Источники постклассического периода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники постклассического периода



В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права. Среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров.

Сокращается число классических юристов, труды и мнения которых по-прежнему рассматриваются в качестве источника права. В 426 году специальными знатоками Феодосия II и Валентина III о цитировании была признана юридическая сила за сочинениями лишь пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Мадестина и Гая. Судьи должны были выявлять общее мнение этих юристов, а в случае разногласия между ними - мнение большинства. В случае равенства голосов решающим признавалось мнение Папиниана, если же в этом случае Папиниан не высказывался, судья мог действовать самостоятельно.

Всеобъемлющая систематизация римского права была произведена в 528-534 гг., т.е. уже после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана. Результатом работы комиссии явилось составление крупных сборников римского права, подвергшегося, однако, некоторым интерполяциям - включением норм более позднего, в частности греческого и восточного права. На более позднем этапе истории права эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана (Кодекс Юстиниана).

По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге 1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2-8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9-12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т.д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние - на фрагменты.

Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана составляют дигесты, или пандекты. Дигесты представляют собой уникальный правовой памятник, насчитывающий около 150 тыс. строк, включающий более 9 тыс. текстов, взятых из книг римских юристов, живших с I в. до н.э. по IV в. н.э. Более других в Дигестах цитируются Ульпиан, Павел, Папиниан, Юлиан, Помпоний, Модестин.

Структурно Дигесты делятся на семь частей (в самом тексте такой рубрики нет) и на 50 книг, которые в свою очередь (кроме книг 30-32 о легатах и фидеикомиссах) расчленяются на титулы, имеющие названия. Титулы состоят из фрагментов и размеры которых неодинаковы. Каждый фрагмент содержит в себе текст из сочинения какого-нибудь юриста. Фрагмент приводится с указанием автора и названия работы, откуда почерпнута цитата.

Наиболее полно в Дигестах представлено частное право.

Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Институции - элементраный учебник права, обращенный императором к "юношеству, любящему законы". В их основу были положены сочинения Гая, а также Институции Флорентина, Марциана, Ульпиана и Павла.

Институции Юстиниана состоят из 4 книг. Под влиянием Дигест они были разделены на титулы, которые состоят из отдельных фрагментов.

В первой книге даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке и попечительстве. Вторая книга посвящена вещному праву. В ней подробно рассматриваются новые способы деления и свойства вещей, предусматриваются новые способы их приобретения. Здесь же говорится о завещаниях и легатах.

В третью книгу включены титулы, относящиеся к наследованию без завещания, степени когнатского родства и т.п. В отличие от Институций Гая обязательства из деликтов включены в четвертую книгу, где особенно подробно рассмотрен закон Аквилия о возмещения вреда. Далее разбираются вопросы защиты прав (разные виды исков и интердиктов). В заключительной части Институций Юстиниана добавлены два титула, где перечислены обязанности людей и разные виды преступлений, особенно разработанные в императорском законодательстве (оскорбление величества, прелюбодеяние, отцеубийство, подлоги и т.п.)

В 535-555 гг. указанные выше три сборника римского права были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана, в которых в большей степени отразились уже особенности не римского права, а византийского общества и права.

№30. Сеньориальная монархия во Франции..

Формирование самостоятельного Французского государства не было единовременным. Оно заняло почти два века. Королевство в этот период состояло из большого числа феодальных владений- фьефы, они считались составной частью государства, однако фактически являлись почти или полностью независимыми политическими образованиями. После продолжительных междоусобных войн и смерти короля Карла Великого французская знать избирает на престол Гуго Капета (987 год), который становится основателем новой династии «капетингов». Государственно- политическую раздробленность в феодальной Франции прежде всего предопределяло состояние социально- экономических связей эпохи, а также наличие по существу двух разных народов, говоривших на разных языках (французский и провансальский), которые к тому же принадлежали к разным культурам.

Первые короли династии «капетингов» по сути являлись крупными феодалами с особым титулом. Никаких полномочий государственного характера королевская власть не подразумевала. К тому же у французских королей не было постоянного места пребывания. А государственное единство было по сути сведено к общепризнанной иерархии вассальных связей. Именно поэтому иммунитеты права получили во Франции особое развитие.

Номинальным собственником земли считался король. Однако, большая часть этой земли находилась у крупных феодалов в качестве фьефа. Поучая землю у короля феодалы считались его вассалами, а король их сеньором. Феодальное сословие во Франции было организованно иерархически. Во главе этой системы стоял король Франции от корого держали землю крупные феодалы- герцаги и графы. У этих феодалов были свои вассалы- бороны и веконты. В самом низу феодальной лестницы стояли рыцари и шевалье. Таким образом вассальными отношениями были охвачены все представители правящего сословия.

Передача земли сопровождалась установление вассальных связей, фиксировалась договором и особым обрядом (омаш). Он состоял в том, что вассал приносил присягу верности своему сеньору в замен получал символы власти над фьефом- меч, перчатки и скипетр. Вассал был обязан: верно служить своему сеньору, нести в его пользу военную служу, выкупнать сеньора из плена,, преподносить подарки по случаю посвящеия в рыцари старшего сына и выдачи за муд старшей дочерию в свою очерель вассал мог рассчитывать на покровительство со стороны сеньора, так например правонарушение вассала рассматривались судом во главе с сеньором. Необходимо отметить, что вассальная система во Франции имела децентрализованный характер, это означало, что промежуточные звенья вассальной системы были не зависимы от власти короля по принципу «Вассал моего вассала не есть мой вассал». Поэтому военную службу ограниченную сроком днями в год вассал должен нести только своему прямому сеньору. К тому же феодальный обычай предусматривал за вассалами возможность одновременно вступать в феодальную зависимость к нескольким сеньорам поэтому французские феодалы часто становились вассалами германского императора или английского короля, заключая договоры не редко против короля Франции.

В XII веке французские короли делают первые шаги по усилению королевской власти и государственной централизации. При короле Людовике IX было подавлено сопротивление вассалов внутри королевского домена. По сути была сформирована единая администрация домена. А к началу XIII века благодаря военные и дипломатическим успехам короля его домен значительно расширила. Именно с этим связано начало формирования государственной администрации. Королевская администрация являлась домениальной, а ее значение напрямую зависело от отношений короля с крупнейшими вассалами. С конца XII во Франции установился порядок фамильного престолонаследия, возрастает количество прямых вассалов короля. В свою очередь королевская власть стала рассматриваться как власть высшего господина, а затам особого повелителя. А к XIII веку все жители Франции уже считались подданными короля и были обещанными ему починяться.

Организация власти и формы управления строилась как дворцово- вотчинная система. Личные слуги короля одновременно считались должностными лицами королевства. Основным учреждением являлся королевский двор куда входили вассалы короля.

Королевская курия собиралась по желанию короля и участье в этом совете являлось обязательным для вассалов. В первую очередь курия играла роль политического совета, а также в особых случаях являлась судебным органом. С конца XII века из королевской курии выделяется двор «пэров Франции», который состоял из шести светских и шести духовных феодалов. Члены этого органа имели привилегию судится только равными себе.

Государственная администрация была сосредоточена во дворце короля, который из органа домениального направления постепенно превращается в общегосударственный орган. Дворец имел внутреннюю иерархию. На первом месте стояли члены королевской семьи. Первоначально они имели право участвовать в государственном управлении, но с XIII века и королева и престолонаследник утратили возможность влиять на политику государства. Затем шло окружение короля занятое специальными делами, далее следовал круг должностных лиц.

В XI- XII веках наиболее значимой фигурой являлся сенешал - командующий, высшей армией, высший судья, дворецкий короля и начальник местных администраторов. Однако в конце XII века эта должность упраздняется королевский дворец был разделен на шесть правлений по отраслям хозяйствования. Дела короля вел комердинер, в ведении короткого находилась сокровищница короля и архивы.

С редины XII века в администрации главное место занимает канцлер, к нему перешли полномочия сенешала, он возглавил королевскую юстицию, состовлял королевские акты. Королевский домен делился на округа- превотажи, которые возглавляли Прево. Они являлись уже не вассалами, а служащими короля. Превы ведали сбором налогов, а также осуществляли административные и судебные полномочия. На юге Франции аналогичные должности назывались иначе. С ликвидации должности сенешала одной из обязанностей которого являлся контроль за Прево для общего надзора на места стали посылать бальи, каждому из которых назначался особый округ бальяж, включавшая несколько превотажей. Со временем к ним перешли не только военные и финансовые функции, но и суд от имени короля.

Реформы Людовика XI.

В XIII веке во Франции обозначился процесс усиления королевской власти и государственной централизации. Мощный удар по вассальной системе был внесен ростом городов, население которых начинает борьбу за политическую самостоятельность. В этой борьбе горожане все чаще опираются на королевскую власть, которая в свою очередь опирается на городское население в борьбе с крупнейшими сеньорами. В средине XIII века практически сгладились внутри сословные различия между средними и мелкими феодалами и сформировалось единое и многочисленное сословие- дворянство. Его интересы все больше отличались от интересов крупных феолдалов и дворяне все больше сближались с королевской властью.

В этот период начинается массовое освобождение крестьян отличное зависимость. Важнейшей попыткой изменить феодально- сеньориальный строй стали реформы проведенные королем Людовиком IX. Важнейшее значение имела военная реформа. Прежде всего Людовик IX запретил все военные действия на территории королевского домена. На остальной территории устанавливались так называемые «сорок дней короля»- это был срок, в течении которого все конфликты между феодалами должны были разрешаться с участием королевского судьи, то есть мирным путем. В случае если стороны не приходили к согласию они могли начинать военные действия. В городах для поддержания порядка начинают формироваться отряды милиции, которые подчинялись только королевским военным. В ходе административной реформы создается институт королевских следователей, в круг их обязанностей входил контроль за деятельностью бальи, рассмотрении обращений подданных, приведения в исполнение приговоров. В важных случаях лейтенанты могли обращаться лично к королю. На территории королевского домена была введена единая королевская монета, а хождение денег других сеньоров было запрещено. Кроме того, королевская монета была обязательной на всей территории государства. Это привело к росту королевских доходов и как следствие из королевской курии выделяется счетная палата с особым штатом финансовых служащих. В 1260 году было положено начало организации королевской юстиции. Из королевской курии выделяется особый парламент (Парижский парламент), который становится органом высшей королевской юстиции. Королевский суд становится постоянно действующим учреждением куда обращались с исками феодалы и население городов. В судопроизводство вводится письменная процедура заимствованная из римского права.

 

№31. Сословно- представительная монархия.

В XIII в начале XIV веков в социальных отношениях и экономике Франции произошли существенные изменения. Королевский домен уже охватывал ¾ территории страны, а политическим и становится столица королевского домена Париж. В это время значительно разрослись города, а во все области хозяйства проникли товарно- денежные отношения. Во Франции формируется общенациональный рынок. Происходит отмена личной зависимости крестьян из чего королевская власть извлекает огромную выгоду, так как она подчинила крестьян своей юрисдикции и обложила их налогами. Пахотные земли феодалов начинают передаваться в пользование крестьянам за это крестьянин должен был уплачивать фиксированную ренту- ценз, а данная форма землепользования получила названия цензива. Французский крестьянин имел право с согласия своего сеньора передавать цензиву по наследству. В XIV- XV веках в целом завешается формирование сословий. Население Франции было разделено на три сословия:

1. Духовенство.

2. Дворянство.

3. Третье сословие.

Духовенство.

Консолидация духовенства в единое сословие связана с победой французских королей в длительном конфликте с римскими папами за политическое верховенство. В течении почти века римские папы находились в прямой зависимости от французских королей. Резиденция римского папы из Рима была перенесена в небольшой город Авиньон (Авеньоньское или Вавилонское пленение папы). Королевская власть извлекает из этого огромную пользу. Теперь французское духовенство должно было жить по законам королевства и рассматривалось как часть французской нации (раннее французское духовенство подчинялось главе римской католической церкви). Короли присвоили часть доходов церкви, конфисковали имущество, а также установили правила значительно ограничившие круг лиц подпадавших под духовную юрисдикцию. Тем не менее французское духовенство сохраняет за собой важнейшие привилегии, а именно: церковную десятину, пожертвование, судебный и налоговый иммунитет. Французское духовенство активно привлекалось к несению королевской службы, они часто занимали высокие посты в управлении.

Дворянство.

Дворянство объединяло всех светских феодалов, которые теперь рассматривались ни как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство представляло собой наследственное замкнутое сословие, а покупка поместий лицами не знатного происхождения перестала им давать дворянские звания. Дворянство сохранило за собой основную сословную привилегию- исключительное право собственности на землю с правом передавать ее по наследству.

Третье сословие.

В целом завершается формирование третьего сословия за счет растущего городского населения и крестьян- цензитариев. Третье сословие объединило практически все трудовое население и зарождающуюся буржуазию. Представители третьего сословия не имели каких- либо привилегий, а также не были защищены от произвола королевской власти и некоторых феодалов. В отличии от духовенства и дворянства представители третьего сословия несли основное бремя налогов.

 

№32

В XIV веке королевская власть приобретает новые полномочия и даже новое политическое содержание. Приоритетный сеньориальный статус короля сменился исключительным- государственным, этот статус уже основан не отношениях вассалитета, а на отношениях безусловного подданства. К XV веку становится общепризнанным принцип «не зависимости и не раздельности королевского домена». Престол стал наследоваться строго в роду царствующего монарха по мужской линии. По сути сформировалась новая доктрина французской монархии. Ее основу составляло положение о том, что король имеет независимое положение и не ограниченные права. Король являлся защитником публичного мира, а знать- королевскими слугами. Личность и права короля особым образом охранялись, а покушения на них являлось особым составом преступления. В наибольшей степени возрастает законодательная власть короля, к XV веку его ордонансы становятся законами для всего общества. Стремление короны к усилению централизации вызвало отпор среди правящих сословий. В сложные политические моменты общественное согласие становится для короля острой необходимостью. В следствии этого во Франции возникло учреждение с чертами сословного представительства- Генеральные штаты и в начале XIV века на смену сеньориальной монархии приходит монархия сословно- представительная. Впервые Генеральные штаты были созданы летом 1302 года для поддержки французского короля для борьбы с римскими папами. Генеральные штаты являлись ярко выраженным сословным органом. В них заседали представители трех сословий. Сословия заседали раздельно, каждое принимало свое решение. Это давало возможность королю принимать или отвергать рекомендации сословий. Хотя обычно, король придерживался рекомендации одобренной двумя сословиями. На совместные заседания Генеральные штаты собирались, чтобы заслушать речь короля. Единой организацией работы Генеральные штаты не имели. Компетенция данного органа не была четко определена.

Обычно они высказывались по следующим вопросам:

1. Утверждения новых налогов.

2. Мирные переговоры и соглашения.

3. Предложения и просьбы от сословий к королю.

Наибольшего могущества Генеральные штаты достигли в средине XIV века, когда Франция в результате не удач в Столетней войне оказалась в ситуации глубокого кризиса. В это время Генеральные штаты собирались практически ежегодно и оказывали значительное воздействие на политику государства. В 1356 году после проигрыша в войне пленения короля англичанами регент короля Кант собирает Генеральные штаты чтобы получить их разрешения для введения налога для сбора средств чтобы выкупить короля из плена. Однако, Генеральные штаты занимают независимую позицию, передают власть избранной сословиями комиссии из пяти человек и поручают ей провести реформу государственного управления. Регенту назначаются помощники, которые имели полномочия практически равные правам короля, но регент не согласился с данными условиями и распустил Генеральные штаты. В 1357 году Генеральные штаты вновь собираются, однако оказались еще более оппозиционными. Штаты потребовали смещения ряда должностных лиц, расширения своих полномочий, а также установления строгого контроля за государственными финансами, только при выполнении указанных условий сословия соглашались выставить тридцати тысячную армию для помощи Правительству. Власть была вынуждена пойти на уступки. Издается Великий мартовский ордонанс в соответствии с которым Генеральным штатам предоставляется право собираться три раза в год по своему желанию без приглашения короля. Решение Генеральных штатов должны были считаться окончательными и вступать в юридическую силу без королевского одобрения. Денежные средства могли расходоваться только на цели предписанные штатами. Однако, Мартовский ордонанс практически не применялся. Созывать Генеральные штаты полностью отдается на усмотрение короля, также Генеральные штаты практически не влияли на законодательство. И начиная с XVI века Генеральные штаты практические не созываются.

Укрепление королевской власти сопровождается формированием новых принципов государственного управления. В XIV большинство прежних домениальных должностей потеряли свое значение, единственным кто сохранил свой статус был канцлер, значение которого даже возросло. Канцлеру подчинялась королевская канцелярия, он был хранителем печати, удостоверял все королевские акты. На канцлера была возложена обязанность следить за исполнением королевских приказов- ордонансов только после проверки, он мог поставить королевскую печать. Именно канцлер представлял короля в Генеральных штатах и дипломатических отношениях. Канцлер по прежнему возглавлял королевскую юстицию, назначал судей, руководил советами феодалов. В центральной администрации появляются новые должности с новыми общегосударственными функциями, для управления финансами вводится должности государственных казначеев; конца XIII века появляются должности тайных секретарей, которые вели дела королевского совета; также большое значение приобретают королевские советники- паладины, а также камер арий, в ведении которого находилась королевская казна. Важнейшим органом для принятия государственно- политических решений являлся Большой Совет короля, в который вместе с юристами заседали двадцать четыре представителя светской или духовной знати, Совет собирался один раз в месяц. Однако, с начала XV века король переключает Совет на рассмотрение дел королевской юрисдикции. Со временем политическое значение этого органа резко падает основной причиной этому является факт, что для выражения мнения французских сословий существовали Генеральные штаты. К концу XV века Совет окончательно становится органом королевской юстиции и уже формируется только из чиновников. Наряду с Большим Советом при короле существовал Тайный Совет, куда приглашались исключительно по королевскому желанию. В местном управлении прежние должности Прево и балле потеряли свое значение, финансовые и административные полномочия, по сути они становятся королевскими управляющими в домениальных владениях и в силу этого обстоятельства являются королевскими судьями. С конца XIVвека балле получили право назначать себе заместителей лейтенантов.

С конца XV века лейтенанты стали назначаться непосредственно королем и вытеснили балле из администрации. В рассматриваемый период судебно- административная власть была практически полностью сосредоточена в руках королевской администрации. Низшую судебную инстанцию представлял суд Прево, среднюю- суд балле или сенешал. Высшим судебным органом был Парижский Парламент, который принимал апелляции на решения судов Прево и балле, в качестве верховного суда рассматривал наиболее важные дела. За Парижским Парламентом постепенно закрепляется право регистрировать королевские указы и ордонансы, при чем Парижский Парламент мог отказать королю в регистрации, однако это полномочие легко преодолевалось личными присутствием короля.

Существенные изменения произошли в принципах формирования армии. После введения постоянных налогов король смог использовать значительные средства на содержание постоянной армии. Армия состояла из наемников, получавших жалование. Дворяне получают исключительное право на занятие офицерских должностей.

 

№33. Завершение государственной централизации в XVI в начале XVII веков.

Усиление королевской власти в период объединения сословной монархии подготовило основу для дальнейшей централизации и политического объединения Франции. Благоприятные возможности для этого процесса открылись в связи с окончанием Столетней войны. Уже с средины XV века королевская власть начинает последовательно ликвидировать остатки феодализма в государстве. Важнейшие шаги в этом направлении были сделаны в правлении короля Людовика XI. Корона одержала победу в остром конфликте с Союзом территориальных магнатов во главе с герцогами Бургундии и Лигой общественного блага. К Франции присоединяются: Прованс с крупными среднеземноморскими портами, а к концу XV века Бретань. И к началу XVI века Франция являлась самым крупным по территории и численности населения государством Европы. Монархия XVI века становится безусловным центром государственного единства страны. Большую роль в этом процессе сыграло подчинение домов членов королевской семьи и к средине XVI века на придворной службе короля состояло более полутора тысяч выходцев из знатнейших семей королевства. Это явилось важным инструментом сращивания интересов короны и дворянства и по сути установления контроля за привилегированными сословиями.

Серьезный раскол, но уже не по территориальному, а по более существенному- религиозному признаку наступил в средине XVI века после распространение во Франции идеи реформации. Со стороны самых разных общественных сил недовольных монархией получает движение Гугенотов, по сути становление этого движения сопровождалось рождением новой анти-монархической идеи. В одном из политических посланий Гугеноты писали, что народ существовал до королей и создал королей для собственного блага, поэтому без народного согласия короли не могут принимать важных политических решений. Раскол в государстве приобретает организационную форму. В 1576 году для борьбы с протестантами создается Католическая лига во главе с герцогами Гизами. Новая организация выдвигает программу борьбы за прежние права провинции и Генеральных штатов, а принадлежность к Лиге объявлялась обязательной для католиков. На протяжении полувека Францию сотрясали религиозные войны причем в войне между католиками и Гугенотами участвовали представители иностранных государств, а в стране создавались независимые правительства. Политическое примирение было достигнуто в правлении короля Генриха IV, который является основателем династии бурбонов. В 1598 году издается особый акт, который установил условное равенство двух вероисповеданий. Католицизм объявлялся официальной религией, однако протестанты получали гражданские права и свободу богослужений. В качестве гарантии прав Гугенотам предоставлялась возможность создавать свои ассамблеи, иметь укрепленные замки и гарнизоны. По существу создавалось государство в государстве по религиозному признаку. Политическая организация Гугенотов была ликвидирована только в 1628 году после захвата и разгрома их крепости. На этом политическая либерализация в основном завершилась. Важнейшей предпосылкой указанного явления становится новая военная организация. Королевская власть устанавливает так называемый выкуп за службу, что дает возможность королю набирать волонтеров причем как правило иностранцев. Тем не менее настоящая королевская армия создается королем Карлом VII, который запретил феодальному сословию иметь собственные военные отряды, крепости, им запрещалось отправляться на войну за пределы Франции. Было создано пятнадцать рот солдат набираемых из дворян во главе с капитаном. При чем капитаны приносили клятву верности лично королю. Королевская казна оплачивала солдатам содержание, предоставляла обмундирование.

В XV- XVI веках была сформирована единая система государственных финансов. До XIV века доходы короля составляли чисто феодальные поступления, по сути это был доход с королевского домена и денежные поступления от королевских вассалов. В 1439 году был установлен постоянный налог, который прежде всего взымался для содержания армии. К началу XVI века для общего управления создаются должности четырех казначеев и четырех генералов финансов, затем вводятся должность сюринтинданта, который являлся казначеем и генералом в одном лице. Указанные лица входили в королевский совет по финансам, основной задачей которого являлась разработка и ведение бюджета. В 1523 году после финансового кризиса создается единая королевская казна, которой руководил казначей, подчинявшийся только королю. Были созданы три окружные счетные палаты, а парижская палата выполняла роль общегосударственной. Палаты контролировали королевские доходы и расходы, управляли королевским доменом, имели право рассматривать финансовые дела в том числе и уголовные.

В центральной администрации возрастает роль королевского совета, который фактически сосредоточил все нити государственного управления. Совет составлялся традиционно в него входили принцы крови- эпэры Франции, высшие должностные лица короля, а также советники, избираемые из низших администраторов. Во время формирование централизации короли редко привлекали членов королевской семьи к государственному управлению. К концу XVI века королевский совет все более специализировался, ранее других в нем выделился совет дел, так теперь стали называть прежний тайный совет. В этом совете, который собирался ежедневно король проводил реальную работу по управлением государством. На заседаниях совета обязательно должен был присутствовать канцлер. Другой частью совета становится государственный совет, занимавшийся финансовым управлением, назначением высших должностных лиц и местным управлением, король еженедельно утверждал его решения. Юрисдикция совета короля переходит к совету партий, который составлялся только из чиновников, под началом королевского прокурора.

Окончательное формирование абсолютной монархии во Франции связано с правлением кардинала Ришелье в годы царствования Людовика XIII. Ришелье обратил на себя внимание на последних Генеральных штатах, где являлся представителем духовенства. Уже в 1624 году он занимает место в совете короля, а затем и специально созданную для него должность первого министра короля. Именно под руководством Ришелье были завершены важнейшие государственные мероприятия: разгромлены войска Гугенотов, ликвидирована их политическая самостоятельность, разрешены важнейшие внешне политические вопросы. Ришелье руководствовался идеей создания могущественного королевства и в связи с этим провел целый ряд государственно- политических реформ: дворянству запрещалось иметь укрепленные замки, вооруженные отряды, под страхом смертной казни запрещались дуэли, были введены правила дворцовой и воинской службы. Основным орудием государственной политики становятся суды, которым предписывалось сначала карать, а затем искать законные основания. Важнейшей административной реформой являлось введение в местном управлении должности постоянных интендантов, в замен всех прежних властей. Именно интенданты становятся главными представителями короля в местном управлении, получив практически не ограниченные полномочия. Именно при Ришелье особого расцвета достигает чиновничья бюрократия, а на королевской службе состояло более сорока тысяч человек. В правление Ришелье государство начинает вмешиваться практически во все сферы жизни общества и пытается их регулировать. Был установлен жесткий контроль за торговлей и промышленностью, при чем основной целью такого вмешательства являлось увеличение поступлений в королевскую казну. Фактически вводилось государственная монополия на внешнюю торговлю. Особой правовой регламентации подверглись сферы производства и торговли зерном и продовольствием. Фактически для каждого продукта вводилась своя полиция, а промышленное производство разрешалось только в составе особых корпораций. Создание в государстве новых мануфактур было возможно только с разрешения короля. Чтобы воспрепятствовать уходу с предприятия рабочих они освобождались от налогов. В годы правления Ришелье государство начинает активно вмешиваться в жизнь науки и культуры, устанавливая не только административный, но и правовой контроль. Интересен тот факт, что науке и культуре Ришелье отводил особую роль в деле процветания государства, на практике это означало введение жесточайшей цензуры практически на каждом театральном представлении присутствовал представитель короля, который пресекал любую критику королевской власти. Однако, именно в годы правления Ришелье во Франции начинает выходить первая французская газета, создается Французская академия.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ФРАНЦИИ В ЭПОХУ АБСОЛЮТИЗМА (16 – СЕРЕДИНА 18 ВВ)

XVI-XVII вв завершается процесс объединения страны, гос-во приближается к абсолютизму, становление которого связано с именами Франциска 1, Генриха 4и кардинала Ришелье, сосредоточив в своих руках всю полноту власти, ликвидирует политические вольности гугенотов, подчиняет дворянство интересам центральной власти, ограничивает права парламента. Кардинал изменил организацию местного управления: он поделил страну на 54 округа и направил в каждый по интендату. Годы правления Людовика 14 – зенит абсолютизма. Система органов, на которое опирался монарх, состояла из гос-ого совета, совета внутренних дел, тайного совета, совета финансов, счетная палата, палата акцизных сборов, палата вооружения. В 17 в. Происходит переход к постоянной наемной армии.

№34. ФРАНЦУЗСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ ПРАВО: ИСТОЧНИКИ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Источники права – обычаи (кутюмы) провинций, районов и городов, королевские указы, распоряжения феодалов. В 8 веке появляются сбоники обычного права (1из них является труд Бомануара "Кутюмы Бовези"). В 15 в многие сборники обычаев утверждаются королевскими указами. На развитие права Франции заметное влияние оказала каноническое и римское право.

Правое положение населения. Духовенство освобождалось от военной службы и большинство аналогов. Преступления и тяжбы духовных лиц рассматривались в церковных судах. В пользу духовенства был установлен особый налог – 10тина. Дворянином признавался владелец феодов. Дворянам принадлежало исключительное право занимать воинские и духовные должности, право охоты. Большинство крестьян было прикреплено к земле и отрабатывало барщину или платило оброк. Со временем увеличивается число крестьян, обладающих личной свободой (вилланов).

 

№35. Имущественные отношения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.047 с.)