Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис Римской республики. Империя в Древнем Риме.

Поиск

В конце второго века до н.э. обозначился кризис римской республиканской государственности. Дешевый рабский труд успешно конкурировал с трудом свободных мелких производителей, являвшихся опорой римской государственности. Разоренные массы свободного населения становятся объективной угрозой республиканскому строю. С другой стороны успешные войны Рима создали сословия богачей, для которых власть и стабильность были на много важнее республиканских принципов. Более того, сам полисный строй Рима уже не отвечал потребностям мировой державы. Эти противоречия достигают огромной остроты и угрожают существованию римской государственности. Наступает период гражданских войн, длившийся более ста лет (134-27 годы до н.э.). Верхушка римского общества ищет спасения в усилении центральной власти, в установлении террористической диктатуры. От республики рабовладельцев Рим сначала переходит к диктатуре, а затем к империи.

Исторически первым этапом периода гражданских войн становится военная реформа консула Мария. В результате которой армия становится наемной, государство берет на себя обязанности по содержанию войска, однако на деле благосостояние война на прямую зависело от военного таланта полководца. Эта реформа открыла путь к установлению военной диктатуры.

Важным этапом становится диктатура диктатора Суллы. Для выхода из кризиса Сенат предоставил Сулле исключительные полномочия. Однако, это была уже не прежняя диктатура Сулла получил диктаторство пожизненно с правом издавать законы. Кроме того, специальный закон установил полную власть Суллы в отношении римских граждан. Были сокращены полномочия народных трибунов, изменялись сферы деятельности некоторых магистратов. Сулла принимает новый аграрный закон, отпускает на волю десять тысяч рабов с дарованием им прав римского гражданина. Эта реформа по сути создает новую социальную базу для диктатуры.

Вторым этапом становится военная диктатура Юлия Цезаря. Цезарь сосредоточил в одних руках наиболее значительные магистратуры, а именно: бессрочное диктаторство, пожизненную власть народного трибуна, полномочия цензора, права великого жреца- понтифика. Сокращаются сферы деятельности Сената и народных собраний. Однако, в 44 году до н.э. Юлий Цезарь, который готовился провозгласить себя императором был убит в результате заговора.

В длительной борьбе за власть между наследниками Цезаря победу одержал Октавиан Август. Именно его правление стало завершающим шагом в формировании власти. Он постепенно закрепил за собой звание императора, первого сенатора- принцепса, власть трибуна и консула, власть проконсула провинции и цензора. Окончательной датой закрепления нового строя принято считать 27 год до н.э.

 

 

№27 Период ранней империи (принципат)
Как отмечено во введении, период империи принято подразделять на: раннюю (I-III века н.э.) – позднюю (IV-V века н.э.) империи.

Период ранней империи именуется "принципатом", т.к. в титулатуре императоров этого периода стояло слово PRINCEPS (во времена республики этим словом обозначали "первоприсутствующих" в сенате). Императоры еще не рассматривали себя в качестве монархов. Они называли себя лишь "первыми гражданами", которые пользуется наибольшим авторитетом - AUCTORITAS и наделены высшими полномочиями - IMPERIUM. Считалось, что император является все еще республиканским магистратом, правда, пожизненным и обладающим особой высшей (неограниченной) властью. Его именуют чаще всего "Принцепсом", но нередко – "Августом" и "Императором". Последний термин восходит ко временам республики, когда солдаты на поле битвы присваивали победоносному полководцу данный титул. В дальнейшем титул императора становится постоянным.

Сенат после смерти императора давал заключение о характере деяний последнего. Если такие деяния признавались недостойными, то сенат отменял его акты – законы и распоряжения. Кроме того, он постановлял обречь на забвение (DAMNATIO MEMORIAE) покойного, что сопровождалось вычеркиванием его имени из государственных документов. Если правление умершего оценивалось положительно, то сенат мог специальным постановлением объявить его "божественным" (DIVUS). Так было поступлено, в частности, в отношении Октавиана Августа. Важным признаком монархической власти является переход ее по наследству. Однако, в Риме не существовало закона, которым бы устанавливался порядок престонаследия. Как бы молчаливо признавалось право императора передавать власть по наследству (прямых мужских наследников у Августа не было). Нового императора юридически избирал сенат. Но эта была не более как форма. Император сам называл своего преемника в завещании. Ту же силу имел и акт усыновления императором своего преемника. Совершенно справедлива мысль о том, что в период принципата императорский престол становится игрушкой в руках армии. Первый император династии Флавиев, Веспасиан (69-79), был выдвинут легионами, расположенными в Сирии и Иудее. В иных случаях императоров выдвигала на престол преторианская гвардия – привилегированная воинская часть, своего рода "лейб-гвардия" римских императоров. Некоторые императоры в результате дворцовых заговоров были насильственно свергнуты с престола, и убиты преторианцами.

В государственном управлении все большее значение приобретает императорская канцелярия; в состав которой наряду со свободными входили и вольноотпущенники. Она состояла из нескольких отделений (SCRINIA). Одно из них заведовало официальной перепиской императора, другое – составляло ответы на прощения, третье – собирало справки для решения судебных дел, четвертое – диктовало и редактировало речи императора.

Что касается сената, то юридически он считался законодательным органом, ибо императорские указы, чтобы обрести силу закона, вносились в сенат. Но, как правило, сенатские постановления принимались по инициативе императора. Сенат обсуждал лишь те вопросы, которые уже были рассмотрены в императорском совете. Иногда принцепс лично излагал свой проект в сенате, а иногда посылал туда одного из квесторов, который и докладывал проект (ORATIO PRINCIPIS). Не было случая, чтобы сенат отклонил такой проект, что и неудивительно, т.к. сенаторы назначались и увольнялись императором. Законопроекты обычно принимались единогласно. Август установил для сенаторов огромный имущественный ценз. С течением времени полномочия сената все более суживаются. Его решения вытесняются императорскими указами, имевшими силу закона. Кроме того, император мог наложить VETO на решения сената. При Августе и последующих принцепсах за сенатом еще сохранялись некоторые финансовые, административные и судебные функции. Он, как бы по инерции, избрал старых республиканских магистратов, возбуждал уголовные дела против взяточников в провинциях, назначая при этом следственные комиссии.

Важная роль в управлении принадлежала так называемым "префектам". В период республики последний консул, оставлявший столицу, назначал градоправителя, которому именовали городским префектом (PRAEFECTUS URBIS). С появлением в 367 г. н.э. должности городского претера, назначать префектов перестали. В период принципата их назначают постоянно. Затем всех вообще должностных лиц стали титулировать префектами. В самом Риме префект ведал полицией. Ему принадлежала и судебная власть. Он выступал и в качестве аппеляционнной инстанции. Правомочия городского префекта распространялись не только на территорию собственного города, но и округу радиусом 150 км. Начиная со времени Августа, префекты становятся начальниками дворцовой стражи императора. Их именуют "префектами претерия" (FECTUS PRAETORIAE). Позднее префекты претория становятся начальниками воинских частей в пределах Италии, за исключением Рима. В начале префектов претория было два, а позднее их число колеблется от 1 до 4. Префектами претория были такие выдающиеся юристы, как Папиниан, Павел и Ульпиан. Начиная с императора Комода (180-192), они выполняют не только административные, но и судебные функции: отправляют суд от имени принцепса главным образом в качестве аппеляционнной инстанции.

Императорская власть уделяла большое внимание провинциальному управлению. В провинциях были искоренены грабежи и пиратство, а также проведены дороги, имевшие важное и торговое значение. Во времена республики провинциями управляли "проконсулы", т.е. бывшие консулы, которым сенат продлевал их империй, с тем, чтобы они могли выполнить государственное поручение. Затем термин проконсул стал прилагаться наместнику провинции, где он отправлял правосудие. Эту свою юрисдикцию он мог делегировать (IURISDICTIO MANDATA) помощнику или заместителю, действовавшему в звании "легата". Начальников провинций, считавшихся наместниками императора, именовали также "презесами". Вначале должность презеса появляется только в императорских провинциях, а позднее – в сенаторских. Презес был наделен судебными функциями по гражданским и уголовным делам. Его решение по ним было окончательным. Он командовал войском.

Вся римская территория делилась на две части: императорскую и сенатскую. Сенатские провинции – это были спокойные, замирённые провинции, где не было римских войск. Поскольку понятие "замирённые" было синонимом "разграбленные", то доходы от таких провинций были крайне малы. Сенатские провинции – это бедные области.

Так же существовало две казны – сенатская (AERARIUM) и императорская (FISCUS). В то время, как первая оскудевала, вторая пополнялась и процветала. Август похвалялся тем, что он неоднократно давал сенату крупные суммы денег.

Если императорские провинции управлялись чиновниками, назначенные принцепсом, получавшими от него хорошее жалование, целиком от него зависимыми, то в сенаторских – действовали по-прежнему магистраты. Но выбор последних теперь зависел во многом от императора. Август сам рекомендовал народному собранию кандидатов на республиканские должности, проводя тем самым своих ставленников.

В итоге следует признать, что принципат являлся монархией, маскируемой республиканскими флагами.

 

№28 Период поздней империи (доминат)

В период поздней империи (домината) верховная власть в государстве принадлежала целиком и полностью одному лицу – императору. Императоры позднеримской империи совершенно порывают с республиканскими традициями и больше не называют себя "магистратами" или "принцепсами", которые формально еще признавали над собою власть народа.

Взамен титула "PRINCEPS" появляется титул "DOMINUS", т.е. "владыка". Император Аврелиан (270-275) был первым, кто назвал себя "DOMINUS ET DEUS", т.е. "владыка и Бог". Внешними признаками императорского достоинства становится диадема (белая, унизанная жемчугом повязка), а затем – корона. Император носит шелковые одежды и пурпурные ткани, украшенные золотом и драгоценными камнями. Теми же камнями была украшена его обувь.

При императорском дворе вводится пышный церемониал. Те, кто лицезрел особу императора, падал ниц. Особа императора обоготворяется. Императоры считают себя неограниченными властителями, не связанные никакими законами, действующими в государстве. Действует формула времен принципата "PRINCEPS LEGIBUS SOLUTUS EST". Все жители империи именуются теперь не "гражданами" (CIVES), а "поданными" (SUBIECTI), обязанными беспрекословным повиновение императору. Любые распоряжения императора имеют силу закона.

При императоре действовала "консистория" (CONSISTORIUM), т.е. "учреждение, где стоят вместе" (в присутствии императора члены консистории не могли сидеть), которую можно именовать "императорским советом" или "государственным советом". Это чисто совещательный орган, чьи мнения юридически не являлись обязательными для императора. Этот орган обсуждал различные вопросы касательно управления, законодательства и суда.

Государственный аппарат приобрел сугубо централизованный характер. Все учреждения, имевшие отношение к особе императора, именовались "OFFICIA". Чиновники назначались или утверждались императором на срок один год. Одни чиновники состояли в центральных органах, другие в местных. Сложилась иерархия чинов. В их числе были: "редактор" законов; заведующий императорской казной (фиском); управляющий коронными имуществами; начальник императорской канцелярии. Высшим чиновникам присваиваются почетные титулы или ранги:

"сиятельных" (ILLUSTRES-сияющие),

"великолепных" - (SPECTABILES),

"светлейших" - (CLARISSIMI).

Чиновники этих трёх рангов включаются в состав так называемого "сенаторского сословия" (ORDO SENATORIUS). Третьим подчинялись вторые, вторые – первым, а первые – только императору. Должности делились на придворные (DIGNITATES PALATINAE), гражданские (DIGNITATE CIVILES) и военные (DIGNITATE MILITARES).

Жалованье чиновникам назначалось сообразно их рангу и титулу. Чиновные ранги определялись так называемой NOTITIA DIGNITATUM, что можно назвать "табелью о рангах". Словом, это был перечень всех гражданских и военных должностей начала V века н.э. Самым высоким лицом при дворе считался министр императорского двора – MAGISTER OFFICIORUM OMNIUM. Вся эта иерархия чинов восходит к императору, который по сути дела, и сам является первым чиновником в государстве. У каждого чиновника, даже занимавшего относительно скромное место в данной системе, имелась канцелярия – OFFICIUM. Число служащих (OFFICIALES), трудившихся в канцелярии, порой бывало весьма значительным (иногда 500, 600, 800, 1000 и более человек).

При префекте претория имелась своя канцелярия. Наместники провинций имели собственные канцелярии. Аппарат был строго централизованным, иерархическим, Нижестоящие начальники подчинялись вышестоящим. Те, в свою очередь, - начальникам более крупных областей. Последние – префекту, который отвечал за ход дел в префектуре перед самым императором.

Обычным явлением становится взяточничество, вымогательство, злоупотребления чиновников всех рангов.

Императорская власть требует от чиновников двух вещей: пополнения всеми способами фиска и соблюдения буквы закона. В провинциях гражданская власть отделяется от военной. Учреждается должностьMAGISTRI MILITUM, которая соответствовала должности преторианского префекта.

Римский сенат становится по существу лишь муниципальным органом. Сенату принадлежит чисто формальное утверждение провозглашения войском императора. Городом Римом управляют городские префекты (PRAEFECTUS URBIS) в ранге ILLUSTRES. В провинциальных городах – магистраты, назначаемые правителями провинции. Как и в период принципата, в провинциях управляют наместники императора, которых именуют то "презесами", то "ректорами провинции" (RECTOR PROVINCAE). Их судебные функции несколько ограничиваются, тат как на их решения допускались обжалование (аппеляция) на имя императора. Наместники провинций издавали эдикты (EDICTA). В результате реформ Диоклетиана и Константина (307-337) империя получает новое административно-территориальное деление. Она делится на две части: Западную- OCCIDENS (с центром в Риме) и Восточную – ORIENS (с центром в Константинополе). Такое деление фактически произошло в конце III в. до н.э.

Столицей Восточной Римской империи "Град Константина" стал в 330 году. Он был расположен на месте старой греческой колонии "Византии" (BYZANTION). В этом "Новом Риме" были построены дворец, библиотека, бани, ипподром, храмы (христианские и языческие). Жители Восточной империи называли себя "ромеями". Каждый частью империи управляет свой император. Два императора имеют каждый помощника или цезаря, которые также управляли какой-то частью империи. В составе Западной и Восточной империи имеется по 2 префектуры во главе с префектом (всего 4 префектуры и 4 префекта). Префектуры делятся на диоцензы во главе с викариями (заместителями префекта). Вначале было 12 диоценцов, а затем -14. Диоцензы делились на провинции во главе с ректорами или корректорами. Вначале была 101 провинция, а затем -120. Провинции делились на округа (PAGI), в которых действовало самоуправление. В муниципиях городская верхушка именовалась декурионами. Она отвечает перед центральной властью прежде всего за поступление налогов. Вторым сословием в муниципиях были так называемое августалы – жрецы культа Юлия Цезаря и Августа. Их было шестеро. Существовало два сената. Один – в Риме, другой – в Константинополе. Императоры наделяли сенаторским званием придворных чиновников или даже частных лиц. Оба сената стали не более, как муниципальными органами, управляющими столичными городами. Если доминусы и сообщали и сообщали сенатам новые законы, то не более, как для сведения. Формально сената избирал консулов, претеров и квестеров. Но такое избрание нуждалось в санкции императора. Если император передавал на рассмотрение сенат какое-нибудь уголовное дело для расследования, то оно расследуется затем под председательством городского префекта. Формальностью оставалось избрание сенатом нового императора. Сената утверждает в этой должности того, кто был уже провозглашен войском, или предназначен для этой роли в качестве цезаря.

По всем этим основанием в романистической литературе период домината характеризуются как "абсолютная монархия".

Избираемые ежегодно муниципальными собраниями дуумвиры были председателями городских "сенатов", наблюдая за городским управлением. Они наблюдали административной и судебной властью. В муниципиях они являлись высшими судьями. Однако, в период империи их юрисдикция была существенно ослаблена. Муниципальный "совет" или "сенат" именовался декурией. Вообще же под декурией понималось всякое подразделение или отделение, состоявшее из 10-ти человек. С древнейших времен существовали декурии патрициев, всадников, сенаторов. Были также и коллегии судей. Десять первых членов муниципального совета именовались децемвирами.

Со временем императора Константина городские общины стали учреждать специальных должностных лиц (дефензоров), уполномоченных защищать город от притеснений и несправедливостей со стороны императорских чиновников. Население провинций буквально изнемогало под бременем множества государственных налогов и натуральных повинностей, грабежей и вымогательства чиновников.

№29 Этапы.

1. Период цивильного (квиритского) права — Царский период (VIII — VI вв до н.э.) — с образованием поселения Рим, начинается отсчёт первого периода истории государства Рим(753 — 509 гг. до н.э.) - царский, складывается государство Рим. Значение родового собрания было невелико, особенно во время военных походов. Основная власть у царя и сената. Затем родовое собрание формируется в государственное учреждение. Источники права: Правовые обычаи; Акты римских царей; Законы 12 таблиц; Акты Сената («Сенатус-Консульты»); Акты магистратов (Эдикты магистратов).

2. Период расцвета Римского права (классический период)период Республики (V — I вв до н.э.). Становление и утверждение республики 509 — 27 гг. до н.э. Характеризуется борьбой плебса и патрициев. Возрастание значения частной собственности; расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья. Наряду с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и становится все более важной деятельность профессиональных римских юристов. Источники права: кривитское право — действовало на основании 12 таблиц, его юрисдикция распространялась только на граждан Рима. Преторское право — система частного права, сложившееся на основе решении преторов, определялось участниками правового регулирования, круг субъектов значительно расширялся. Юстентиум (право народов) — внутригосударственное обеспечение развития товарно-денежных отношений в Риме.

3. Период после классический (III - V вв.) - период Империи, который делится на принципат (I в до н.э. - IIIв н.э.) и доминат (III в н.э. - Vв н.э.). Принципат переход от республики к монархии — царь становится первым среди равных. Доминат — абсолютная монархия, до конца римской империи. Возникает потребность в кодификации права. Отсутствие новых источников права. Основная деятельность направлена на упорядочение нормативного материала, его систематизацию по дате, принятию и изданию каким-либо органом (институтом), мнению юристов и т.д. «Институция Гая» построена по институционной системе — о лицах, вещах и формах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.167 (0.016 с.)