Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформы Тесея, законы Драконта

Поиск

Образование Афинского государства началось с проведения реформ, предписываемых легендарному Тесею (ХIII век до н.э.). При нем якобы произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах (синойкизм).

Тесею приписывают разделение всех свободных граждан Афин на 3 группы: эвпатридов - родовой знати, геоморов - земледельцев, демиургов - ремесленников.

Только эвпатриды наделялись исключительным правом на замещение должностей. Родовая знать стала господствующим классом, экономической основой ее власти было крупное землевладение. Она угнетала демос- народ, в состав которого входили земледельцы, ремесленники, торговцы, моряки. Выходцы из других частей Аттики - метеки - были свободны, но гражданских прав не имели.

Авторитет родовых учреждений падал. Вместо Базилевса была учреждена ежегодно избираемая коллегия архонтов. Она ведала военными, судебными делами. Совет старейшин был преобразован в ареопаг. Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага. Во всех этих органах распоряжались эвпатриды.

В это же время возникли первые писаные законы. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и, прежде всего, кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Имелось в виду ограничить власть архонтов, произвольно толковавших обычай. Составителем законов был Драконт.

По этим законам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернении святынь, те, кто вел праздный образ жизни. Смертная казнь угрожала даже тем, кто крал овощи.

Принцип ответственности по правилам талиона был отменен. По законам Драконта убийство рассматривалось как причинение материального ущерба, но теперь оно квалифицировалось как антиобщественное деяние. Вводится понятие умысла и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы - смертная казнь. Драконтовы законы стали символом жестокости. Даже в древности говорили, что они написаны кровью. Тем не менее, эти законы ограничивали власть архонтов.

 

Реформы Солона и Клисфена

Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона. К тому времени, когда Солон стал первым архонтом (594 г. до н.э.), задолженность мелких землевладельцев приняла устрашающие размеры. За неуплату долга владельца клера, его жену, детей разрешалось продавать в рабство за границу. Над основной массой общинников нависла угроза всеобщего закабаления. "Некоторые в отчаянии бежали от кредиторов и бродят из страны в страну", - горестно отмечал Солон. Алчность эвпатридов не знала пределов. Разорение земледельцев, всеобщая задолженность бедноты, политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Росло недовольство торговцев и ремесленников. Дело шло к восстанию.

Солон был первым из знати, кто заметил опасность (выходец из небогатых эвпатридов, избранный в 594 г. до н.э. архонтом). Надо отдать должное его проницательности и смелости. Преодолевая сопротивление верхушки аристократов, он решительно провел крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Ущемляя интересы знати и делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство.

Особое место имели земельная и политическая реформы.

1. Солон отменил часть залоговой кабалы. Все долговые камни с полей убирались, проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили название сисахфия.

2. Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли.

3. Считают, что Солон установил максимум земельного надела. Однако произвести перераспределение земли он не решился.

4. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати. Она удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев

5. Впервые была узаконена свобода завещания. Любые виды имущества, в т. ч. и земельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между наследниками и т. д. Такой свободы обращения с земельным наделом родовое общество не знало.

6. Солон содействовал развитию ремесла, торговли.

7. Он унифицировал систему мер и весов, провел денежную реформу, создал благоприятные условия для внешней торговле Афин и т.д.

8. Родители в старости не могли по закону получать помощь от сыновей, если не обучили их ремеслу.

К политическим реформам Солона следует отнести:

деление жителей по имущественному цензу. Это был еще один удар по пережиткам родового общества. Все свободные граждане Афин делились на 4 разряда граждан: получавшие со своей земли не менее 500 медимнов зерна, масла или вина вошли в первый разряд, 300 - во второй, 200 - в третий, меньше 200 медимнов - в четвертый.

Одновременно предусматривалось, что только лица из первого разряда могли избираться военачальниками и архонтами. Из представителей второго разряда формировалось конное войско (всадники), из остальных - пешее войско. Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении.

Солон значительно повысил значение и авторитет народного собрания, которое стало созываться чаще и на нем рассматривались наиболее важные государственные вопросы: принимались законы, избирались должностные лица. В работе собрания участвовали также малоимущие граждане.

Одновременно был учрежден Совет 400 - по 100 человек из каждой филы. В его состав могли избираться все свободные, кроме батраков и нищих. Со временем Совет оттеснил ареопаг на второй план. Его роль возросла в связи с тем, что народное собрание созывалось. Проекты многих решений готовил Совет, а в необходимых случаях, он действовал от имени собрания.

Солон также учредил суд присяжных - Гелиэю, при чем в ее состав избирались граждане всех разрядов. Участие малоимущих граждан в народном собрании, в суде присяжных содействовало развитию Афинской рабовладельческой демократии. Гелиэя была не только главным судебным органом Афин, она также контролировала деятельность должностных лиц.

Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и обедневшими гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса: земледельцев, купцов, ремесленников. Реформы повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой которого стали средние и мелкие земельные собственники, верхушка ремесленников и купцов.

После Солона власть захватил тиран Писистрат. Он имел личную охрану, которая выполняла функции постоянной армии, принудил граждан платить налог и ввел институт разъездных судей.

После свержения писистратидов дело Солона продолжил архонт Клисфен. В 509 г. до н.э. по его настоянию был принят закон, который окончательно упразднил деление граждан по родам. К этому времени население перемешалось.

Вместо 4 племенных фил были созданы территориальные единицы. Афинское государство делилось на три зоны или области: береговую, Афины с пригородами и внутреннюю часть. Всего насчитывалось 10 территориальных фил, в каждую входило по одной трети от каждой области.

Более мелки единицы получили название демов, во главе которых были демархи. В их обязанности входила запись новорожденных от свободных граждан, набор ополченцев, выбор по жребию на должности Совет 400 и суд присяжных. Каждая фила должна была сформировать подразделение пехоты, всадников и снарядить за свой счет Пять военных судов с экипажем и начальником.

Совет 400 реорганизуется. Создается Совет 500 - по 50 человек от каждой филы. Коллегия архонтов - главный орган власти эвпатридов - потеряла свое былое значение, особенно с тех пор, как появилась коллегия стратегов, стратегия стратегов, решавшая вопросы военных дел и внешних сношений.

С именем Клисфена связано возникновение остракизма (суда черепков). Народное собрание путем тайного голосования могло изгнать из Афин сроком на 10 лет без конфискации имущества всякого, кто приобрел чрезмерное влияние и представлял угрозу государству, всеобщему миру и афинской демократии.

Реформа Клисфена окончательно сокрушила господство родовой аристократии, отвечала интересам демоса. В то же время институт рабства принял более широкие масштабы. В V веке до н.э. в Афинах число рабов превысило число свободных.

 

№19. Афинская демократия

В результате проведенных реформ к началу V в. до н.э. в Афинах установилась политическая система, получившая название "демократия".

Демократизация афинского общества не устранила имущественного и социального неравенства. Значительную часть населения Афин составляли рабы, которые не обладали никакими правами и были на положении вещи.

Свободное население Афин было неоднородным. Полноправными гражданами считались лишь те, чьи отец и мать обладали статусом афинских граждан. По достижении 18 лет они зачислялись в списки дема, пользовались политическими правами и правом получения различных пособий от государства.

Определенную часть населения составляли метеки - выходцы из других полисов и вольноотпущеннники. Будучи свободными, они привлекались к военной службе, платили налоги и несли другие повинности. Однако они не пользовались политическими правами, не могли приобретать недвижимость и вступать в брак с афинскими гражданами.

Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии архонтов и коллегии стратегов.

Народное собрание (экклесия) было верховным органом власти Афин. В его компетенцию входило принятие законов, оно избирало должностных лиц и проводило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира и другие вопросы внутренней и внешней политики. В народном собрании принимали участие все полноправные граждане старше двадцати лет, женщины и метеки к его работе не допускались. При Перикле за участие в народном собрании стали получать плату. При численности полноправных граждан примерно в 30 тыс. человек, для принятия решения требовалось присутствие 6000 граждан.

Совет пятисот (буле) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался из числа полноправных граждан, достигших тридцати лёт, по 50 человек от каждой филы сроком на 1 год. Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по вопросам, которые выносились на рассмотрение народных собраний. Они осуществляли дипломатические сношения с другими государствамиv управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами.

Коллегия стратегов состояла из десяти человек и осуществляла руководство вооруженными силами государства, распоряжалась средствами, которые выделялись на эти цели. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием. И хотя по закону все десять стратегов имели равные права, но на практике установился обычай, что один из стратегов занимает первое место не только в коллегии, но в государстве.

Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря и в основном рассматривала судебные дела по семейным и религиозным проблемам, а также по вопросам, касающимся нравственности.

Гелиэя - высший судебный орган страны, действовал под руководством коллегии архонтов. Она состояла из 6000 человек, которыеизбирались ежегодно в равном количестве от каждой филы. Гелиэя рассматривала наиболее важные дела афинских граждан, все государственные дела, все спорные дела между союзниками и важные дела граждан союзных государств.,

Кроме того, законопроекты, принятые народным собранием, вступали в силу только после утверждения гелиэей.

 

№20. Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э.

Высшим органом власти считалось народное собрание полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание (экклесия) созывалось 2-3 раза в месяц, оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы. Роль народного собрания была весьма значительной. Формально любой вопрос войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия мог быть поставлен на обсуждение. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, вносить законопроекты. С 462 года до н.э. на высшие государственные должности, кроме должностей стратегов и казначеев, могли избираться все граждане, независимо от имущественного ценза. Закон вступал в силу лишь после рассмотрения Советом 500 и судом присяжных. Он вывешивался для всеобщего обозрения.

Всякий афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно, если этот закон нарушал принципы демократии. Если обвинение подтверждалось, автора законопроекта могли лишить гражданских прав. Афинский гражданин мог предъявить обвинение любому должностному лицу в злоупотреблении властью и, если это подтверждалось судом, виновный немедленно отстранялся от занимаемого поста.

Наиболее важным по значению органом был Совет 500. Его члены избирались по жребию народным собранием. К избранию допускались граждане не моложе 30 лет, если они платили налоги, оказывали почтение родителям. Кандидат проходил проверку на политическую зрелость (докимасию). Совет являлся высшим, постоянно действующим правительственным учреждением.

Функции Совета были весьма обширны. Он действовал как муниципалитет по управлению всеми службами Афин. В его ведении находилась казна, государственная печать, контроль за должностными лицами. Совет предварительно рассматривал вопросы, которые решало народное собрание. Члены дежурной филы - пританы - вели народные собрания. Совет следил за точным исполнением принятых собранием законов, при желании он в любой момент мог сдержать радикальные намерения народного собрания.

Важные судебные дела рассматривал суд присяжных - Гелиэя. В нем насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог стать каждый гражданин по достижении 30 лет. Суд был открытым и гласным. Приговор определялся на основе результатов голосования, который гелиасты осуществляли путем бросания камешков в урны. Решения суда присяжных обжалованию не подлежало. Прения сторон допускались. В ряде случаев гелиэя решала политические вопросы, являлась участником законодательного процесса, могла одобрить или отклонить законопроект. При вынесении решений и приговоров суд не всегда был связан законом. Он мог руководствоваться обычаями своей страны и фактически сам создавал нормы права. Гелиэя рассматривала дела о государственной измене, о покушении на демократию, тяжкие уголовные преступления (взяточничество, ложный донос, дело о возврате или возмещении собственности и т. д.). Суд мог приговорить к смертной казни, конфискации имущества, объявить врагом народа, запретить хоронить изменника Родины, лишить гражданских прав и т. д. Обвиняемый, не дожидаясь вынесения приговора, мог избавить себя от наказания добровольным изгнанием. Некоторые категории уголовных дел рассматривались ареопагом, судом эфетов или коллегии 11.

Гелиэя, как наиболее демократический орган, была использована для борьбы с аристократией. Многие противники Афинского строя, в т. ч. члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, взяточничество, растраты. По реформе Эфиальта в 462 г. до н.э. политические функции ареопага были разделены между народным собранием, Советом 500 и судом присяжных. Ареопаг стал выполнять роль судебного органа.

Важным органом исполнительной власти являлась коллегия 10 стратегов. Ее члены избирались народным собранием путем открытого голосования, а не жеребьевкой. Разрешалось переизбрание на следующий срок. Это правило в первую очередь распространялось на военачальников. Лицо, претендующее на должность стратега, должно было иметь определенный имущественный ценз.

В ведении этого органа была казна, внешние сношения. Стратеги готовили для народного собрания проекты наиболее важных законов, но они не давали отчетов собранию. Они отвечали перед ним только за должностные преступления. Главное место принадлежало первому стратегу. С середины 5 в. роль этой коллегии в системе государственных учреждений резко возросла.

Возвышение коллегии стратегов означало уменьшение роли ареопага. Ареопаг стал судом по умышленным убийствам, тяжким телесным повреждениям и поджогам. Члены суда заседали ночью, во время процесса надевали на глаза повязки.

Из 9 членов Коллегии архонтов приоритет имели первые три: архонт эпоним, базилевс, полемарх. Первый архонт рассматривал жалобы афинских граждан и направлял их для рассмотрения по существу. Базилевс ведал культами и привлекал к ответственности за святотатство, следил за нравственностью жрецов. Полемарх следил за жертвоприношениями, устраивал поминки в честь павших воинов. Под его началом находились дела, субъектами преступлений которых были метеки (иностранцы). Фесмофеты (остальные архонты) определяли порядок рассмотрения дел в суде.

Дела разбойников, похитителей рабов, грабителей рассматривала Коллегия 11. Она избиралась Советом. В ее функции входили: надзор за тюрьмами, исполнение приговоров. Именно здесь совершалась пытка рабов, если они являлись свидетелями по делу.

Один из архонтов наблюдал за общественным порядком. Ему подчинялась полиция (Функции аналогичны современной.). На должности полицейских зачисляли метеков и рабов. Полицейская служба предоставлялась свободному афинянину настолько унизительной, что он предпочитал давать себя арестовать вооруженному рабу, лишь бы самому не заниматься таким позорным делом.

Политическое устройство Афин было самым передовым в странах Древнего мира. Свойствами ее демократии были: участие граждан в принятии законов, отправление правосудия, выборность, сменяемость и подотчетность должностных лиц, относительная простота управления, коллегиальность решения вопросов, отсутствие бюрократизма. Формула закона начиналась словами: "Совет и народ решили".

 

№21. Афинское право

Древнейшим источником афинского права являлся естественный обычай. Обычное право впервые было записано в 621 г. до н.э. при архонте Драконте. В начале VI в. до н.э. и позже одним из основных источников гражданского права было законодательство Солона. В V-IV в. до н.э. все большее значение приобретает закон, т. е. постановление народного собрания.

Вещное право. В Афинах сравнительно высокого уровня достигла частная собственность, хотя она и носила на себе следы своего происхождения из коллективной общинной собственности. В интересах общества в целом частная собственность ограничивалась. Это выражалось в том, что на собственников государством налагались значительные повинности. Практиковались частные конфискации имущества.

Энергично защищалась собственность на раба, который, как и везде, считался "говорящим орудием", не имевшим даже собственного имени, а только кличку.

О широкой свободе распоряжения собственностью и владением свидетельствует наличие разного вида сделок: договора товарищества, купли-продажи, найма, ссуды, займа, личного найма и подряда, поклажи и т. д. В одном из законов говорилось: "Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины".

Семейное право. Брак считался разновидностью договора купли-продажи, причем невеста рассматривалась как объект сделки. Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу. После отца господином женщины был муж. Женщина не могла от собственного имени заключать сделки. Застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его.

Разрешался брак между дядей и племянницей, братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. При наличии сыновей дочь не получала наследства. Власть домовладыки была весьма значительной. Отец при малейшей непочтительности к себе со стороны детей мог лишить их наследства.

Уголовное право. В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть. Дела об убийстве, как правило, возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были известны следующие виды преступлений:

Государственные преступления (государственная измена, оскорбление богов, обман народа, внесение в народное собрание противозаконных предложений, ложный донос по делам о политических преступлениях).

Преступления против личности. Помимо убийств, сюда следует отнести: причинение увечья, нанесение побоев, клевету, оскорбление.

Преступления против семьи (дурное обращение детей с престарелыми родителями, опекуна с сиротами, родственников с дочерьми-наследницами).

Имущественные преступления. При краже, если таковая совершалась ночью, преступника дозволялось убить на месте преступления.

В числе наказаний встречались:

смертная казнь;

продажа в рабство;

телесное наказание;

лишение свободы;

штрафы;

конфискация;

атимия, т. е. бесчестье (лишение некоторых, либо всех гражданских прав).

Афинское государство служило интересам рабовладельцев, которые эксплуатировали рабов и неимущих свободных. Основная масса афинских граждан попадала в зависимость от богатых, стала презирать физический труд, превращаться в нищих. Именно это явилось одной из главных причин гибели Афинского государства.

№22. Образование г-ва в Др. Риме. Реформы Сервия Туллия.

Самым крупным государством античного мира был Рим. В период наивысшего могущества подвластная ему территория простиралась от Британии на севере до Северной Африки на юге, от Пиренейского полуострова на западе, до Персидского залива на востоке. Сегодня на этой территории располагается около тридцати государств. Основой существования Рима становится эксплуатация рабов и мелких земледельцев. Именно здесь появляется уникальная система гражданского права, основой которого становится тщательно разработанный институт частной собственности.

История Древнего Рима насчитывает три основных периода:

I. Царский период- с средины VIII века до н.э. до установления республиканского строя в 509 году до н.э.

II. Республиканский период- с 509 года до н.э. по 27 год до н.э.

III. Имперский период- с 27 года до н.э. по 476 год. В свою очередь имперский период подразделяется на два под периода:

1. Принципат- с 27 года до н.э. по 284 год.

2. Доминат- с 284 года по 476 год.

 

Реформа Сервия Туллия

Следует отметить, что самой первой и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает шестому римскому рексу Сервию Туллию, правившему городом в середине VI в. до н. э. Реформой Сервия Туллия было произведено разделение патрициев и плебеев на пять разрядов, или классов, в зависимости от имущественного положения:

1) первый класс составили все те (как патриции, так и плебеи), имущество которых достигало 100 тыс. ассов. Из них образовали 80 центурий (сотен);

2) второй класс – с цензом в 75 тыс. ассов – получал 22 центурии;

3) третий класс – с цензом в 50 тыс. ассов – 20 центурий;

4) четвертый класс – с цензом в 25 тыс. ассов – 22 центурии;

5) пятый – с цензом в 11 тыс. ассов – 30 центурий.

Верховным органом Рима были центуриатные комиции, состоявшие из представителей пяти классов населения. Каждому из классов было присвоено определенное количество центурий (сотен). Каждая центурия имела один голос и, следовательно, выступала как единое целое. Первыми по установленному порядку голосовали всадники и 80 центурий первого класса. Если они выступали согласно, на том дело и кончалось: остальные центурии к голосованию не привлекались. Требуемое большинство голосов было налицо (98 от 193). Так достигался главный эффект: решающее влияние в делах государственного управления оставалось за богатыми. Следует знать, что за 100 тыс. ассов принимался нормальный римский земельный надел, равный приблизительно 5 гектарам пашни, приносивший около 5 тонн зерна. Но так как главное богатство должно было в ту пору состоять не столько в земле, сколько в скоте, за единицу измерения был избран общий эквивалент – бронзовый асе. И в том и в другом случае речь идет о достаточно крупном хозяйстве, особенно если учесть сравнительную скромность быта и запросов, свойственных Древнему Риму.

Реформой Сервия Туллия город Рим был разбит на четыре территориальных округатрибы. Начиная с 471 г. до н. э. собрания плебеев по трибам, так называемые трибутные собрания, получили право издавать постановления общего характера, обязательные для одних плебеев. Обязательными для всей римской общины, т. е. и для патрициев, постановления трибутных собраний сделались (по одной из версий) с принятием закона Валерия и Горация в 449 г. до н. э. Этими же консулами было проведено постановление, предоставлявшее плебею, обвиненному в преступлении, обращаться за защитой к народному собранию – центуриатным комициям (патриции обладали этим правом давно). В 444 г. до н. э. был представлен законопроект Канулея о допущении плебеев к консульской должности, высшей в государстве. Законопроект не прошел, но было принято компромиссное решение о допущении плебеев к замещению должности военных трибунов с консульской властью. В 445 г. до н. э. законом народного трибуна Канулея были разрешены браки между патрициями и плебеями, до этого времени строго запрещенные. Наконец, в 367 г. до н. э. после долгой и ожесточенной борьбы между патрициями и плебеями был принят закон Лициния и Секстия. Ими устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в собственности отдельных фамилий, – 125 га и максимальные пределы частного стада, пасущегося на общественном выгоне (100 голов крупного скота и 500 мелкого). Устанавливалось также, что одним из консулов Римской республики должен быть плебей. Как видно из сказанного, реформа Сервия Туллия еще далеко не уравняла патрициев с плебеями, не говоря уже о том, что число плебеев в центуриях первого класса не могло быть сколько-нибудь значительным.

 

№23. Общественный и государственный строй Рима в царский период.

Рим был основан на левом берегу реки Тибр в 754- 753 годах до н.э. В средине VIII века до н.э. происходят объединения двух общин латинской и сабинской. Рим был основан как территориальная община, основанный не на племенной общности, а на соседской. В конце VII века до н.э. на территорию Рима вторгаются племена этрусков. Племенная организация оставалась определяющей для Рима на весь ранний период прото-государства. Каждое племя триба делилось на десять общин курий, в свою очередь каждая курия, а она делилась на десять родов. Основной раннего Рима и государства был род. В род входили лица обладающие общим именем, происходившие от свободных родителей. Именно принадлежность к роду являлась вариантом статуса полноправного гражданина. Род являлся субъектом землепользования, наследником имущества сородичей. Род подразделялся на семьи. Римская патриархальная семья называлась фамилия, во главе которой стоял отец семейства. В ведении семьи находился дом, скот, домашнее имущество, оружие, небольшой земельный участок.

Роды объединялись в курию. Курия являлась вариантом народного собрания, где решались некоторые вопросы главным образом военные. Высшая единица социальной организации триба являлась уже ранним политическим объединением. Ее возглавлял совет старейшин родов. Объединение племенных организаций в территориальную общность сопровождалось формированием прото- государственной структуры. Такая структура возникла вокруг власти вождя Рекса.

Старейшие римские роды объединялись под названием «патриции». Из них выделяется родовая аристократия состоящая из глав наиболее богатых и знатных фамилий. В последствии именно эта знать стала называться патриции в узком смысле слова. Эта знать захватывает в свои руки значительную часть имущества распадавшейся родовой общины прежде всего землю, а также большую часть военной добычи.

Лица потерявшие родовые связи, а также пришлые племена попадают в положение клиентов, зависимых от патрициев. Они втягиваются в патрицианские семьи в качестве патриархально- зависимых лиц. Клиенты носили родовые имена своих покровителей патронов. Земельный надел клиент получал из рук патрона. Он был обязан прислуживать в доме патрона, сопровождать его в военных походах, обеспечивать некоторые платежи (н-р, при выкупе патрона из плена). В свою очередь патрон оказывал покровительство клиенту защищал его в суде.

Кроме клиентов в Риме существовал еще один слой неполноправных людей плебс. Плебеи считались свободными, однако, стояли за рамками общинной организации Рима. Они считались чужаками в римской общине и не имели прав общинников. Некоторые плебеи занимались ремеслом и торговлей, а некоторые отдавали себя под покровительство патрициев, становясь их клиентами. Плебеи привлекались к несению военной службы, однако, не участвовали в дележе военной добычи.

Нищую социальную категорию составляли рабы. Рабами являлись военно- пленные либо купленные, однако в рабство попадали путем долговой кабалы.

Таким образом в Риме в царский период выделяют следующие социальные группы:

1. Патриции.

2. Плебеи.

3. Клиенты.

4. Рабы.

 

№24 Гос. строй

Система государственного управления в царский период внешне сохраняла форму военной демократии, однако ее административные органы все больше начинают выполнять государственные функции. Во главе римской общины стоял царь Рекс, который являлся прежде всего военно- начальником, а также военным судьей и жрецом. Первоначально он избирался всем римским народом и вводился в должность путем инаугурации получая высшую власть- империю. При последних царях власть уже передавалась по наследству.

Рядом с царем стоял совет старейшин Сенат, который постепенно превращался в орган власти аристократической верхушки общества. Сенаторов было триста, по одному от каждого рода. Сенат вместе с царем утверждал или отклонял решение народного собрания. Народное собрание существовало в виде куриатных комиций, в компетенции которых были вопросы касавшиеся всего римского народа, а именно: принятие законов, объявление войн, избрание должностных лиц, важнейшие гражданские и уголовные дела, религиозные вопросы. Для голосования народ группировался по куриям. После голосования внутри курий она подавала на комициях один голос. Решением римского народа считалось то решение, за которое проголосовало большинство курий. Плебеи к политическому управлению не допускались.

Важнейшим шагом на пути формирования римского государства стали реформы проведенные в VI веке шестым царем Сервием Туллием. Он установил деление римского народа по территориальному и имущественному признакам. Была создана 21 территориальная триба, в результате чего внутри триб были объединены жители соседских и родовых общин патриции и плебеи. Это привело к ослаблению роли родовой знати. Население триб было обязано платить налог. Каждые четыре года стали проводится переписи граждан и их имущества. В результате чего все население включая патрициев и плебеев было разделено на шесть имущественных разрядов. Деление населения по имущественному цензу имело огромное политическое и военное значение. Прежде всего оно было использовано для новой организации вооруженных сил. Каждый разряд должен был выставлять определенное количество вооруженных центурий. Первый разряд выставлял 80 центурий, тяжело вооруженных пехотой, которая являлась ядром римской армии. Второй и третий разряды выставляли по 20 центурий- пехоты с облегченным вооружением. Четвертый и пятый разряд выставляли соответственно 20 и 30 центурий, легко вооруженных пехотой. Лица относившиеся к шестому разряду считались не пригодными к строевой службе, поэтому из них набирались пять центуриев, ремесленников и музыкантов. Наиболее богатые патриции и плебеи, имущество которых превышало цену имущество представителей первого разряда выставляли восемнадцать центурий- всадников.

После реформы вооруженные силы составили основу публичной власти в стране и окончательно перестали совпадать со всем римским народом. Политическим последствием реформы Сервия Туллия стало появление таких видов народных собраний как: центуриатные и трибутные комиции. Трибутные комиции занимались взиманием и распределением податей, а также набором войска. После провозглашения республики на них стали избирать должностных лиц- народных трибунов. После свержение власти этрусков центуриатные комиции становятся высшим органом власти. На них избирались все должностные лица государства, принимались или отвергались предложенные Сенатом законопроекты, объявлялись войны. Каждая центурия имела один голос. Из общего числа центурий (193) 98 составляли наиболее богатые граждане. Поэтому при обсуждении вопросов с начала голосовали всадники, а затем пехота первого разряда. Если их мнение составляло 98 голосов, то вопрос считался решенным окончательно и остальные центурии голосованию не привлекались. В 509 году до н.э. римляне свергли власть этрусков, изгнали последнего царя и провозгласили республику.

 

№25. Общественный и государственный строй Рима в период республики.

Для общественного строя республиканского Рима характерна смена двух социальных конфликтов. До 287 года до н.э. главный конфликт состоял в противостоянии патрициев и плебеев за уравнивание политических и гражданских прав. Позднее на первое место выходят противостояние свободных и рабов. Характеризуя борьбу плебеев необходимо помнить, что их требования сводились к следующему:

1. Доступ к землям общегосударственного фонда.

2. Отмена долговой кабалы.

3. Доступ ко всем государственным должностям.

Длившееся почти три века в политической борьбе плебеи добились выполнения своих требований.

В 3 веке до н.э. верхушка Патрициата и Плебса объединяются в одну социальную группу- нобили (переводится как лучшие). А римская государственность обогатилась двумя важнейшими политическими институтами: плебейский трибунал и плебисциты, т.е. собрание плебеев, имевших силу закона.

На рубеже третьего- второго веков до н.э. в римском обществе происходят важнейшие изменения, патриархальное рабство сменяется античным или классическим (в них нет отличия). Римское общество на всей своей территории приобретает рабовладельческий характер. Успешные войны Рима обеспечили приток на внутренний рынок дешевой рабочей силы. Было организованно рентабельное производство, что возможно только в случае безграничной эксплуатации рабов, лишение их всех человеческих прав, приравнивание их статуса к веще.

Таким образом в период республики основными сословиями являлись:

1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 3438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.38 (0.015 с.)