Какие товары ввозили в Византию . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие товары ввозили в Византию .



а) пряности; б) стеклянная посуда; в) благовония; г) рабы;

д) ювелирные изделия; е) церковная утварь и иконы; ж) ткани.

 

8. Назовите самый знаменитый памятник византийской архитектуры:

а) дворец императора;

б) ипподром;

в) храм Святой Софии.

 

Что объединяет эти понятия?

Восточная Римская империя - Ромейская империя - “страна 1000

городов” - “Золотой мост” между Европой и Азией.

 

Какой язык в VII - VIII веках являлся государственным языком

Византийской империи?

а) латинский; б) греческий; в) германский.

 

 

Домашнее задание:

Учебники:

(А) - § 12; (Б) - §§ 9, 10, сс.83-87; (Бр) - § 9; (В) - § 7; (Г) - § 3.2, сс.45-47; (Д) - § 9;

(КнЧ) - сс.175-184.

 

Урок 18: «Образование первых славянских государств».

 

Цель урока: Способствовать пониманию учащимися процесса образования славянских государств. Актуализировать знания учащихся о причинах образования государства. Показать особенности складывания славянских государств в отличие от германских.

 

План изучения нового материала:

1. Расселение славян на территории Европы.

2. Занятия и общественный строй славян.

3. Образование первых государств у славян:

а) Болгарское царство;

б) Великоморавская держава;

в) Чешское королевство;

г) Польское королевство.

4. Общие и отличительные черты в складывании государств у славян и германцев.

1.

При рассмотрении нового материала учитель предлагает учащимся обратиться к следующей карте:

 

 

 

Вопросы по карте:

1. Какие территории принято считать прародиной славян?

2. Определить основные направления расселения славян на территории Европы.

3. Назвать основных соседей славян.

 

К концу I тысячелетия н.э. славянские племена расселились к востоку от империи Карла Великого, к северо-западу от Византийской империи, от реки Эльбы до среднего течения Днепра.

Учитель может привести одну из версий происхождения названия славянских племен: славяне – словене – владеющие словом, понятной речью.

 

В своих тетрадях учащиеся могут схематично определить границы расселения славянских племен и основные направления их переселения:

 

Схемы в тетрадях:

Расселение славянских племен на территории Европы

 

Балтийское море

 
 


Эльба Днепр

 

Дунай, Карпаты

 

 

Направления переселения славян

 

Великое

вдоль переселение Восточно-Европейская

Эльбы народов равнина

 
 

 


за Дунай,

северное побережье

Балканского п-ова

 

 

Учитель обращает внимание учащихся, что в результате расселения выделились три основные ветви славян. На доске схематично можно представить эти три ветви, а также указать государства, которые образовались на их основе, и преобладающие в них религии.

 

 

Схема на доске:

Три ветви славян

       
   

 


западные южные восточные

чехи болгары предки русских,

словаки сербы украинцев,

поляки хорваты белорусов

полабские славяне

поморские славяне

 
 

 


Великоморавская держава-IX в. I Болгарское царство – VII в. Киевская

Чешское королевство – Х в. Сербское и хорватское Русь – IX в.

Польское королевство – Х в. государства – XI в.

 

Католическое христианство Православное христианство

 

2.

При рассмотрении второго вопроса учащимся предлагается вспомнить основные занятия и особенности общественного строя соседей славян - германских племен. Обобщая ответы учащихся, учитель обращает их внимание на то, что племена германцев и славян, проживая в схожих географических и природно-климатических условиях, имели общие черты в хозяйственном и общественном развитии. Для закрепления полученных знаний учащимся предлагается заполнить таблицу:

 

 

Основные занятия и общественный строй славян
Производящий тип хозяйства: - земледелие (подсечное, пашенное); - скотоводство; - ремесло. Присваивающий тип хозяйства: - охота; - рыболовство; - собирательство.   - складывание племенных союзов; - усиление набегов на соседние территории; - усиление роли вождей и военных дружин; - выделение знати; - ослабление роли народного собрания; - постепенный переход от соседской общины к государству.

 

 

Вопрос:

В чем причины образования государства у любого народа?

Учитель может актуализировать знания учащихся на примере образования Франкского государства и отметить те же процессы при складывании славянских государств.

Для укрепления государственной власти, так же как и во Франкском королевстве, славянские правители стремились принять единую религию. Распространению христианства среди славян способствовали миссионеры (люди, занимающиеся распространением своей веры среди населения с иным вероисповеданием) Священной Римской империи и Византийской империи.

 

3.

а) Болгарское царство:

Рассматривая вопрос образования славянских государств, необходимо отметить на контурной карте или в рабочей тетради Е.А.Крючковой (задание 31 на с.24) границы Болгарского царства или использовать в тетрадях следующую опорную схему:

 

VII век

славяне болгары (Поволжье, Азовское и Черное моря)

Балканский п-ов

р. Дунай 864г. (IX в.)

I-е Болгарское царство Византия

христианизация - при Борисе

 

Одним из выдающихся правителей Болгарского царства являлся Симеон (893-927), который:

1) стремился захватить весь Балканский полуостров и Византию;

2) вел ожесточенную борьбу с Византией в течение 30 лет;

3) расширил границы царства;

4) первым стал носить титул царя.

 

Причины ослабления Болгарского царства:

 

набеги мадьяров (венгры)

походы Киевского князя Святослава

Войны ослабляли Болгарию

набеги печенегов

походы Византийского императора Василия II

 

В итоге в 1014 году Болгарское царство было покорено Византией.

II-е Болгарское царство возникло в конце XII века, но уже не было столь могущественным, как I-е Болгарское царство.

б) Великоморавская держава:

Работа с картой в рабочей тетради Е.А.Крючковой (задание 28 на с.22).

При изучении вопроса образования Великоморавской державы нужно обратить внимание учащихся на влияние империи Каролингов на Великую Моравию.

IX век

Великоморавская держава империя Каролингов

христианизация

В процессе становления Великой Моравии приходилось вести непрерывную борьбу с Германией, которая вела к ее ослаблению и в конечном итоге к распаду Великоморавской державы.

 

борьба

Великая Моравия Германия

союз с Византией

 
 


863 год – Кирилл и Мефодий ослабление государства,

- создание славянской письменности; захват его венграми в 906 году

- создание школ и независимой церкви.

Распад державы

в) Чешское королевство:

Выполнение задания 29 на с.23 в рабочей тетради Е.А.Крючковой.

Учитель обращает внимание учащихся, что в результате распада Великоморавской державы в Х веке образовалось Чешское королевство.

 

Выдающиеся правители:

Князь Вацлав (921-929)– при нем осуществлялась христианизация Чехии.

- причислен к лику святых;

- начало строительства собора святого Вита;

- его имя носит главная площадь в Праге.

Князь Болеслав (младший брат Вацлава):

- укрепление княжеской власти;

- расширение границ государства;

- вел борьбу с Германией и Польшей;

- добился самостоятельности епископства (973 год).

 

В XI веке официально Чешское королевство вошло в состав Священной Римской империи, имело большой вес в Европе.

 

г) Польское королевство:

Выполнение задания 29 на с.23 в рабочей тетради Е.А.Крючковой.

Вопрос по карте:

На территории каких славянских племен возникло Польское королевство?

Ответ:

Польское королевство возникло на территории западных славян (племя полян – центр Гнезно).

 

В VIII-IX вв. – княжество, в Х веке – королевство.

 

Выдающиеся правители:

Мешко I – в 966 году принял христианство (через немецких миссионеров).

Болеслав Великий (сын Мешко) – XI век.

- объединил все польские земли;

- захватил Моравию и Чехию;

- совершил поход на Русь (помощь зятю Святополку – в 1018 году вступил в

Киев);

- создано архиепископство с прямым подчинением Риму, а не Германии;

- принял титул короля (1025 год), столица королевства – Краков.

 

После смерти короля Оттона III начались войны с Германией.

В XII веке – раздробленность.

 

 

4.

В процессе совместного обсуждения с учащимися составляется таблица:

Сравнительная таблица германских и славянских

раннефеодальных государств:

Общее Отличия
1. Схожие причины образования государства. 2. Переход от язычества к христианству. 3. Сформировались в период великого переселения народов. 4. Непрочные государства. 5. Раннефеодальные монархии с сохранением пережитков племенных отношений. 6. Закономерность перехода к феодальной раздробленности. 1. Принятие христианства идет в острой религиозной борьбе между Византией (православие – восточные и южные славяне) и Римом (католицизм – западные славяне). 2. Славянские государства возникли позже (VII-X вв.) в сравнении в германскими (V-VI вв.). 3. Германские государства более воинственные, стремящиеся к созданию империи по Римскому варианту. 4. Славянские государства ведут борьбу за национальную независимость в борьбе с Византией и Священной Римской (германской) империей.

Домашнее задание:

Учебники:

(А) - § 10; (Б) - §§ 18, 23; (В) - § 8; (Г) - § 3.2, сс.50-52; (Д) - §§ 7, 8.

Рабочая тетрадь: задания на сс.22-25.

 

Урок 19: «Арабы в VI-VII веках. Возникновение ислама,

образование единого государства».

 

Цель урока: Раскрыть основы процесса разложения раннефеодальных отношений и возникновения государства у арабов. Способствовать осознанию учащимися роли ислама в объединении арабских племен.

План изучения нового материала:

1. Природа и занятия населения Аравии.

2. Общественный строй и верования арабов.

3. Необходимость объединения арабов и роль ислама.

4. Возникновение ислама и роль Мухаммеда.

5. Основные обязанности мусульманина.

1.

В начале урока учитель объясняет учащимся какой народ принято называть арабами (семитский народ, их родственники евреи, ассирийцы, финикийцы). Своим предком они считают Измаила – сына Авраама (общий предок евреев и арабов).

Для определения географического положения Аравийского полуострова учащиеся начинают выполнять задание 45 на с.30-31 в рабочей тетради Е.А.Крючковой или, работая с атласом, составляют опорную схему территории расселения арабов в рабочей тетради:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.76.51 (0.038 с.)