бр) - 6; (В) - § 3; (Г) - § 3.4, сс.68-69; (Д) - § 4, сс.38-39; (К) - § 5;

(КнЧ) – сс.88-105.

 

 

Урок 8: «Франция, Германия, Италия в IX-XI веках».

 

Тип урока: урок-лекция.

 

Цель урока: Способствовать формированию представлений учащихся о политической карте Западной Европы в период раздробленности. Рассмотреть особенности государств, на которые распалась империя Карла Великого. Сформировать первичные навыки у учащихся составления конспекта и работы с ним (выделение ключевых процессов, дат, событий, имен).

 

План изучения нового материала:

1. Франция в IX-XI веках.

2. Италия в IX-XI веках.

3. Германия в IX-XI веках.

 

С учетом того, что материал данного урока не представлен в учебных пособиях для средней школы, но имеет важное значение для понимания учащимися процессов формирования ведущих европейских государств, целесообразно рассмотреть эти вопросы в ходе лекции.

В процессе знакомства с материалом урока учащиеся в своих конспектах выделяют основные особенности становления Франции, Италии и Германии.

 

1.

В начале урока учитель может актуализировать знания учащихся о причинах и результатах распада империи Карла Великого, используя карту атласа «Раздел Франкской империи по Верденскому договору 843 года».

 

Учитель обращает внимание учащихся на то, что после распада империи Карла Великого во вновь образовавшихся государствах стали проявляться определенные политические и экономические особенности развития.

 

На примере Франции учитель показывает, что основную массу населения составляла французская народность. Столицей становится город Париж. С конца Х – начала XI века эта территория называется Францией. Правящая династия Каролингов удержали власть во Франции до конца Х века, тогда как в Германии и Италии они потеряли её ещё в начале Х века.

 

Особенности Франции:

- феодальная раздробленность быстро прогрессировала;

- в 877 году – указ о наследовании феодов;

- слабая королевская власть не имела влияния в стране;

- с 987 года установилась власть новой династии - Капетингов;

- у короля не было постоянного войска, он с трудом давал отпор внешним врагам;

- у короля не было оплачиваемых чиновников;

- король жил за счет своих земель (Париж и Орлеан);

- король вел борьбу с норманнами.

 

2.

Аналогичным образом рассматриваются особенности процессов становления государств в Италии и Германии:

 

Особенности Италии:

- закрепощение крестьян носило более мягкий характер (повинности фиксировались определенными нормами);

- было много городов и крестьяне могли уходить в города (повинности денежные), могли выкупаться;

- было много свободных крестьян-арендаторов;

- деревня тесно связана с городом;

- много духовных феодалов, которые вели борьбу со светскими феодалами;

- сильно раздробленное государство;

- развита внешняя торговля с Византией и арабами;

- в городах развивалось ремесло;

- за эти земли шла постоянная борьба между Капетингами и Саксонской династией.

 

3.

 

Особенности Германии:

- развитие феодальных отношений шло медленно;

- свободное крестьянство, организованное в общины (марки), долго сохраняло независимое положение;

- на попытки закрепощения крестьяне отвечали восстаниями;

- римское влияние не сильное;

- в середине Х века усиливается королевская власть.

       
 
   
 

 


Король нужен как оплот Этого требуют непрерывные Необходимость

защиты от крестьянских захватнические войны. защиты от набегов

восстаний. мадьяров.

 

 

С 919 год в Германии устанавливается Саксонская династия королей.

Используя режим компьютерной презентации, учитель может представить учащимся таблицу, в которой отмечены наиболее известные представители династии Саксонских королей. Характеризуя их внешнюю и внутреннюю политику, необходимо отметить постоянное стремление этих правителей сохранить единство государства и возродить некогда могущественную Римскую империю.

 

Генрих Птицелов Оттон I (936-973 гг.) Оттон II (973-994 гг.) Оттон III (994-1001 гг.)
- отнял у Франции Лотарингию; - захватил земли за Эльбой; - вел войну с венграми; - строил крепости в Саксонии. - усилил контроль над другими герцогами, используя брачные и родственные связи; - церковь стала его опорой, он сам назначал епископов; - искал опору в рыцарях в борьбе с герцогами; - продолжил борьбу со славянами и венграми; - походы на юг Италии; - в 962 год у – стал императором Священной Римской империи; - Оттоновское возрождение (расцвет латинской литературы и изобразительного искусства, школ, светских наук). - попытки овладеть Неаполем и Тарентом; - поражение от арабов. - пытался централизовать государство по примеру Византии; - перенес резиденцию в Рим; - утвердил сложную иерархическую систему государственных чинов; - Оттоновское возрождение; - После его смерти вспыхнули восстания в Италии против германской власти.

 

Подводя итог, учитель подчеркивает, что в IХ-ХI веках на территории Западной Европы начинается период феодальной раздробленности, который является закономерным процессом в становлении феодальных отношений. Несмотря на отчаянные попытки правителей сохранить единство государства, увеличить территорию в ходе захватнических войн, процесс раздробленности в таких странах как Италия и Германия продолжался до второй половины ХIХ века.

 

Домашнее задание:

Учебники:

(А) - § 5 (5, 6); (Б) - § 22; (В) - § 4 (3, 4); (Г) - § 3.6.

Конспект в тетради.

 

 

Урок 9: «Англия в раннее средневековье».

 

Цель урока: Способствовать пониманию учащимися, что процесс складывания государства в Англии был тесно связан с ожесточенной борьбой населения острова с германскими племенами. Раскрыть роль первых правителей Англии в укреплении государственности.

 

План изучения нового материала:

1. Англия и германские племена. Образование государства.

2. Распространение христианства.

3. Нашествие норманнов. Англия в IX-XI веках.

 

1.

В начале урока в целях актуализации знаний учащихся учитель предлагает вопросы для обсуждения:

1) Какие племена населяли территорию Англии в эпоху древнего мира?

2) В состав какого государства входила часть территории Англии до V века?

3) Какие последствия для территории острова имел распад Западной Римской империи?

 

В 407 году римские легионеры покинули Британию, за ними на материк потянулись колонизаторы. Кельтское население (бритты и скотты) оказались предоставлены сами себе. Кельтские вожди завязли в междоусобных войнах. С севера нападали пикты. По-видимому, именно для защиты от них, бритты пригласили дружины ютов, англов и саксов, которые жили на севере Германии.

Германцы стали просить от кельтов всё более высокую плату, постоянно бунтовали и угрожали разорением страны. В середине V века юты захватили Кент (юго-восточная Британия) и остров Уайт. Вслед за ними к завоеваниям приступили англы и саксы.

 

 

Бритты

(кельты) – юты, англы, саксы (V-VI века) коренное

население германские племена

острова

норманны (793 год)


 

 

В течение 200 лет продолжалось сопротивление бриттов.

 

Результаты борьбы бриттов с германцами

 

 

Часть Часть Часть Часть Англы и саксы С VI века

населения оттеснена превращена переселилась слились в один посланцы

истреблена в западные в рабов и в северную народ римского

районы зависимых Галлию папы распро-

острова людей (Бретань) страняли

христианство

 

В начале VI века Амвросий Аврелиан – один из последних римлян на острове смог сплотить бриттов, наладить сопротивление германцам и одержать несколько ярких побед. В легенды он вошел под именем Арториуса или Артура. Сложилось так много сказаний, что они уже ничего общего не имели с реальностью. Средневековые писатели сочинили о нём десятки романов, а также о рыцарях Круглого стола во главе с Ланселотом, волшебнике Мерлине, королеве Джиневре. (История средних веков. 6 класс: книга для чтения под редакцией В.П.Будановой, сс.105-114).

Артур на полвека остановил натиск германцев, но после его смерти они вновь напали и завоевали большую часть острова к 600 году.

Кельтские племена, не потревоженные нашествием, остались в Ирландии и Шотландии, на крайнем западе Британии. Кельтские языки и культура там сохранились ещё на несколько столетий.

 

Завоеватели создали на земле Британии 7 королевств (работа с картой на с.34 в учебнике Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского). В итоге обсуждения учащиеся делают вывод:

 

Англы королевства: Нортумбрия, Мерсия, Восточная Англия;

Саксы королевства: Уэссекс, Сассекс, Эссекс;

Юты королевство Кент.

 

Постепенно господствующим диалектом стал язык Мерсии, где жили англы – английский язык, а страна стала называться Англией. Разные племена слились в один народ – англосаксы. В 829 году образовалось Английское государство.

 

 

2.

В ходе работы над вопросом о распространении христианства на территории Англии учитель может дополнить материал учебника или дать опережающее задание учащимся по книге для чтения (История средних веков. 6 класс: книга для чтения под редакцией В.П.Будановой, сс.95-101).

В кельтской Британии христианство успешно пустило глубокие корни, но после англо-саксонских завоеваний проповедникам пришлось всё начинать заново. Ирландская церковь взялась за обращение варваров в христианство. В то время, когда в Европе образование пришло в упадок, в Британии расцвели монастыри, в которых знали не только латынь, но даже греческий язык. Ирландские монастыри не отличались богатством, но они внесли большой вклад в переписывание церковных и светских книг. Они распространяли знания в Европу – проповедовали Евангелие, основывали новые монастыри.

Миссионерство – распространение христианства.

Немало миссионеров приняли мученическую смерть и были причислены к лику святых. Миссионерством занималась и римская церковь.

Папа Григорий I Великий много сделал для этого. Он говорил, что всем светским государям нужно подчиниться римскому папе. Он послал в Британию своих монахов, главным среди которых был Августин. Он обосновался в Кентенбери, откуда вел свои проповеди. Римская церковь со временем вытеснила ирландскую. (Книга для чтения, сс.95-101).

Принятие христианства варварами не просто означало перемену веры, но и приобретение множества новых знаний – шло приобщение к позднеантичной культуре.

 

3. Рассматривая вопрос о нашествии норманнов на территорию Британии, учитель может предложить учащимся самостоятельно ознакомиться с новым материалом в учебнике и выделить вклад короля Альфреда Великого в организацию сопротивления захватчикам.

 

В 793 году произошло первое нападение норманнов. Сначала они, захватив в летних нападениях богатую добычу, на зимовку возвращались домой. Со временем они стали захватывать прибрежные районы и основывать там свои государства. Так было в Шотландии, Ирландии, Англии.

Король Альфред Великий (871-900 гг.) сумел организовать сопротивление норманнам.

 

Укрепление границ Реорганизовал Добился перелома в

новыми крепостями армию борьбе с датчанами и

отбросил их за Темзу

 

Войско стало меньше, но оно состояло из профессионалов, которых кормили и вооружали крестьяне.

Приемники Альфреда полностью вытеснили врагов из страны и объединили Англию в единое государство.

В XI веке (1066 год) в ходе борьбы за престол победу одержал герцог Нормандии Вильгельм Завоеватель. Это положило начало новому периоду в истории Англии.

 

Домашнее задание:

Учебники:

(А) - § 6; (Б) - §§ 8, 20; (Бр) - § 6; (В) - § 1(2); (Д) - § 5, сс.40-45; (КнЧ) – сс.105-130.

Дополнительная литература:

Энциклопедия для детей под редакцией С.Исмаиловой, том 1, «Всемирная история», М.: «Аванта+», 1993, сс.218-221.

 

 

Урок 10: «Норманнские завоевания. Образование государств на Скандинавском полуострове».

 

Цель урока: Раскрыть влияние природно-географической среды на образ жизни и основные занятия норманнов. Показать роль норманнов в процессе складывания государств в странах Западной Европы. Способствовать формированию навыков и умений учащихся в работе с атласом и контурной картой.

План изучения нового материала:

1. Норманны: территории расселения, занятия населения.

2. Путешествия и завоевания норманнов.

3. Образование государств на Скандинавском полуострове.

4. Верования норманнов.

5. Культура норманнов.

 

1.

Проводя проверку знаний учащихся, учитель акцентирует их внимание на том, что норманны – одно из германских племен, которые в ходе великого переселения народов осели на территории Скандинавского полуострова и сыграли определенную роль в становлении государственности на территории Британии.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что существует несколько названий этих племен:

Норманны – германские племена Скандинавского полуострова – предки норвежцев, шведов, датчан, исландцев - «северные люди», как называли их южные народы.

Викинги – «люди фьёрдов» (vik – залив, где стояли суда) – «морские короли», как называли они себя сами.

Варяги – так называли норманнов восточные славяне.

 

Влияние природно-географических условий на занятия норманнских племен

 

Климат суровый – скалистые горы, леса

 

Земли мало, почвы бедные

 
 


Мало пищи, корма для скота

 

Занятия

       
   

 


земледелие охота рыболовство ремесло мореплавание

(кораблестроение: (лучшие мореходы

корабли – драккары ) в Европе)

 

Сведения о кораблях (просмотр видеофильма «Норманны» из серии «Времена и войны»).

 

 

2.

В виду отсутствия карты в учебниках и атласе, в которой обозначены направления норманнских завоеваний, выполнение задания 24 на с.19 в рабочей тетради Е.А.Крючковой организуется под руководством учителя. При этом целесообразно использовать следующие схемы на доске:

Пути походов викингов:

Исландия (Эрик Рыжий)

Гренландия славяне

НОРМАННЫ

       
   
 
 


Северная Америка Константинополь

(Лейв Счастливый ) (Византия)

Англия Испания

Италия

Греция

 

Завоевания норманнов в IX-X веках

           
     
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.153 с.)