ТОП 10:

Восстание магов» и приход к власти Дария I. Реформы Дария I.



Сын Кира - Камбиз завоевал Египет, но умер при возвращении из похода. Последовал период смут и борьбы за власть, победителем из которой вышел Дарий, подавивший восстания в различных областях Персидского царства.

Дарий I провел реформы, направленные на укрепление центральной власти. Персидское царство населяли многочисленные народы, говорившие на разных языках, с различной культурой, религией, уровнем экономического и социального развития. Необходимо было создать эффективную структуру административного управления разноплеменным населением державы, обеспечив господствующее положение персов.

Дарий разделил страну на провинции - сатрапии и военные округа, отделив гражданскую власть от военной, представители которых должны были контролировать друг друга. Все высшие должности в управлении занимали персы. Каждая сатрапия платили подати в казну в соответствии со своими экономическими возможностями. Самые большие подати выплачивал Египет.

Особое внимание было уделено армии, основой которой были персы и родственные им мидяне, но к военной службе привлекались и представители других народов, населявших державу. Армия состояла из пехотинцев - лучников и всадников. -За свою службу воины получали земельные наделы. Особое положение занимала царская гвардия – корпус "бессмертных", состоящий из 10 тысяч лучших персидских воинов.

Персы постарались использовать военный опыт ассирийцев и других народов Древнего Востока. Действительно, персидская армия и созданный Дарием I флот обеспечивал господство персов над покоренными народами и безопасность границ персидской державы. Но когда Дарий I попытался в начале Y в.до н.э. завоевать Грецию, персидская армия не смогла одержать победу над военными силами греческих городов - государств, состоявших из свободных граждан.

В Персидской державе был достигнут высокий уровень экономического и культурного развития в то время, пока там сохранялась политическая стабильность. Но этот период оказался недолгим. На рубеже V - IV вв.до н.э. вновь вспыхнула борьба среди претендентов на власть, начались восстания, стали отпадать окраинные области Персидской державы, когда в 334 г.до н.э. Александр Македонский со своей армией вторгся в пределы Персидского царства, его царь не смог организовать сопротивления грекам и потерпел поражение. На месте Персидского царства возникла держава Александра Македонского.

 

Реформы Дария I

Восстания народных масс 522—521 гг. до н. э. показали непрочность Персидской державы. Учитывая их уроки, Дарий I осуществил важные административно-финансовые реформы, которые позволили создать устойчивую систему государственного управления и контроля над завоеванными странами, упорядочили сбор податей и увеличили контингента войск. В результате проведения этих реформ в жизнь была создана, по существу, новая административная система, в дальнейшем до конца господства персидских царей не претерпев-шая существенных изменений.

Около 519 г. до н. э. были предприняты реорганизация и унификация системы управления провинциями. Дарий I разделил государство на административно-податные округа, которые назывались сатрапиями. Как правило, »сатрапии по своим размерам превосходили провинции более ранних империй (например, Ассирии), в ряде случаев их границы совпадали со старыми государственными границами стран, входивших в состав Персидской державы (например, Египет).

Во главе новых административных округов стояли сатрапы (букв. «хранители царства»). Должность сатрапа существовала с начала возникновения Персидской державы, но при Кире, Камбизе и в первые годы царствования Дария I наместниками во многих странах являлись местные правители, как это было еще в Ассирийской и Мидийской империях. Реформы же Дария должны были сосредоточить руководящие должности в руках персов.

При Кире и Камбизе сатрап объединял гражданские и военные функции. При Дарии сатрапы стали только гражданскими наместниками и возглавляли администрацию своей области, осуществляли судебную власть, следили за хозяйственной жизнью страны и поступлением податей, обеспечивали безопасность в пределах границ своей сатрапии, контролировали местных чиновников и имели право чеканить серебряную монету. В мирное время в распоряжении сатрапов находилась лишь небольшая личная охрана. Армией руководили военачальники, независимые от сатрапов и подчинявшиеся непосредственно царю.

Однако при преемниках Дария I разграничение военных и гражданских функций не соблюдалось строго: некоторые сатрапы зависели от военачальников, другие осуществляли и военную власть, что стало обычным явлением в IV в. до н. э. Начиная со второй четверти V в. до н. э. иногда две или несколько сатрапий находились под властью одного правителя. Продолжительность службы сатрапа не была ограничена каким-либо определенным сроком. Титул сатрапа носили не только наместники больших административных округов, но и начальники более мелких областей, входивших в состав тех или иных сатрапий.

В обширные сатрапии включали и страны, которые пользовались автономией во внутренних делах. Как правило, это были отдаленные области, во внутренние дела которых персидская администрация редко вмешивалась, осуществляя управление ими с помощью местных царей (Кипр, финикийские города, Киликия и др.), князей и племенных вождей (арабы, колхи, эфиопы и др.).

В связи с осуществлением новых реформ в столице Персидской державы — Сузах — был создан большой центральный аппарат во главе с царской канцелярией. В Вавилоне, Экбатанах, Мемфисе и других городах имелись крупные государственные канцелярии с большим штатом писцов, занятых перепиской официальной корреспонденции.

Сатрапы и военачальники были тесно связаны с центральным управлением и находились под постоянным контролем царя и его чиновников, особенно тайной полиции («уши и око царя»). Верховный контроль над государством и надзор над всеми чиновниками был доверен «тысяченачальнику», который одновременно являлся начальником личной гвардии царя.

Сатрапская канцелярия копировала царскую, находившуюся в Сузах. Под начальством сатрапа было множество чиновников и писцов, в том числе начальник канцелярии, начальник сокровищницы, принимавший государственные подати, глашатаи, которые сообщали официальные распоряжения, счетоводы, судебные следо-

ватели, писцы и т. д. Уже при Кире II государственные канцелярии в западной части Персидской державы пользовались арамейским языком, а позже, когда Дарий провел свои административные реформы, этот язык стал официальным и в восточных сатрапиях.

Кроме общего для всего государства арамейского языка в различных странах для составления официальных документов писцы пользовались также и местными языками. Например, в Египте администрация была двуязычна и наряду с арамейским применялся также позднеегипетский язык (язык демотических документов). В столице собственно Персии — Персеполе — для административных нужд наряду с арамейским широко пользовались и эламским языком, пока во второй половине V в. до н. э. последний не был окончательно вытеснен арамейским.

Персы занимали в государственном аппарате особое положение, в их руках были сосредоточены важнейшие военные и гражданские должности не только в самой Персии, но и в других странах. После реформ Дария персы появились даже в провинциальных учреждениях покоренных стран в качестве судей. Вместе с тем персидская администрация широко прибегала к помощи представителей других народов. В Вавилонии, Египте, Малой Азии и других областях судьями, градоначальниками, управляющими государственными арсеналами, начальниками царских строительных работ обычно были вавилоняне, египтяне, иудеи, арамеи, эламиты, греки и т. д. с их многовековым техническим и административным опытом. Судя по именам собственным лиц административного персонала в царском хозяйстве Персеполя, счетоводами работали эламиты, а надсмотрщиками и заведующими сокровищницей — персы.

Социально-экономический уклад Персидской державы отличался большим разнообразием. В Малой Азии, Эламе, Вавилонии, Сирии, Финикии и Египте задолго до возникновения Персидской державы имелись свои государственные институты. Наряду с этими экономически развитыми странами в составе державы были кочевые арабские, скифские и другие племена, находившиеся на стадии разложения родового строя. Поэтому в Персидской державе су-шествовали самые различные правовые системы и институты.

В царствование Дария I велась интенсивная работа по кодификации законов покоренных стран и народов (например, Египта), а также изучались древние законы, особенно свод Хаммурапи. Действующие в различных странах законы были приведены к единообразию, а в необходимых случаях изменены в соответствии с политикой царя.

Персы имели свое обычное право, позже ставшее основой законов царя, упоминающихся греческими авторами. Царь мог устанавливать новые законы и назначать судей для разбора наиболее важных дел. В правовой жизни персов большую роль играли семь знатных родов, представители которых входили в царский совет.

При Кире и Камбизе еще не было твердой системы податей, основанной на учете экономических возможностей стран, входивших в Персидскую державу. Подвластные народы доставляли подарки или же платили подати, которые, по крайней мере частично, вносились натурой.

Около 519 г. до н. э. Дарий I ввел новую систему государственных податей. Все сатрапии обязаны были платить строго зафиксированные для них денежные подати, установленные с учетом обрабатываемой земли и степени ее плодородия.

Персы — господствующий народ — не платили денежных налогов, но не были освобождены от натуральных поставок. Остальные народы, в том числе и жители автономных территорий (например, финикий-цы, киликийцы и др.), платили в год в общей сложности около 7740 вавилонских талантов (около 232 т) серебра. Большая часть этой суммы уплачивалась народами наиболее экономически развитых стран: Малой Азии, Вавилонии, Сирии, Финикии и Египта.

Хотя система подарков сохранилась, последние отнюдь не носили добровольного характера. Размер подарков был установлен, но в отличие от податей они уплачивались натурой. Подарки доставлялись только народами, жившими на границах империи (колхи, эфиопы, арабы и т. д.).

Суммы податей, установленные при Дарии I, оставались неизменными до конца существования Персидской державы, несмотря на значительные экономические изменения в подвластных персам странах. На положении налогоплательщиков отрицательно сказывалось и то, что для уплаты денежных податей приходилось занимать деньги у ростовщиков под залог недвижимого имущества или членов семьи. Документы из Вавилонии показывают, что многие жители этой сатрапии закладывали свои поля и сады, чтобы достать серебро для уплаты подати царю. Нередко они не в состоянии были выкупить их и становились батраками, а иногда вынуждены были отдавать своих детей в долговое рабство. В Египте в персидский период подати были настолько тяжелы, что земледельцы бежали в города, но номархи насильственно возвращали их обратно.

Развитие товарно-денежных отношений требовало и монетной реформы. После 517 г. до н. э. Дарий I ввел единую для всей империи монетную единицу, основу персидской денежной системы, — золотой дарик весом 8,4 г. Чеканка золотой монеты была привилегией персидского царя. Благодаря малой доли примеси (всего 3 %) дарик в течение нескольких веков занимал положение основной золотой монеты в торговом мире.

Обычным средством обмена служил серебряный сикль весом в 5,6 г, равный по своей стоимости 1/20 дарика и чеканившийся главным образом в малоазийских сатрапиях. Как на дарике, так и на сиклях имелось изображение персидского царя.

Серебряные монеты для расплаты с наемниками во время военных походов чеканили персидские сатрапы в своих резиденциях и в греческих городах Малой Азии, а также автономные города и зависимые цари. В частности, финикийские города чека-нили городские и царские монеты.

Однако монеты персидской чеканки мало использовались вне Малой Азии и даже в финикийско-палестинском мире играли незначительную роль. В VI—V вв. до н. э. во многих странах Персидской империи в денежном обращении в основном находились греческие серебряные монеты, распространенные в странах не только Эгейского бассейна, но и всего Восточного Средиземноморья от Сицилии до Египта.

До завоеваний Александра Македонского монеты почти не использовались в странах, далеких от берегов Средиземного моря. Например, в Вавилонии чеканная монета еще не циркулировала в широких масштабах и употреблялась преимущественно для торговли с греческими городами. Приблизительно такое же положение было и в Египте ахеменидского времени, где серебро при уплате взвешивали, а также в самой Персии, где работники царского хозяйства и государственные чиновники получали плату нечеканенным серебром.

Драгоценный металл, принадлежавший государству, подлежал чеканке только по усмотрению царя, и большая его часть ос-

тавалась в слитках. Деньги, поступавшие в качестве государственных податей, в течение многих десятилетий откладывались в царских сокровищницах и таким образом были изъяты из обращения; только небольшая их часть поступала обратно в качестве жалованья наемникам, а также на содержание двора и администрации. Поэтому для торговли не хватало чеканной монеты и даже драгоценных металлов в слитках. Это наносило ущерб товарно-денежному обращению, принуждало к сохранению натурального хозяйства или заставляло прибегать к прямому обмену товарами.

Могущество Персидской державы в значительной мере зависело от армии, ядро которой составляли персы и мидийцы. Они начинали служить, по-видимому, с 20 лет. В войнах персидских царей большую роль играли и восточные иранцы. В частности, сакские племена Средней Азии поставляли для Ахеменидов значительное количество привычных к постоянной военной жизни конных лучников. Высшие должности в гарнизонах, на основных стратегических пунктах, крепостях и т. д. обычно находились в руках персов.

Армия состояла из конницы и пехоты. Кавалерия набиралась из знати, а пехота — из земледельцев. Комбинированные действия этих двух родов войск обеспечили персам победы во многих войнах. Главным оружием персидской армии был лук. Вооружение всадника состояло из железного панциря, бронзового щита и двух железных копий.

Начиная с V в. до н. э., когда классовое расслоение привело к ухудшению положения земледельческого населения в Персии, что в свою очередь вызвало падение значимости персидской пехоты, ее постепенно стали заменять технически прекрасно вооруженными греческими наемниками.

Костяком армии являлись 10 тыс. «бессмертных» воинов, первая тысяча которых состояла исключительно из представителей персидской знати и являлась личной охраной царя. Остальные полки «бессмертных» набирались из представителей различных иранских племен, а также эламитов.

В завоеванных странах были размещены войска для предотвращения восстаний. Состав этих войск был пестрым, но в них обычно отсутствовали жители данной области. Например, в Египте персидские цари держали армию в 10—12 тыс. человек. Приблизительно такое же количество воинов насчитывали гарнизонные войска в Вавилонии.

На границах государства персидские цари сажали воинов, наделив их земельными участками. Из военных гарнизонов такого типа лучше других известна военная колония на острове Элефантина, созданная для несения сторожевой и военной службы на границах Египта с Нубией. В элефантинском гарнизоне находились персы, мидийцы, греки, карийцы, хорезмийцы и т. д., но основную его часть составляли иудейские поселенцы, служившие там еще при египетских фараонах. Военные поселенцы жили на Элефантине вместе с семьями. Войско делилось на подразделения по 100 человек в каждом, называвшиеся по имени своих командиров. Во главе подразделений стояли персы и вавилоняне.

Лица, находившиеся на непосредственной военной службе, ежемесячно получали плату натурой (зерном, мясом и т. д.). Те, кто был в отставке, жили с небольших наделов земли, освобожденных от уплаты податей, а также занимались торговлей и различными ремеслами. Сначала наделы этих колонистов, по-видимому, нельзя было отчуждать, но с течением времени их стали продавать и дарить, поэтому порой даже женщины становились их владельцами.

Во время важнейших военных походов все народы Персидской державы обязаны были выделять определенное количество воинов в персидское войско. При Дарии I персы начинают играть господствующую роль и на море. Морские войны велись персидскими царями с помощью кораблей финикийцев, киприотов, жителей островов Эгейского моря, а также египетского флота. В качестве матросов использовались также саки и персы. Часто руководящие посты на флоте занимали египтяне.

В царствование Дария I Персидская держава достигла расцвета. Упрочив свою власть и завершив реформы, он приступил к расширению владений. Около 517 г. до н. э. персы покорили северо-западную часть Индии. Одновременно продолжались завоевания в бассейне Эгейского моря, где на острове Самос существовало довольно крупное государство. Оно было покорено персами в 517 г. до н. э. В следующем году Дарий I собрал большой флот и направился к берегам Черного моря. Различные племена и греческие города, расположенные у южного побережья Черного моря, подчинились персам, не оказав сопротивления. Затем персидская армия направилась в поход против скифов, которые жили к северу от Черного моря. Скифы не решились вступить в открытую борьбу с огромным войском Дария и прибегли к тактике выжженной земли. Они отступали, угоняя с собой скот, уничтожая траву и засыпая источники воды землей. При этом скифская конница постоянно нападала на отдельные отряды персидской пехоты и истребляла их. Долгое преследование скифов в глубине их территории истощило армию Дария, и он решил отступить.

Скифский поход Дария состоялся около 514 г. до н. э. К тому времени границы Персидской державы простирались от Инда на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до первого нильского порога на юге.

25. Древние государства Средиземноморья. Особенности историко-культурного развития. Сирия. Финикия. Палестина.

Природа. Крупных речных артерий здесь не было, реки Иордан в Палестине, Оронт в Сирии и Финикии. Примитивные ирригационные сооружения не могли способствовать объединению различных областей. Горные хребты (Ливан, Антиливан и др.) также способствовали разобщению и изоляции. Степные и пустынные - место обитания скотоводческих племен. Замедленные темпы исторического развития региона.

Но (!) обилие ценных сырьевых ресурсов: медь, железо, леса (ливанский кедр). Привлекает могущественные государства Месопотамии и Египта (торговые и военные экспедиции).

Население: первоначально потомки носителей местного мезолита. С конца IV тыс. до н. э. - волны семитских племен (ханаанеи, эламиты, сутии-амореи и др). В середине III и второй четверти II также хурритские племена. Наконец, группа эгейско-анатолийских «народов моря» в начале XII в. до н. э.

Источники и историография. Письменные: а) Древнюю историю освещают как источники соседних стран (Египта, хеттские документы, ассирийские), так и местные источники. Особенно важна Библия. Большое значение имеют документы из Рас-Шамры (древнего Угарита), в том числе написанные местной системой письма. Несколько тысяч клинописных табличек, написанных северошумерской письменностью на одном из древнесемитских языков.

б) Материальная культура: целые археологические комплексы в Иери­хоне, в Мегиддо, в Гезере, Лахише. Многочисленные находки в Финикии и Сирии — в Библе, Тире, Сидоне (совр. Сайде) и близ Дамаска, близ города Акко (датируемые XIV—XIII до н. э.).

в) Памятники древнееврейской литературы, входящие в состав Библии.

Для становления библеистики надо освободиться от веры. Первый научномый разбор сделал в XVII в. Б. Спиноза. Библейская критика в XVIII и XIX вв. сделала большие успехи в выделении различных слоев произведений, вошедших в Ветхий Завет, в определении их относительной и абсолютной хронологии. Впоследствии отказались от излишне критического подхода.

В конце XIX в. появляются результаты раскопок в «библейских странах». Доказательства (или опровержения) достоверности библейских повествований. Ставится проблема о месте древнееврейской литературы в истории Ближнего Востока.

Серьезное археологическое изучение началось немногим более 100 лет назад (семитолог Э. Ренана). Найден древний сиро-финикийский город Угарит, исследуется Алалах, экспедиция в Эбле.

Культура Иерихона. Земледельцы и скотоводы (VIII—TV тысячелетия до н. э.). Ранний переход к земледелию.

В VIII—VII тысячелетиях до н. э. в Восточном Средиземноморье складывается одна из древнейших в мире культур оседлых земледельцев и скотоводов - Иерихон. Ячмень и два сорта пшеницы, козы; приручили кошку.

Население в небольших поселках из глинобитных домов или из бутового камня для надежной обороны.

В VI—IV тыс. до н. э. дальнейшее развитие оседло-земледельческой культуры. чечевица, овца, свинья и крупный рогатый скот. Используются глиняные сосуды. Влияние со стороны высокоразвитых соседей. Внедрение медных изделий.

Сходные изменения происходят и в Палестине. Внутренние стены глинобитных домов нередко покрывались росписью. Распространяется металлургия. Выплавка меди.

Есть свидетельства о накоплении богатств некоторыми членами общины.

2. Ранние государственные образования в III—II тысячелетиях до н. э.

В конце IV тысячелетия до н. э. восточные семиты (будущие аккадцы) проникают на Средний Евфрат, а какая-то другая группа (ханаанеев) расселяется в Сирии. Заметен резкий прогресс в ремесле, металлургии, (Раннебронзовый период). Изменения в земледелии (оливковое дерево и виноград). В III тысячелетии до н. э. появляется террасное земледелие. Сухопутная и морская торговля.

В конце IV тысячелетия до н. э. первые протогородские центры (археологический слой Библ IV).

В начале III тысячелетия до н. э. ханаанеи расселяются из Сирии в Палестину и переходят к оседлости и урбанизованному образу жизни, возводят основные города будущей Финикии: Библ, Тир и др. (ок. XXIX—XXVIII вв. до н. э.).

В прибрежных городах интенсивно шла социальная дифференциация и складывались классы.

Аналогичные процессы в Северной Сирии: уже в конце IV тысячелетия возникло протогородское поселение Эблы. К середине III тысячелетия до н. э. оно превращается в крупный городской центр с развитыми ремесленной и торговой деятельностью.

Около 2225 г. до н. э. один из преемников Саргона Нарам-Суэн захватывает Эблу. К 2000 г. до н.э. наблюдается новый подъем,

Эбла – это город-государство с развитой административной системой управления. Во главе - царь, возможно, осуществлявший некоторые сакральные обязанности. При нем имелись советники, ведавшие различными отраслями хозяйства. Упоминаются рабы, вероятно, это были военнопленные.

Культура. На основе местных традиций использовала уже готовые нормы и эталоны шумерской цивилизации. Отчетливо проступают связи с Месо­потамией в архитектуре и в мозаичных фризах, украшавших стены дворцов.

Страны региона в конце III — первой половине II тысячелетия до н. э. Ок. XXII в. до н. э., после падения аккадской державы, нагорье Джебель-Бишри заняли семитские кочевники — сутии («марту» или «амореи»). Во второй половине XXI в. до н. э. они огнем и мечом проходят по всей Сирии-Палестине и плотно заселяют северную часть региона. С этого момента начинается так называемый Среднебронзовый период истории Восточного Средиземноморья. Племенные княжества и города-государства, отличаются невысоким уровнем развития и преобладанием кочевников. Скоро они и большая часть Палестины подпадают под владычество среднеегипетского государства.

В конце XIX в. до н. э. одна из племенных групп сирийских амореев сделала попытку создать крупное государство, известное под названием Ямхад.

В конце XVIII в. до н. э. племена хурритов заселили Сирию и Южную Палестину.

На Синае и в Южной Палестине возникло так называемое гиксосское объединение. В XVII в. до н. э., они без труда завоевали Нижний Египет и утвердили свою столицу в Восточной Дельте.

Позднебронзовая эпоха в Восточном Средиземноморье. В конце XVII — начале XVI в. до н. э. Северную Сирию контролировали хетты, а к концу XVI в. она подчинялась Митанни. Палестина и Южная Сирия с изгнанием гиксосов из Египта и падением Шарухена перешли под власть египетского фараона Яхмоса I (гиксосское объединение немедленно распалось, но его племенное ядро сохранялось на Синае вплоть до I тысячелетия до н. э.). Т. о., к концу XVI в. до н. э. Восточное Средиземноморье оказалось поделено между Египтом и Митанни.

Перемены в металлургии и других ремеслах (пурпурная краска).

Первое столетие Позднебронзового периода оказалось занято почти непрерывной борьбой между Египтом и Митанни за контроль над регионом. С середины XV в. до н. э. на владения претендуют хетты.

На конец XV — начало XII в. до н. э падает расцвет Угаритского царства. Все свободное население страны делилось на три сословия: 1) «сыны страны Угарит» — земледельцы-общинники; 2) «царские рабы» — приближенные царя, получавшие от него земельные наделы, 3) «рабы царских рабов» —лица, не имевшие своей земли и сидевшие на землях служилой знати. На царской службе находились также купцы и откупщики.

Наряду с такими рабами имелись и настоящие рабы. Однако крупных завоевательных войн маленькое Угаритское го­сударство не вело, и о рабах-военнопленных сведений пока нет. Основным источником рабства здесь были купля-продажа и долго­вая кабала.

В начале XII в. до н. э. Восточное Средиземноморье подвергается нашествиям эгейско-анатолийских народов.

3. Финикия и Сирия в начале I тысячелетия до н. э.

Дамасское царство

Оправились от нашествия «народов моря» уже в XII в. до н. э. Ок. 1100 г. до н. э. молодежь Тира основала крупный город Утику в Северной Африке, примерно в то же время создается тирская колония в Испании — Гадир (Гадес, совр. Кадис), а затем финикийцы появляются на западе Сицилии, на Сардинии, Мальте и Балеарских островах. Образуют Тиро-Сидонское царство - монополист международной торговли в масштабах всего Средиземноморья. Наивысшего расцвета оно достигло при царе Ахираме (Хираме, 969—936 гг. до н. э.). На востоке Ахирам дипломатическим путем приобрел часть Палестины.

Цари стремились к установлению деспотического правления, что вызывало противодействие в среде крупных купцов и рабовладельцев.

Торговля у финикийцев шла рука об руку с пиратством. Нет сведений и о рабах-должниках. Зато купля-продажа чужеземцев и незаконное порабо­щение доверчивых людей, которых финикийцам удавалось заманить на свои корабли, практиковались весьма охотно.

Около 1000 г. происходит бурная арамейская ассимиляция аморейско-хурритского населения. Вскоре арамейский распространился в качестве второго разговорного языка. Во второй половине IX в. до н. э. на некоторое время все Восточное Средиземноморье оказалось под властью Дамаска. Дамаск был в конце IX в. до н. э. взят и разграблен ассирийским царем Адад-нерари III.

4. Палестина в I тысячелетии до н. э. Израильско-Иудейское царство. В XII в. до н. э. Израиль окончательно сформировался на территории Палестины как союз двенадцати племен. Выборные вожди — «шофеты» («судьи») являлись верховными жрецами, командовали племенными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы.

В начале XI в. до н. э. в Палестине установилась военная гегемония филистимлян.

Царь Давид (ок. 1000— 965 г. до н. э.), проводит политику создания централизованной монархии. Образован центральный гос. аппарат. При царе была создана лично ему преданная гвардия из наемников-чужеземцев — критян и филистимлян. Проводится всеобщая перепись населения в целях податного обложения. Внешняя политика Давида была довольно удачной.

Его младший сын Соломон (ок. 965—928 гг. до н. э.). был властолю­бивым и тщеславным монархом, унаследо­вавшим деспотические замашки своего отца. Много внимания строительной деятельности.

К концу царствования Соломона внешнеполитические положение его государства осложнилось.

Ослаблением и раздроблением страны воспользовался Египет. Фараон Шешонк около 925 г. до н. э. совершил опустоши­тельный поход в Палестину, разорив и Израильское царство.

Социально-экономические отношения и социальный кризис в Израиле и Иудее. В первой половине I тысячелетия до н. э. бурно развивались частновладельческие отношения и частная эксплуатация. Четыре сословия: 1) светская аристократия (вельможи и князья); 2) духовная аристократия (жрецы и профессиональные пророки); 3) так называемый народ земли - основная масса свободного населения. Они владели общинными наделами и обязаны были служить в ополчении и платить налоги; 4) чужеземцы (пришельцы и поселен-цы), ограниченные в правах. На самой низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. К рабам приближались по положению кабальные должники и дети свободного от рабыни.

5. Восточное Средиземноморье под властью Ассирии, Вавилонии и Персии. Враждующие между собой небольшие государственные образования Восточного Средиземноморья в VIII—VI вв. до н. э. оказываются в центре внимания крупных держав, ведущих борьбу за политическое господство в Передней Азии.

В середине VIII в. до н. э. в Северную Сирию начали проникать урарты, но против них выступила Ассирия, усилившаяся при Тиглатпаласаре III. Дамасское и Израиль­ское царства, забыв прежнюю вражду, объ­единились против него, но борьба оказалась им не под силу. Оба государства подверглись сокрушительному разгрому (в 732 и 722 гг. до н. э.), и большая часть населения была уведена в плен. В центральной части Пале­стины были поселены вавилонские колони­сты (так называемые самаритяне).'

Тиро-Сидонское царство пыталось из­бежать столкновения с Ассирией. Царь Ти­ра уплатил Тиглатпаласару III огромную Дань в 150 талантов золота. Но даже для богатого Тира финансовые претензии асси­рийских завоевателей оказались нетерпи­мыми, и его жители решились на отчаянную борьбу. Пять лет (725—720 гг. до н^ э.) отсиживались они на своем скалистом ост­ровке, страдая от жажды, но все-таки нано­сили удары превосходящим военно-морс­ким силам противника, использовавшего против них корабли соседних приморских городов. На время ассирийцы оставили Тир в покое, однако в 701 г. до н. э. вновь напали на него. Не трогая островной части, они захватили все владения Тира на материке.

6. КУЛЬТУРА. АЛФАВИТ

Древнейшие израильтяне не имели ни своего строительного, ни изобразительного искусства, от эпоса сохранились лишь отрывки, а письменной литературе, заслуживающей интереса во многих отношениях, еще предстояло возникнуть. Но от ханаанеев осталось немаловажное наследие, однако были у них распространены и архаические обычаи.

Каждая ханаанейско-аморейская община имела своих божеств-покровителей, чаще всего бога с супругой и сыном; они нередко, как уже упоминалось, обозначались именами нарицательными, а различались между собой названиями места поклонения им.

В области искусств ханаанеи тоже несколько отставали от прочих цивилизаций Ближнего Востока. Если в III - начале II тысячелетия до х.э. ханаанейско-аморейская архитектура повторяет на севере месопотамскую, а на юге и в Финикии египетскую, то во II тысячелетии до х.э. развивается большое и оригинальное крепостное и храмовое строительство по всему Восточному Средиземноморью.

Скульптура (изображения богов, редко - царей) находилась в доизраильский период на той стадии, когда изображенному пытаются придать грозный, сверхчеловеческий, страшный вид.

От ханаанейско-аморейской литературы II тысячелетия до х.э. дошло очень мало.

В целом, однако, самым важным достижением ханаанейско-аморейской цивилизации явилось алфавитное письмо. В Восточном Средиземноморье долгое время пользовались либо египетским языком и письмом, либо ломаным аккадским языком и клинописью. Но в течение II тысячелетия до х.э. появляется в Библе особое слоговое линейное письмо, условно называемое "протобиблским".







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.033 с.)